МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание
методическая разработка
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_-_mr.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 4»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
__________С.С.Юдина
МЕТОДИЧСЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни
через правовое воспитание
Нужно стремиться к тому, чтобы у детей
как можно крепче складывались хорошие
привычки, а для этой цели наиболее важным
является постоянное упражнение в правильном
поступке.
Макаренко Антон Семенович
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы, взаимосвязь между непосредственно образовательной деятельностью, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и
детей, воспитателей, родственников, социальных институтов.
Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, имели представление о правонарушениях и видах ответственности. Главное – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает подростка к самостоятельному и автономному существованию после выпуска из детского дома.
Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.
Одним из важных направлений подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни является правовое воспитание. Проблемы правового воспитания и защиты прав воспитанников детских домов очевидны в современных социально-правовых и экономических условиях нашей страны.
В детский дом дети поступают с большим отрицательным жизненным опытом, который для них считался нормой. При этом они говорят, что модно, что все живут именно так, и только так. В большинстве случаев дети-переростки, которые долгое время не учились, которых воспитывала и учила улица, не имеют элементарных правовых знаний, им очень тяжело привыкать жить в обществе, где соблюдаются права человека.
Проблема формирования гражданско-правовой культуры воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий адаптации выпускников учреждений к самостоятельной жизни.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников детского дома – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров и конфликтов, профилактика правонарушений
В целях профилактики необходимо проводить работу по правовому воспитанию воспитанников совместно с правоохранительными органами, с КДН (комиссией по делам несовершеннолетних);
Работа должна проводиться по следующим направлениям:
- организация для воспитанников творческого объединения «Право и закон»;
- оказание воспитанникам в учреждении юридической помощи;
- проведение конкурсов на наилучшее знание конституционных прав и
- обязанностей гражданина Российской Федерации, прав детей и др.;
- проведение правовых игр: «В мире правил», «Права и обязанности детей»,
- « Соблюдение порядка в общественных местах»;
- викторины «День прав человека»; « Всемирный день прав ребенка» и т.д.;
- организация встреч с представителями правоохранительных органов;
- организация индивидуальной работы по проблемам подростков социального педагога, психолога;
- беседы: «Что такое закон?»; «Главный закон страны»; « Юридическая ответственность и ее виды»; «Документы, удостоверяющие личность. Получи паспорт»;
- ролевые игры, дискуссии по вопросам прав;
- решение практических ситуаций: « Права и обязанности несовершеннолетних в области трудового права»
В результате воспитанники должны:
иметь представление:
- о роли и месте конституционных знаний в жизни;
- о роли и месте правоотношений в жизни общества и государства в целом.
знать:
- понятие права;
- отличие дееспособности от правоспособности;
- ответственность по трудовому праву;
- судебную систему РФ;
- виды правоохранительных органов;
- знать термины: «демократия», «выборы», «закон», «нормы права»,
- «голосование», «избирательный округ», «реформа», «преступление»,
- «преступник», «терроризм», «заложник», «ответственность»,
- «поступок», «проступок», «уголовная ответственность», «кража»,
- «грабеж», «насилие», «хулиганство», «вандализм», «шалость»,
- «геральдика», «герб», «флаг», «гимн», «Конституция», «личность»,
- «индивидуальность», «дискуссия», «дискриминация», «колониализм»;
- содержание Конституции Российской Федерации;
- содержание гражданских прав, порядок их защиты;
- понятие юридической ответственности, ее виды;
- взаимосвязь прав и обязанностей человека;
уметь:
- называть основные отрасли права, права ребенка, права человека;
- сравнивать преступление, правонарушение и административный
- проступок; пути решения социальных конфликтов; нормы морали и
- права;
приводить примеры об уголовной ответственности несовершеннолетних; - обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок);
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность честность, долг, справедливость, правдивость.
Комплексная педагогическая работа со всеми воспитанниками детского дома ведется по следующим направлениям:
- педагогическая помощь и поддержка, включающая в себя коррекцию поведения на основе развитие духовно-нравственной сферы личности на основе национальных традиций, адаптацию к условиям жизни детского дома и реалиям современного общества, мотивацию к обучению, ликвидацию пробелов в знаниях для успешного обучения в школе;
- психологическая коррекция эмоционально – волевой саморегуляции, развитие мотивации к учебе и труду, успешному самоопределению, формирование жизнестойкости;
- социально – правовое обучение на основе совместной индивидуальной работы с инспекторами ПДН, специалистами наркологического диспансера, воспитателями групп;
- медицинские помощь и сопровождение воспитанников, нуждающихся в коррекции психофизического состояния здоровья;
- вовлечение в спортизированное физическое воспитание, формирование основ здорового образа жизни в рамках новой педагогической системы
Полученные правовые знания помогут подростку правильно ориентироваться в жизни, выбрать законные средства защиты своих интересов, научат уважать Закон. Каждый человек рождён свободным, он обязан соблюдать законы и уважать права и свободы других людей.
Литература:
1. Великородная, В.А., Жиренко, О.Е. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: метод, пособие / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. - М.: ВАКО, 2006. – 224 с.
2. Всеобщая декларация прав человека.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Правовое во спитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно- деятельностных игр /авт.- сот. В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2006. –207 с.
5. Правовое воспитание школьников. Конспекты занятий./ Сост. О.В. Летнева. - Волгоград.: Учитель, 2005. – 119 с.
6. Семейный кодекс Российской Федерации.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации.
8. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".
В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников....
доклад: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"
Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"....
Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена
ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных с...
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни
Формирование навыков практической деятельности, профессиональных навыков для самостоятельного проживания в социуме...
1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"
1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе социально-трудовая адаптация
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе является одной из ключевых задач образовательных учреждений и семейного воспитания. В условиях, когда социальные и трудовые навы...