Доклад. Различные классификации и формы девиантного поведения
материал по психологии по теме
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище .
Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichnye_klassifikatsii_i_formy_deviantnogo_povedeniya.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗЛИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Орлов А. А.
Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.
Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.
Под делинквентноетью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной. А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия, приравнивая его к «криминальному».
Существует еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие.
Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.
Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и пара нормальное.
Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям. так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как. например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).
Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аут агрессивное - направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.
Ееличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), афессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации.
В.В.Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения: уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы; систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах; антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях; антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве; антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола; злоупотребление алкоголем; употребление наркотических и токсических веществ; уходы из дома, бродяжничество; азартные игры; прочие виды отклоняющегося поведения.
А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления нарушений поведения: делинквентное поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение.
Таким образом, подростковому возрасту также присуши различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних наркомания, токсикомания, .алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аут агрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.
Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Проанализировав понятие «девиантное поведение», рассмотрев его типы и формы, более определенные и жесткие виды девиаций, мы пришли к выводу, что данный феномен является относительным: в каждой стране девиантные явления имеют конкретный облик в зависимости от историко-культурных традиций, экономико-политических отношений и целого ряда других факторов. Необходимо указать, что девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.
И так, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание,
лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, не адаптивности, нарушении процесса само актуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным повелением.
Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными. Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных интересов. Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантным, так и недевиантным: все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суицид как форма девиантного поведения подростков
В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....
Доклад "Работа с детьми с девиантным поведением"
В помощь классному руководителю...
Различные классификации и формы девиантного поведения
Документ содержит информацию о различных классификациях и формах проявления девиантного поведения...
Различные классификации и формы девиантного поведения
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище . Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ...
Различные классификации и формы девиантного поведения
Мое выступление на XIII международной научно-практической конференции 18-19 апреля 2013г. в Казанском высшем военном командном Краснознаменном училище . Тема конференции : "ДЕВИАЦИИ В ...
Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков.
Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков. Добрый день – уважаемые родители! Я социальный педагог школы . Большое внимание в своей работ...
Классификация и характеристика основных форм девиантного поведения
В отличие от подростков с девиантным поведением, социально адаптированный подросток почти всегда владеет в той или иной степени своими желаниями. Однако самоконтроль можно воспитать. Это не только сил...