"Ах, да масленица!" (внеклассное мероприятие)
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме

Полыгалова Галина Валентиновна

 

Сценарий разработан в соавторстве с учителем ОПК Бузоверовой Н.А. (Презентация сокращена, так как превышала 3 мб).

Цель: пробуждать интерес школьников с ОВЗ к истории христианства.

Образовательные задачи:

- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре;

- совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр.

Воспитательные задачи:

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие творческих способностей;

- активизация творческих фантазий и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ah_da_maslenica.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Полтавская школа-интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие


«Ах, да Масленица!»

Авторы методической разработки:

Полыгалова Галина Валентиновна-

учитель музыки,

Бузоверова Надежда Алексеевна –

учитель ОПК

2012 год

Цель: пробуждать интерес школьников к истории христианства.

Образовательные задачи:

- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре;

- совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр.

Воспитательные задачи:

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Развивающие задачи:

- развитие творческих способностей;

- активизация творческих фантазий и воображения.

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, магнитола.

Оформление: праздничный стол, на доске – название праздника.

Ход праздника:

Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! (Слайд 1)

Ведущий 2: Мира вам да радости!

Ведущий 1: (Слайд 2)Посмотрите, ребята, на эту картину! (Показ картины Б.Кустодиева «Масленица»). Скажите, что здесь изображено? (Зима, праздник, люди катаются на лошадях, на санках, веселятся…)

Правильно, люди веселятся – праздник наступил. А праздник этот называется Масленица.

Ведущий 2: Масленица – истинно русский праздник, известный ещё с языческих времен. Масленица – это гимн солнцу, символом которого являются круглые и румяные блины. Это радость шумных гуляний и весёлых пиров. Это встреча долгожданной весны.

Ведущий 1: Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щёками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

Ведущий 2: (Слайд 3) Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною, тридцати братьев  сестрою, сорока бабушек  внучкой, трех матерей дочкой. Неизвестно, что за тридцать братьев и сорок бабушек, но то, что масленица была разгульным праздником, это факт.

Ведущий 1: Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом:

…есть до икоты,

пить  до перхоты,

петь до насады,

плясать до упаду.

Ведущий 2: Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.  В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились ещё с субботы предшествующей недели. Хозяйка начинала печь заранее блины, потому что блин – символ Солнца, счастливых браков, хороших детей. Затем посылала мальчика «встречать масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

   Прощай, зима сопливая!

   Приходи, лето красное!

Соху, борону –

И пахать пойду!

Ведущий 1: Для празднования масленицы мастерили куклу Масленицу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжественно, с песнями возили по деревне.    

Ведущий 2: (Слайд 4) По народным традициям Масленицу праздновали целую неделю. В этом году масленичная неделя с 20 февраля по 26 февраля. Давайте мы с вами вместе пролистаем масленичный календарь!

Ведущий 1: (Слайд 5) Понедельник – Встреча.

На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы – широкой боярыне. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами ходили к сватам в гости. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаган для скоморохов, столы со сладостями.

(Исполнение хоровода  «Масленица»).

Масленица

(муз. Петра Николаева, сл. Натальи Михайловой)

1.Ой да разгулялась зима,

 Загостилась в нашем доме.

 Ой да мы проводим зиму,

 Отпустив ее на волю.

2.Ой да маслена Маслена,

С пирогами и блинами,

Ой да на шесте, на троне

Веселится вместе с нами.

 3.Ой да с ней сгорят в огнище

 Наши беды и невзгоды.

 Ой да скоро в поле чистом

Поведем мы хороводы.

4.Ой да скоро птичьи стаи

В небе крыльями замашут,

 Ой да скоро снег растает.

Как мы рады весне нашей!

Ведущий 2: (Слайд 6) Вторник – Заигрыши.

 Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости – покататься на горах, поесть блинов. Здесь молодцы высматривали невест и демонстрировали свою ловкость и умения. Давайте и мы поиграем.  

( Игра «Смотай веревку»).

 Двум игрокам на пояс привязывают веревку длиной 3-4 метра. По команде ведущего игроки начинают поворачиваться вокруг своей оси. Задача: первым дойти до середины веревки, помеченной яркой лентой.

(Игра с блинами)

Две команды получают по сковороде с блином. Чья команда быстрее перенесет блин на место, та и победит).

Ведущий 1: (Слайд 7) Среда – Лакомка.

На Лакомку тёщи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. За угощеньем происходило примирение всех тёщ и зятьёв. А по вечерам пели веселые  песни., много шутили.

Ваня. Это мое место!

Федя. Пресное тебе тесто!

Ваня. Федя- Федя съел медведя!

Федя. Дразнила, дразнила, во рту кусок мыла! Ваньк!

Ваня. А!

Федя. Повтори словцо «иду».

Ваня. А что?

Федя. Повтори словцо-то!

Ваня. Ну «иду».

Федя. У тебя нос в меду!

Ваня. Эх, подловил, ну ладно! Федясь, у тебя под ногами грязь!

(Федя смотрит под ноги).

 Ваня. Не кланяйся, я тебе не князь!

Федя. Ах, так! Сейчас я тебя поймаю, да заломаю!

(Дерутся. Вбегают на сцену мальчики).

Мальчики: Эй, ребята, хватит драться,

Пошли блинами объедаться!

Ну, а мы сейчас вдвоем

Вам частушки пропоем.

( Исполнение частушек).

Начинаем петь частушки,

 Просим не смеяться:

 Тут народу очень много,

 Можем растеряться!

Приходите, заходите

 На румяные блины.

 Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

В  Масленицу я  готов

 Скушать 50 блинов.

 Закушу их сдобою,

 Похудеть попробую.

Прилетали марсиане,

 Остались довольные.

 Их тарелки не пустые,

 А блинами полные.

Для любимой за платок

 Парень лезет на шесток.

 А шесток облит водой,

 Оттого и ледяной.

 Уминая всласть ватрушки,

 Поют девицы частушки.

 Всякий люд кругом танцует,

 И душа его ликует.

 На прощанье весь народ

 Масленицу подожжет.

 Разгорайся поскорей,

 Чтоб жилось нам веселей!

Мы кончаем петь частушки

 До другого вечера.

 Вы сидите до утра,

 Коли делать нечего.

Ведущий 2: (Слайд 8) Четверг – Разгул.

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. В Сибири в этот день в сани садились люди, медведь и наряженная Масленицей девушка или брали чучело и катались с песнями. Наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. (Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню «Во кузнице»).

Ведущий 1: (Слайд  9)Пятница – Тёщины вечёрки.

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! На тёщиных вечёрках зятья угощают своих тёщ блинами.

(Исполнение песни «Масленица»).

Масленица

(слова Наталии Гордановской, музыка Геннадия Грошкова)

1Вошла в избу девица, двери распахнула,

 Это просто Масленица в гости заглянула.

 Уж и тесто завели, печка жаром дышит.

 Начинаем печь блины, пальчики оближешь.

 Припев.

Наши русские блины – просто объеденье!

 Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.

 Почитает весь народ Масленицу нашу.

 Веселее не найдешь праздника и краше!

 2С пылу с жару, посмотри, вкусные блиночки.

 Все кто хочет, подходите, кушайте, дружочки.

 На морозе веселей гармонист играет,

 Парень девицу свою крепко обнимает.

 Припев.

 3Молодые на санях с песней разъезжают.

 Веселятся все кругом, в гости зазывают.

 Смех, катания, блины, людям развлеченье.

 Масленица к нам пришла со щедрым угощеньем.

Ведущий 2:  (Слайд 10) Суббота – Золовкины посиделки.

В субботу, на золовкины посиделки молодая  невестка приглашала родных мужа к себе в гости, угощала, дарила подарки и развлекала гостей.  А теперь отгадайте загадку! О каком сказочном герое  идет речь.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове – гребешок,

Зовется … (Петушок)

Ведущий 1:А вот он и сам – Петя –петушок. Только он петь пока не может. Хотите узнать, почему? Посмотрите да послушайте.

Ведущий 2:Однажды зимним утром, как раз перед восходом солнца,  проснулся наш Петушок  и стал ждать, пока первые лучи солнца на небе вспыхнут. Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а солнышко всё нет. Вот и задумался Петя.

Петушок:  А что это я каждый день солнышко встречаю? Ему песни распеваю? Ещё неизвестно, кто главнее: солнышко или я! Если я утром не запою, солнышко и не засветит. Пусть тогда все поймут, что важнее меня никого нет!

Ведущий 2:Так и решил Петушок. Зашагал важно по двору, а со двора в сени, а из сеней в избу. А там хозяйка суетится.

Петушок: А ты, Тётушка, видно, блины печь собралась?

Тётушка: Да, решила блины затеять.

Петушок: Муку да маслице достала?

Тётушка: Да, приготовила.

Петушок: А маслице то – у тебя свежее?

Тётушка: Свежее.

Петушок: А душистое?

Тётушка: Душистое.

Петушок: Тогда дай мне попробовать! Слышал я, от маслица горлышко смягчается, голос ещё звонче становится.

Тётушка: А куда же тебе ещё звонче-то?

Петушок: А вот поймут люди, что голосистее меня, главней меня никого на свете нет, будут ко мне на поклон ходить, подарки носить… Сколько тогда у меня всего будет… А сам  я всеми командовать начну… И людьми, и всей природой, даже солнышком: захочу петь, - будет оно всходить, а не захочу, так все в потемках и останутся.

Тётушка: Ах, вот ты чего захотел: чтобы все тебе кланялись, и даже солнышко, чтобы тебе в заслугу было?

Петушок: А что? Пусть все мне служат! А солнышку тоже польза будет: не всякий день ему светить, а только, когда я прикажу.

Тётушка: Ну, раз так, пей маслице!

Петушок: Ой! Что с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу! Солнышко, постой, я ещё не кукарекал… Как же ты без меня -то?.. (Слайд 11)

Тётушка: Видно, и без тебя солнышко на небо подняться может.

Петушок: Не может!  Не может! Как же так?

Тётушка: Да вот так… Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю-матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.

Ребёнок-чтец:

Милое солнышко, Божье творение!

Ярко твое золотое горение,

Щедро тепло разливая вокруг,

Всех ты людей обнимаешь, как друг.

Рады тебе и цветы благовонные,

И на деревьях листочки зеленые.

Скоро весна и проснется земля,

Солнышка ждут и леса, и поля.

(Виктор Афанасьев)

Тётушка: А ты, глупенький петушок, себя над солнышком царем поставил! Вот теперь и ходи безголосый, пока Масленица не пройдет. Помолчишь да подумаешь пока: кто главнее – Солнышко или ты… Не заносись высоко,- можешь свою песню и вовсе потерять. У Бога тот не забыт, кто малым доволен.

(Магнитофонная запись колокольного звона).

Ведущий 1:Ну-ка, дети, прислушайтесь. Что слышите? (Колокола звонят)

Ведущий 2: (Слайд 12)По благочестивому русскому обычаю Масленицу заканчивали в храме. Если вы внимательно на наш храм посмотрите, сможете и мои загадки отгадать.

«Что выше колокольни?» (Крест)

«Спиной к стене, а ликом к тебе. Что это?» ( Икона) (Ее дети могут увидеть над выходом в нарисованный на декорации храм.)

«Говорить не может, а на службу в храм всех зовет»  (Колокол)

А следующая загадка – самая трудная:

«Как называется время, которое идет после Масленицы?» (Великий пост)

Ведущий 1:После масленицы, по православной традиции, наступает особое время – Великий пост – дни покаяния и воздержания. Перед началом поста, в последний день Масленицы стихало на Руси Православной бурное веселье. Чтобы вступить в это время с чистым сердцем, ни на кого не держащим обид, надо обязательно помириться со всеми и всех простить. А легко ли простить кого-то, обидевшего тебя, или попросить прощения, когда сам виноват? Конечно, нелегко, но надо простить и забыть обиды.

Ведущий 2: (Слайд 13) Воскресенье – Прощёный день.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения.

Ребенок-чтец: 

Трудно сказать: «Прости!»-

Что это за мученье:

Как в половодье грести

Против течения.

Ребенок-чтец: 

А ты помолись,- тогда

Встанет вода стыда,

Встанет вода гордыни,-

И скажешь, себя виня:

«Не прав я,  прости меня,

Будем друзьями отныне!»        

Ведущий 1: Давайте все вместе проговорим те волшебные слова, которые вы увидите на экране: (Слайд 14)

Если лгал, то больше не лги:

  1. -Господи, помоги!

Если обиды не мог снести:

  1. -Господи, прости!

Если к задаче ищешь ключи:

  1. -Господи, научи!

Если подняться лень до зари:

  1. -Господи, ободри!

Если впервые пустился вплавь:

  1. -Господи, не оставь!

Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе:

  1. -Господи, слава Тебе!

Ведущий 2: Люди шли в храм, просили у всего «мира» прощения, затем возвращались к забавам. (Слайд 15) С песнями и плясками, представлениями везли чучело Масленицы в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру, символизируя улетающие трудности и неприятности. К вечеру вокруг чучела затевались игры. А потом его сжигали на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Сжигали Масленицу и приговаривали: «Пора, Масленица, со двора съезжать!»

Все участники:

Масленица – блиноеда!

Масленица – жироеда!

Масленица – беруха!

Масленица – обмануха!

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Спасибо за внимание. А теперь приглашаем вас всех на чаепитие с блинами!

Использованные ресурсы:

Кучегура Л.А. Учебная хрестоматия по народной культуре. Омск. Изд. ООИПКРО, 2004. -120 с.

Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. Волгоград: Учитель, 2008. -181 с.

Давыдова М.М. 30 детских утренников для начальной школы. М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.-208с.

Журнал «Педсовет», №12, 2011. -24 с.

http://ejka.ru/blog/chastushki/20.html - частушки

http://pochemu4ka.ru/load/maslenica/1-1-0-1476  - песня

http://pochemu4ka.ru/load/maslenica/1-1-0-1475 - хоровод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

"Масленица" внеклассное мероприятие

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА Праздник проходит в школе. А сжигают  масленицу на улице. около школы. Праздник очень красочно оформлен, много настоящего реквизита, много песен, игр, шуток, приюауток,...

Масленица внеклассное мероприятие

Приобщать ребят к традиционно русским праздникам, таким как Масленица...

“Широкая Масленица” Внеклассное мероприятие

Учащиеся участвуют в школьном масленичном  гулянии. Увлекательно проводятся интересные игры, где дети показывают свою ловкость, быстроту, поют песни, рассказывают стихотворения. Мероприятие спосо...