Занятие-тренинг "Профилактика употребления ПАВ подростками"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гладкова Надежда Валерьевна

Занятие-тренинг "Профилактика уротребления ПАВ подростками" помогает сформмировать негативное отношение детей к курению, алкоголизму и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-trening_s_podrostkami.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для подростков по профилактике употребления ПАВ.

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к табаку, алкоголю и наркотикам; повысить уровень информированности учащихся по проблемам, связанным с наркотиками; формирование личной ответственности за своё поведение.

Задачи:

  1. выяснить уровень информированности учащихся по проблеме наркомании;
  2. дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления ПАВ, возможных стратегиях поведения;
  3. Выявить уровень усвоения информации;
  4. Научить самостоятельно заботиться о себе и обеспечивать личную безопасность, осознавать личную ответственность за свою жизнь; научить учащихся говорить «НЕТ» наркотикам.
  5. Формирование у учащихся убеждения в том,что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения,представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможностях противостоять этому

Ожидаемый результат:  осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации

Структура занятия:

I. Вступительная часть

II. Основная часть

III. Заключительная часть

Место проведения: классная комната, дети сидят в кругу

Продолжительность: 40 мин.

Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки

Ход занятия:

I. Вступительная часть

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь не просто так, а чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы узнаете чуть позже, а сейчас давайте поздороваемся друг с другом.

1. Упражнение "Приветствие''

Все участники разбиваются на 3 группы и приветствуют друг друга по-японски (кланяются), по-английски (пожимают руки) и по-африкански (трутся носами).

II. Основная часть

Сейчас давайте начнем наше занятие и выполним несколько упражнений.

1. Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

       В центре нашего круга лежит коробка. Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Как вы поведете себя в этой ситуации?

Ребята по очереди выполняют упражнение. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражать свое отношение мимикой и жестами: они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь — каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет, пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

Ребята, представьте себе, что в этой коробочке находятся вещества, которые вызывают расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений, тошноту и т. д. Стали бы вы пробовать это вещество?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение?  Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретную коробочку. Но, когда я предложила вам вещество неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались пробовать.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, о никотине, алкоголе и наркотиках.

2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Для начала давайте выясним, как вы относитесь к себе и своим близким:

       Я сейчас начну говорить вам: «Поменяйтесь местами, те кто…» и, если это будет относиться к вам, вы должны быстро встать со своих мест и занять любое освободившееся место. 

Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те, кто заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым».

3. Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих по смыслу слов к слову «независимый».

      - В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

      - Почему лучше себя чувствуют люди независимые, свободные, самостоятельные, ответственные?

      -  Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания, неумение высказать свое мнение).

Давайте мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

4. Упражнение «Марионетка»

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра.

Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек». 

Во время обсуждения участники высказываются по очереди. Вопросы: 

1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы? 

2.  Понравилось ли быть куклой в чужих руках? 

3. Хотелось ли что-либо сделать самому? 

4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

- Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

5. Ребята, уже давно доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение.   Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение.  В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

6.  Упражнение "Зависимость"   

Сейчас я предлагаю высказать свое мнение.
Цель: выявление типичных точек зрения по вопросам.
Предложите свой вариант предложения, начало которого:
- когда я общаюсь с человеком, который зависит от наркотиков и алкоголя...
- в общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает...
- свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через...
- когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю...
- ситуация, в которой я мог бы стать зависимым...
- когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого или чего-либо, я...
- быть независимым для меня означает...
- я понимаю, что зависимость - это...

7. Упражнение ''Чувства''

         Вспомните пожалуйста ситуацию, когда приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали. общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытали, когда рассказывали и слушали.

Возможный вариант

Чувства говорящего

Чувства слушающего

раздражение

сочувствие

возмущение

интерес

жалость

возмущение

обида

отвращение

презрение

понимание

недоверие

сожаление

вина

уважение

        

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся в проблему зависимости другого человека.

8. Мини-опрос.

Цель: выявления уровня информированности детей по следующим вопросам:

Ребята на листе бумаги вертикально пишут слово "Наркотик", «Алкоголь», «Табак» и им предлагается написать к каждой букве этого слова свою ассоциацию.

1) что такое наркотики, табак, алкоголь?

2) какие вещества относятся к наркотическим?

3) как вы думаете, зачем некоторые люди употребляют наркотики?

4) как вы считаете, легко ли прекратить употреблять наркотики?

9.  Упражнение "Мозговой штурм. Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь.''

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листке ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:

- снимать барьеры в общении,         

- удовлетворять свое любопытство,         

- снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность,

- следовать принятой традиции,

- приобретать новый опыт".

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия.

В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то. какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулки и т.д.

10. Приобретение практических навыков. Закрепление.

Список ценностей. В жизни каждого из нас есть то, что нам дорого. 

— интересная работа

— хорошая обстановка в стране

— общественное признание

— материальный достаток

— любовь

— семья

— удовольствия, развлечения

— самосовершенствование

— свобода

— справедливость

— доброта

— честность

— искренность

— вера

— целеустремленность

Затем каждому предлагается выбрать из списка 5 самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Далее ребята зачитывают свои списки ценностей.  

    - Практически у каждого из нас семья является высшей ценностью.  Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры являются для нас самыми близкими людьми на свете.

Ребята, подумайте и скажите, как злоупотребление алкоголем, наркотиками влияет на семейную жизнь? Знаете ли вы семьи, которые столкнулись с этой бедой? Приведите примеры.

Наше будущее в наших руках. Как мы можем защитить наших близких? Подумайте, как можно бороться с этой проблемой? Безусловно, лучший способ защитить близких, самим отказаться от потребления алкоголя, табака, наркотиков 

III. Заключительная часть

     - Ребята, какие выводы вы сделали для себя на занятии, что нового для себя узнали?

    -  Давайте по кругу пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Энергетические напитки, как новый вид психологической зависимости, и их употребление в среде подростков

доклад Энергетические напитки, как новый вид психологической зависимости, и их употребление в среде подростков...

Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его   зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...

Родительское собрание "Профилактика употребления вредных веществ среди подростков"

Перед  презентацией родителям  учащихся был  показан социальный  ролик о вреде ПАВ.Затем даны рекомендации....

игра "Сто к одному" по теме "Позитивная профилактика употребления ПАВ подростками и молодежью"

Презентация в рамках игры "Сто к одному" - по теме "Позитивная профилактика употребления ПАВ", опрошено 100 учащихся старших классов...

УПОТРЕБЛЕНИЕ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ, КАК «ШАГ» К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКА

Человечество с древних времен использовало различные вещества, изменяющие настроение и восприятие окружающего мира. Одни средства успокаивают, другие снимают подавленное состояние, создают ощущение пр...

Дополнительная общеобразовательная программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением" 5-9 класс

Сдерживание  вовлечения  подростков  в  прием психоактивных  веществ  за  счет  пропаганды  здорового  образа  жизни, формирования...