Главные вкладки
Методическая копилка социального педагога
учебно-методический материал
Методическая копилка социального педагога
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНКЕТА
Уважаемые старшеклассники! Предлагаем Вам ответить на анкету по проблемам профилактики отклоняющегося поведения молодежи. Анкета является анонимной. При ответах на вопросы просим Вас быть искренними и ответственными. Из предложенных вариантов ответов выберите наиболее близкий Вам.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
- Укажите свой пол.
- Укажите свой возраст.
- Состоите ли Вы на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних или на внутришкольном учете: да, нет.
- Что, по-Вашему, включает в себя понятие «ассоциальное» или «отклоняющееся» от нормы поведение_____________________________________________________
- Продолжите фразу «Я отрицательно отношусь к
А) курению З) подростково-молодежному рэкету
Б) употреблению алкоголя и) воровству
В) употреблению наркотиков к) обману, мошенничеству
Г) прогулам в школе л) изнасилованию
Д) сквернословию м) проституции
Е) мелкому хулиганству н) самоубийству
Ж) дракам о) уходу из дома (в ночное время)
- Продолжите фразу «Я нормально (положительно) отношусь к (варианты ответов как в вопросе 6).
- Продолжите фразу «Я не знаю как Я отношусь к (варианты ответов те же)».
- Продолжите фразу «Я никогда не участвовал в (варианты ответов те же)».
- «Я однажды пробовал (варианты ответа те же)».
- «Я постоянно принимаю участие в (варианты ответов те же)».
- Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то кто предложил Вам впервые поучаствовать в этом:
А) родители
Б) брат, сестра
В) другие родственники
Г) друзья по школе
Д) друзья во дворе
Е) свой вариант ответа
- Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то знает ли об этом:
А) Ваши родители: да, нет.
Б) Ваши друзья: да, нет.
- Если они знают, то как к этому относятся:
А) Ваши родители.
Б) Ваши друзья.
- Если Вы выбрали варинты ответов в 10 и 11 вопросах, то что Вас толкнуло на подобные действия: _______________________________________________________
- Если бы Вы знали, что за этим не последует никого наказания, то совершили бы Вы какое-либо преступление или правонарушение:
А) да
Б) зависит от обстоятельств
В) нет
Г) незнаю
Д) свой вариант.
- Какие из перечисленных действий согласно Законодательству наказуемы (варианты ответа см. в вопросе 6 ).
- Много ли у Вас свободного времени:
А) все время, кроме занятий в школе
Б) 2-4 часа в день
В) нет свободного времени
Г) другой вариант.
- С кем Вы предпочитатете его проводить:
А) со школьными друзьями
Б) с друзьями во дворе
В) с братьями, сестрами
Г) с родителями
Д) в одиночестве
Е) другой варинт.
- Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время:
А) посещаю кружки, секции
Б) занимаюсь спортом
В) читаю книги
Г) смотрю телевизор
Д) хожу в театр, кино, музеи и т.д.
Е) провожу время на улице
Ж) другой вариант
- Чем бы Вы хотели заниматься в свободное время (варианты см. в вопросе 20)
- Что Вам мешает использовать Ваше время так, как Вам нравится:
А) родители не разрешают
Б) на это нет средств
В) не хватает времени
Г) другой вариант
- Если у Вас возникнут проблемы куда Вы обратитесь:
А) к родителям
Б) к братьям, сестрам
В) другим родственникам
Г) к учителю
Д) друзьям
Е) к специалисту
Ж) определенное учреждение
З) свой вариант
- Знаете ли Вы о существовании учреждений, которые оказывают помощь в решении проблем: да, нет.
- Какие из этих учреждений есть в Вашем районе (перечислите).
Предварительный просмотр:
ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ,
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ,
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Делинквентное поведение - поведение на грани криминала: нарушение общественного порядка, акты вандализма, драки, домашние кражи, угоны велосипедов, срывы уроков, вызывающее поведение в общественных местах, хулиганство
Причины: Проявление подростковой реакции группирования со сверстниками, характерно для подростков с неустойчивой акцентуацией характера, для гипертимных и демонстративно акцетуированных личностей.
Проявление подростковой поведенческой реакции компенсации, (когда ребенок не может выделиться, обратить на себя внимание в хорошем, он намерен добиться этого в плохом), обычно проявляется у подростков с истероидной акцентуацией характера.
Проявление реакции оппозиции, характерно для гипертимных типов акцентуации характера.
Дефектный тип семейного воспитания: гиперопека-вызывает у подростка желание обретения независимости и самостоятельности, дефектный тип семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция. Вызывает у подростка желание исследовать границы дозволенного; в результате бесконтрольности у подростка оказываются несформированными механизмы регуляции поведения; при недостаточности воспитывающего влияния взрослых у ребенка возникает чувство безнаказанности, личность несоциализирована.
Возможности коррекции:
- Коррекция гиперактивности –психокоррекционые занятия в группах
- снижение уровня агрессивности-занятия в группах эмотивной терапии
- формирование нравственного сознания - вовлечение в деятельность коллектива в котором признаются социально одобряемые морально-этические нормы.
- обучение приемам психосаморегуляции в группах психологической поддержки
Уходы из дому и бродяжничество.
Формы:
Дромомания – немотивированные побеги из дому, причины которых ребенок объяснить, как правило, не может. Обычно проявляется у подростков с дистимной акцентуацией характера и других слабых типов.
«Уличное племя»- дети, приходящие домой только ночевать, поводящие все свободное время на улице. Дети бегут от опеки взрослых, от домашних проблем, ищут такое коммуникативное пространство, в котором они чувствуют себя социально состоятельными, испытывают чувство психологического комфорта и адаптированности в присвоенной социальной роли.
К этому предрасположены дети с гипертимной акценттуацией характера, неустойчивые и конформные.
Уходы «в никуда» из-за невыносимости условий жизни дома. Считается социальной аномалией, обусловлены десоциализацией родителей, их маргинальным статусом.
Возможности коррекции:
- Решение проблем семьи методами социальной работы: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная помощь, социальная защита и др.
- Семейная психотерапия.
- Контроль качества семейного воспитания
- Временное помещение ребенка в учреждения социальной защиты
- Решение проблем семьи социально- правовыми методами
- Решение проблем семьи административными методами
Отклонения сексуального поведения:
Подростковый промискуитет (частая смена сексуальных партнеров), транзиторный подростковый гомосексуализм, вуайеризм и др.
Причины:
Форма проявления подростковой реакции коммуникации.
Форма проявления реакции компенсации у подростков с инфантильным типом физического и полового развития.
Подростки, развивающиеся по акселеративному типу, могут быть дезориентированы и прийти в состояние дезадаптации, полагая что видимая «взрослость» форм, развитие вторичных половых признаков как бы требуют от них «взрослого» поведения, которое они себе представляют с непременным присутствием половых отношений.
Вовлечение взрослыми несовершеннолетних в сексуальные отношения (совращение)
Форма протестного поведения несовершеннолетних против гиперопеки, авторитарного подавления со стороны взрослых.
Компенсация эмоциональной холодности родителей – поиски душевного тепла и любви.
Возможности коррекции:
- Вовлечение подростков в общественно-полезную деятельность в таком коллективе, в котором исповедуются социально одобряемые морально-этические принципы.
- Семейная психотерапия.
- Половое воспитание и нравственное развитие детей.
- Применение социально-правовых методов.
- Использование социальных технологий в работе с семьями девиантных детей
Токсикокоманическое поведение
как вид девиации представляет собой стремление девианта к употреблению вредных веществ, изменяющих состояние сознания, с целью испытания удовольствия.
Формы: алкоголизм, табакокурение, токсикомания, наркомания.
Причины: проявление подростковой реакции группирования со сверстниками, реакции оппозиции, исследовательской реакции, а также реакции компенсации.
Особенно предрасположены астеники, застревающие, эпилептоиды и неустойчивые
Возможности коррекции:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Валеологическое просвещение.
- Профилактика употребления вредных веществ
- Социальный контроль группы риска по втягиванию в наркоманию
- Медицинская реабилитации приобщенных к наркотикам
- Социальная адаптация и реабилитация прошедших лечение от наркомании
- Формирование активной жизненной позиции
- Обучение приемам психосаморегуляции
- Социально-профилактическая работа с семьей
- Работа в группах психологической поддержки
Суицидальное поведение
как один из видов девиантного поведения.
Включает в себя мысли о самоубийстве, намерения, высказывания, попытки, покушения.
Бывает истинным, когда ребенок действительно не видит другого выхода из создавшейся ситуации, мысли и намерения не афиширует, но спосоьен выбрать момент, когда ему никто не помешает.
«На высоте аффекта», когда он регулятивная функция сознания не способна оказывать влияние на поведение.
Демонстративное, когда угроза самоубийства или демонстрация попытки являются способом оказания давления на взрослых.
Возможности коррекции:
- Психиатрические, психоаналитические и психологические методики коррекции личности, неблагоприятных эмоциональных состояний, лечение и компенсация психопатий.
- Семейная психотерапия
Предварительный просмотр:
«Воздушный замок»
Два – три человека уходят в сторону, остальные встают в плотный круг, крепко сцепясь. Они могут расцепиться только когда их об этом попросят. В любых остальных случаях (когда их разрывают, пытаются пролезть в круг и т.д.) они крепко держатся друг за друга, никого не пропуская. Ведущий приглашает по одному из участников и говорит: «Вот круг в котором стоят ребята, вам необходимо попасть к ним, а как вы это будете делать решать вам». Через определенное время первый участник так и не попал в круг, зовётся следующий.
«Я иду в поход»
Все участники встают в круг. Ведущий объясняет правила: мы собираемся в поход. Кто – то из вас пойдёт, а кто – то нет. Всё зависит от того, как каждый из вас произнесёт фразу «Я иду в поход и беру с собой ...» Ваша задача понять принцип, по которому я отбираю участников похода. Ведущий начинает первым «Милый (ая) мой (я) я иду в поход и беру с собой чайник». «И я иду в поход» говорит потом следующий человек, - «и беру с собой палатку». Ведущий ему говорит «Ты не идёшь в поход». Принцип отбора: в поход идёт тот, кто начинает свою фразу со слова «Милый мой».
«На балу»
В этой игре с шуточным зачином участники называют как положительные, так и негативные качества характера друг друга, но не от себя, а «по слухам – так снимается личностная окраска. Все становятся в круг.
Ведущий: «Я был на балу, ел там халву, слышал о вас такую молву». (Бросает мяч тому, о ком идёт речь) «Говорят, что вы ...(очень добрый человек, остроумны, излишне обидчивы и т.п.)». Получивший мяч отвечает: «А вот мне говорили, что вы (бросает мяч другому партнёру)...» и т.д.
«Крокодильчики»
Первая команда вызывает любого из участников другой команды к себе и тихо говорит ему название животного или предмета. Он подходит к своей и на расстоянии 2-3 метров с помощью пантомимы изображает сказанное командой противника. Команда должна отгадать, что было загадано. Отгадав, команды меняются ролями. Для старших ребят можно использовать слова, обозначающие обобщенные понятия, например: «дружба», «бунт», «труд», «перестройка» и т.д.
«Много ли значит
интонация в общении»
Вы, наверное, помните выражение, что часто бывает важным не то что
сказано, а то, как сказано. То есть надо уметь владеть интонацией. Сейчас
мы поупражняемся в этом, и вы проверите, насколько развито у вас это умение.
- Каждая команда получает карточку, на которой написано выражение (для всех команд общее) и наименование интонации, с которой надо будет его сказать:
- ласково
- с угрозой
- с завистью
- ехидно
- радостно
- заискивающе
После небольшого обсуждения от каждой команды выходят игроки произносят фразу с заданной интонацией, о которой в зале не знает никто. Задача всех остальных команд – услышать и назвать произнесенную интонацию. Если большинство команд правильно уловило интонацию, то задание зачитывается.
- Команды получают ещё по одной карточке с общим для всех выражением и заданием произнести его:
- как сказку
- как весёлую историю
- как рекламу или агитацию
- как секрет
- как страшную историю
- как приговор.
После небольшого обсуждения от каждой команды выходят игроки произносят фразу с заданной интонацией, о которой в зале не знает никто. Задача всех остальных команд – услышать и назвать произнесенную интонацию. Если большинство команд правильно уловило интонацию, то задание зачитывается.
Предварительный просмотр:
ИГРА «ВСЕ ВМЕСТЕ»
Цель
Осмысление опыта, полученного в ходе тренингов: снижение тревожности в связи с началом нового этапа обучения, развитие навыков группового общения (умения оказывать и принимать помощь группы).,
Оборудование
Магнитофон с записями популярных мелодий, задания к конкурсам, большой палас, ручки и листы бумаги, стулья по количеству участников.
Ведущему необходимы помощники-ассистенты, которые будут по ходу игры подсчитывать баллы и выбирать номинантов по результатам отдельных этапов (конкурсов) — несколько наиболее успешных игроков.
Перед началом игры необходимо собрать анкеты участников тренинга.
Общее время проведения игры 80-90 минут.
ХОД ИГРЫ
Инструкция к игре
Вам предстоит проделать большой путь. Вместе вы будете идти к цели (цель — это большой приз) и увидите, что делать что-то вместе иногда бывает труднее, но уж точно интереснее и веселее.
Вам предстоит принять участие в нескольких конкурсах (этапах). За каждый из них вы будете получать баллы — все вместе или по командам, но в любом случае в конце игры баллы всех команд будут складываться.
Обратите особое внимание, что это — не соревнование между командами: деление на команды необходимо для удобства работы, но между командами допускается взаимопомощь. Чем больше баллов вы наберете, тем больший приз получите. Кроме того, по результатам каждого конкурса, в зависимости от ваших успехов, вы будете получать ключ-подсказку, по которому в конце игры попробуете угадать, какой именно приз вы заработали.
В конце игры мы сложим все баллы и посмотрим, какой из трех призов вы заработали: маленький, большой или средний.
Разминка
Могут быть использованы любые разогревающие упражнения, например «Шестерка», «Любое число», «Коллективный счет», «Те, кто» и т.д.
Конкурс «Интеллект»
Участники игры делятся на 5 команд (любым способом, опробованным в ходе тренингов) так, чтобы в каждой команде оказались ученики из разных классов.
Инструкция
Это конкурс, который потребует от вас сообразительности. За каждое правильно выполненное задание команде присуждается 1 балл. Команда, которая быстрее справилась с заданием, может помочь другим командам. Не забывайте, что задача участников — набрать максимальное число баллов на всех. За грубость или шум баллы могут быть сняты.
Работа команд сопровождается негромкой музыкой. По завершении этапа участники получают первый «ключ» от приза («зашумленная» буква «Т»).
Задания
Для первой команды
Дополните предложение:
... — это человек, который шьет одежду.
... — это человек, который водит машину.
... — это человек, который играет на рояле.
Для второй команды Найдите правильный ответ:
а) Вова, Лена и Саша сидели на скамейке. Запишите, в каком порядке (слева направо) они сидели,если Саша сидел слева от Вовы, а Лена сидела слева от Саши. (Ответ: Лена, Саша, Вова.)
б) Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чемлошадь. Кто легче всех и кто тяжелее всех? (Ответ: жук — самый тяжелый, лошадь — самая легкая.)
в) Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах, огурцах? (Ответ: буква «Р».)
Для третьей команды
Найдите закономерность и запишите недостающее число:
- 14 22 32... (ответ: 44)
- 12 17 24... (ответ: 33)
22 15 9 4... (ответ: 0)
Для четвертой команды
Запишите слова, противоположные по значению:
Белый —
Бледный —
Веселый —
Глупый —
Сильный —
Богатый —
Для пятой команды
Отгадай загадки и запиши ответы:
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
Я бел как снег. В чести у всех. Я нравлюсь вам Во вред зубам. (Сахар)
Зелененький,
Полосатенький,
А в середке сладенький.
(Арбуз)
Ведущему на заметку
Задания этого этапа неодинаковые по трудности. Желательно, чтобы дети сами догадались, что необходимо помогать другим командам. Для этого ведущий должен подчеркивать, что это — не соревнование между командами, а общая работа, которую необходимо сделать как можно быстрее с максимальным результатом, рационально распределяя силы.
Конкурс «Катастрофа»
Выполняется без деления на команды.
Инструкция
Вы находитесь на борту самолета, который терпит бедствие. Через несколько минут вам грозит неминуемая гибель. Вдруг в салоне появляется волшебник, который предлагает всех спасти. Однако за свое спасение вы должны поделиться с ним самыми лучшими качествами, которые у вас есть. Нужно отдать одно качество за... участника (ов).
Все решения вы должны принимать вместе, нельзя кричать, ругаться или отмалчиваться. За каждое нарушение — / штрафной балл. За каждое качество — 1 балл.
Особое условие: спастись можно только всем вместе, если не хватит положительных качеств хотя бы на одного участника — погибнут все.
Результаты записываются по ходу конкурса.
Ведущему на заметку
Надо напомнить, что о достоинствах мы говорили в ходе тренингов. Если люди делятся друг с другом своими лучшими качествами, они их не теряют.
Количество спасаемых за одно положительное
качество определяется общим количеством участ
ников игры и возможностями участников: в сильных
классах дети обладают лучшим словарным запасом
и могут предложить большее количество положи
тельных качеств,
По результатам этапа дается второй «ключ» от приза («зашумленная» буква «О»).
Объявляются и записываются на доске результаты
конкурса «Интеллект».
Конкурс «Сказка»
Участники делятся на 6 команд любым способом. Каждая команда получает по одной сказке и сочиняет ее окончание при помощи наименьшего количества фраз. Повествование должно вестись от имени указанного персонажа с учетом его характера. Максимальный балл — 10. Чем логичнее и короче концовка — тем больше баллов.
Время на обсуждение — 5 минут, на представле
ние своей сказки — по 1 минуте (общее время этого
этапа 15 минут).
Работа команд сопровождается негромкой музыкой.
Результаты объявляются и записываются Тна доске по мере выступления команд.
По завершении этапа участники получают третий «ключ» от приза («зашумленная» буква «Р»).
Материалы к конкурсу
Пошел как-то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, а бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скала, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается... (Продолжить сказку от лица Ивана Царевича.)
Маленький Скворец давно мечтал научиться летать, но это ему никак не удавалось. И вот однажды, когда он уже потерял надежду, случайно вывалился из гнезда и со страха так замахал к0ыльями, что взлетел. А когда он оглянулся вокруг; то вдруг понял... (Продолжить сказку от лица Маленького Скворца.)
Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое, с виду обыкновенное зеркальце. Взглянула она в зеркальце, а там... (Продолжить сказку от лица Машеньки:)
Жила-была Канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот... (Продолжить сказку от лица Кнопки.)
Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от своих знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов это ему надоело... (Продолжить сказку от лица Мяча.)
Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудачества без разрешения взрослых. Тогда его Мама-волшебница взяла и сделала его стеклянным. Теперь, когда он стал прозрачным, она могла сразу увидеть, если он что-то задумал... (Продолжить сказку от лица Мамы.)
Конкурс «Лабиринт»
Выполняется без деления на команды. Для этого этапа потребуется перевернутый изнанкой вверх большой палас. Изнанка паласа должна быть расчерчена на равные квадраты.
Инструкция
Участники выстраиваются цепочкой вдоль кромки паласа. Это лабиринт. Есть только один путь через него, все другие пути — ловушки. Вам необходимо найти этот единственно правильный путь. Тот, кто попадет в ловушку, пропадет. Искать путь предстоит, делая по одному шагу с квадрата на квадрат. Если сделанный шаг правильный, участник может продолжать путь, если он попал в ловушку, ведущий дает зяа^(любой звуковой сигнал).
Запрещается: разговаривать, показывать или помечать квадраты на поле, находиться на поле одновременно двум участникам, перескакивать через один квадрат, нарушать очередность прохода.
Каждому необходимо внимательно следить за тем, как проходили другие, чтобы запомнить правильный путь. Если участник попадает в ловушку, он должен вернуться, встать в конец цепочки и заново дожидаться своей очереди. Те, кто успешно прошел лабиринт, остаются на противоположной стороне паласа. Самую, трудную задачу предстоит выполнить первому участнику. Помните, что за каждое нарушение вся группа получает по штрафному баллу.
За каждого успешно прошедшего игрока команда получает 1 балл, за каждое нарушение правил вычитается 1 балл. Количество баллов за этот этап: общая сумма баллов, соответствующая числу успешных участников, минус сумма штрафных баллов.
Результаты объявляются и записываются по окончании конкурса. ~
По завершении участники получают четвертый ключ от приза («зашумленная» буква «Т»).
Ведущему на заметку
Необходимо заранее выбрать и запомнить квадраты, соответствующие правильному пути.
После завершения последнего этапа объявляются призеры в номинациях: «Самые интеллектуальные» (по итогам конкурса «Интеллект»); «Самые находчивые» (по итогам конкурса «Катастрофа»); «Самые творческие» (по итогам конкурса «Сказка»); «Самые ловкие» (по итогам конкурса «Лабиринт»).
Необходимо, чтобы были охвачены все участники. По мере объявления призеров в номинациях они подходят к мешку с подарками и с закрытыми глазами на счет «3» вынимают свой приз.
Ведущий демонстрирует участникам гербы классов, выполненные на последнем занятии и дополненные коллективными классными фотографиями. Гербы склеиваются друг с другом по типу сот так, как это делали сами дети на последнем тренинге. Общий герб укрепляется в середине круга.
Ведущий подчеркивает, что все участники игры продемонстрировали способность к взаимной поддержке, удачно дополняли друг друга. Взаимовыручка, наверняка, будет помогать вам не только в играх, но и в учебе и в других делах.
После этого проводится рефлексия: участники, сидя в кругу, обсуждают, что понравилось в игре, как удалось справиться с заданиями, какие встретились трудности. Далее объявляется общее число баллов, складываются все «ключи» от приза, участники зачитывают его название — «ТОРТ».
Игра завершается общим чаепитием.
Предварительный просмотр:
Тема: Какую помощь может оказать социальный педагог.
Прав и обязанности детей. Административная и уголовная ответственность учащихся при несоблюдении законов РК.
I. Какую помощь может оказать социальный педагог.
- Защита прав детей.
- Социально-психологические консультации.
- Посредничество в отношениях педагог-ученик, ученик-родители и ученик-ученик.
- Адаптация учащихся в коллективе класса и школы.
- Профориентация выпускников школы.
- Снятие с учёта ОДН.
- Помощь и информация в борьбе с курением, алкоголизмом и СПИД-ом.
- Работа с одарёнными детьми.
- Социальная помощь.
II. Права и обязанности детей.
Государственные документы касающихся прав детей.
- «Закон о правах ребенка в РК».
- Конвенция о правах ребенка.
- Статьи из «Закона о браке и семье»
- Конституция РК.
Статья 8. Право ребёнка на охрану здоровья.
Статья 9. Право ребёнка на индивидуальность и её сохранение
Статья 10. Право ребёнка на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни.
Статья 13 Имущественные права ребёнка.
Статья 15. Право рёбенка на образование.
Статья 17. Право рёбенка на государственную помощь
Статья 20.Обязанности ребёнка.
Статья 24.Обязоности родителей по воспитанию ребёнка, уходу за ним и содержанию.
Статья 59. Право ребёнка на защиту. «Закон о браке и семье»
Статья 23. Дети – инвалиды. Конвенция о правах ребенка, и многие другие.
Административная и уголовная ответственность учащихся при не соблюдении законов РК.
Статья 336. Распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде
1 раз – штраф 1МРП (900) 2 раз – штраф 2МРП (1800) 3 раз от 2-5 МРП в исключительных случаях административный арест на 15 суток.
Статья 320. Незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами без цели их сбыта
Статья 326. Уклонение от медицинского обследования и лечения лиц, находящихся в контакте с ВИЧ-инфицированными, больными СПИДом, венерическими болезнями, туберкулезом, а также лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача
Статья 328. Сокрытие лицами с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, источника заражения и лиц, находившихся с ними в контакте
Из уголовного кодекса Республики Казахстан.
Общим возрастом, с которого наступает уголовная ответственность, является 16 лет, однако есть исключения. Ответственность может наступить и с 14 лет за такие преступления, как:
- Убийство;
- Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах;
- Умышленное причинение вреда здоровью;
- Изнасилование;
- насильственное действие сексуального характера;
- Похищение человека;
- Кража;
- Грабёж;
- Разбой;
- Вымогательство;
- Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством
Без цели хищения при отягчающих обстоятельствах;
12.Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
13.Терроризм;
14.Зазват заложника;
15.Заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
16.Вандализм;
17.Хишение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
18.Надругательство над телами умерших и местами захоронения при отягчающих обстоятельствах;
19.Умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Статья 115. Заражение венерической болезнью
Статья 116. Заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД)
Статья 260. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
Предварительный просмотр:
Методическая копилка для педагогов
Познав самого себя, никто не остается тем, кто он есть.
Томас Манн, немецкий писатель.
Предлагаемый здесь материал можно использовать в том виде, как он описан, но можно и нужно подходить к нему творчески, организуя работу с учетом состава конкретной группы, собственного опыта проведения тренингов по другим направлениям.
Последнее слово за Вами, руководители и ведущие групп.
Предложенные упражнения проводятся периодически в течение недели, месяца, полугода...
Упражнения:
1 "Кто я?"
"Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз".
- я педагог
- я женщина (девушка)
- я мама
- я дочь
- и т. д...
Комментарий.
Это упражнение проводится на каждом занятии. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они могли на каждом следующем занятии вносить изменения и добавления в список ответов на этот вопрос.
2. Домашнее задание "Ласковое имя"
"Вспомните и запишите, какими ласковыми именами Вас называют ваши родные, близкие вам люди, ваши знакомые.
Задумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от Вас что-то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение?
Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявлять теплые чувства благодарности?
А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека, к которому вы обращаетесь: Галочка, Галчонок - или это название птицы или животного (медвежонок, цыпленок), или просто прозвище, но очень ласковое?
Что вы при этом испытываете сами? А люди, к которым вы обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?"
На следующем занятии члены группы садятся в большой круг и рассказывают, какие ласковые имена они вспомнили, выполняя домашнее задание, какие чувства испытывали при этом и т. д.
Комментарий.
В ходе этого упражнения следует обратить внимание на искренность и раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои переживаниях и желание делится ими с окружающими.
Целесообразно организовать процесс в парах, когда участник обращается к другому и говорит тому человеку то, что приготовил дома.
3. "Мои сильные стороны"
Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем..
Джеймс Маккинтош.
"Каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах - о том , что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности ".
Существенно отметить также те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе.
Крайне важно, чтобы вы "вы не брали в кавычки" свои слова, внутренне отказываясь от них, не умоляли своих достоинств, чтобы вы говорили прямо, уверенно, без всяких "но...", "если...", "может быть..." и т. д.
Вам дается на это 3 минуты. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться.
Может быть значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороны. Достаточно того, что вы сами в этом уверены."
Ведущий дает участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому начать.
По истечению 3 минут ведущий дает сигнал, означающий, что время первого истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.
Комментарий.
Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем , чтобы участники избегали любых, даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения пересекается.
Работа может быть организована в режиме большого круга, а при большом количестве участников – в микрогруппах по 7-8 человек.
4. "Девиз"
"Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем.
Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе".
На формулировку девиза дается 5-7 минут.
Затем участники по очереди зачитывают свои девизы и в случае необходимости дают пояснения.
Комментарий.
- В дальнейшем на занятиях участники выступают под своими девизами.
- Участники в конце каждого занятия работают над совершенствованием своего девиза, делая его более делая его более четким, ясным, кратким и действительно отражающим жизненные установки каждого из них.
- После обсуждения индивидуальных девизов участники формулируют девиз группы – основной принцип взаимоотношений и взаимодействий в группе.
5. "Автопортрет"
Каждый участник в течение 5-7 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. Но в характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать описываемого человека .Например, самому маленькому по росту в данной группе нельзя писать: "Мне доставляет много переживаний мой маленький рост".
Это должно быть психологическое описание вашего взгляда на мир, на взаимоотношений людей и т. д.
После написания характеристик участники сдают их ведущему (или одному из группы), который, перемешав листы, начинает зачитывать "автопортреты".
Остальные члены группы должны по тексту узнать автора.
Члены группы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые они увидели во время занятий.
6. "Мои слабые стороны"
"Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о слабых сторонах – о том, что он не принимает в себе.
Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п.
"Крайне важно, чтобы вы" не брали в кавычки" свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно.
На это вам дается 3 минуты".
Далее упражнение проводится по методике упражнения "Мои сильные стороны".
Комментарий.
Это упражнение направлено, в первую очередь, на определение каждым участником собственных слабых сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при его выполнении у участника должна быть возможность опереться на сильные стороны своего характера.
Возможны два варианта проведения этого упражнения: большой круг или микрогруппы по 6-7 человек.
Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики
Данная методика позволяет диагностировать четыре параметра личности:
1) приоритетные ценности (тип отношения учителя к ученику как к личности или к объекту воздействия, что дает возможность определить приоритеты в отношении с коллегами и учениками);
2) психоэмоциональное состояние (особенности эмоционального состояния и его динамика в ответ на различные жизненные ситуации, носящие в основном стрессовый характер);
3) самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок, установок и реакций на ситуации, нарушающие привычный ход событий);
4) стиль преподавания (особенности поведения учителя, его реакции и состояния в процессе взаимодействия с коллегами и учителями).
5) выяснение объективности и адекватности самовосприятия человека
В текст включены две "цитаты" из личностных опросников Айзенка и Кэттелла, которым невозможно найти равноценную замену.
Для ответов используются приводимые ниже бланки. Номера вопросов в листе ответов скомпонованы таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает "расшифровку" теста. Работа занимает у учителя не более часа, а дает "информацию к размышлению" на длительное время.
Данная методика не может быть использована администрацией для оценки и сравнения учителей или для их аттестации.
Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания, узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, помните, что "неправильных" ответов быть не может - могут быть только неискренние. Поэтому из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, отметьте его в соответствующей клеточке на листе ответов крестиком или другим значком.
Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста, как уже говорилось, будет производиться самостоятельно.
1. Что по вашему мнению, важнее всего в воспитании?
- Окружить ребенка теплотой и заботой
- Воспитывать уважительное отношение к старшим
- Выработать определенные взгляды и умения
2. Если кто-то в классе отвлекается, вас это раздражает?
- Да
- Нет
- В зависимости от настроения
3. Что вы испытываете, когда ученик на уроке излагает факты, которые вам не известны?
- Интерес
- Смущение
- Раздражительность
4. Что вы делаете, если класс не приведен в порядок?
- Не могу начать урок
- Не обращаю на это внимания
- Зависит от ситуации
5. Что вы делаете, когда несправедливо поступили с учеником?
- Трудно признать это
- Готов признать свою неправоту
- Таких случаев не было
6. Какие отношения для вас важнее?
- Отношения с учениками
- Отношения с коллегами
- Не знаю
7. Вызывают ли у вас некоторые ученики раздражение, которое бывает трудно скрыть?
- Часто
- Иногда
- Никогда не вызывают
8. Как действует на вас присутствие на уроках посторонних?
- Воодушевляет
- Никак не отражается
- Выбивает из колеи
9. Считаете ли вы своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте?
- Да
- Нет
- В зависимости от ситуации
10. С одинаковой ли теплотой вы относитесь ко всем ученикам?
- Не уверен
- Нет
- Да
11. С кем вы предпочитаете общаться во время перемены?
- С учениками
- С коллегами
- Побыть в одиночестве
12. Всегда ли вы идете на урок в приподнятом настроении?
- Никогда
- Иногда
- Всегда
13. Превосходите ли вы по каким-нибудь качествам своих коллег?
- Да
- Нет
- Не уверен, что такие качества есть
14. Под руководством какого начальника вы предпочитаете работать?
- Того, который дает четкие указания
- Того, который не вмешивается в работу
- Того, который дает простор для творчества
15. Приходилось ли вам высказывать суждение о вещах, в которых вы плохо разбираетесь?
- Да
- Нет
- Не помню
16. Как вы относитесь к случайным встречам с учениками за пределами школы?
- Это доставляет мне удовольствие
- Это вызывает у меня чувство неловкости
- Это не вызывает у меня особых эмоций
17. Как часто без видимых причин вы чувствуете себя счастливым или несчастным?
- Часто
- Редко
- Никогда
18. Как вы относитесь к замечаниям со стороны коллег и администрации?
- Мало волнуют
- Иногда задевают
- Часто задевают
19. Придерживаетесь ли вы во время урока намеченного плана?
- Всегда
- Предпочитаю импровизацию
- Зависит от ситуации
20. Случалось ли вам не лестно отзываться о своих коллегах?
- Да
- Нет
- Не помню
21. Согласны ли вы с мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть?
- Согласен
- Не согласен
- Что-то в этом есть
22. Хватает ли вам теплоты и поддержки со стороны близких и коллег?
- Да
- Иногда
- Нет
23. Какие чувства вызывает у вас мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами?
- Доставляет удовольствие
- Особых эмоций не вызывает
- Недовольство
24. Как вы реагируете, когда видите, что ученик ведет себя вызывающе по отношению к вам?
- Плачу ему той же монетой
- Игнорирую этот факт
- Предпочитаю выяснить отношения
25. Готовитесь ли вы к урокам?
- Обычно да
- Иногда
- Всегда
26. Что для вас важнее всего в работе?
- Привязанность учеников
- Признание коллег
- Чувство собственной необходимости
27. Зависит ли успех урока от вашего физического и душевного состояния?
- Да
- Иногда
- Не зависит
28. Сомневаетесь ли вы в дружелюбном отношении со стороны коллег?
- Не сомневаюсь
- Сомневаюсь
- Затрудняюсь ответить
29. Что вы делаете, если ученик высказывает точку зрения, которую вы не можете принять?
- Стараюсь поправить его, объяснить ошибку
- Перевожу разговор на другую тему
- Пытаюсь понять его точку зрения
30. Опаздываете ли вы на работу?
- Регулярно
- Изредка
- Никогда
31. Что вы делаете, если незаслуженно наказывают ученика?
- Заступлюсь за него
- Один на один сделаю замечание коллеге
- Сочту некорректным вмешиваться
32. Работа дается вам ценой большого напряжения?
- Обычно да
- Иногда
- Редко
33. Есть ли у вас сомнения в своем профессионализме?
- Конечно
- Есть сомнения
- Не приходилось задумываться
34. Что, по-вашему, в школьном коллективе важнее всего?
- Трудовая дисциплина
- Отсутствие конфликтов
- Возможность работать творчески
35. Откладываете ли вы на завтра то, что необходимо сделать сегодня?
- Часто
- Иногда
- Никогда
36. Согласны ли вы с высказыванием " Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"?
- Согласен полностью
- Не согласен
- Что-то в этом есть
37. Мешают ли мысли о работе вам уснуть?
- Часто
- Редко
- Никогда не мешают
38. Выступаете ли вы на собраниях и педсоветах по волнующим вас вопросам?
- Часто
- Иногда
- Предпочитаю слушать других
39. Считаете ли вы возможным повысить голос на ученика?
- Если ученик этого заслуживает
- Затрудняюсь ответить
- Это недопустимо
40. Всегда ли вы можете найти правильный выход из конфликтной ситуации?
- Не всегда
- Не знаю
- Всегда
41. Испытываете ли вы потребность в общении с учениками во время каникул?
- Да
- Не помню
- Нет
42. Находите ли вы в себе достаточно сил, чтобы справится с трудностями?
- Редко
- Обычно
- Всегда
43. Приходилось ли вам выполнять приказы не вполне некомпетентных людей?
- Да
- Не помню
- Нет
44. Как вы относитесь к непредвиденным ситуациям на уроке?
- Мешают учебному процессу
- Игнорирую
- Использую
45. Случалось ли вам быть не совсем искренней с людьми?
- Да
- Нет
- Не помню
46. На чью сторону вы встанете в конфликте между учителем и учеником?
- На сторону ученика
- На сторону учителя
- Сохраняю нейтралитет
47. Бывают ли у вас проблемы со здоровьем в начале или в конце учебного года?
- Как правило, да
- Не всегда
- Проблем со здоровьем нет
48. Относятся ли ваши ученики к вам с симпатией?
- Да
- Не все
- Не знаю
49. Вызывают ли требования начальства у вас протест, если кажутся не вполне обоснованными?
- Не вызывают
- Не знаю
- Вызывают
50. Вызвали ли у вас трудности ответы на некоторые вопросы?
- Да
- Нет
- Не помню
Лист ответов
шкала 1 | шкала 2 | шкала 3 | шкала 4 | шкала 5 | |||||||||||||||
номер вопроса | вариант ответа | номер вопроса | вариант ответа | номер вопроса | вариант ответа | номер вопроса | вариант ответа | номер вопроса | вариант ответа | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||
16 |
|
|
| 17 |
|
|
| 18 |
|
|
| 19 |
|
|
| 20 |
|
|
|
21 |
|
|
| 22 |
|
|
| 23 |
|
|
| 24 |
|
|
| 25 |
|
|
|
26 |
|
|
| 27 |
|
|
| 28 |
|
|
| 29 |
|
|
| 30 |
|
|
|
31 |
|
|
| 32 |
|
|
| 33 |
|
|
| 34 |
|
|
| 35 |
|
|
|
36 |
|
|
| 37 |
|
|
| 38 |
|
|
| 39 |
|
|
| 40 |
|
|
|
41 |
|
|
| 42 |
|
|
| 43 |
|
|
| 44 |
|
|
| 45 |
|
|
|
46 |
|
|
| 47 |
|
|
| 48 |
|
|
| 49 |
|
|
| 50 |
|
|
|
итого |
|
|
| итого |
|
|
| итого |
|
|
| итого |
|
|
| итого |
|
|
|
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ К ТЕСТУ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ: ОПЫТ САМОДИАГНОСТИКИ»
Шкала 1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ
Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет здоровье — ваше и учеников.
Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем – пронизано чувством недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.
Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.
ШКАЛА 2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.
Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.
Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.
ШКАЛА 3. САМООЦЕНКА
Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.
Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.
ШКАЛА 4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ
Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас -объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?
Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания - строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?
Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.
ШКАЛА 5. ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАКТОВ
Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя. Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.
Удачи вам, сельские и городские.
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Р. Рождественский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В методическую копилку социального педагога
В данном материале содержатся различные сценарии занятий, бесед, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних. Данные разработки подойдут как для средних школ, так и для ...
методическая копилка социального педагога
практический материал для работы социального педагога...
Методическая копилка соц. педагога.
Это сборник канспектов занятий по профилактике ПАВ....
1.0. Методическая копилка (для педагогов)
Методическая копилка — это набор универсальных инструментов, которые в любую минуту придут на помощь при подготовке к занятиям. ПрезентацииОбщение с детьми-инвалидами (посмотреть)Агрессия п...
Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации в 2020 году» Номинация «Социальная активность»
С 2019 года в нашей школе введена новая добрая традиция – ежегодно проводить мероприятия, посвященные Всемирному Дню волонтера, на которых освящается деятельность волонтерского движе...
методическая копилка социального педагога
Методическая копилка содержит беседы по правовому воспитанию,занятие для старшеклассников " Мой жизненный ориентир","На пороге самостоятельной жизни" и др....
Методическая копилка социального педагога
Методическая копилка – это отличный способ поделиться своими наработками и находками с коллегами, а также помочь начинающим педагогическим работника подобрать подходящий материал для с...