статья
статья
Статья "Работа социального педагога образовательного учреждения с неблагополучной семьей. Алгоритм работы с данной семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога образовательного учреждения с неблагополучной семьей. Алгоритм работы с данной семьей.
В социально-педагогическом сопровождении ребенка крайне важным является согласованность требований и ожиданий, предъявляемых к ребенку со стороны школы и родителей. Формировать личность ребенка возможно только через взаимодействие с семьей.
В практике школьной работы возникает вопрос о «глубине проникновения» в семью. Принцип добровольности сотрудничества родителей действует до тех пор, пока ситуация в семье не представляет реальной угрозы психофизическому состоянию ребенка. Затем социальный педагог, психолог, члены администрации задействуют все рычаги воздействия на семью, предусмотренные законодательными актами с целью привлечения в случае необходимости специалистов различных структур и ведомств: Комиссию по делам несовершеннолетних, УВД, прокуратуры, суда и т.д.
Объектом социального сопровождения социального педагога являются семьи, попавшие в зону социально-экономического и психолого-педагогического риска. Поскольку любой признак нестандартности семьи по ее статусу , необычному стилю воспитания становится результатом деструктивных форм поведения ребенка в школе , социальный педагог внимательно анализирует возможность неблагополучия в семье, оказавшейся в жизненной ситуации. В зону внимания социального педагога попадают: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи без гражданства, без работы.
Социальный педагог обязан действовать в соответствии с существующей законодательной базой РФ, а именно:
-оказывать помощь в организации летнего отдыха детей (ФЗ-120 ст.14 п 1.3)
-оказывать содействие при определении детей в кружки и секции (ФЗ-120, ст.14п 2.4)
-оказывать содействие в трудовом устройстве несовершеннолетних (ФЗ-120, ст.11 п.6, ст.19)
-оказывать правозащитную и другие виды помощи несовершеннолетним и их семьям.
Эта работа нацелена на то, чтобы помочь семье с трудностями воспитания ребенка в стесненных условиях.
Особое внимание социальный педагог концентрирует на том, существует ли или нет реальная угроза жизни, здоровью и благополучному развитию ребенка в конкретной семье, находящейся в зоне или группе риска. В том случае, когда выявляются факты жестокого обращения с ребенком, отсутствия контроля за ситуацией его воспитания, обучения и развития, пренебрежения нуждами ребенка и т.п., социальный педагог не только ставит конкретную семью на внутришкольный контроль, но и планирует работу по решению дальнейшей судьбы ребенка.
Алгоритм
работы с социально - неблагополучной семьей
1 этап: изучение семьи и выявление (осознание) существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей). Учет семей находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, социально - опасном положении); постановка на ВШУ
2 этап: первичное обследование социально - бытовых условий социально - неблагополучной (проблемной) семьи, акт
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни, выводы.
4 этап: сбор информации о ранее оказанной помощи семье различными службами (ГДН, ООПН, УСЗН, КДН и ЗП, Центр помощи семье и детям). Знакомство с представителями служб города, принимавших участие в оказании помощи семье, изучение их действий, выводов.
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций.
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
7 этап: составление карты семьи.
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными службами (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр помощи семье и детям, ПДН, КДН и ЗП, опека, УСЗН).
9 этап: составление программы работы с социально - неблагополучной семьей по разрешению проблемной ситуации. Определение технологии коррекционно-восстановительной работы с детьми (семьей). Составление индивидуального плана сопровождения (ИПС). Реализация индивидуального плана сопровождения
(ИПС)
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи. Мониторинг результативности работы с семьей: развитие социально-неблагополучной семьи, определение форм и методов профилактики и коррекции.
11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей. Оценка результатов работы
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
- Классные руководители;
- Воспитатели ДОУ;
- Педагоги школы;
- Врачи;
- ПДН ОП УВД;
- КДН и ЗП,
- Детская поликлиника;
- Отдел охраны прав несовершеннолетних;
- Жители микрорайона;
- Родственники;
- Соседи;
- Друзья.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Документы социально - медицинского патронажа;
- Документы психолого - педагогического консилиума в школе;
- Материалы психодиагностики;
- Результаты рейдов;
- Жалобы и заявления граждан;
- Материалы о правонарушениях;
- Преступления несовершеннолетних.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия;
2. Эмоционально-нравственный климат;
3, Режим дня ребенка в семье;
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей;
5. Семейный досуг;
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Варианты помощи семье:
1. Помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации, оздоровление детей;
2. Содействие родителям в восстановлении социального статуса, трудоустройстве, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса;
3.Правовая поддержка, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении;
4.Содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей, помещение в социально - реабилитационный центр, ЦПД, различные виды материально-бытовой помощи и т.д.;
5. Психологическое оздоровление семьи, коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ
С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
№ | Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работа с неблагополучной семьей. |
1 | Диагностика семейного неблагополучия. |
|
2 | Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
|
3 | Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. |
|
4 | Профилактика семейного неблагополучия. |
|
5 | Помощь общества неблагополучным семьям. |
|
Социальный педагог МАОУ СОШ №38, г. Златоуста Челябинской области Зарипова Маргарита Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....