"Ах, да масленица!" (внеклассное мероприятие)
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме
Сценарий разработан в соавторстве с учителем ОПК Бузоверовой Н.А. (Презентация сокращена, так как превышала 3 мб).
Цель: пробуждать интерес школьников с ОВЗ к истории христианства.
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре;
- совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие творческих способностей;
- активизация творческих фантазий и воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ah_da_maslenica.rar | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Полтавская школа-интернат VIII вида»
Внеклассное мероприятие
«Ах, да Масленица!»
Авторы методической разработки:
Полыгалова Галина Валентиновна-
учитель музыки,
Бузоверова Надежда Алексеевна –
учитель ОПК
2012 год
Цель: пробуждать интерес школьников к истории христианства.
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре;
- совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
Развивающие задачи:
- развитие творческих способностей;
- активизация творческих фантазий и воображения.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, магнитола.
Оформление: праздничный стол, на доске – название праздника.
Ход праздника:
Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! (Слайд 1)
Ведущий 2: Мира вам да радости!
Ведущий 1: (Слайд 2)Посмотрите, ребята, на эту картину! (Показ картины Б.Кустодиева «Масленица»). Скажите, что здесь изображено? (Зима, праздник, люди катаются на лошадях, на санках, веселятся…)
Правильно, люди веселятся – праздник наступил. А праздник этот называется Масленица.
Ведущий 2: Масленица – истинно русский праздник, известный ещё с языческих времен. Масленица – это гимн солнцу, символом которого являются круглые и румяные блины. Это радость шумных гуляний и весёлых пиров. Это встреча долгожданной весны.
Ведущий 1: Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щёками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.
Ведущий 2: (Слайд 3) Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною, тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой. Неизвестно, что за тридцать братьев и сорок бабушек, но то, что масленица была разгульным праздником, это факт.
Ведущий 1: Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом:
…есть до икоты,
пить до перхоты,
петь до насады,
плясать до упаду.
Ведущий 2: Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились ещё с субботы предшествующей недели. Хозяйка начинала печь заранее блины, потому что блин – символ Солнца, счастливых браков, хороших детей. Затем посылала мальчика «встречать масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону –
И пахать пойду!
Ведущий 1: Для празднования масленицы мастерили куклу Масленицу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжественно, с песнями возили по деревне.
Ведущий 2: (Слайд 4) По народным традициям Масленицу праздновали целую неделю. В этом году масленичная неделя с 20 февраля по 26 февраля. Давайте мы с вами вместе пролистаем масленичный календарь!
Ведущий 1: (Слайд 5) Понедельник – Встреча.
На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы – широкой боярыне. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами ходили к сватам в гости. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаган для скоморохов, столы со сладостями.
(Исполнение хоровода «Масленица»).
Масленица
(муз. Петра Николаева, сл. Натальи Михайловой)
1.Ой да разгулялась зима,
Загостилась в нашем доме.
Ой да мы проводим зиму,
Отпустив ее на волю.
2.Ой да маслена Маслена,
С пирогами и блинами,
Ой да на шесте, на троне
Веселится вместе с нами.
3.Ой да с ней сгорят в огнище
Наши беды и невзгоды.
Ой да скоро в поле чистом
Поведем мы хороводы.
4.Ой да скоро птичьи стаи
В небе крыльями замашут,
Ой да скоро снег растает.
Как мы рады весне нашей!
Ведущий 2: (Слайд 6) Вторник – Заигрыши.
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости – покататься на горах, поесть блинов. Здесь молодцы высматривали невест и демонстрировали свою ловкость и умения. Давайте и мы поиграем.
( Игра «Смотай веревку»).
Двум игрокам на пояс привязывают веревку длиной 3-4 метра. По команде ведущего игроки начинают поворачиваться вокруг своей оси. Задача: первым дойти до середины веревки, помеченной яркой лентой.
(Игра с блинами)
Две команды получают по сковороде с блином. Чья команда быстрее перенесет блин на место, та и победит).
Ведущий 1: (Слайд 7) Среда – Лакомка.
На Лакомку тёщи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. За угощеньем происходило примирение всех тёщ и зятьёв. А по вечерам пели веселые песни., много шутили.
Ваня. Это мое место!
Федя. Пресное тебе тесто!
Ваня. Федя- Федя съел медведя!
Федя. Дразнила, дразнила, во рту кусок мыла! Ваньк!
Ваня. А!
Федя. Повтори словцо «иду».
Ваня. А что?
Федя. Повтори словцо-то!
Ваня. Ну «иду».
Федя. У тебя нос в меду!
Ваня. Эх, подловил, ну ладно! Федясь, у тебя под ногами грязь!
(Федя смотрит под ноги).
Ваня. Не кланяйся, я тебе не князь!
Федя. Ах, так! Сейчас я тебя поймаю, да заломаю!
(Дерутся. Вбегают на сцену мальчики).
Мальчики: Эй, ребята, хватит драться,
Пошли блинами объедаться!
Ну, а мы сейчас вдвоем
Вам частушки пропоем.
( Исполнение частушек).
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
В Масленицу я готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.
Уминая всласть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
Ведущий 2: (Слайд 8) Четверг – Разгул.
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. В Сибири в этот день в сани садились люди, медведь и наряженная Масленицей девушка или брали чучело и катались с песнями. Наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. (Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню «Во кузнице»).
Ведущий 1: (Слайд 9)Пятница – Тёщины вечёрки.
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! На тёщиных вечёрках зятья угощают своих тёщ блинами.
(Исполнение песни «Масленица»).
Масленица
(слова Наталии Гордановской, музыка Геннадия Грошкова)
1Вошла в избу девица, двери распахнула,
Это просто Масленица в гости заглянула.
Уж и тесто завели, печка жаром дышит.
Начинаем печь блины, пальчики оближешь.
Припев.
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
2С пылу с жару, посмотри, вкусные блиночки.
Все кто хочет, подходите, кушайте, дружочки.
На морозе веселей гармонист играет,
Парень девицу свою крепко обнимает.
Припев.
3Молодые на санях с песней разъезжают.
Веселятся все кругом, в гости зазывают.
Смех, катания, блины, людям развлеченье.
Масленица к нам пришла со щедрым угощеньем.
Ведущий 2: (Слайд 10) Суббота – Золовкины посиделки.
В субботу, на золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости, угощала, дарила подарки и развлекала гостей. А теперь отгадайте загадку! О каком сказочном герое идет речь.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове – гребешок,
Зовется … (Петушок)
Ведущий 1:А вот он и сам – Петя –петушок. Только он петь пока не может. Хотите узнать, почему? Посмотрите да послушайте.
Ведущий 2:Однажды зимним утром, как раз перед восходом солнца, проснулся наш Петушок и стал ждать, пока первые лучи солнца на небе вспыхнут. Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а солнышко всё нет. Вот и задумался Петя.
Петушок: А что это я каждый день солнышко встречаю? Ему песни распеваю? Ещё неизвестно, кто главнее: солнышко или я! Если я утром не запою, солнышко и не засветит. Пусть тогда все поймут, что важнее меня никого нет!
Ведущий 2:Так и решил Петушок. Зашагал важно по двору, а со двора в сени, а из сеней в избу. А там хозяйка суетится.
Петушок: А ты, Тётушка, видно, блины печь собралась?
Тётушка: Да, решила блины затеять.
Петушок: Муку да маслице достала?
Тётушка: Да, приготовила.
Петушок: А маслице то – у тебя свежее?
Тётушка: Свежее.
Петушок: А душистое?
Тётушка: Душистое.
Петушок: Тогда дай мне попробовать! Слышал я, от маслица горлышко смягчается, голос ещё звонче становится.
Тётушка: А куда же тебе ещё звонче-то?
Петушок: А вот поймут люди, что голосистее меня, главней меня никого на свете нет, будут ко мне на поклон ходить, подарки носить… Сколько тогда у меня всего будет… А сам я всеми командовать начну… И людьми, и всей природой, даже солнышком: захочу петь, - будет оно всходить, а не захочу, так все в потемках и останутся.
Тётушка: Ах, вот ты чего захотел: чтобы все тебе кланялись, и даже солнышко, чтобы тебе в заслугу было?
Петушок: А что? Пусть все мне служат! А солнышку тоже польза будет: не всякий день ему светить, а только, когда я прикажу.
Тётушка: Ну, раз так, пей маслице!
Петушок: Ой! Что с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу! Солнышко, постой, я ещё не кукарекал… Как же ты без меня -то?.. (Слайд 11)
Тётушка: Видно, и без тебя солнышко на небо подняться может.
Петушок: Не может! Не может! Как же так?
Тётушка: Да вот так… Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю-матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.
Ребёнок-чтец:
Милое солнышко, Божье творение!
Ярко твое золотое горение,
Щедро тепло разливая вокруг,
Всех ты людей обнимаешь, как друг.
Рады тебе и цветы благовонные,
И на деревьях листочки зеленые.
Скоро весна и проснется земля,
Солнышка ждут и леса, и поля.
(Виктор Афанасьев)
Тётушка: А ты, глупенький петушок, себя над солнышком царем поставил! Вот теперь и ходи безголосый, пока Масленица не пройдет. Помолчишь да подумаешь пока: кто главнее – Солнышко или ты… Не заносись высоко,- можешь свою песню и вовсе потерять. У Бога тот не забыт, кто малым доволен.
(Магнитофонная запись колокольного звона).
Ведущий 1:Ну-ка, дети, прислушайтесь. Что слышите? (Колокола звонят)
Ведущий 2: (Слайд 12)По благочестивому русскому обычаю Масленицу заканчивали в храме. Если вы внимательно на наш храм посмотрите, сможете и мои загадки отгадать.
«Что выше колокольни?» (Крест)
«Спиной к стене, а ликом к тебе. Что это?» ( Икона) (Ее дети могут увидеть над выходом в нарисованный на декорации храм.)
«Говорить не может, а на службу в храм всех зовет» (Колокол)
А следующая загадка – самая трудная:
«Как называется время, которое идет после Масленицы?» (Великий пост)
Ведущий 1:После масленицы, по православной традиции, наступает особое время – Великий пост – дни покаяния и воздержания. Перед началом поста, в последний день Масленицы стихало на Руси Православной бурное веселье. Чтобы вступить в это время с чистым сердцем, ни на кого не держащим обид, надо обязательно помириться со всеми и всех простить. А легко ли простить кого-то, обидевшего тебя, или попросить прощения, когда сам виноват? Конечно, нелегко, но надо простить и забыть обиды.
Ведущий 2: (Слайд 13) Воскресенье – Прощёный день.
В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения.
Ребенок-чтец:
Трудно сказать: «Прости!»-
Что это за мученье:
Как в половодье грести
Против течения.
Ребенок-чтец:
А ты помолись,- тогда
Встанет вода стыда,
Встанет вода гордыни,-
И скажешь, себя виня:
«Не прав я, прости меня,
Будем друзьями отныне!»
Ведущий 1: Давайте все вместе проговорим те волшебные слова, которые вы увидите на экране: (Слайд 14)
Если лгал, то больше не лги:
- -Господи, помоги!
- -Господи, прости!
Если к задаче ищешь ключи:
- -Господи, научи!
Если подняться лень до зари:
- -Господи, ободри!
Если впервые пустился вплавь:
- -Господи, не оставь!
Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе:
- -Господи, слава Тебе!
Ведущий 2: Люди шли в храм, просили у всего «мира» прощения, затем возвращались к забавам. (Слайд 15) С песнями и плясками, представлениями везли чучело Масленицы в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру, символизируя улетающие трудности и неприятности. К вечеру вокруг чучела затевались игры. А потом его сжигали на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Сжигали Масленицу и приговаривали: «Пора, Масленица, со двора съезжать!»
Все участники:
Масленица – блиноеда!
Масленица – жироеда!
Масленица – беруха!
Масленица – обмануха!
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Спасибо за внимание. А теперь приглашаем вас всех на чаепитие с блинами!
Использованные ресурсы:
Кучегура Л.А. Учебная хрестоматия по народной культуре. Омск. Изд. ООИПКРО, 2004. -120 с.
Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. Волгоград: Учитель, 2008. -181 с.
Давыдова М.М. 30 детских утренников для начальной школы. М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.-208с.
Журнал «Педсовет», №12, 2011. -24 с.
http://ejka.ru/blog/chastushki/20.html - частушки
http://pochemu4ka.ru/load/maslenica/1-1-0-1476 - песня
http://pochemu4ka.ru/load/maslenica/1-1-0-1475 - хоровод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"
тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
"Масленица" внеклассное мероприятие
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА Праздник проходит в школе. А сжигают масленицу на улице. около школы. Праздник очень красочно оформлен, много настоящего реквизита, много песен, игр, шуток, приюауток,...
Масленица внеклассное мероприятие
Приобщать ребят к традиционно русским праздникам, таким как Масленица...
“Широкая Масленица” Внеклассное мероприятие
Учащиеся участвуют в школьном масленичном гулянии. Увлекательно проводятся интересные игры, где дети показывают свою ловкость, быстроту, поют песни, рассказывают стихотворения. Мероприятие спосо...