Статья: "Живой как жизнь"
статья (8 класс)
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, и бранные слова,
Они растут, как сорная трава,
У плохо перепаханных обочин
Николай Рыленков
3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России, в которой, как говорится, «матом не ругаются, а на нём разговаривают», день этот имеет существенное значение.
Жизнь людей немыслима без языка и речи. Слово является средством общения между людьми, способом обмена информацией. Нередко мы судим о людях по тому, как они умеют говорить, какими собеседниками являются. Словом можно поддержать в трудную минуту, порадовать другого человека, но словом (даже тем же самым) можно сильно огорчить и обидеть близкого человека.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) говорил так: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».
К сожалению, есть слова, которые засоряют нашу речь: бранные, иностранные, жаргонные, вульгарные выражения, слова-паразиты, канцеляризмы, специфическое общение в интернет-среде. Всё это – ненормативная лексика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья: "Живой как жизнь" | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, и бранные слова,
Они растут, как сорная трава,
У плохо перепаханных обочин
Николай Рыленков
3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России, в которой, как говорится, «матом не ругаются, а на нём разговаривают», день этот имеет существенное значение.
Жизнь людей немыслима без языка и речи. Слово является средством общения между людьми, способом обмена информацией. Нередко мы судим о людях по тому, как они умеют говорить, какими собеседниками являются. Словом можно поддержать в трудную минуту, порадовать другого человека, но словом (даже тем же самым) можно сильно огорчить и обидеть близкого человека.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) говорил так: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».
К сожалению, есть слова, которые засоряют нашу речь: бранные, иностранные, жаргонные, вульгарные выражения, слова-паразиты, канцеляризмы, специфическое общение в интернет-среде. Всё это – ненормативная лексика.
Ненормативная лексика – лексика, ненормированная в литературном языке. Ненормативная лексика потому и называется ненормативной, что всегда осуждалась общественной моралью. Воспитанные люди избегают ее, ведь она воспринимается как признак некультурности, как принадлежность к «низшим слоям общества». Её употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека.
Как бороться с матом?
Во всех странах активно борются с ненормативной лексикой, создают специальные комитеты, проводят ряд мероприятий. Даже Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой появился. Ведь искоренение нецензурных выражений повышает престиж страны.
Сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций.
В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах. Статья 20-1 Кодекса об административных правонарушениях расценивает её как мелкое хулиганство. На матершинника может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. А если он к тому же выказал неповиновение «требованию представителя власти или иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка», размер штрафа возрастает до 2500 рублей.
5 февраля волонтерским объединением «Вариант» была проведена акция: «Школа - территория без сквернословия», ребятами был подготовлен информационный плакат и буклеты, которые раздавались ученикам в школе.
Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоёв населения, – это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны, как собственную речь, так и язык в целом.
Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга!
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»
И.С. Тургенев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Живая азбука".
Урок , посвящённый изучению алфавита , графики , можно сделать чрезвычайно увлекательным и интересным , если рассказать об истории русского алфавита....
Статья. "Живая эмоция".
Существует множество мнений, взглядов, методик обучающих хоровому пению- но увы, нет такой методики которая оказалась бы совершенной.Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей в общеобр...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
Статья «Живой автограф», посвященная встрече с детским писателем Николаем Николаевичем Бутенко.
Пояснительная запискаВ рамках месячника школьных библиотек и обращению серьезного внимания к проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в школе проходит встреча с детским писателем Н...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....
2 Статья "Живая классика 2016"
Статья о внеклассном мероприятии...
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....