Развитие толерантности у обучающихся средствами музыкального искусства
статья по музыке по теме
Выступление на региональной научно-практической конференции
«Формирование толерантности в условиях целостного педагогического процесса: проблемы и перспективы»
Ни для кого не является секретом, что наше общество в настоящее время переживает серьезный духовный кризис. Проблема воспитания у детей толерантности – одна из самых актуальных в сложившейся ситуации.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 18 п.Загорский
Минераловодского р-на Ставропольского края
Учитель музыки Таран Ольга Юрьевна
Развитие толерантности у обучающихся средствами музыкального искусства
Выступление на региональной научно-практической конференции
«Формирование толерантности в условиях целостного педагогического процесса: проблемы и перспективы»
ГОУ ВПО СГПИ
г. Железноводск
6 апреля 2011
Ни для кого не является секретом, что наше общество в настоящее время переживает серьезный духовный кризис. Проблема воспитания у детей толерантности – одна из самых актуальных в сложившейся ситуации, когда в многонациональных регионах России обострены межэтнические отношения.
В русском языке существуют два слова со сходным значением: новое «толерантность» (обычно используется в гуманитарных науках) и знакомое слово «терпимость», которое употребляется в обыденной речи, и точно так же означает «способность, умение мириться с чужим мнением, быть снисходительным».
Современные ученые, проводя различные социологические и психологические исследования, признают огромное влияние музыки на толерантное поведение личности – т.е. музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание в непростом поликультурном обществе.
Воспитательную роль музыки отмечали не только музыканты и педагоги, но и писатели и поэты, ученые и философы. А древние греки музыке отводили роль учителя, воспитывающего душу (считалось, что с помощью определенной музыки в человеке можно воспитать мужество и мудрость; даже в воинственной Спарте признавали это). Любой музыкант назовет вам добрый десяток произведений, оказывающих психотерапевтическое влияние на человека: «Лунная» соната Бетховена и Соната d-moll С.Прокофьева – для уменьшения раздражительности; Вальсы И.Штрауса – для уменьшения чувства тревоги и неуверенности; Венгерская рапсодия №2 Ф.Листа, «Утро» Э.Грига, «Болеро» М.Равеля – для поднятия общего жизненного тонуса; «Времена года» А.Вивальди помогают преодолеть препятствия и воспрянуть духом. Стало быть, возможности музыки почти безграничны, а поэтому нет ничего удивительного в том, что и в воспитании этнокультурной толерантности музыкальное искусство может быть одним из главных помощников.
Реализация этих возможностей в обычной общеобразовательной школе возможна двумя способами:
- уроки музыки
- внеклассная работа
Уроки музыки в общеобразовательной школе обладают особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности. Хороший урок музыки остается сейчас едва ли не единственной формой приобщения детей к мировому музыкальному искусству: ничто не сравнится с уроком по масштабу охвата учащихся и по систематичности воздействия на них.
Я работаю в школе с 1988 года. Работаю по системе Д.Б.Кабалевского. Разрабатывалась эта программа в 1970-е годы и стала практически революцией в преподавании «второстепенного» предмета. Не потеряла программа Кабалевского своей актуальности и в наше время. В 1967 году в статье «Иммунитет против пошлости» Кабалевский писал: «…незаметно входит в незрелое сознание молодежи всяческая пошлость и безнравственность, отравляет сознание, постепенно делая его нечутким, невосприимчивым к прекрасному и доброму. Иммунитет к дурному не выработан, хороший вкус не воспитан...» Эти строки написаны будто сегодня. Трудно с этим не согласиться.
Один из лейтмотивов программы Д.Б.Кабалевского – «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ» - от постижения музыки своего народа к восприятию музыки народов мира. В процессе учебной деятельности школьники постигают основы мировой музыкальной культуры («музыкальный язык понятен без перевода»). Музыкальное искусство любой страны, любого народа обладает не столько различиями своего языка, сколько его общностью (образной, жанровой, интонационной). Образы – например, образ Родины, образ матери, образ любви – воспеты в музыкальной культуре каждого народа; жанры – вальс он везде вальс, марш – он и есть марш и т.д. Смысл и специфика познания музыки композиторов разных стран (а в основе композиторской музыки всегда лежат народные истоки) заключается в постижении художественного замысла произведения, сопереживания его героям, т.е. «личностное восприятие музыки в процессе слушания ее шедевров» (Д.Б.Кабалевский). Вот этот механизм, когда «чужое» посредством сопереживания становится «своим», и оказывает непосредственное влияние на формирование этнокультурной толерантности. Немаловажное значение имеет и увлеченность учителя при подаче материала, желание сделать урок не просто познавательным, но и по-настоящему интересным. Рассказывая на уроке о музыкальной культуре какой-либо страны, я уже давно знакомлю уч-ся не только с музыкой, но и с архитектурой, народными промыслами. (Этого программой Кабалевского не предусмотрено, но такое знакомство как бы предвосхищает уроки МХК; тогда, когда Д.Б.Кабалевский разрабатывал свою программу, мировой культуры как урока просто не существовало). И еще одна деталь, о которой никак нельзя забывать. Огромную роль играет здесь толерантное отношение учителя к культуре разных национальностей в качестве примера толерантного поведения для учащихся.
Примеры из собственной практики.
4 класс, Тема года: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ», тема урока: «Наследники Орфея».
*В начале урока предлагаю уч-ся исполнить рнп «Во поле береза стояла», о чем эта песня? Вспоминаем, как водили русский хоровод.
*Затем слушаем греческий танец «Сиртаки» - это тоже хоровод.
*Кратко рассказываю о стране, вспоминаем знакомые ребятам мифы; далее знакомлю ребят с шедеврами греческих зодчих, выясняем, какие элементы греческой архитектуры вошли в современную архитектуру.
*Выясняем значение слов «патриот», «патриотизм».
*Любовь к своей Родине присуща каждому народу, подвожу ребят к выводу о том, что исполняя песню, написанную о чужой родине, мы поем о своей родной стороне. Как пример – греческая народная песня «Родина»; еще один пример – песня М.Парцхаладзе «Родина» (характерная грузинская мелодика, яркий аккомпанемент с параллельными квинтовыми ходами).
*в заключение урока исполняем песню Г.Струве «Моя Россия»
8 класс. Тема: «Что значит современность в музыке». Тема урока: «Современные обработки русских народных песен»
*вспоминаем разученную в 4 классе рнп «Вниз по матушке по Волге»
*слушаем в записи рнп «Вниз по матушке по Волге» в исполнении хора им. М.Пятницкого.
* кратко рассказываю о деятельности М.Пятницкого и продолжении его традиций в наше время
* обработки рнп 1980-х годов (в исполнении ансамбля «Ариэль»)
* современные обработки рнп (ансамбль Н.Бабкиной «Русская песня»)
* композиторские песни в народном стиле (слушаем в исполнении ансамбля «Криница»)
* ансамбль «Вольна воля» Первомайского СКО Минераловодского р-на – а вот этот ансамбль уже хорошо нам известен.
Я очень довольна, когда те ученики, которые в начале урока сказали свое «фи» русским народным песням (в плане, что «…эти песни просто не могут быть современны нам, людям 21 века и не нужны совсем, их только наши бабушки любят…»), уходят от меня ну если и не изменив свое мнение, то во всяком случае, задумавшись… Это пример воспитания терпимости (толерантности) средствами музыки.
Еще один урок в 8 классе. Тема: «Что значит современность в музыке?»
*Начинаю урок с вопросов: «Может ли музыка, написанная в 17-18 веках быть современной человеку, живущему в веке 21?», «Современна ли музыка Баха?» Ответы ВСЕГДА категоричные – «Нет!» Дальше вспоминаем, что мы знаем о творчестве композитора, слушаем Токкату и фугу d-moll в органном исполнении, вновь восхищаемся звучанием органа, мастерством исполнителя (смотрим видео), красотой готических соборов и органов. Опять мой вопрос: «Современна ли музыка Баха? Будете ли вы ее слушать в свободное время?» Опять категорическое «Нет!» Тогда последний вопрос: «А вот такую музыку слушать будете?» и включаю ту же самую токкату в исполнении оркестра П.Мориа. Глаза, как правило, округляются, музыка ведь знакомая, «на слуху» - хоть раз передачу «Человек и закон» смотрел каждый. Говорю о том, что в произведении не изменили ни одной ноты, просто исполнили по-другому. После урока подходят, просят скинуть на флешку, а на следующем рассказывают, что в интернете искали нечто подобное. Находят сами «Шутку» в оркестровом исполнении, и в исполнении Хора Турецкого (если сами не нашли, то обязательно с этими обработками знакомлю я). Вот так, исподволь, и воспитывается толерантность музыкой, хотя само понятие «толерантность» на уроке не употребляется.
Еще одним методом воспитания этнокультурной толерантности – является пробуждение взаимного интереса и формирование бережного отношения к своим и чужим национальным ценностям, т.н. «диалог культур».
Россия испокон века была страной многонациональной, народы столетиями жили рядом, переплетались между собой культурные традиции. Диалог, взаимопроникновение культур можно показать в том числе и на примере казачества – не только воевали, но многое переняли казаки у горского населения (черноморские, а затем кубанские и терские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев), жены терских казаков зачастую были из местного населения, т.е. по крови не казачки, а это сказалось в том числе и на музыкальном искусстве (сравнить, выявить общее и особенное в песнях донских, кубанских и терских казаков).
А вот темы, где можно поговорить именно о толерантном отношении: «Дорога без конца… Она когда-то выбрала тебя» - о жизни и творчестве Н.Паганини и «И где бы стезя ни бежала, нам русская снилась земля…» - о жизни и творчестве С.В.Рахманинова. И еще: «Тема любви – вечная тема в искусстве» («Ромео и Джульетта» - балет С.С.Прокофьева, увертюра-фантазия П.И.Чайковского, драматическая симфония Г.Берлиоза; «Юнона и Авось» А.Рыбникова; А.И.Хачатурян «Вальс» к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»; Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»).
Внеклассная работа – очень интересное направление, также дающее практически неограниченные возможности в воспитании у учащихся этнокультурной толерантности, но уже через фольклорные праздники (праздники народного календаря) – театрализованные игровые действа, объединяющие в себе песни, танцы, народную поэзию; здесь очень желательно наличие костюмов (или хотя бы их элементов) и декораций.
Фольклор раскрывает общечеловеческие ценности, идущие из глубины веков. Пройдя через века и поколения, народное искусство (отметим – искусство ЛЮБОГО народа) вобрало в себя все самое ценное и самое характерное из национального характера. При этом система ценностей (как духовных, так и нравственных) в народном искусстве раскрывается через взаимоотношения человека и окружающей его природы (явления природы в качестве живых и одухотворенных персонажей). Но, к сожалению, жизненная среда народного творчества давно утеряна (то самое «фи» народным песням). И здесь учителю необходимо найти компромиссные пути введения современных школьников в красочный мир народного искусства. Вряд ли целесообразно скрупулезно следовать «букве» фольклора применительно к манере пения (нет никакой необходимости гнаться за силой звука или пытаться добиться «специфического» тембра – это под силу лишь взрослым профессиональным коллективам) – в работе с детьми лучше использовать естественное, речевое интонирование (так, как с ребятишками работают в ДОУ). Гораздо важнее обратить внимание на развитие музыкальности учащихся, их раскрепощенности (свободное движение в пении – руками, корпусом, притопы ногами, знаменитые «пищалки») – тем самым, сохранив дух народного искусства, даже в том случае, если сами песни не народные, а только в народном стиле.
Что касается сценариев фольклорных праздников – то их великое множество, достаточно задать в поисковике интернета соответствующий запрос. Но использовать готовый сценарий полностью – это значит формально подходить к делу. А вот из множества сценариев создать свою «изюминку» реально, здесь интернет первый помощник в поиске тех же фонограмм.
Какова роль учителя в самом фольклорном празднике? Исходя их собственного опыта, я заметила, что если учитель будет не просто режиссером театрального действа, а его полноправным участником, это будет большим плюсом. Только в этом случае возникнет атмосфера доброжелательности и радость совместного творчества.
Пара примеров из практики (с небольшим фоторепортажем):
Программа «Староновогодние колядки» была подготовлена для учащихся начальных классов. Участники ансамбля в роли ряженых (конечно, это сказано громко, на самом деле у нас были лишь элементы костюмов) ходили колядовать 13 января по кабинетам начальной школы. Сценарий рассчитан примерно на 10 минут, в него входили две обрядовые песни – «Щедрый вечер» (оригинал «Ой, дай Бог тому, кто в этом дому» - исполняет ансамбль «Вересень» - песня оказалась нам по силам) и «Староновогодняя колядка» - это мое название – своеобразный микст (фонограмма найдена в интернете в свободном доступе на ВКМ-форуме http://vkmonline.com/forum.php , автор минусовки дал разрешение на её использование с другим текстом http://vkmonline.com/showthread.php?t=16979&page=2&highlight=%F1%F2%E0%F0%EE%ED%EE%E2%EE%E3%EE%E4%ED%FF%FF+%EA%EE%EB%FF%E4%EA%E0 ). Сам текст собран из настоящих колядок, плюс еще просто зарифмована мною «староновогодняя» тематика. Наше выступление (песни перемежались с небольшими стихами и краткими пояснениями самих обрядов щедрования и колядования) всем очень понравилось. Получилось такое неформальное общение. Ребята рассказывали мне, как с этими песнями они пошли «посевать» вечером по своим соседям. Разучивалась эта программа на зимних каникулах, не все участники ансамбля (кстати, его состав интернационален) приходили на репетиции, о чем потом сильно сожалели. Комплект колядки (минусовая фонограмма и текст) можно скачать http://narod.ru/disk/2823065001/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0.rar.html – ссылка моя.
Еще одна небольшая программа «Баба Яга против» была подготовлена нами на Масленицу. Сценарий (в сокращенном варианте) был взят из сборника, песни подобраны с учетом возраста и развития вокальных навыков участников ансамбля. В конце выступления всех зрителей угостили вкусными блинами.
В обоих случаях праздник удался и это самое главное. Атмосфера доброжелательности, радость совместного творчества, безусловно, сыграют свою роль и в воспитании гармоничной личности, и в формировании навыков толерантного общения, т.к. позволяет в непринужденной игровой форме привить детям привычки и умения выстраивать добрососедские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние средств музыкального искусства на формирование представлений
Влияние средств музыкального искусства на формирование представлений...
Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства
Материал посвящён исследованию эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства. Это научный проект, который включает в себя вопросы теоретического и практического характера.Ц...
"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"
Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....
Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования средствами музыкального искусства.
Соотношение искусства и религии уходит своими корнями далеко в прошлое. ...
Формирование толерантных качеств личности школьника средствами музыкального искусства
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации прони...
Методическая разработка «Развитие творческого потенциала юного акробата средствами музыкального искусства»
laquo;Есть в музыке бездумное начало,призыв к свободе, от земных оков.Она не зря лукаво обольщалаЛюдей на протяжении веков»Евгений Винокуров Музыка – искусство, способное выражать фи...
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования
Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...