Литературная гостиная
методическая разработка (7,8,9,10,11 класс) на тему

Валентина Сергеевна Шугова

Литературная гостиная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Души моей высокие порывы»

Литературная гостиная.

Цель: Расширение и закрепление знаний о русской поэзии, любовной лирике и прозе полученных на уроках литературе. Воспитание эстетического отношения к жизни, формирование навыка публичного чтения и сочинительства.

Любовь не только возвышает.

Любовь порой и разрушает.

Ломая судьбы и сердца…

       В своих желаниях прекрасна,

                                         Она бывает так опасна,

                                         Как взрыв.

Как девять грамм свинца.

А. Деметьев.

Сцена затемнена, звучит тихая мелодия романса «Под лаской плюшевого пледа» М. Цветаевой.  По одной на сцене зажигаются свечи, мы видим гостиную оформленную в стиле 19 века. Стоит журнальный столик, стулья, висят старинные портреты. Свечи стоят в резных подсвечниках. В гостиной девушки, одна (мечтательно и грустно) читает маленький томик стихов, другие раскладывают пасьянс. Музыка постепенно стихает.

1ая девушка: Ах, как хорошо за окном, так красиво! Как писал поэт.

   Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

                 Весь день стоит как бы хрустальный,

                                      И лучезарны вечера…

               Где бодрый серп гулял и падал колос,

              Теперь уж пусто все – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос.

блестит на праздной борозде.

2ая девушка: Красивые стихи, а чьи они?

1ая девушка:  (зрителям) Федор Тютчев!

3я девушка: А что ты читаешь? Такая грустная и задумчивая.

 

1ая девушка: А вы что не знаете? Все уже знают, что наша Натали влюбилась!

2ая девушка: С чего вы взяли, вовсе нет!

1ая девушка: Как же нет, стихи ты, чьи читаешь? Кто автор?

2ая девушка: А что, если я читаю Пушкина, то значит,  влюбилась?

 3я девушка: Ну, конечно же, необязательно! Александр Сергеевич писал не только о любви. Вот, например это:

       Виват наш дружеский союз!

Виват, виват, студенты!

   Не надобно питомцу муз

Ни золото, ни ленты…

Это Александр Сергеевич писал в свои лицейские годы. И вот из этого же времени:

Здравствуй, племя

             Младое, незнакомое! Не я

                   Увижу твой могучий поздний

                                                                                   возраст.

            Когда перерастешь моих

                                                                           знакомцев

                    И старую главу их заслонишь

 От глаз прохожего.

2ая девушка: Но мне у него больше всего вот это нравиться (фоном звучит музыка                                                       )

        Вянет, вянет лето красно;

Улетают ясны дни;

        Стелется туман ненастный

       Ночи в дремлющей тени;

   Опустели злачны нивы;

   Хладен ручеек игривый;

Лес кудрявый поседел;

      Свод небесный побледнел.

        Свет – Наташа, где ты ныне?

Что никто тебя не зрит?

     Иль не хочешь час единый

С другом сердца разделить?

Ни над озером волнистым,

      Ни под кровом лип душистых

Ранней, позднею порой

Не встречаюсь я с тобой.

Скоро – скоро холод зимний

Рощу, поле посетит,

Огонек в лачужке дымной

Скоро ярко заблестит;

Не увижу я прелестной

И как чижик в клетке тесной,

Дома буду горевать

И Наташу вспоминать.

1ая девушка: А вы разве не заметили, что в гостиной мы не одни! Сколько гостей в зале. Увлеклись мы стихами. А среди гостей наверняка есть любители и ценители поэзии. Возможно, кто ни будь,  пришел со своими любимыми стихами? (Из зрителей желающие читают свои любимые стихи).

2ая девушка: Спасибо вам большое! А теперь немного проверим ваши знания. Предлагаем вам литературную Викторину.

Викторина.

1. Николай Васильевич Гоголь. Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю А.С. Пушкиным? («Ревизор», «Мертвые души»)

2. Какое произведение Гоголя напоминает вам картину И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? («Тарас Бульба»)

3. На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу «Черевички» П. И. Чайковский? («Ночь перед Рождеством»).

4. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?  («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).

5. Иван Сергеевич Тургенев. Какое стихотворение Тургенева стало уже в то время широко известно (даже без имени автора) как песня и как романс?  («В дороге», «Утро туманное, утро седое…» )

6. Федор Иванович Тютчев. Из какого произведения эти строки:

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом

(«Весенняя гроза»)

7. Какое стихотворение Тютчева стало популярным романсом? («Я встретил вас – и все былое…»)

8. Александр Иванович Куприн. Назовите рассказы Куприна посвященные животным?  («Белый пудель», «Слон», «Ральф», «Ю-ю», «Завирайка»)

 

9. Какой рассказ Куприна носит название драгоценного камня? («Гранатовый браслет»)

10. Иван Алексеевич Бунин. Имя главной героини рассказа «Легкое дыхание»? (Оля Мещерская).

3я девушка: Молодцы! А что если нам самим сочинить стихотворение?

1ая девушка: Да ты что, думаешь это так просто?!

3я девушка: А мы нашим гостям поможем, мы им сразу первое четверостишие придумаем! И все вместе сочиним.

2ая девушка: А что, мне кажется, будет очень интересно! Только надо выбрать тему.

1ая девушка: Давайте о природе, о поздней осени!!!

А вот первое четверостишие:

Желтый лист осенний,

Словно бархатный ковер.

Все деревья он окутал

Им уютно в нем!

(Зрители  в слух по строчкам, или по четверостишиям придумывают стихотворение, затем его зачитывают ведущие)

2ая девушка: Получилось не плохо, и нашему стихотворению можно посвятить стихотворение Бальмонта:

Да я влюблен в свой стих державный.

В свой стих изысканно простой.

И льется он волною плавной

В пустыне чахлой и пустой.

Я облеку, как ночи - в ризы,

Свои загадки и грехи,

Мои волшебные капризы,

Мои ажурные стихи.

3я девушка: Я думаю, что этими прекрасными стихами мы можем закончить нашу встречу в сегодняшней литературной гостиной.

1ая девушка:  Вечер был прекрасен и интересен. До встречи в наших новых литературных гостиных.

конец

 

Желтый лист осенний,

Словно бархатный ковер.

Все деревья он окутал

Им уютно в нем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...