Адаптация обучающихся 5 класса.
материал
Адаптация обучающихся 5 класса на уроках биологии и географии.Приемственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_i_adaptatsiya_obuchayushchihsya_5_klassa.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность и адаптация обучающихся 5 класса
на уроках биологии и географии.
Для безболезненного прохождения адаптации учащихся 5 класс важно не забывать о преемственности в обучении. Под понятием преемственности понимается непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, связь между различными ступенями образования и развития. Очень важно для нас, взрослых, помочь ребенку преодолеть проблемы, возникающие при переходе из начальной ступени образования на основную и сохранить на этом этапе весь позитив, учебный настрой свойственный обучающимся младшего звена и положительный опыт. В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Все компоненты системы преемственности необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения на разных ступенях определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применения определённых методов, организационных форм и средств обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Процессом преемственности необходимо руководить (контролировать, анализировать, корректировать) для получения определенного результата. Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки.
При изучении предметов школьного курса в основном звене существует несколько проблем.
Первая - кабинетная система. Обучающие привыкли к единому кабинету, где хозяева только они и их классный руководитель-учитель начальных классов. Они предъявляли требования, в пределах своего кабинета, не только к младшим, но и более старшим участникам образовательного процесса, что повышало их самооценку, давало возможность почувствовать себя более взрослым. При переходе же в 5 класс они потеряли эту точку опоры, так как полновластными хозяевами уже быть не могут. Кабинетом пользуются ученики разных классов, как во время уроков, так и после.
Вторая - появление учителей предметников, у каждого из которых свои требования, свои способы работы и свои методы общения. Трудности испытывают как обучающиеся так и учителя, привыкшие к пониманию и выполнению их требований. Пятиклассникам же предстоит привыкнуть не только к требованиям, но и учителям как участникам процесса обучения.
Третья - отношение к процессу связанному с переходом из начальной школы в среднее звено, родителей. Им часто кажется, что их детям не нужен такой контроль, как был раньше. У детей появляется свобода действий: можно позволить себе не выполнить домашнее задание, что-то не доучить.
Четвертая - не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в старшем возрасте школьники будут способны оценить правильность пословицы « встречают по одежке, а провожают по уму», важность интеллектуального багаж педагога, силу характера и способность передать его знания обучающимся. А пока для них важны внешний облик учителя его забота и внимание к детям.
Пятая - на уроки биологии, географии отводится 1 час в неделю, поэтому трудно ликвидировать пробелы в результате пропусков уроков, не зависимо от причины.
Хочется перечислить некоторые проблемы и, на мой взгляд, возможные пути их решения или коррекции:
Проблема | Возможные решения |
Организационно-психологические проблемы | |
Малая наполненность урока учебным материалом, медленный темп урока. | Использование ИКТ, сайта УЧИ.ру, оформление материала урока в виде опорных конспектов |
Недостаточно организованное и четкое начало урока, отсутствие способности быстро включаться в работу. | Четкие требования к организации урока и соблюдение временных промежутков отведенных на выполнение заданий без поблажек. |
Привычка у детей к помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ | Самостоятельность выполнения заданий без подсказок. |
Желание получить оценку на уроке за незначительных действий | Разъяснение требований оценивания работы |
Начало кризисного периода у детей младшего подросткового возраста | Соблюдение норм СанПина, знание особенностей кризисного периода у детей младшего подросткового возраста педагогом. |
Не желание готовится к уроку, если пропустил по болезни. | Беседа с родителями. Болезнь не исключает знание пройденных тем в отсутствие ученика |
Общеучебные умения и навыки, элементы развития | |
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк | Знакомить с правилами сокращения терминов, использование абривиатуры при написании (на уроках биологии, географии) |
Неустойчивость внимания | Использование заданий на внимание, «лови ошибку учителя», четвертый лишний ит.д. |
Невнимательное прочтение текста | Использование примеров показывающих как меняется смысл сказанного при замене одного слова и т.д. |
Вывод: для преодоления возникающих проблем необходима слаженная работа всех учителей предметников, система единых требований к усвоению материала пропущенного обучающимся, в том числе и по уважительной причине.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Адаптация обучающихся 5-го класса"
Презентация к родительскому собранию, которое я проводила в 5 классе,посвящено адаптации обучающихся....
Адаптация обучающихся 5 класса
Что такое школьная тревожность, рекомендации для родителей....
Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната
Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...
План работы по адаптации обучающихся 10 класса на 2013-2014 учебный год
План работы по адаптации обучающихся 10 класса на 2013-2014 учебный год...
педагогический совет "Адаптация обучающихся 5-х классов"
В данной разработке представлен порядок проведения педагогического совета по данной проблеме...
«Социальная адаптация обучающихся 1 класса в специальной коррекционной школе»
адаптация первоклассников...
Сообщение на тему: "Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат".
В сообщении представлен опыт работы учителя, классного руководителя по адаптации учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (ко...