Методы коррекции поведения.
статья

Коррекция нарушений поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью: традиционно принятые формы и методы и нестандартные подходы к  коррекции поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_korrektsii_povedeniya.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методы используемые для коррекции поведения в подростковом периоде детей с ОВЗ

Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания

Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.

Индивидуальная помощь ребенку в классе – это специальная деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем. 

Психолого-педагогические приемы воспитания

Приемы воспитания - составная часть метода, обеспечивающего применение его в определенных условиях Поэтому некоторые исследователи рассматривают методы воспитания как некую совокупность приемов воспитательного взаимодействия. Методы и приемы могут в конкретных ситуациях переходить друг в друга.

Выделяют следующие группы методов воспитания:

методы формирования сознания,

методы формирования опыта поведения,

методы стимулирования и к коррекции поведения школьников

Методы формирования сознания личности

Главная цель этих методов - воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников для объяснения и доказательства правильности или необходимости определенного поведения, норм и правил л общения, отношение к окружающему миру и др. К этой группе относятся методы: информативность, внушения, убеждения, пример, подражания в форме лекции, рассказы, беседы, диспуты, конференции, собрания, в основе которых лежит слово

Беседа предполагает целенаправленную организацию обмена мнениями Тематика, содержание бесед определяется воспитательными задачами, которые касаются отдельного индивида или определенной группы школьников По содержанию беседы охватываю ют различные вопросы морали, этики, эстетики физического воспитания, политических событий и др.

По форме проведения определяют беседы фронтальные - с группой школьников и индивидуальные Индивидуальная беседа может быть отсроченным, чтобы стимулировать ребенка к осмыслению своих поступков Различают также запланированные и эпизодические беседы.

Методика проведения беседы зависит от поставленной цели, задач, содержания, форм бесед Это может быть обмен мнениями по поводу определенного выражения, прочитанной статьи, поступков школьников, событий в жизни государства школы, класса, отдельных учеников.

Рассказ проводится, чтобы вызвать чувство сопереживания с героями рассказа, радости от осознания хороших поступков, раскрыть содержание моральных норм и правил поведения, представить идеальный образ тощ щ.

Метод примера - это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание, поскольку дети учатся раньше подражать, чем познавать Путем подражания у детей формируется нравственная цель личного поведения, т.е. это сложный процесс, в котором можно проследить конкретные действия, поступки другого лица в определенных жизненых ситуациях, вызывающих желание вести себя так же, хотя это еще не значит, что желание будет реализовано, происходит формирование исполнительных, волевых и закрепления подражательных самостоятельных дел.

Методы и приемы формирования опыта гражданского поведения

Главной задачей в процессе формирования личности является достижение единства сознания и поведения Действительно воспитанным можно назвать человека только тогда, когда она не только усвоила определенные требования, но когда он действует в соответствии с этими требованиями и не может вести себя иначе Поэтому процесс воспитания должен предусматривать приучения человека к положительному поведению и вырабатывать привычку к ней Эту задачу можно решить в процессе конкретной деятельности, в определенных условиях, которые  способствуют выработке умений, привычек, черт характера. Этому способствуют такие методы, как: приучение, упражнения, поручения, воспитательные ситуации (ПР Игнатенко, ВЛ Поплужний 1997жний 1997).

Приучение - организация планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычку поведения (не разговаривать на уроке, соблюдать режим и т.д.)

Упражнения предусматривают многократное повторение, закрепление, совершенствование способов действий как устойчивой основы общественного поведения, т.е. это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических  дел с целью формирования и развития определенных навыков поведения, черт характера Привычки формируются на основе знаний о нормах поведения, выработанных умений позитивных действий и закрепляются упражнениями и многократными действиями.

Упражнения в разнообразной деятельности используются с целью выработки у учащихся навыков к труду, преодоления трудностей, воспитания настойчивости, силы воли, самостоятельности В деятельности дети приучаются к культуре общения.

Режимные упражнения стимулируют детей к соблюдению установленного в школе и в семье режима, что заставляет их повторять и закреплять позитивные действия, тренироваться в выполнении правил поведения, управлять своими желаниями и действиями, приучает к разумному использованию рабочего и время.

Специальные упражнения тренировочного характера используются для выработки и закрепления навыков и умений культурного поведения, соблюдения элементарных правил, связанных с внешней культурой, что способствует накоплению опыта позитивного поведения, воспитанию гуманных качеств личности, ответственности, исполнительности.

Метод коррекции через труд

Метод коррекции через труд выделяется нами на том основании, что он чрезвычайно важен как для общего социального воспитания ребенка с трудным характером, так и для коррекции отдельных форм его поведения.

Трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания. В различных мастерских ребенок приобретает целый ряд навыков, важных для его дальнейшей профессиональной деятельности: он учится столярному или слесарному делу, проходит школу рисования.  В условиях коллективного труда он учится ценить себя и других, приучается относиться к другим так же, как и к себе, начинает сознавать все преимущества совместных форм деятельности и правила их осуществления. Одним словом, в мастерской он обретает прообраз своего будущего трудового, социального бытия. Здесь закладываются основы его наиболее ценных личностных качеств, устраняющих, компенсирующих или уравновешивающих дефекты характера. Известно положение о том, что лишь в процессе коллективного труда складывается человеческое общество и человек становится человеком, здесь полностью подтверждается

Метод культуры здорового смеха

Научными исследованиями последних лет, установлено громадное ежечасное и ежеминутное значение в жизни человека вообще и в частности ребенка здорового смеха, радости, веселого настроения. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет оживляющее все органы кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Далее те же физиологические и психологические объективные данные говорят нам о том, какое большое и неоценимое действие оказывает радость на наши мускулы и нервы, а также на питание, на умственную и физическую работу.

Воспитание понимания юмора, окрашивает разными красками эмоциональные состояния с которыми сталкивается ребенок, а тем более умственно-отсталый ребенок. У которого скудость эмоциональных переживаний, а  для их развития культура воспитания здорового смеха, понимания юмора очень важна.

Хороший воспитатель систематически пользуется описанным методом культуры здорового смеха.

Воспитательные ситуации - создание таких внешних обстоятельств, которые позволяют косвенно влиять на сознание, чувства, поступки человека Педагогический эффект обеспечивается не прямым обращением к ученикам, а целенаправленно организованными обстоятельствами, которые и создают ситуацию Приемы косвенного воздействия на личность школьника (создание воспитательных ситуаций) прямо соответствуют требованиям жизни В основном, воспитательная ситуация не вызывает у школьника чувство обиды, унижения собственного достоинства Она рассчитана на участие и поддержку родителей, сверстников, учителей и др., уместна при решении острых вопросов общения сверстников, при установлении позитивных отношений между родителями и детьми В то время воспитательную ситуацию нельзя считать универсальным методом, ее используют в зависимости от целевой установки и  авторитета учителя.

Организация такой ситуации требует особенно глубокого и разностороннего знания психологических особенностей воспитанников, доминирующих мотивов их деятельности, интересов, влечений, уровня притязания (BC Каспина, 1 19799).

Таким образом, методы организации деятельности и формирования опыта нравственного поведения решают задачи формирования отношений между людьми, навыков, умений, привычек, ведут к воспитанию черт характера Ученик идет от осознания необходимости знаний, умений через тренировки к навыкам и через тренировочные упражнения - до привычек поведения.

Методы стимулирования и коррекции поведения

Главные методы этой группы - поощрение и наказание, осуществляющих функцию стимулирования и корректировки деятельности и поступков личности

Поощрение - это подтверждение правильности поступков, действий ребенка Значение его в том, что оно способствует закреплению позитивных форм поведения человека и может найти проявление в различных формах: благодарность устная похвала, одобрение деятельности, премирования, награда, поручение почетных обязанностей Поощрение будет положительным при определенных условиях:

1) только за положительные действия, поступки Оно должно быть осознано ;

2) своевременность поощрения,

3) соблюдение меры в поощрении (чрезмерное частое поощрения одних и тех людей снижает воспитательный эффект метода, может привести к формированию повышенной самооценки, завышенного уровня требований, недоброжелательного отношения  со стороны одноклассников).

Наказание - воздействие на личность школьника, которое отражает осуждение его действий, поступков, противоречащих нормам, принципам поведения в обществе,  требующее от учеников придерживаться этих норм Назначение наказание - воспитывать у школьников умение тормозить выявления тех качеств, стремлений совершения поступков, которые в определенных условиях противоречат требованиям норм морали Умная система взысканий не только законна, но и не обходная Она помогает формированию крепкого человеческого характера, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их в практике различные формы наказания связанные:

а) с возложением дополнительных обязанностей

б) потерей или ограничением определенных прав;

в) выражением морального осуждения в разных формах.

Ребенок должен знать, что реакция на его неправильное поведение обязательно будет: сегодня его простят, завтра осудят, потом будут сопереживать, в другом случае обратят в шутку. Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают наказании. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать

Одним из методов наказания может быть  метод игнорирования

Исключительным по характеру детям никоим образом нельзя показывать, что в них -видят исключительность. Все они, кроме истерических детей, совершенно не могут выносить того, чтобы быть центром внимания. Лишь кажущееся невнимание к их резким дефектам характера ведет к тому, что они постепенно подавляют некоторые свои психопатические проявления. Еще менее того должны они знать, что их считают ненормальными, так как это неизбежно ведет к тому, что одни из них преувеличивают свои психические аномалии, другие же совсем не желают быть ответственными за свои поступки.

В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты— их рисовка, театральность, болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению, что в свою очередь, совоспитывает, сокорригирует и другие недочеты характера

Нестандартные приемы и методы  коррекции поведения

Арттерапия

Важно отметить, что арт-терапия  является универсальным методом психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

В настоящее время часто используется для психологической коррекции людей с невротическими и психосоматическими нарушениями, с трудностями социальной адаптации. При использовании этого метода

имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки; Способствует снятию напряжения, повышает работоспособность, уменьшает чувство тревоги,  повышает концентрацию внимания и др.

сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;

коррекционную ритмику (воздействие движениями),

 хореотерапию;

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья  с помощью чтения специально подобранной художественной литературой в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические состояния или свойства личности инвалидов, испытывающих: неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить; эмоционально-застойные депрессивные,  состояния, ведущие в тупиковые ситуации, из которых подростки  часто не знают выхода ;желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д.
Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства ребенка для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть.

 

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис­пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников.  В докла...

Девиантное поведение. Методы коррекции.

Презентация для  педагога-психолога....

Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

Презентация к докладу "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида

В работе представлены фотоматериалы к докладу " Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида"...

Презентация к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения"

Данная презентация подготовлена к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения".Доклад и презентация были представлены на заседании методического объединения воспитателей коррекционной ...

Доклад по теме: "Неспецифические методы коррекции поведения"

Доклад был представлен на заседании методического объединения воспитателей коррекционной школы- интерната.   В докладе  дается характеристика основных групп неспецифических методов коррекции...

Доклад на тему: "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела"

Доклад на тему:  "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела"...