Проблемы профилактики асоциального поведения и экстремизма
статья

Азарёнок Сергей Витальевич

Основные направления работы по профилактике асоциального поведения и экстремизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы профилактики асоциального поведения и экстремизма.

Проблема асоциального поведения школьника стояла и стоит перед школой достаточно остро. В наши дни появляется еще один, наиболее критичный вид асоциального поведения – молодежный экстремизм.

Что является основой асоциального и делинквентного поведения? Каковы могут быть методы предупреждения и преодоления этого явления? По мнению современных психологов одним из механизмов запуска является неудовлетворение наиболее насущных потребностей человека, к которым относятся потребности в принадлежности и признании.

Потребность в принадлежности и любви включает в себя стремление к общению, желание дружеских отношений, близости, попытку избавится от чувства одиночества и изоляции.

Потребность в признании включает в себя как желания и стремления, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), так и достижения уважения других (завоевание статуса, признания, престижа).

Особенно важно достижение и удовлетворение этих потребностей в подростковом возрасте, когда человек начинает активно задумываться над своим местом  в мире, и процесс социализации, приобретения и активного воспроизведения им социального опыта особенно актуален.

Молодежь, в силу возрастных особенностей, наиболее уязвимая для впитывания негативного поведения среда. И это связано не только с такими понятиями, как юношеский максимализм, конфликт поколений, подростковый негативизм, но и в достаточной мере с особенностями современной культурной ситуации в РФ. Действительно, когда на первый план выходит такая компонента успеха, как агрессия (достаточно вспомнить фильмы, демонстрирующиеся по ТВ, игры-стрелялки и тому подобное),  то такого  рода поведение будет и многими уже вопринимается, как норма.

Можно привести данные по выборке современных, вполне благополучных старшеклассников.

Спонтанную агрессию, то есть подсознательную радость, испытываемую личностью при наблюдении сложностей и трудных ситуаций у других, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить (сделал гадость, на сердце радость) выявляется у 53% подростков.  (Достоверно низкие показатели у 9%)

Реактивную агрессию, т.е. агрессивность при общении в качестве типичной реакции, конфликтность личности показывают 47%. (Достоверно низкие – 4%). Такие люди недоверчивы, обид просто так не прощают, долго их помнят.

И на все это накладываются высокие показатели по раздражительности, т.е. эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, быстрой потере самообладания: 56% - высокие и только 4% низкие.

Опасность состоит в том, что у наших учеников эта болезнь может превратиться во врожденную и превратится из патологии в социальную норму.

Что может сделать школа для предотвращения этого явления и борьбы с ним? Это главный вопрос, который сегодня задается.

Современный подход к решению данной проблемы предполагает приоритет профилактической работы, действительно легче предотвратить, чем исправить. Необходимо создать такую систему, которая могла бы удовлетворить основные, витальные потребности подростка внутри рамок школы, в том числе и в системе дополнительного образования; организация такой образовательной среды и досуговой деятельности, которая лишила бы его, ученика, надобности искать контактов с потенциально опасной для него самого средой общения.

Основными направлениями такой работы являются:

Предоставление информации, т.е. создание активной информационной среды для всех участников образовательно-воспитательного процесса. Систематизация и предоставления для широкого пользования классных руководителей, учителей, родителей теоретического материала по профилактике асоциального поведения и экстремизма.

Предоставление альтернативы, т.е. создание условий для успешного становления личности:

  1. организация работы бесплатных кружков и спортивных секций, в том числе и с помощью самих учащихся и выпускников школы.
  2. реализация плана воспитательной работы.
  3. реализация плана спортивно-массовой работы.
  4. создание и включение в реальную школьную жизнь системы школьного самоуправления.
  5. включение в сферу доступности большого числа внешкольных досугово-образовательных учреждений (ДДТ Союз, Дом молодежи Форпост, ДДЮТ Выборгского района, ЦБС Выборгского района, подростково-молодежный центр «Петроградец», клуб «Выборгская сторона», ГДЮТ, федерация УКАДО)
  6. развитие патриотического воспитания (участие в Зарницах, военные сборы в Сертолово, участие в памятных мероприятиях на Пискаревском мемориальном кладбище, участие в акции «Зеленый пояс Славы», Вахты Памяти, система игр КВЕСТ «Вдоль по Выборгской»).
  7. международное сотрудничество, как неотъемлемая часть формирования толерантного сознания учащихся (программа «Детство без границ»).

Наша задача вовлечь в активную деятельность как можно больше детей, чтобы каждый, даже не всегда успевающий ученик мог проявить себя в какой либо общественно-полезной деятельности, показать себя успешным, убедится в том, что он может быть успешным, почувствовать себя членом коллектива, команды, «своим».

Ведь, если ребенок не найдет поддержку и понимание в школе, не сможет реализовать свой потенциал у нас, то мы его потерям и его с охотой примут протестные молодежные движения и/или асоциальные группировки.

Для того, чтобы можно было более прицельно работать с тем или иным учеником, необходимо больше знать о каждом и не только об успеваемости, но и об особенностях положения дел в семье. Поэтому особую значимость приобретает совместная работа с правоохранительными органами, органами опеки.

И наша школа активно сотрудничает  с детскими комнатами полиции, с социальной гостиницей, другими социальными учреждениями Выборгского и Калининского районов.

Важную роль играет и знание некоторых особенностей характера учащихся, поэтому в своей работе педагоги начинают по мере возможности и с учетом возрастных особенностей использовать и психологические методы тестирования, специально разработанные для массовых исследований.

В результате:

В школе создается такая атмосфера, где ребенок чувствует заинтересованное отношение к своей личности, где сформировано неприятие насилия во всех его формах.

Формируется корпоративный дух, чувство общности, защищенности, чувство локтя.

Создаются возможности для позитивного самовыражения любого члена коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении

Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся

Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....

Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.

Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними пробле...

Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.

Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с  внутренними пробле...

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Проблема подросткового суицида – борьба с самим собой!

В нашей жизни, к сожалению, существует такое трагическое явление, как подростковый суицид. Когда такое происходит, у окружающих остается неизбывное чувство вины и множество вопросов: «Что м...