«Ответственное родительство-необходимое условие профилактики суицидального поведения несовершеннолетних»
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otv._roditelstvo_tugarinova_g.b.docx61.08 КБ
Файл otvetstvennoe_roditelstvo.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИЖНЕ - ИВОЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

671050, с.Нижняя Иволга, ул. Школьная 3, тел/факс: 8 (30140) 27 – 1 -48, e-mail: n-isos@mail.ru

Доклад

МОУ Нижне-Иволгинского района

«Ответственное родительство-необходимое условие профилактики

суицидального поведения несовершеннолетних»

Социальный педагог: Тугаринова Г.Б.

с.Иволгинск,

2024г.

1.  Актуализация темы

В нашей школе, разрешая возникающие ситуации  с учащимися из разговора с родителями мы слышим:

Он (она)  меня не слушается, не трогайте его , он и так весь нервный, я с ним не знаю что делать, он все равно сделает все по своему, иногда у меня не хватает сил, я готова их убить, попробуйте ему скажите и т.п.

Это позволяет нам сделать вывод, что существуют проблемы между детьми и родителями, которые мешают эффективному процессу воспитания , обучения, полноценного развития, становлению ребенка как личности.

В связи с тем, что родительство обладает огромной социальной значимостью, поскольку имеет отношение к развитию и благополучию института семьи и общества в целом, очевидна необходимость разговора об ответственном, эффективном родительстве.

2. Задачи ответственного родительства.

         Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей .т.к.  к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». 
В.Сухомлинский.

Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. 

         В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья должна реагировать и помогать школе.  Родителям и школе нужно искать и находить в  ребенке, что-то хорошее и индивидуальное и совместно работать над развитием.

По требованиям ФГОС необходимо создать единое воспитательное пространство в которое будут входить и школа и семья.

Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый.

Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенный к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни. Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс.

Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие:

 1.Коммуникативное. Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них.

         2.Эмоциональное. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

3. Нормативное. Коммуникативное взаимодействие не должно быть преградой на пути полноценной социализации ребенка, усвоения им социальных норм – принятых в обществе предписаний и табу. В этом измерении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.

4. Экономическое. В обществе, где велика доля бедных или около бедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случаев необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

         5. Охранительное. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности во всё большей степени становятся тоже платными.

6. Духовное. В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно- ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других агентов социализации. Мировой опыт изучения жизни людей показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом. А это значит что именно от родительского сообщество, которое является большинством в нашей стране должен исходить социальный заказ государству на то, какие базовые ценности и каким образом мы будем их передавать детям

Вот такие задачи стоят перед родителями.

**************

Но чтобы их успешно решать, должны быть еще определенные условия, от наличия которых у разных родителей получается решать эти задачи по разному,  главным условием    ответственного родительства является Зрелость самих родителей, что означает способность человека нести ответственность, прежде всего, за свою жизнь, за свои поступки. Тогда он сможет стать ответственным родителем. Если этого нет, то как-то странно ждать от него ответственности в отношении детей. Должна быть нравственная и гражданская зрелость.

Именно когда человек созрел как личность, как профессионал, он и работу себе найдет и жилье какое-то организует, и правильно построит отношения в семье и каких-то помощников себе найдет в лице бабушек ,дедушек, нянь и так далее.

Бесспорно следующим Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.  

Однако родительская любовь может быть разной - от неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности, до, слепой, неразумной

Еще одним очень важным  условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

Чаще всего использование родителями двойной морали: одной - для окружающих, другой - для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни разрушает их авторитет.

Скажите, когда вы были маленькими, было ли такое, чтобы родители запрещали вам делать что-то такое, что сами делали? Например, папа курил сигареты и говорил, что курить — вредно? Или мама кричала на вас и на папу, но запрещала вам кричать самому, так как это неправильно? Или более «благородный» вариант, когда родители говорят детям, что нехорошо обсуждать недостатки других людей, а сами смакуют с удовольствием проблемы других людей. И можно привести ещё много примеров таких двойных стандартов.

Но ребенок    наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители иногда позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, что детей они наказывают только справедливо, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Справедливость, искренность, честность в отношениях с собственными детьми и окружающими людьми - вот основа родительского авторитета.  

Просмотр ролика. «Это изменит вас за 60 секунд»

3. Принципы позитивного родительства. Советы родителям.

Сегодня многие родители вспоминают те «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли родительские просьбы. Современные дети не такие и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытными, неуправляемыми и счастье «родительства» превращается в ужас.

Что мы делаем, когда воспитываем и какое влияние оказывают наши действия на ребенка, ведь большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом подавления нормальных чувств в детстве во имя получения одобрения и любви.

Осознание своих родительских установок, истинных чувств в отношениях с собственными детьми, понимание причин своего поведения предоставляет возможность изменять его и строить партнерские отношения со своим ребенком, помогая ему расти и развиваться.

Когда мы говорим об ответственном родительстве речь идет, в первую очередь о том, что родители должны заботиться и думать о своем ребенке, уделять ему должное внимание, помогать ему развиваться, поддерживать на жизненном пути, защищать и оберегать.

*****************

Чтобы стать ответственными родителями достаточно усвоить три основных умения:

  • активно слушать, т.е. уметь слышать, что ребенок хочет вам сказать;
  • уметь выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;
  • использовать принцип «оба правы» (или «выиграть – выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, т.е. уметь договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

******************

Существует 5 принципов позитивного(ответственного) родительства:

  1. Право отличаться от другихПозволяйте ребенку отличаться от других. Это даст ему возможность открыть и развить свой особый внутренний потенциал, а также найти цель в жизни. Мы часто корим наших малышей, ссылаясь на многочисленных друзей, родственников и соседей. Ставим им в пример девочек из класса и мальчиков из песочницы. И совершенно не замечаем, что тем самым вводим первую в жизни уравниловку, учим стыдиться собственной индивидуальности и жить с постоянной оглядкой на других. Смело ставьте перед ребенком высокий идеал – его самого. Хвалите, укоряйте, поучайте своих сыновей и дочерей, отказываясь от участия в соревнованиях, кто умнее, вежливее и талантливее.
  2. Право на ошибку.  Повезло тем родителям, которым судьба щедро отмерила дар терпения. У обычных же людей оно часто оказывается на исходе, особенно, когда мы видим одни и те же ошибки или медлительность наших детей. В такие моменты трудно удержаться и не подстегнуть малыша справедливой критикой. Но хоть внешне ущерб незаметен, действует она разрушительно. Страх ошибок накапливается, со временем парализуя волю и желание постигать новое. Позволяйте ребенку совершать ошибки. Пусть, он учится на собственных промахах, самосовершенствуется и добивается новых успехов.
  3. Право на негативные эмоции. Позволяйте ребенку проявлять негативные чувства. Так он научится управлять эмоциями. Это также поможет ему найти уверенность в себе, стать отзывчивым и способным работать в команде.
  4. Право мечтать. Позволяйте ребенку хотеть большего. Так он осознает, что он этого заслуживает, и одновременно научится откладывать удовлетворение своих желаний на потом. Важно научить ребенка мечтать о большом, но при этом радоваться тому, что есть. Наткнувшись неоднократно на категорический отказ без каких-либо объяснений, ребенок начинает занижать свою планку. А ведь это коснется не только дорогой игрушки – в дальнейшем невозможность дальнейших переговоров может закрыть ему дорогу к вожделенной профессии или к девушке (юноше) своей мечты.
  5. Право на протест но понимание того , что мама и папа – главные. Позволяйте ребенку говорить «нет». Это даст ему возможность развить волю и определить позитивное и подлинное чувство своего «я». Обладая правом говорить «нет», ребенок учится глубже осознавать свои желания, чувства и мысли. Возможность противиться авторитету – фундамент позитивного воспитания. Это тот внутренний стержень, который со временем позволит ребенку идти по жизни, радуясь.  Это не значит, что вы всегда будете делать то, что хочет ребенок. Из того, что ребенок может сказать "нет", вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству. А особенно важно то, что дети могут сотрудничать, не подавляя при этом свое истинное существо.

Часто бывает сложно понять, правильно ли мы воспитываем своего ребенка. Может быть, ему нужно давать больше свободы? Или больше ограничивать его потенциально опасные начинания? Сейчас есть в интернете хорошие сайты, которые могут  помочь всем интересующимся родителям разрешить сложные вопросы воспитания. Кстати, если вы здесь в этом зале, значит, вы уже находитесь на пути ответственного родительства.

Желаю вам успехов в этом нелегком деле.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Ответственное воспитание детей родителями»

Слайд 2

«Родители» – лица, обладающие родительскими правами и ответственностью. «Воспитание детей родителями» – деятельность родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Семейное законодательство Российской Федерации устанавливает преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей, а также несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63 СК РФ)

Слайд 3

«Позитивное (ответственное) воспитание детей родителями » – поведение родителей в отношении воспитания, развития способностей , уважения интересов и взглядов ребенка и создания условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться.

Слайд 4

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет правоспособность и дееспособность несовершеннолетних (ст. ст. 17, 26, 28 ГК РФ). Семейный кодекс Российской Федерации утверждает права ребенка в семье. Воспитание детей родителями в высших интересах ребенка означает, что родители должны, прежде всего, заботиться о благополучии ребенка и его развитии, воспитывать своих детей таким образом, чтобы дети смогли добиться высоких результатов в учебе, в отношениях с друзьями, в обществе.

Слайд 5

Родители должны обеспечивать своим детям : заботу (что означает удовлетворение потребности ребенка в любви, теплоте и безопасности); руководство (что означает регулярное со стороны родителей обеспечение детям чувства безопасности и предсказуемости и при этом необходимой гибкости в воспитательных подходах и отношениях); признание (что относится к потребности каждого ребенка в том, чтобы его увидели, выслушали и оценили как личность); развитие способностей (что направлено на укрепление осознания ребенком своих возможностей и самостоятельности). Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст. 64 СК РФ)

Слайд 6

Отметьте 2-3 фразы которые вы часто слышите дома от родителей. 1. Сколько раз тебе повторять? ________________14 2. Посоветуй мне, пожалуйста. ________________6 3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)__________16 4. И в кого ты только уродился? _______________6 5. Какие у тебя замечательные друзья! _________12 6. Ну на кого ты похож(а)!? ____________________7 7. Я в твое время… ___________________________14 8. Ты моя опора и помощник( ца )._______________9 9. Тебя не спрашивают, что ты хочешь.___________6 10. О чем ты только думаешь?! _________________6 11. Какая ты у меня умница! ____________________16 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? _________10 13. У всех дети как дети, а ты?___________________2 14. У меня без тебя много проблем.______________2

Слайд 7

2. Задачи ответственного родительства

Слайд 8

« В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». В.Сухомлинский .

Слайд 9

Ответственный родитель или Добрый родитель Заботливый родитель Ответственное родительство – это не состояние, а процесс.

Слайд 10

Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие : Коммуникативное Эмоциональное . Нормативное Экономическое Охранительное Духовное Общение с ребенком Сопереживание ребенку Привитие социальных норм Материальное обеспечение Сохранение и укрепление здоровья Привитие базовых жизненных ценностей

Слайд 11

Условия для успешного решения родительских задач: 1. Зрелость самих родителей. 2. Родительская любовь . 3. Родительский авторитет.

Слайд 12

3. Принципы позитивного родительства .

Слайд 13

Чтобы стать ответственными родителями достаточно усвоить три основных умения: уметь слышать ребенка. уметь выражать чувства и слова доступно для понимания ребенка; уметь договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

Слайд 14

Принципы позитивного (ответственного) родительства : 1. Право отличаться от других 2. Право на ошибку 3. Право на негативные эмоции 4. Право мечтать 5. Право на протест но с пониманием того , что мама и папа – главные

Слайд 15

Цель позитивного воспитания - развить в детях склонность к сотрудничеству, а не покорности.

Слайд 17

Огромная благодарность всем родителям, принявшим участие в работе общешкольного родительского собрания! Всем успехов в воспитании и обучении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)

Данное методическое пособие  предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1.      Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ...

программа профилактики суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях МБОУ-СОШ№11 "Доверие"

Данная программа социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся, является многоуровневой.Основн...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО, АДДИКТИВНОГО И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «Подари улыбку миру»

Программа «Подари улыбку миру» предназначена для организации профилактической работы по предотвращению суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях ...