Безопасность в сети
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Информационно-методический час на тему:
«Роль педагога в обеспечении информационной безопасности учащихся»
Педагог дополнительного образования Гучмазова Р. В.
г. Цхинвал, 2021
Роль педагога
в обеспечении информационной безопасности учащихся
В настоящее время нельзя представить себе жизнь человека без интернета, он буквально стал неразрывной частью общества. Количество интернет-пользователей на начало 2021 года составило 4,66 млрд чел, что на 316 млн (7,3%) больше, чем в 2020 году. Глобальное проникновение интернета составляет 59,5%
Первоначальной целью разработки сети интернет являлось создание надежной системы обмена информацией между компьютерами, а также (что явилось одной из главных целей) для отработки методов поддержания связи в случае ядерного нападения.
С ростом влияния цифровых технологий, и особенно интернета, споры по поводу их воздействия становятся все громче: являются ли они благом для человечества, обеспечивающим неограниченные возможности для коммуникации и торговли, обучения и свободного выражения мнений, или угрозой для нашего образа жизни, подрывающей общественные структуры и даже политический строй и представляющей опасность для нашего благополучия? Это интересная, но — по своей сути — чисто теоретическая дискуссия. Хорошо это или плохо, цифровые технологии — факт нашей жизни. И он не подлежит отмене.
Пытаться бороться с этим, отняв у детей гаджеты дома и в образовательном учреждении - неверный подход. Запретный плод сладок. Рано или поздно, с вами или без вас, ребенок попадает в цифровой мир. Задача родителей и педагогов научить их правильно использовать ресурсы сети.
В связи с переходом к информационному обществу и внедрением инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности учащихся возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов сети Интернет.
Базовым документом, определяющим политику государства в этой области, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой обозначены интересы личности и общества в целом. В Южной Осетии такого документа нет.
В качестве интересов личности, определяющих состояние ее безопасности, выделены реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, духовное, интеллектуальное и свободное развитие человека и гражданина. Поэтому одним из ключевых элементов национальной, общественной и личной безопасности является информационная безопасность.
На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, но и владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности ребенка в ИКТ-насыщенной среде.
Информация представляет угрозу при определенных условиях. Целью создания таких условий является манипуляция сознанием и психикой личности, в частности, личности ребенка. В качестве основных средств информационного воздействия на личность можно выделить следующие пункты:
- Средства массовой коммуникации (интернет); литература (художественная, научная, общественно-политическая, специальная и т.п.)
- Искусство (направления массовой культуры и пр.)
- Образование (системы дошкольного, среднего, дополнительного, высшего образования)
- Воспитание (воспитание в семье, в системе образования, формальных и неформальных организаций и т.п.)
- Личное общение (в т. ч. онлайн общение)
Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности.
Поскольку сейчас для получения информации, как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни, всё чаще используется интернет, важно рассмотреть этот аспект воздействия на информационную безопасность современных детей, как основной. Нельзя однозначно рассматривать интернет как благоприятную образовательную среду. Это мощный информационный поток, в котором лишь небольшая ее часть является приемлемой для ребенка. Если информация, предлагаемая родными и педагогами, чаще всего является адаптивной под возрастные и психофизиологические особенности ребенка, то информация, получаемая учащимся из внешней среды (телевидение, интернет, печатная пресса, фото и видео, информационные службы), подается ученику в первоначальном виде, и может негативно влиять на ребенка - в большей или меньшей степени, в зависимости от личностных характеристик обучающегося.
С учетом имеющегося опыта информационной безопасности должны осуществляться меры по обеспечению безопасности личной информационной среды учащегося в рамках следующих направлений:
Правовое обеспечение информационной безопасности – это специальные законы, нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе, для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение детьми при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.
Защита психики и здоровья ребенка – меры направлены на актуализацию потребности в хорошем здоровье, физическом благополучии, как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и Интернет-зависимости среди учащихся. Педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности учащихся.
Воспитательные меры по обеспечению ИБ – меры направленные на формирование культуры безопасности, ответственности за производимые действия в информационном пространстве, меры воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей, патриотизма, меры по подготовке родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и помощи в его самореализации.
Техническое и программное обеспечение ИБ – это использование различных технических и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программы родительского контроля, технические средств защиты информации.
Образование в области информационной безопасности – реализация образовательных программ, организация дополнительного образования учащихся по информационной безопасности, повышение квалификации педагогического состава, проведение тематических родительских собраний и встреч с интересными людьми.
Формирование информационной культуры ребенка– через образовательную и воспитательную среду, которая определяется нами как компонент базовой культуры личности и характеристики человека, позволяющей ему эффективно выполнять все виды работы с информацией, понимать природу информационных процессов и осуществлять информационную рефлексию без ущерба для себя и окружающих.
Процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся.
Всем обозначенным видам проблем может противостоять педагог, обучающий в рамках своего предмета и включая в этот предмет информационную безопасность.
Педагог может подготовить сознание детей к сопротивлению негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.
Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации. Это влияние может нанести вред здоровью, успеваемости и т.д.
Детям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил (Приложение 1), которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения (в принципе, похожие на те, которыми мы руководствуемся в обычной жизни), приводит к тому, что дети и подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере ИКТ.
Развитие технологий современного общества требуют повышения профессиональной компетентности педагогов, изменения содержания некоторых предметов. Педагог должен быть ориентирован на будущее, соединяя при этом свою профессиональную и социальную компетентность.
Современный педагог должен знать не только информацию сегодняшнего дня, но и знать направления дальнейшего информационного развития. Он должен следить за постоянными изменениями окружающего мира, чтобы своевременно на них реагировать.
В компетенции образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых выделяются следующие задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности:
- Формирование у учащихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;
- Формирования устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;
- Развитие у учащихся способности распознать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.
Решение этих задач должно выполняться комплексно и систематически на каждом этапе работы в системе образовательного учреждения, с возможностью дополнения и варьирования по мере необходимости, исходя из результативности каждого этапа.
Безопасность доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет и контроль над процессом работы в сети может достигаться путем применения комплекса аппаратно–технических и организационных мер. Но проведенные психолого-педагогические исследования, показывают, что только техническими средствами эту проблему не решить. Согласно данным исследований, на сегодняшний день нет компьютерных программ, способных полностью защитить пользователя от доступа к нежелательной информации. Самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр.
Задачи по формированию у современного ребенка навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решается как на занятии, так и вне образовательной деятельности.
Интернет - это безграничные возможности и вместе с тем колоссальная опасность для несформированной психики ребёнка:
- Контентные риски[1]
- Нежелательные знакомства
- Кибербуллинг[2]
- Кибермошенничество
- Интернет- и игровая зависимость
- Вредоносные программы
Помимо традиционных страхов и рисков в последние годы появился такой термин как «цифровой аутизм». Дети часами могут сидеть в телефонах, перед компьютером, и за все это время ни произносить ни слова. Ухудшается память, появляются проблемы с речью, уменьшается словарный запас, пропадают навыки коммуникации. Ребенок становится вялым, апатичным, его ответы сводятся к простым «да», «нет», «не знаю», он сторонится шумных компаний. Большинство родителей рады: ребенок под присмотром, в тепле, не мешает им же, родителям, часами проводить время в социальных сетях, листая страницы о правильном воспитании и всестороннем развитии детей…
Интернет-зависимость есть у большинства пользователей сети! Пора это признать и начать действовать.
Мы все забываем, что ребенок учится на примере взрослых, он подражает, копирует их поведение. Не могут и не имеют права часами сидящие в телефоне родители, педагоги читать детям лекции о вреде смартфонов. Существуют всевозможные программы и приложения, которые высчитывают время, проведенное со смартфоном в руках. Есть приложения, блокирующие вход в социальные сети спустя определённое количество времени, которое задается вручную.
От Интернета нужно отдыхать всем: и взрослым, и детям.
Лишить ребенка (временно) возможности выходить в сеть, отняв у него все гаджеты тоже один из вариантов. Но гаджеты надо заменить другими делами. Потому что современные дети ничего другого не имеют и не хотят уметь. Если бегать и прыгать в детях раньше было заложено генетически, то генофонд сегодняшних детей совершенно другой: они сначала учатся держать смартфон в руках, а затем начинают учиться ходить и говорить. Им нужны гаджеты, быстрый интернет и постоянный доступ к Wi-Fi. Они цифровые аборигены - поколение digital natives[3].
Развитие любого поколения – это не только взлеты и победы, но и падения. У каждого поколения есть свои преимущества и недостатки. В 2012 году ученые с удивлением заметили, что кривая стремлений современной молодежи начала выпрямляться. Стремление к независимости, бунтарство, желание продемонстрировать окружающим свои способности и личные качества – все это было присуще представителям поколения миллениалов, но практически не имеет никакого отношения к поколению цифровых аборигенов. Digital natives не понимают миллениалов, ведь они совершенно иначе смотрят на мир и на свое место в этом мире!
Мы не сможем кардинально повлиять на процессы информатизации, и эволюции, ведь это и есть эволюция! Эволюция сознания, мышления, образа жизни. Но научить детей жить вне интернета наша посильная задача. Пора возвращать дворовые игры, прививать трудовое воспитание. Никто не вправе лишать детей беззаботного детства, заставляя трудиться сверх сил, но мы с вами забыли, что посильный труд не только укрепляет здоровье – он еще и облагораживает. Не надо лишать детей этой возможности. Лето – прекрасная возможность провести время с пользой.
Самым оптимальным вариантом интерент-детокса является система дополнительного образования.
Приложение 1
Свод правил безопасности в сети Интернет
- Не входите на незнакомые сайты. Не переходите по подозрительным ссылкам. Не отвечайте на «спам».
- Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
- Никогда не посылайте никому свой пароль. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв, а также периодически меняйте их.
- При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник). При общении лучше выбирать ник, не позволяющий определить половую принадлежность и возраст (не стоит делать частью виртуального псевдонима год своего рождения). Никогда не давай информацию о себе, которая может указать, что ты — ребенок.
- Нормы поведения и нравственные принципы одинаковы как в виртуальном, так и в реальном мире. В виртуальном пространстве необходимо вести себя абсолютно так же, как в реальности. Не грубить, не сквернословить и не оскорблять других.
- Незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т.д) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).
- Не верьте всему, что вы видите или читаете в интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым. Учитесь критически относиться к информации в Сети и всегда проверять ее.
- Нельзя сообщать другим пользователям интернета свою личную информацию (адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр, местоположение ребенка и родителей, планы, касающиеся длительных путешествий, каникул и отпусков, фото дорогих вещей, фото квартиры, автомобиля или дома, информация о личных документах, номерах автомашин, фото личных документов, банковских карт и т. д. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо, чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.
- Если вы общаетесь в чатах, пользуетесь программами мгновенной передачи сообщений, играете в сетевые игры, занимаетесь в интернете чем-то, что требует указания идентификационного имени пользователя, тогда выберите это имя вместе со взрослыми, чтобы убедиться, что оно не содержит никакой личной информации.
- Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере. Если вы использовали чужой компьютер (планшет, смартфон) для просмотра своей странички в социальной сети, то должны обязательно выходить из аккаунта по окончанию работы. Нельзя на чужих устройствах сохранять пароли — это могут использовать злоумышленники.
- Интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают, поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Главный принцип: если незнакомец кажется подозрительным, угрожает, обещает подарки, деньги или настойчиво просит о чем-то, общение в Сети с ним необходимо моментально прекратить и обязательно сообщить старшим.
- При возникновении чувства неловкости или тревоги при виртуальном диалоге, а также, если собеседник навязчиво настаивает на перенос отношений в реал, следует прекратить общение и сообщить старшим; Виртуальное знакомство не должно перерасти в реальное. Если такое решение принято, встреча должна состояться в общественном месте и под контролем родителей;
- Научитесь доверять интуиции. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, поделитесь своими впечатлениями со взрослыми.
- Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть вас во время разговора, т.к. он может быть записан.
- Не отправляйте личные фотографии или видео посторонним людям в сети, а друзьям отправляйте только что, впоследствии не сможет использоваться против вас.
Советы по безопасности в сети Интернет для родителей
- Соблюдайте время нахождения ребенка в сети интернет.
- Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
- Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
- Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
- Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
- Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
- В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
- Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
[1] Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
[2] Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
[3] Digital natives — следующее за миллениалами поколение, постмиллениалы. Это дети и подростки, родившиеся примерно после 2002–2003 годов. Понятие digital natives (часто переводят как «цифровое поколение») придумал американский писатель Марк Пренски (Marc Prensky).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий - безопасность в сети
готовая презентация для родительских собраний...
Обеспечение мер по безопасному использованию сети Интернет детьми
Без преувеличения интернет - всемирная сеть, в которой чтобы мы ни искали - это обязательно найдется. Однако не стоит забывать, что это система, внутри которой детей могут подстерегать опасности....
урок по безопасности в сети Интернет в рамках единого урока по безопасности
можно использовать на уроках информатики для 8 класса....
Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)
Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...
«Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения».
Сценарий проведения Единого урока безопасности в сети "Интернет"...
«БЕЗОПАСНАЯ ПАУТИНА» Классный час-игра по вопросам безопасности в сети интернет
ЦЕЛЬ: Актуализировать и обобщить знания о безопасном поведении в сети Интернет. ЗАДАЧИ: - Формировать основы коммуникативной грамотности, чувство ответственности за своё поведение в интернет простр...
Безопасность детей на улице и на дороге. Безопасность детей дома. Информационная безопасность в сети интернет.
Презентация для классного часа и педвсеобуча....