Классификация и характеристика основных форм девиантного поведения
методическая разработка
В отличие от подростков с девиантным поведением, социально адаптированный подросток почти всегда владеет в той или иной степени своими желаниями. Однако самоконтроль можно воспитать. Это не только сила воли, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, под влиянием воспитания. Способствуют самоконтролю знание последствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступнее), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков с девиантным поведением таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом - опасность девиантного поведения, и тем большая, чем моложе возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация и характеристика основных форм девиантного поведения
В структурированном виде любая форма поведения, в том числе и девиантного, складывается из следующих компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент отвечает за понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для выбора действия в конкретных условиях. Эмоциональный – отвечает за возникновение эмоциональных реакций, чувств и состояний. Волевой компонент подразумевает целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность.
В последнее время наука говорит о сочетании двух компонентов в виде эмоционального интеллекта, необходимого действующей личности для восприятия, распознавания и понимания эмоционального состояния индивида, с которым происходит взаимодействие. На практике у лиц с девиантным поведением именно эта составляющая вызывает затруднения.
Классификация видов девиантного поведения имеет множество подходов.
Это связано с различными задачами теоретического исследования.
Например, можно выделить такие основания для классификации:
1). по направленности отклоняющегося поведения (В.А. Лабунская): а)корыстная (хищение, кражи, мошенничество и т.д.);
б) агрессивная (оскорбление, хулиганство и т.д.); в). социально-пассивная (наркомания, алкоголизм)
2) по формам проявления нарушений (А.Е. Личко):
а) делинквентное поведение,
б) побеги из дома и бродяжничество,
в) ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение,
г) девиации сексуального поведения,
д) суицидальное поведение.
- по отношению к конечному результату поведения и причиняемому ущербу:
а) негативные (злоупотребление психоактивными веществами); б) позитивные (социальное творчество);
в) социально-нейтральные девиации (попрошайничество).
- по психологическим целям (Короленко и Т.А. Донских)
а) нестандартное (выходящие за рамки социальных стереотипов);
б) деструктивное, в свою очередь, классифицируется по направленности разрушительного действия на:
- внешне деструктивное (аддиктивное и антисоциальное)
- внутридеструктивное (суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение)
- по виду нарушаемой нормы и характеру последствий:
а) антисоциальное (внешне деструктивное) - поведение, включающее любые действия или бездействие, запрещенные законодательством;
б) асоциальное (смещенно-деструктивное) — это поведение, нарушающее благополучие межличностных отношений;
в) диссоциальное (аутодеструктивное) — это поведение, направленное против развития личности и ее целостности.
- по длительности существования девиации:
а) краткосрочные (аффективные) девиантные реакции б) преходящие девиантные состояния;
в) устойчивое поведение
г) девиантное развитие личности
- по степени зависимости от реакции окружающих:
а) индивидуальные – нарушение норм социума вне связи с микро-социальными паттернами поведения
б) групповые (наиболее часто встречающиеся у подростков вследствие комфортности, податливости к групповому давлению) – вызваны существованием сходных форм девиантного поведения в референтной группе.
Отдельно представлены многоосевые подходы (В. В. Ковалев, Е.В.Змановская, В.Д.Менделевич), в первом из которых на примере противоправного поведения выделяется три оси с сопряженными формами девиаций:
- социально-психологическая, ей соответствуют такие формы девиантного поведения, как антидисциплинарное, антиобщественное и противоправное поведение;
- клинико-психопатологическая - ей соответствуют такие формы девиантного поведения, как непатологические и патологические формы;
- личностно-динамическая - реакции, состояние и развитие.
В. Д. Менделевич классифицирует девиантное поведения на типы и формы. Типы представлены как:
- делинквентный (асоциальный и антисоциальный);
- аддиктивный;
- патохарактерологический;
- психопатологический;
- связанный с гиперспособностями.
Формами девиантного поведения проявляются в агрессии; суицидальном поведении; злоупотреблении психоактивными веществами (ПАВ); нарушениях пищевого поведения; аномалиях сексуального поведения; сверхценных психологических увлечениях (нехимические аддикции); характерологических и патохарактерологических реакциях (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативных девиациях (аутизм, гиперобщительность, ревность, конформизм и др.); безнравственном и аморальном поведении; неэстетичном поведении.
С.Н. Дубинин считает, что каждая из форм может быть сопряжена с одним или несколькими типами отклоняющегося поведения.
Систематизация видов и форм отклоняющегося поведения по схожим признакам оправдана целями теоретических и практических исследований, однако в реальной жизни общества отдельные формы могут, сочетаются, а каждое проявление отклоняющегося поведения индивидуально окрашено и требует качественного анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суицид как форма девиантного поведения подростков
В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....
Различные классификации и формы девиантного поведения
Документ содержит информацию о различных классификациях и формах проявления девиантного поведения...
Доклад. Различные классификации и формы девиантного поведения
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище . Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ...
Различные классификации и формы девиантного поведения
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище . Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ...
Различные классификации и формы девиантного поведения
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище . Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ...
Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков.
Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков. Добрый день – уважаемые родители! Я социальный педагог школы . Большое внимание в своей работ...
Характеристика основных форм девиантного поведения школьников и организация работы по его профилактике
Вот они вечные истины эти:Поздно заметили…мимо прошли…Не рождаются трудными дети,Просто им вовремя не помогли! С. Давидович...