Программа "Правильный выбор"
рабочая программа
Программа направлена на индивидуальную воспитательную работу с учащимися школы, первичную профилактику с подростками с отклоняющимся поведением и подростками, совершившими правонарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pravonarusheniya_2plan_20-21.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа направлена на индивидуальную воспитательную работу с учащимися школы, первичную профилактику с подростками с отклоняющимся поведением и подростками, совершившими правонарушения.
Программа разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребёнка, Закона «Об образовании», Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия и поступки.
Задачи программы:
- координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;
- повышение эффективности индивидуальной воспитательной работы в школе;
- установление доверительных отношений с обучающимися с учётом их возрастных особенностей, характера взаимоотношений;
- повышение уровня индивидуальной воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с органами профилактики КДН и ЗП, ПДН Мотд МВД России «Велижское», ОГИБДД, здравоохранением;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе;
- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
- развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;
- обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор ОБЖ.
Этапы реализации программы:
1.Организационный этап.
1.Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН МОтд МВД России «Велижское», КДН и ЗП, ГИБДД.
2.Организация школьной профилактической комиссии.
3.Организация тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних с привлечением различных субъектов профилактики.
4.Составление социального паспорта класса, школы.
5.Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном контроле.
7.Проведение операции «Всеобуч» (выявление обучающихся, не посещающих школу).
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
1 | Проведение сверки несовершеннолетних, уч-ся школы 1 – 11 классов, состоящих на ВШК, учетах КДН и ЗП, ПДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы. Составление социального паспорта класса, школы. | сентябрь | Социальный педагог, классные руководители |
2 | Проведение сверки опекаемых детей 1 – 11 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям социальной, психологической, юридической помощи | сентябрь | Социальный педагог, классные руководители, органы опеки и попечительства. |
3 | Проверка семей учащихся, находящихся в социально - опасном положении по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий, выявления фактов неблагополучия в семьях. | в течение года | Социальный педагог, инспектор ПДН, представители социальной защиты. |
4 | Участие в проведении профилактических мероприятий, проводимых на территории города, направленных на предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства учащихся в свободное от учебы время. | в течение года | Социальный педагог, службы и ведомства системы профилактики |
5 | Составление карточек уч-ся, состоящих на ВШК, ПДН, контроль за посещаемостью учащих (Журнал контроля посещаемости) | в течение года | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
2.Аналитико-диагностический этап
1.Сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализ и систематизация информации для выявления причин, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними.
2.Выявление подростков, склонных к совершению правонарушений.
3.Определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении.
4. Определение направления профилактической деятельности.
На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации.
Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке.
Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.
Анкетирование - метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.
Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:
- использовать разговорный стиль общения;
- учитывать возможности отвечающего;
- создавать привычную для респондента среду обитания;
- учитывать временный фактор (достаточное количество времени);
- устранять влияние третьих лиц.
Диагностический этап реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями, в некоторых случаях с привлечением психолога.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
1 | Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей | сентябрь | Заместитель директора по УВР классные руководители социальный педагог |
2 | Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правонарушений | в течение года | классные руководители социальный педагог, педагог-психолог |
3 | Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и учете ПДН | в течение года | классные руководители социальный педагог, педагог-психолог |
4 | Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и учете ПДН (анкетирование) | в течение года | классные руководители социальный педагог |
5 | Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период | март-май | классные руководители социальный педагог |
По итогам реализации диагностического этапа проводится анализ полученной информации.
3.Деятельностный этап
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, принимать существующие правила нравственности.
Внеурочная деятельность учащихся должна быть наполнена интересным и увлекательным содержанием.
Чем больше ребенок будет занят во внеурочное время, тем меньше у него будет времени на совершение правонарушений.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств ребенка. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком в будущем станет наш учащийся. С этой целью школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему
На этом этапе реализуется несколько направлений деятельности:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с ПДН;
- классные часы по пожарной безопасности, ПДД;
- организация правового всеобуча;
- профориентационная работа;
- проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
- Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
- Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
- Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
- Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
Профилактическая работа с родителями:
- Выбор родительского комитета в классах.
- Лектории для родителей.
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
- Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.
- Проведение родительского всеобуча:
Тема | Содержание | Ответственные за проведение |
Профориентация школьников
|
| Классные руководители, Заместитель директора по УВР, Социальный педагог |
По профилактике правонарушений и преступлений
|
| Классные руководители, Заместитель директора по УВР, Социальный педагог |
Профилактическая работа с педагогическим коллективом
Цель:
- информировать педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение |
1 | Участие в заседаниях педагогического совета школы | по плану работы школы | Социальный педагог |
2 | Ознакомление с деятельностью социального педагога в школе, его правами и обязанностями | ||
3 | Информирование о состоянии работы с учащимися и их семьями, находящимися в социально опасном положении | ||
4 | Ознакомление с правовыми документами, регламентирующими организацию работы с детьми и семьями «группы риска». | ||
5 | Проведение индивидуальных консультаций. | в течение года | |
6 | Организация тематических консультаций, семинаров с субъектами профилактики | в течение года | |
7 | Организация совместных мероприятий с родителями и учащимися с целью повышения взаимодействия | в течение года |
4.Оценочный этап
Цель:
- Определение эффективности профилактической деятельности.
На этом этапе работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится с учащимися методом проведения опросов, анкетирования, наблюдения, бесед. Задача возлагается на классных руководителей, социального педагога, психолога (при необходимости), субъектов профилактики.
Утвержден
Пр. от
Директор школы: Н.В. Алексеева
План мероприятий
по профилактике правонарушений и безнадзорн6ости несовершеннолетних
на 2022/2023 учебный год
Даты проведения | Название мероприятия | Ответственные |
ежемесячно |
| Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог |
сентябрь | 1.Единый профилактический день (собеседования со школьниками группы риска по итогам летних месяцев). 2.Формирование банка данных – социальной картотеки, в которую включаются:
3.Работа с базой «Неблагополучные семьи и дети». 4.Сбор сведения о подростках, прекративших обучение в ОУ. 5.Привлечение детей «группы риска» к участию во внеклассной работе. 6. 5 сентября - Всероссийский день солидарности в борьбе с терроризмом. 7. 12 сентября - Единый день ПДД 8. Неделя профилактики безнадзорности «Высокая ответственность»
- Пятиминутки на последнем уроке на тему: «Безопасный маршрут»; - Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением «Медвежонок на дороге», «Лунтик учит правила», «Зай и Чик», «Зимние приключения зебрёнка» (1-4 классы); - Акция «Знаток ПДД» (фоторама). | Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители Центр правовой помощи детям |
Октябрь |
| Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог |
Ноябрь |
| Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог Центр правовой помощи детям |
Декабрь |
| Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог
|
Январь | 1.Единый профилактический день (учет успеваемости, посещаемости, выполнения режима дня). 2.Внесение изменений и дополнений в социальный паспорт школы на начало нового года. 3. Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLLINE» | Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог Центр правовой помощи детям |
Февраль |
| Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог Центр правовой помощи детям |
Март |
| Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог Центр правовой помощи детям |
Апрель |
«Призвание – это важно!» | Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог Центр правовой помощи детям |
Май |
направленности «Сохраним планету вместе»;
| Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Социальный педагог Центр правовой помощи детям |
Организация трёхсторонненего взаимодействия в вопросах профилактики:
педагогический коллектив – учащиеся – родители.
Система взаимодействия школы по профилактике правонарушений несовершеннолетними обучающимися, противодействию преступности, недопущению создания и деятельности организаций экстремистской направленности, злоупотребления обучающимися ПАВ, по предупреждению асоциальных явлений, суицидального поведения
Реализация программы профилактики через учебно-воспитательный процесс:
Задача индивидуальной работы с подростками с отклоняющимся поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа |
Самовоспитание | Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Планируемые результаты:
Снижение числа учащихся, совершающих правонарушения
1 блок | * разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений, * создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» |
2 блок | * получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, * получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи, * получение информации о состоянии здоровья учащихся |
3 блок | * сформировать у учащихся образ жизни, достойной человека, * сформировать жизненную позицию ребёнка |
4 блок | *создание приоритетного родительского воспитания, * организация педагогического просвещения родителей, * построение демократической системы отношений детей и взрослых |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рассмотрено Утверждена
На заседании пед.совета приказ от
протокол № от Директор школы
Алексеева Н.В.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
(программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних учащихся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...
О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ
Материал для учащихся 9 классов...
"Выбор профессии – выбор будущего"
Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
Выбор профессии-мой выбор
Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....
Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»
Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...