Этический кодекс социального педагога
методическая разработка
Этический кодекс социального педагога
Общие положения.
1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении.
1.2. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав - принцип этической и юридилюдей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;
- сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;
- укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
2. Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются: - принцип конфиденциальности и информированности клиента; - принцип компетентности;
- принцип ответственности;
ческой правомочности;
- принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики;
- принцип благополучия клиента;
- принцип профессиональной кооперации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе.
Принцип конфиденциальности и информированности клиента:
1. Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Участие обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогов в социально-психолого-педагогических процедурах, таких как диагностика, консультирование, коррекция и др., должно быть осознанным и добровольным.
3. Лица, участвующие в социально-педагогических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, проводимых социальным педагогом, должны быть осведомлены об объеме и характере работы. Социальный педагог обязан информировать участников о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать или не участвовать в предстоящей работе. К таким аспектам могут относиться физический дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. При работе с обучающимися, воспитанниками, их родителями и педагогами специалист использует доступный для понимания клиентов язык. Заключение социального педагога по результатам исследований не должно носить категоричный характер. Оно может быть предложено клиенту только в виде четких рекомендаций, не содержащих в себе заведомо невыполнимых условий.
5. Отчеты социального педагога о профессиональной деятельности, описания результатов его работы и публикации представляются в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. Присутствие третьих лиц во время консультирования допускается только с предварительного согласия клиента или лиц, несущих за него ответственность (родителей или лиц, их заменяющих). Принцип компетентности Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности:
1. Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством.
2. Проводя исследования, социальный педагог заботится, прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3. Социальный педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания (определения).
4. В случаях, когда ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.
5. Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и степени компетентности.
6. Социальный педагог может не информировать клиента об истинных целях диагностических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании социально-педагогической помощи несовершеннолетним, лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии, социальным сиротам, несовершеннолетним матерям, недееспособным лицам и т.п. социальный педагог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Принцип этической и юридической правомочности:
1. Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности.
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, социальный педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения социального педагога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики:
1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих специального образования, социальному педагогу следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима только в сообщениях для специалистов.
2. Социальному педагогу целесообразно воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его профессиональной деятельности.
3. В соответствии с действительным состоянием науки и практики на данный момент социальный педагог обязан профессионально и точно пропагандировать возможности и достижения социальной педагогики.
Принцип благополучия клиента:
1. В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности социального педагога вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
2. В профессиональной деятельности социального педагога системы общего образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
3. Социальный педагог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту. В ходе обследований социальный педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
4. Социальный педагог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации клиентов по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и другим различиям.
Принцип профессиональной кооперации:
1. Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений.
2. Социальный педагог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если то или иное нарушение профессиональной этики социальным педагогом не может быть устранено неформальным путем, то эта проблема обсуждается на заседании методического объединения социальных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskiy_kodeks_sotsialnogo_pedagoga.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Этический кодекс социального педагога
Общие положения.
1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении.
1.2. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав - принцип этической и юридилюдей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;
- сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;
- укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
2. Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются: - принцип конфиденциальности и информированности клиента; - принцип компетентности;
- принцип ответственности;
ческой правомочности;
- принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики;
- принцип благополучия клиента;
- принцип профессиональной кооперации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе.
Принцип конфиденциальности и информированности клиента:
1. Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Участие обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогов в социально-психолого-педагогических процедурах, таких как диагностика, консультирование, коррекция и др., должно быть осознанным и добровольным.
3. Лица, участвующие в социально-педагогических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, проводимых социальным педагогом, должны быть осведомлены об объеме и характере работы. Социальный педагог обязан информировать участников о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать или не участвовать в предстоящей работе. К таким аспектам могут относиться физический дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. При работе с обучающимися, воспитанниками, их родителями и педагогами специалист использует доступный для понимания клиентов язык. Заключение социального педагога по результатам исследований не должно носить категоричный характер. Оно может быть предложено клиенту только в виде четких рекомендаций, не содержащих в себе заведомо невыполнимых условий.
5. Отчеты социального педагога о профессиональной деятельности, описания результатов его работы и публикации представляются в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. Присутствие третьих лиц во время консультирования допускается только с предварительного согласия клиента или лиц, несущих за него ответственность (родителей или лиц, их заменяющих). Принцип компетентности Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности:
1. Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством.
2. Проводя исследования, социальный педагог заботится, прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3. Социальный педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания (определения).
4. В случаях, когда ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.
5. Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и степени компетентности.
6. Социальный педагог может не информировать клиента об истинных целях диагностических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании социально-педагогической помощи несовершеннолетним, лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии, социальным сиротам, несовершеннолетним матерям, недееспособным лицам и т.п. социальный педагог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Принцип этической и юридической правомочности:
1. Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности.
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, социальный педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения социального педагога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики:
1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих специального образования, социальному педагогу следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима только в сообщениях для специалистов.
2. Социальному педагогу целесообразно воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его профессиональной деятельности.
3. В соответствии с действительным состоянием науки и практики на данный момент социальный педагог обязан профессионально и точно пропагандировать возможности и достижения социальной педагогики.
Принцип благополучия клиента:
1. В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности социального педагога вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
2. В профессиональной деятельности социального педагога системы общего образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
3. Социальный педагог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту. В ходе обследований социальный педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
4. Социальный педагог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации клиентов по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и другим различиям.
Принцип профессиональной кооперации:
1. Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений.
2. Социальный педагог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если то или иное нарушение профессиональной этики социальным педагогом не может быть устранено неформальным путем, то эта проблема обсуждается на заседании методического объединения социальных педагогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТАЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ...
Этический кодекс педагога и его значение в профессиональной деятельности. Взаимоотношения учителя и ученика.
Выступление психолога на педагогическом совете по теме "Этический кодекс педагога и его значение в профессиональной деятельности. Взаимоотношения учителя и ученика"....
Этический и профессиональный кодекс социального педагога
По материалам журнала «Социальный педагог» ...
Кодекс социального педагога
Социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...
Инфографика "ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога - психолога службы практической психологии образования России"
В данной инфографике проиллюстрированы основные принципы ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА Педагога-психолога службы практической психологии образования России (вариант, принятый на Всероссийск...
Этический кодекс педагога- психолога
Этический кодекс...