профилактика нарушений поведения
план-конспект урока

Большакова Елена Яковлевна

материал по профилактической работе сучащимися с нарушением поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Профилактика

Нарушений поведения

у учащихся с интеллектуальными недостатками

 «Воспитание есть  процесс социальный -  

                в  самом широком смысле.

                                    Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

                                           но  прежде  всего  и больше всего — люди.

                                                   Из них на первом месте родители и педагоги».

                                                                                             А. С. Макаренко

Тема нарушений поведения у детей с умственной отсталостью сегодня актуальна и интересна педагогам-психологам, учителям как коррекционных школ, так и общеобразовательных организаций в связи с тем, что в них обучается все большее количество детей данной категории в рамках инклюзивного образования.

Говоря о нарушениях поведения, необходимо дать несколько общих определений. Прежде всего, нужно понять, что есть поведение в целом.

Поведение – это психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.

Нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или девиантное поведение

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной, деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с интеллектуальной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики, и всей личности в целом.

Нарушения поведения у детей с умственной отсталостью могут быть следующих видов:


Типичные трудности у умственно отсталых детей с отклонениями в поведении:

  • взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
  • взаимоотношения со сверстниками,
  • самопонимание,
  • отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
  • внутренне одиночество,
  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,
  • поиск комфортного существования, благополучия,
  • отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
  • неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
  • наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
  • отсутствие чувства безопасности.

(Типичные нарушения поведения:

  • гиперактивное;
  • демонстративное;
  • протестное;
  • агрессивное;
  • инфантильное;
  • комфортное;
  • симптоматичное.

В возникновении такого поведения умственно – отсталого ребенка определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания.

Гиперактивное  – импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.

Умстенно – отсталый ребенок с гиперактивным поведением очень импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла.  Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится. В коллективе чаще становится отверженным.

Коррекция поведения:

  1. Поддерживать ребенка во всех его попытках позитивного поведения;
  2. Избегать упреков, угроз. Разговаривать спокойно, мягко;
  3. Поощрять за все виды деятельности (за внимание, усидчивость, терпение);

Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально.

Коррекция поведения:

  1. Оставить ребенка без «зрителей»;
  2. Разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).

Протестное – негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.

Происхождение протестного поведения разнообразно: следствие протеста умственно – отсталого ребенка против насилия над ним, противостояние родителей друг другу без уступок, неразрешенного конфликта между родителями. Разобраться  в происхождении протестного поведения – значит подобрать ключ к ребенку.

Агрессивное – импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).

Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки), жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

Коррекция поведения:

  1. Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);
  2. Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;
  3. Предоставить ответственное поручение;
  4. Давать положительную оценку его действиям.

Инфантильное – сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)

 Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

Комфортное – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Как   правило,   это   прилежные,   старательные, организованные  ученики.  Эти  дети  подчиняются  требованиям  учителя.  Однако  известное  недоразвитие  познавательной  деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут  найти выхода в  непонятной  для  них  ситуации.  Все  указания  педагога  понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится  в  связи  с изменившимися  условиями  менять  решение,  у  них  возникают   своеобразные трудности

Умственно – отсталые дети с таким поведением чаще узнают о правилах поведения в школе, классе, другом коллективе, а окажись они в другой ситуации, незнакомой, самостоятельно выход из нее найти не могут.

Симптоматичное – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил.

Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые  (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые  проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные  конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.

Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные  виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.

Асоциальное поведение – поведение противоречащее общественным нормам и принципам, выступающие в форме безнравственных или противоправных действий. Сознательно антиобщественное поведение, замена норм, принятых социальным институтом, общественной моралью.

В целях недопущения  асоциального поведения ведется профилактическая работа.

 

Профилактическая работа – предотвращение социально - негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребление ПАВ и т.д.

Методы и формы работы

Убеждение – разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего;

Библиотерапия – литературные произведения, исторические аналогии, библейские притчи, басни;

Самоубеждение – поиск решения социальной проблемы и формирование комплекса знаний через логические выводы, сделанные самим ребенком;

Стимулирование и мотивация: поощрения (одобрения, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (налоржение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение);

Внушение – воздействия на чувства, а через них на ум и волю;

Самовнушение;

Психотренинг;

Вербальные и невербальные формы: арттерапия, изотерапия, музыкатерапия;

Требования (приказ, совет, просьба, намек);

Упражнение;

Приучение;

Коррекция и самокоррекция;

Пример – явление, воспринимаемое зрением, наиболее быстрый путь коррекции поведения;

Тренинги, анализ жизненных ситуаций;

Методы воспитывающих ситуаций:

- проблема нравственного выбора, выбора социальной роли, проблема способа организации деятельности

- соревнование для формирования качества конкурентно способной личности, активности, стремления к лидерству.

Литература:

  1. М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, И.Ф. Дементьева, Н.Я. Чутко

«Коррекционная педагогика в начальном образовании», М., изд. центр

«Академия», 2003 г.

  1. С.Я. Рубинштейн «Психология умственно – отсталого школьника», М., Просвещение, 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций обучающихся

Причины девиантного поведения. Психологические факторы....

Доклад «Формирование здоровье сберегающего безопасного пространства школы как фактор профилактики нарушений здоровья и поведения учащихся».

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение:здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но...

Профилактика нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья

Среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы  профилактика нарушений поведения. ...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

Предлагаемая психологическая программа занятий с подростками направлена на первичную профилактику и предупреждение негативных явлений и последствий переживания трудных жизненных ситуаций в подростково...

«Профилактика нарушений поведения детей с ОВЗ.»

laquo;Профилактика нарушений поведения детей с ОВЗ.»...