Программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних»
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа расчитана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika_pravonarusheniy.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних»
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Разработчики программы | Социально-психологическая служба МБОУ СОШ №9г.Татарска |
Цели программы |
|
Сроки реализации программы | 2022-2025 годы |
Исполнители программы | Социально-психологическая служба МБОУ СОШ №9 г.Татарска |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушения прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о
необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ №9 г.Татарска
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Цели программы:
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает:
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» .Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
| Содержание
|
Изучение подростка и окружающей его среды. | Диагностика подростка.
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению.
| Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности. |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков. | Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа . |
Самовоспитание
| Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу школьного ППк, «Совета профилактики».
Программу реализует социально-психологическая служба (с привлечением заинтересованных ведомств), администрация школы, классные руководители, педагог-организатор.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
- Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ГПДН.
- Организация работы школьного ППк, «Совета профилактики».
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический всеобуч для родителей.
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
- Составление социального паспорта классов, школы.
- Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте и учете в ГПДН.
- Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
- Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся 6-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
- Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (9-11 кл.).
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с ГПДН;
- классные часы;
- организация правового всеобуча;
- профориентационная работа;
- проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
- Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
- Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
- Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
- Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками:
Работа в этом направлении предполагает:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- приглашение на заседание школьного ППк, «Совета профилакти»;
- Беседы инспектора ГПДН;
- Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- Направление извещений в службу «Единое окно»;
- Проведение тренинговых занятий с обучающимися.
Профилактическая работа с родителями:
- Выбор родительского комитета в классах.
- Выбор родителей в состав школьной службы примерения.
- «День открытых дверей» для родителей.
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
- Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет.
- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление извещений в службу «Единое окно».
- Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
- Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
- Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
| -разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений, -создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» правонарушений, -создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» |
2 блок
| -получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, - получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи, - получение информации о состоянии здоровья учащихся |
3 блок
| - сформировать у учащихся образ жизни, -сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека, -сформировать жизненную позицию ребёнка
|
4 блок
| -создание приоритетного родительского воспитания, -организация педагогического просвещения родителей, -построение демократической системы отношений детей и взрослых |
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы (составляется на каждый учебный год).
Критерии отслеживания эффективности программы.
Отслеживание эффективности всей программы | - появление у подростков устойчивых интересов; - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ГПДН ОВД; -уменьшение количества детей «группы риска» - уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска». |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | Проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия. |
Конечный результат реализации программы
| Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместных мероприятий ГДН ОВД по МО «Тымовский городской округ» и МОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних на 2010-2012гг
План работы составленный социальным педагогом и инспектором ГДН в рамках школьной программы профилактики правонарушений среди детей и подростков....
Совместный план работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних студентов отделения ПКРиС ГБПОУ СО «ТЛК им.Н.И.Кузнецова» и КДН иЗП при администрации Талицкого ГО на 2015– 2016 учебный год
1. Организация совместной работы специалистов КДН и ЗП г. Талица с педагогическим коллективом отделения ПКРиС ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж...
Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних
Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних...
Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...
Программа "Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних"
Программа разработана на 4 года. Ежегодно составляется план мероприятий....