МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание
методическая разработка

Иванюга Наталья Юрьевна

         Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_-_mr.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 4»

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

__________С.С.Юдина

МЕТОДИЧСЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни

через правовое воспитание

Нужно   стремиться  к  тому,  чтобы  у  детей

 как    можно    крепче    складывались    хорошие

привычки,  а  для  этой  цели  наиболее  важным

 является постоянное упражнение в правильном

                                                              поступке.  

Макаренко Антон Семенович

         Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

        Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы, взаимосвязь между непосредственно образовательной деятельностью, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и

детей, воспитателей, родственников, социальных институтов.      

         Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, имели представление о правонарушениях и видах ответственности. Главное – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает подростка к самостоятельному и автономному существованию после выпуска из детского дома.

         Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.

         Одним из важных направлений подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни является правовое воспитание. Проблемы правового воспитания и защиты прав воспитанников детских домов очевидны в современных социально-правовых и экономических условиях нашей страны.

         В детский дом дети поступают с большим отрицательным жизненным опытом, который для них считался нормой. При этом они говорят, что модно, что все живут именно так, и только так. В большинстве случаев дети-переростки, которые долгое время не учились, которых воспитывала и учила улица, не имеют элементарных правовых знаний, им очень тяжело привыкать жить в обществе, где соблюдаются права человека.

         Проблема формирования гражданско-правовой культуры воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий адаптации выпускников учреждений к самостоятельной жизни.

         Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников детского дома – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров и конфликтов, профилактика правонарушений

         В целях профилактики необходимо проводить работу по правовому воспитанию воспитанников совместно с правоохранительными органами, с КДН (комиссией по делам несовершеннолетних);

Работа должна проводиться по следующим направлениям:

  • организация для воспитанников творческого объединения «Право и закон»;
  • оказание воспитанникам в учреждении юридической помощи;
  • проведение конкурсов на наилучшее знание конституционных прав и
  • обязанностей гражданина Российской Федерации, прав детей и др.;
  • проведение правовых игр: «В мире правил», «Права и обязанности детей»,
  • « Соблюдение порядка в общественных местах»;
  • викторины «День прав человека»; « Всемирный день прав ребенка» и т.д.;
  • организация встреч с представителями правоохранительных органов;
  • организация индивидуальной работы по проблемам подростков социального педагога, психолога;
  • беседы: «Что такое закон?»; «Главный закон страны»; « Юридическая ответственность и ее виды»; «Документы, удостоверяющие личность. Получи паспорт»;
  • ролевые игры, дискуссии по вопросам прав;
  • решение практических ситуаций: « Права и обязанности несовершеннолетних в области трудового права»

В результате воспитанники должны:

иметь представление:

  • о роли и месте конституционных знаний в жизни;
  • о роли и месте правоотношений в жизни общества и государства в целом.

знать:

  • понятие права;
  • отличие дееспособности от правоспособности;
  • ответственность по трудовому праву;
  • судебную систему РФ;
  • виды правоохранительных органов;
  • знать термины: «демократия», «выборы», «закон», «нормы права»,
  • «голосование», «избирательный округ», «реформа», «преступление»,
  • «преступник», «терроризм», «заложник», «ответственность»,
  • «поступок», «проступок», «уголовная ответственность», «кража»,
  • «грабеж», «насилие», «хулиганство», «вандализм», «шалость»,
  • «геральдика», «герб», «флаг», «гимн», «Конституция», «личность»,
  • «индивидуальность», «дискуссия», «дискриминация», «колониализм»;
  • содержание Конституции Российской Федерации;
  • содержание гражданских прав, порядок их защиты;
  • понятие юридической ответственности, ее виды;
  • взаимосвязь прав и обязанностей человека;

уметь:

  • называть основные отрасли права, права ребенка, права человека;
  • сравнивать преступление, правонарушение и административный
  • проступок; пути решения социальных конфликтов; нормы морали и
  • права;
    приводить примеры об уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
  • уважать и соблюдать права и законы;
  • быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок);
  • осознавать нравственные ценности жизни: ответственность честность, долг, справедливость, правдивость.

     Комплексная педагогическая работа со всеми воспитанниками детского дома ведется по следующим направлениям:

  • педагогическая помощь и поддержка, включающая в себя коррекцию поведения на основе развитие духовно-нравственной сферы личности на основе национальных традиций, адаптацию к условиям жизни детского дома и реалиям современного общества, мотивацию к обучению, ликвидацию пробелов в знаниях для успешного обучения в школе;
  • психологическая коррекция эмоционально – волевой саморегуляции, развитие мотивации к учебе и труду, успешному самоопределению, формирование жизнестойкости;
  • социально – правовое обучение на основе совместной индивидуальной работы с инспекторами ПДН, специалистами наркологического диспансера, воспитателями групп;
  • медицинские помощь и сопровождение воспитанников, нуждающихся в коррекции психофизического состояния здоровья;
  • вовлечение в спортизированное физическое воспитание, формирование основ здорового образа жизни в рамках новой педагогической системы

         Полученные правовые знания помогут подростку правильно ориентироваться в жизни, выбрать законные средства защиты своих интересов, научат уважать Закон. Каждый человек рождён свободным, он обязан соблюдать законы и уважать права и свободы других людей.

   

Литература:

1. Великородная, В.А., Жиренко, О.Е. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: метод, пособие / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. - М.: ВАКО, 2006. – 224 с.

2. Всеобщая декларация прав человека.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Правовое во спитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно- деятельностных игр /авт.- сот. В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2006. –207 с.

 5. Правовое воспитание школьников. Конспекты занятий./ Сост. О.В. Летнева. - Волгоград.: Учитель, 2005. – 119 с.

6. Семейный кодекс Российской Федерации.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации.

8. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях коррекционного детского дома".

В данной статье описана работа воспитателей по формированию навыков, способствующих становлению самостоятельности воспитанников....

доклад: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"....

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое воспитание

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных с...

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни

Формирование навыков практической деятельности, профессиональных навыков для самостоятельного проживания в социуме...

1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"

1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе социально-трудовая адаптация

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе является одной из ключевых задач образовательных учреждений и семейного воспитания. В условиях, когда социальные и трудовые навы...