Межведомственное взаимодействие в решение проблем ребенка и его семьи.
статья

Севидова Юлия Владимировна

Социальные  проблемы, такие как социальная дезадаптация, бродяжничество, бытовая неустроенность и материальные проблемы, инвалидность, алкоголизм, наркомания и т. п. ориентируют социального педагога на разработку и реализацию комплекса мер, которые способствовали бы выравниванию социальных возможностей обучающихся, их социально-психологической реабилитации, компенсации ограниченных возможностей, возникших вследствие определенных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhvedomstvennoe_vzaimodeystvie.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Межведомственное взаимодействие в решение проблем ребенка и его семьи.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, организаторскую через различные социальные роли – посредника, защитника, наставника, координатора, организатора и др. В современных условиях спектр деятельности очень широк: от работы с ближайшим окружением обучающихся (семья, одноклассники, учителя, друзья, соседи) до координации действий с различными социальными партнерами, субъектами профилактики, без участия которых часто невозможно эффективно, оперативно и результативно решить социальные проблемы ребенка и его семьи. В центре внимания социального педагога - личность каждого обучающегося, его семья, а также социальные общности, которые формируются в различных сферах их жизнедеятельности. Социальные  проблемы, такие как социальная дезадаптация, бродяжничество, бытовая неустроенность и материальные проблемы, инвалидность, алкоголизм, наркомания и т. п. ориентируют социального педагога на разработку и реализацию комплекса мер, которые способствовали бы выравниванию социальных возможностей обучающихся, их социально-психологической реабилитации, компенсации ограниченных возможностей, возникших вследствие определенных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, можно кратко сформулировать профессиональные обязанности социального педагога: инвалидность, ограниченные возможности здоровья, алкоголизм, наркомания и т. п. ориентируют социального педагога на разработку и реализацию комплекса мер, которые способствовали бы выравниванию социальных возможностей обучающихся, их социально-психологической реабилитации, компенсации ограниченных возможностей, возникших вследствие определенных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, можно кратко сформулировать профессиональные обязанности социального педагога:

- обеспечение профилактики негативных явлений, девиаций в поведении обучающихся, их общении, оздоровлении школьного социума;

- оказание комплексной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации;

- проведение системной работы с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями (законными представителями).

Комплексный подход социального педагога образовательной организации к решению социальных проблем обучающихся позволяет не только привлечь специалистов учреждений конкретных ведомств (в зависимости от типа проблемы), но и внесет необходимый педагогический компонент в общую межведомственную систему служб, педагогическую целесообразность работы, которую будут проводить различные учреждения, организации. Тем самым через свою посредническую функцию социальный педагог осуществит взаимодействие в рамках социального партнерства со всеми ведомствами и субъектами профилактики, гарантирующими социальную помощь и защиту интересов ребенка и его семьи. Социальный паспорт образовательной организации, каждого класса в отдельности, дополнительная диагностика, перечень категорий детей и семей «группы риска» согласно ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. позволяют выделить группы социально-незащищенных обучающихся и необходимые приоритетные формы социальной помощи для них. Главным социальным партнером в оказании различных видов социальной поддержки и помощи таким категориям семей являются органы социальной защиты и учреждения данного ведомства. Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты направлено на создание стабильных позитивных изменений в жизнедеятельности обучающегося и его семьи, на создание оптимальных условий их существования, оказание социальной помощи и дополнительной государственной поддержки. Социальный педагог должен знать и информировать такие категории семей не только об утвержденных законодательством льготах, но и о различных программах федерального и регионального уровня, направленных на оказание дополнительных видов помощи и услугах населению. Необходимую информацию о мерах социальной поддержки, льготах, а также о государственных учреждениях и общественных организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, социальную, психологическую можно узнать в ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района».

Сотрудничество с ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района» помогает семьям в получении пособий и льгот, так же успешное сотрудничество позволяет получать льготные путевки в детские оздоровительные лагеря, тем самым обеспечивая летную и каникулярную занятость ребёнка.

Решение сложных жизненных ситуаций, социальных проблем обучающихся невозможно без взаимодействия социального педагога с отделом по охране и защите прав детства управления народного образования администрации города Мичуринска, т.к. на основании Гражданского и Семейного кодексов только орган опеки и попечительства имеет законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать меры к изменению ситуации, вмешиваться в семейную жизнь. Дети, лишенные родителей и взятые на опеку законными представителями ребенка - субъекты деятельности социального педагога и специалистов органов опеки. Взаимодействие осуществляется с целью взаимного информирования об условиях жизни детей с опекунами и оказания им различных видов социальной помощи и поддержки, а также о детях, чьи права нарушены для принятия соответствующих мер и совместных действий. В последнем случае социальный педагог, имея полную информацию о причинах и следствиях, приведших к сложной ситуации, определяет оптимальный путь жизнеустройства ребенка, а орган опеки и попечительства на законодательной основе утверждает решение о жизнеустройстве, исходя из интересов ребенка.

Взаимодействие социального педагога с учреждениями дополнительного образования помогут социальному педагогу не только в решении проблем адаптации и реабилитации обучающихся «группы риска», но и материально необеспеченной семье в организации досуга несовершеннолетнего. Сеть учреждений дополнительного образования способна успешно переориентировать или развить интересы, способности, возможности, но с учетом запросов и потребностей современного детского сообщества. Взаимодействие строится на основе сотрудничества и объединения усилий. Социальный педагог информирует детей и родителей (законных представителей) об услугах учреждений дополнительного образования, представляет и защищает интересы несовершеннолетних в выборе вида занятий. Для учреждения дополнительного образования он является партнером по формированию социального заказа на формы и виды деятельности. В процессе воспитания школа сотрудничает с учреждениями дополнительного образования города: МБОУ ДО «Станция юных техников», МБОУ ДО «Станция юных натуралистов», МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма», МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», «Центр развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ», МОУ ДОД «Центр детского творчества», МБОУ ДО «Мичуринская детская хореографическая школа». Также налажена совместная работа с учреждениями культуры: МБУК «Мичуринская Центральная городская библиотека», кинотеатр «Октябрь», МБУК «Мичуринский краеведческий музей», МБУК «Музей-усадьба А.М. Герасимова», МБУК «Литературно-музыкальный музей города Мичуринска».

В рамках взаимодействия с ТОГКУ «Центр занятости населения №2» социальный педагог решает социальные задачи, связанные с необходимостью трудоустройства несовершеннолетних и их семей, нуждающихся в помощи государства. Форма оказания данного вида помощи может быть разной в зависимости от возраста, запроса и потребностей.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения в лице ТОГБУЗ «Городская больница №2 г. Мичуринска» и ТОГБУЗ «Мичуринская психиатрическая больница» помогает предупреждению и решению социальных проблем, требующих медицинского вмешательства: это употребление ПАВ, токсикомания, социальные болезни и т. п.

Руководствуясь инструкцией по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог знает, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, в соответствии со ст.9 ФЗ№120-1999 г. информировать:

прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;

МКДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении; 

ОПДН – о выявлении родителей (законных представителей) и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из домов, школ и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

Таким образом, четкое представление о правах несовершеннолетних и семьи, знание функционала специалистов и возможностей субъектов межведомственного взаимодействия, порядка уведомлений и обращений к ним, используя принцип комплексного подхода в решении проблем ребенка, социальный педагог может успешно решать социально-педагогические задачи и проблемы в образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...

Презентация "Межведомственное взаимодействие в решении проблем социализации детей и подростков".

В презентации отражён мой опыт работы в школе с учащимися в проведении тренингов. В рамках межведомственного взаимодействия на фотографиях отражены профилактические, коррекционно-развивающие занятия с...

Статья Межведомственное взаимодействие для решения проблем социализации детей и подростков

Эффективность социализации во многом зависит от координации и взаимодействия различных межведомственных структур....

Создание информационного простанства взаимодействия семьи и школы: новации и инновации при решении социальных проблем ребенка.

Статья о важности создания информационного пространства взаимодействия семьи и школы на примере ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга...

Дополнительное образование как форма взаимодействия в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование....

«Эффективное взаимодействие в решении проблем с детьми «группы риска»

Рзвитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей....