статья
статья

Зарипова Маргарита Александровна

Статья "Работа социального педагога образовательного учреждения с неблагополучной семьей. Алгоритм работы с данной семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Работа социального педагога образовательного учреждения с неблагополучной семьей. Алгоритм работы с данной семьей.

В социально-педагогическом сопровождении ребенка крайне важным является согласованность требований и ожиданий, предъявляемых к ребенку со стороны школы и родителей. Формировать личность ребенка возможно только через взаимодействие с семьей.

В практике школьной работы возникает вопрос о «глубине проникновения» в семью. Принцип добровольности сотрудничества родителей  действует до тех пор, пока ситуация в семье не представляет реальной угрозы психофизическому состоянию ребенка. Затем социальный педагог, психолог, члены администрации задействуют все рычаги воздействия на семью, предусмотренные законодательными актами с целью привлечения в случае необходимости специалистов различных структур и ведомств: Комиссию по делам несовершеннолетних, УВД, прокуратуры, суда и т.д.

Объектом социального сопровождения социального педагога являются семьи, попавшие в зону социально-экономического и психолого-педагогического риска. Поскольку любой признак нестандартности семьи по ее статусу , необычному стилю воспитания становится результатом деструктивных форм поведения ребенка в школе , социальный педагог внимательно анализирует возможность неблагополучия в семье, оказавшейся в жизненной ситуации. В зону внимания социального педагога попадают: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи без гражданства, без работы.

Социальный педагог обязан действовать в соответствии с  существующей законодательной базой РФ, а именно:

-оказывать помощь в организации летнего отдыха детей (ФЗ-120 ст.14 п 1.3)

-оказывать содействие при определении  детей в кружки и секции (ФЗ-120, ст.14п 2.4)

-оказывать содействие в трудовом устройстве несовершеннолетних (ФЗ-120, ст.11 п.6, ст.19)

-оказывать правозащитную и другие виды помощи несовершеннолетним и их семьям.

Эта работа нацелена на то, чтобы помочь семье с трудностями воспитания ребенка в стесненных условиях.

Особое внимание социальный педагог концентрирует на том, существует ли или нет реальная угроза жизни, здоровью и благополучному развитию ребенка  в конкретной семье, находящейся в зоне или группе риска. В том случае, когда выявляются факты жестокого  обращения  с ребенком, отсутствия контроля за ситуацией его воспитания, обучения и развития, пренебрежения нуждами ребенка и т.п., социальный педагог не только ставит конкретную семью на внутришкольный контроль, но и планирует работу по решению дальнейшей судьбы ребенка.

Алгоритм

работы с социально - неблагополучной семьей

1 этап: изучение семьи и выявление (осознание) существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей). Учет семей находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, социально - опасном положении); постановка на ВШУ

2 этап: первичное обследование социально - бытовых условий социально - неблагополучной (проблемной) семьи, акт

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни, выводы.

4 этап: сбор информации о ранее оказанной помощи семье различными службами (ГДН, ООПН, УСЗН, КДН и ЗП, Центр помощи семье и детям). Знакомство с представителями служб города, принимавших участие в оказании помощи семье, изучение их действий, выводов.

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7 этап: составление карты семьи.

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными службами (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр помощи семье и детям, ПДН, КДН и ЗП, опека, УСЗН).

9 этап: составление программы работы с социально - неблагополучной семьей по разрешению проблемной ситуации. Определение технологии коррекционно-восстановительной работы с детьми (семьей). Составление индивидуального плана сопровождения (ИПС). Реализация индивидуального плана сопровождения

(ИПС)

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи. Мониторинг результативности работы с семьей: развитие социально-неблагополучной семьи, определение форм и методов профилактики и коррекции.

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей. Оценка результатов работы

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;
  • Воспитатели ДОУ;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • ПДН ОП УВД;
  • КДН и ЗП,
  • Детская поликлиника;
  • Отдел охраны прав несовершеннолетних;
  • Жители микрорайона;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  • Документы социально - медицинского патронажа;
  • Документы психолого - педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия;

2. Эмоционально-нравственный климат;

3, Режим дня ребенка в семье;

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей;

5. Семейный досуг;

6. Уровень педагогической культуры родителей.

Варианты помощи семье:

1. Помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации, оздоровление детей;

2. Содействие родителям в восстановлении социального статуса, трудоустройстве, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса;

3.Правовая поддержка, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении;
4.Содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей, помещение в социально - реабилитационный центр, ЦПД, различные виды материально-бытовой помощи и т.д.;

5. Психологическое оздоровление семьи, коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ

С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы ПДН; КДН и ЗП;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.

4

Профилактика семейного неблагополучия.

  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для педагогов и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний оздоровительный лагерь;
  • постановка на учет ГДН, КДН и ЗП;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

5

Помощь общества неблагополучным семьям.

  • школа приемной семьи
  • акции милосердия;
  • акция «Помоги пойти учиться»;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

Социальный педагог МАОУ СОШ №38, г. Златоуста Челябинской области Зарипова Маргарита Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....