«Профилактика нарушений поведения детей с ОВЗ.»
статья

«Профилактика нарушений поведения детей с ОВЗ.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_povedeniya_detey_s_ovz.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение подрастающего поколения всегда являлось одной из сложных и важных задач в общеобразовательном учреждении. Ее актуальность возрастает в связи с непрерывным ростом количества несовершеннолетних с проявлениями девиантного поведения различного типа. Обращает на себя внимание тот факт, что помимо количественных существуют и качественные изменения: увеличивается число девиантных поступков, совершаемых подростками, имеющими нарушения интеллекта.

Девиантное поведение у умственно отсталых подростков связано с рядом социальных и биологических факторов, выступающих во взаимодействии и единстве.

Наиболее распространенными формами девиантного поведения у данной категории подростков являются агрессивность, бродяжничество, воровство, попрошайничество, ранняя алкоголизация, табакокурение, токсикомания, сексуальные аддикции (это навязчивое половое поведение, которое подсознательно используется для достижения психологического комфорта и наслаждения, неспособность контролировать сексуальные импульсы).

Основными причинами девиантного поведения у умственно отсталых подростков являются:

– неблагоприятные условия семейного воспитания (алкоголизм родителей, эмоциональная депривация (это лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви)

– недоразвитие эмоционально-волевой сферы и нарушение умственного развития;

– трудности коммуникации и адаптации.

Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим ученикам традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Решение проблемы всестороннего развития и воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали становлению ученика как личности, пробуждали в нем желание делать добро. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школе единой системы воспитания по всем направлениям:

- Ученик-патриот и гражданин

- Ученик и его отношение к природе      

- Труд и творчество

- Пропаганда здорового образа жизни

- Я и моя семья

С учениками постоянно ведется профилактическая работа по устранению причин девиантного поведения. Народная мудрость гласит: «Не оценивайте людей, а цените их». Ребенок, как и любой взрослый человек, нуждается в понимании, доверии, поддержке. Чтобы лучше понять, что собой представляет каждый ребенок, на что он способен, как выстраивать с ним взаимоотношения в классе ведётся  систематическое наблюдение за учащимися, устанавливая характер отклоняющегося поведения;

- изучаются интересы, склонности и способности воспитанников;

- с помощью бесед вовлекаем подростков в культурно-массовую и оздоровительную работу;

- осуществляем контроль за проведение свободного времени детей данной категории.

Наиболее адекватной формой преодоления девиантного поведения у детей олигофренов является двигательная активность. Наши ученики посещают различные кружки. Но не всегда они делают это с желанием. Благодаря убеждению и повышению мотивации делаем все возможное, чтобы воспитанник не бросил заниматься.

Детям с нарушением интеллекта не свойственно заниматься каким – либо одним видом деятельности. Работа в кабинете психолога построена так, чтобы занятия не были монотонными, носили разнообразный характер, тем самым, давая возможность детям проявить себя во всех сферах творческой деятельности. Большинство учащихся имеют в основном поведенческие нарушения. Какие-то проблемы можно решить медикаментозным путем, но нельзя исправить лекарствами то, что заложено в воспитании ребенка. Различные беседы, совместная творческая работа в каком - либо деле дают положительный результат, но не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям воспитанников. Например, в классе стараемся выработать определенные правила поведения - они не могут покинуть кабинет, не наведя в нём порядок – расставить стулья, убрать лишние вещи. Дети усваивают, казалось бы, примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Но бессмысленно говорить о втором уровне воспитания (это касается этикета, правил хорошего тона общения), если не освоен первый.

Хороших результатов в воспитании можно добиться лишь тогда, когда настроение у детей прекрасное: нет агрессивности, нет бесполезной двигательной активности, нет конфликта между детьми. В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».    

 Аморальное поведение самых близких людей негативно сказывается на ребенке.  У детей существует противоречие между знанием, как нужно себя вести и практическим применением.    Асоциальное поведение рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде, но у детей с ОВЗ оно начинает проявляться гораздо раньше.
         В случае появления асоциального поведения у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, работа с родителями должна носить не эпизодический, а систематический характер. Необходимо комплексное решение возникающих проблем с привлечением широко круга специалистов - педагогов, психологов, врачей, сотрудников ПДН. Только в данном случае можно добиться положительного результата. В педагогической практике имеется большое разнообразие форм и методов работы по профилактике асоциального поведения: наблюдение, контроль посещаемости, успеваемости, своевременная информация родителей, посещение семей учащихся, индивидуальные консультации, беседы для родителей и т.п.
         Профилактическую работу следует начинать с ознакомления медицинской карты учащегося, в которой указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся. Полное взаимодействие с семьёй невозможно без педагогического и психологического изучения семьи. Поэтому если ребенок живет в семье, следующим этапом станет посещение семьи учащегося на дому, которое совместно проводят классный руководитель, психолог и социальный педагог. Изучение семьи позволит понять стиль жизни ребёнка, уклад жизни семьи, её традиции, духовные ценности, воспитательные возможности.

И наша задача и вся наша работа построена на том, чтобы помочь детям научиться преодолевать жизненные трудности.

В повседневной практике всем участникам образовательного процесса приходится постоянно корректировать поведение учащихся, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки, вовремя распознать намеренье совершить тот или иной проступок, предотвратить его. В этих случаях психолог использует следующие методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы психолого-педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между психологом и учеником, установлению душевного контакта:

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший.

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

4) «авансирование личности» – предоставление ученику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

5) обходное движение. Различное отношение «взрослый-ребенок» находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка взрослого силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, ученик благодарен педагогу за поддержку. Такие минуты не забываются. Педагог становится для него близким человеком, которому можно доверить самое сокровенное. Естественно, у ученика возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;

6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Педагог должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;

7) проявление огорчения;

8) проявление умений учителя, его мастерство.

Основываясь на выше сказанное можно сделать вывод, что все мероприятия, проводимые в школе-интернате, направлены на формирование всесторонне-развитой личности детей с нарушением интеллекта, что, безусловно, способствует профилактике девиантного поведения. Практический опыт работы убеждает в том, что эффективность профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта зависит от умения направить их интересы, научить их правильно оценивать свои поступки, осознать свою ответственность, как перед конкретными людьми, так и перед обществом.

Для этого необходимо развивать их положительные качества личности, а отрицательные подвергать коррекции. Данное направление работы выполняется, как путем предупреждения поведенческих девиаций, так и путем развития социально- одобряемого поведения в обществе.







Список используемой литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
  3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
  4. Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья

Среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы  профилактика нарушений поведения. ...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

Предлагаемая психологическая программа занятий с подростками направлена на первичную профилактику и предупреждение негативных явлений и последствий переживания трудных жизненных ситуаций в подростково...

Правовая грамотность как один из методов по профилактике девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников детского дома является одним из важных условий формирования правовой грамотности и законопослушных человека в обществе....

профилактика нарушений поведения

материал по профилактической работе сучащимися с нарушением поведения...