Профилактика агрессивного поведения младших школьников
методическая разработка
Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей, о чем указывали в своих работах, А. Басс, А. Бандура, К. Лоренц и другие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика агрессивного поведения младших школьников
Профилактика агрессивных реакций, негативных эмоциональных реакций, развитие навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения и исправление нарушений в сфере межличностного общения и формирование потребности в социальном признании и самоутверждении может проводиться на занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Задачи занятий:
- профилактика агрессивных реакций, негативных эмоциональных реакций;
- развитие навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения и исправление нарушений в сфере межличностного общения;
- формирование потребности в социальном признании и самоутверждении.
Продолжительность занятия – 40 минут (при желании время можно сократить или увеличить).
Участники – младшие школьники в возрасте 9-10 лет.
Первый, мотивационно - адаптационный этап реализации профилактики агрессивного поведения, снижения уровня агрессивности, развитие положительных личностных качеств младших школьников с признаками агрессивного поведения включает в себя следующие задачи:
- демонстрация демократического и безопасного стиля общения в группе; снятие у детей скованности и напряжения;
- энергетическая разрядка;
- вовлечение обучающихся в групповую работу и организация совместного отдыха;
- получение участниками группы опыта позитивной обратной связи;
- побуждение к рефлексии.
Задачами второго диагностика - аналитического этапа выступает:
- составление иерархии стимулов (ситуаций), вызывающих у школьников тревогу и гнев, выбор вариантов решения проблем, анализ и обсуждение последствий каждого выбранного варианта поведения;
- осознание и вербализация своих чувств и чувств другого человека в подобной ситуации;
- осознание зависимости агрессивного поведения от эмоционального состояния;
- получение обратной связи о собственном поведении в восприятии окружающих.
Третий реконструктивно-развивающий этап включает в себя задачи:
- отреагирование негативных переживаний;
- развитие чувствительности в межличностных отношениях;
- осознание собственных установок относительно нравственных ценностей;
- закрепление позитивных поведенческих реакций в проблемных ситуациях, актуализация собственного опыта в конфликтных ситуациях;
- отработка навыков психологической поддержки.
Содержание занятий профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
№ занятия | Содержание занятия | Цель занятия | |
Занятие 1 | Приветствие Упражнение - разминка: «Маска» Упражнение «Спутанные цепочки» Рефлексия Упражнение «Ладонь в ладонь» Рефлексия Живое зеркало Медитативная техника Рефлексия | Настрой участников на работу, активизация личностных ресурсов | |
Занятие 2 | Приветствие Групповая игра «Циферблат» Техника РЭТ. Игра «Сотворение мира» Рефлексия | анализ прошлого занятия, активизация личностны ресурсов участников | |
Занятие 3 | Приветствие Групповая свободная дискуссия Групповая игра "Картина на память" Метод идентификации и коррекции дисфункциональных мыслей Рефлексия | информирование участников о противоправном поведении, снижение агрессивности детей формирование самоконтроля | |
Занятие 4 | Приветствие Психологическая игра «Подводная лодка» Метод «наводнение» Рефлексия | осознание человеческой понимание успешности неуспешности | ценности жизни, причин или в ней, |
способствовать пониманию у школьников возможности управлять своим поведением | |||
Занятие 5 | Приветствие Психологическая игра «Симпатия группы» Групповая дискуссия на тему: «Взаимоотношения с окружающими – права и обязанности» Фиксация внимания на противоречиях в суждениях Рефлексия | формирование межличностных отношений, развитие речевой компетентности личности | |
Занятие 6 | Приветствие Упражнение «Я мыслю» Упражнение «Я чувствую» Обучение методу формирования стратегии самоконтроля и обучение самонаблюдению Упражнение «Чего я стыжусь?» Рефлексия | анализ собственных мыслей чувств осознание собственной ценности формирование чувства комфортности | |
Занятие 7 | Приветствие Деловая игра «Путешествие на воздушном шаре» Медитативная техника «Тренировка эмоциональной устойчивости» Рефлексия Рекомендации родителям, педагогам. Формирование позитивного поведения учащегося.
| тренировка эмоциональной устойчивости личности участников |
Формирование адаптивных качеств личности в данном случае будет осуществляться через формирование активной жизненной позиции и обучению навыков разрешения проблем на конструктивном уровне, положительной самооценки, навыков постановки реалистичных целей, снижению внутренней конфликтности и напряженности.
Методы психологической профилактики агрессивного поведения младших школьников
Методы | Техники, приёмы, методики |
Методы коррекции эмоциональных состояний | Контактная десенсибилизация Эмотивное воображение Метод «Наводнение» |
Методы саморегуляции | Медитативные техники Метод формирования стратегии самоконтроля |
Когнитивное переструктурирование | Групповая дискуссия Прием обращения внимания на противоречия в суждениях Идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей |
Методы снижения нежелательного поведения | Тайм-аут Реакции группового осуждения негативного поведения |
Методы формирования позитивного поведения | Репетиция поведения посредством групповых игр, ролевой игры Программа жетонного подкрепления |
Для решения проблемы профилактики агрессивного поведения необходимым является создание условий для личностного развития младших школьников. К таким условиям относятся:
- оптимизация ведущей деятельности школьников;
- сопряженность профилактических целей, содержания и методов модификации поведения детей с агрессивным поведением.
В группе необходимо создать атмосферу безусловного принятия и доверия, которая будет способствовать самораскрытию, исследованию школьниками своего внутреннего мира и выбору наиболее оптимального направления развития.
Таким образом, в организации деятельности по профилактике агрессивного поведения школьников важно не просто использовать внешние методы воздействия, но и стимулировать самих участников образовательного процесса к обретению самостоятельности, ответственности, субъектности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики девиантного поведения младших школьников
В основном воспитательная работа по коррекции девиантного поведения направлена на то, чтобы поставить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытесне...
Профилактика агрессивного поведения у школьников и снятия психоэмоционального напряжения на занятиях по рукопашному бою.
Влияние занятий рукопашным боем на психику школьников....
Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»
Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников
Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников...
Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника
Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника...
Особенности агрессивного поведения младших школьников
В настоящее время актуальность исследования агрессивного поведения детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых остр...