Влияние социального окружения школьников в образовательном процессе
статья

Москалева Наталия Анатольевна

В статье раскрываются роли  взаимодействия всех участников образовательного процесса  как важнейшая составляющая части успешного функционирования образования. Описаны принцмпы, на которых базируется взаимодействие участников образовательного процесса . Статья актуальна для педагогов, помогает разобраться в позитивных и негативных формах взаимодействия с участниками образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние  социального окружения школьников в образовательном процессе

    В настоящее время идет модернизации содержания всех сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС, где прописано, что взаимодействие всех участников образовательного процесса – важнейшая составляющая часть успешного функционирования образования. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на таких принципах, как добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и нормативных актов.

Образовательный процесс как взаимодействие, представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов – родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимная активность педагога и ученика в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие».

Что такое педагогическое взаимодействие?

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Это сложный процесс, состоящий из множества компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие подходы к организации педагогического взаимодействия:

-деятельностный, формирующий у учащихся разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса;

-личностно ориентированный, обеспечивающий у учащихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие педагога с обучающимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Педагог должен быть подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с обучающимися.

В процессе взаимодействия формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. 

Уровни педагогического взаимодействия

Начальный (первый) уровень – общение основано на принципах тактичности, соблюдении прав и свобод друг друга с признанием приоритета родителей в образовании и воспитании детей; правильной оценке достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи; понимании субъективности точки зрения педагогов.

Второй уровень – повышение педагогической культуры и педагогического самообразования с опорой на принципы многообразия форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на основе дифференцированного и индивидуального подходов, опора на положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства; единство педагогического просвещения и самообразования.

Целесообразно выделить виды взаимодействия в образовательном процессе с точки зрения его субъектов: педагог – обучающийся, родитель – ребенок, педагог – родитель, педагог – коллега, руководитель ОУ – педагог, взаимодействие педагога с коллективом обучающихся.

Формы взаимодействия участников образовательного процесса

Педагог – обучающийся

Педагог и ребенок – это две наиболее важные фигуры в целостном педагогическом процессе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Формы взаимодействия могут быть позитивными и негативными.

Позитивные формы взаимодействия.

Негативные формы взаимодействия

диалог

Конфронтация между педагогом и обучающимся

Подавление педагогом учащихся в ходе занятия.

Конфликт педагога с детьми.

Индифферентность педагога по отношению к обучающимся

Рассмотрим позитивные формы взаимодействия.

Диалог характеризуется высоким уровнем эмпатии педагога, умением принимать ребенка таким, какой он есть на самом деле, гибкостью мышления педагога, умением адекватно оценивать себя, отсутствием у педагога стереотипов в восприятии обучающихся.

Сотрудничество предполагает совместное определение целей образования и планирование учебного процесса, совместное распределение сил и средств на основе возможностей педагога и обучающихся, контактность, доброжелательность, мобильность, социальную активность, вежливость, эмоциональную стабильность педагога.

Опека,как форма взаимодействия, включает заботу педагога об обучающихся, социальную активность, высокий уровень эмпатии и умение педагога прийти на помощь.

ФГОС требует изменения отношений между педагогом и обучающимися и установления связей сотрудничества. Взаимоотношения на основе сотрудничества являются в настоящее время актуальными и позволяют решать следующие взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия;

- обеспечение сотрудничества решений между участниками целостного педагогического процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие личностных установок у педагога, адекватных гуманистическому обучению;

- помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.

Психологическая поддержка как форма взаимоотношений

В современном образовательном учреждении в основе педагогических взаимодействий по линии педагог-обучающийся лежит психологическая поддержка, основные формы которой направлены на достижение результатов образования.

Психологическая профилактика – это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию ребенка; предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций со стороны педагога по улучшению социально-психологических условий самореализации с учетом социально-экономических, культурно-этнических и других условий жизнедеятельности ребенка.

Психологическое консультирование – это оказание помощи ребенку со стороны педагога в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. Все вышеперечисленное должно способствовать непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии.

Психологическая коррекция – это активное психологическое воздействие педагога на личность обучающегося с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.

Повышению эффективности взаимодействия (сплоченности, срабатываемости) педагога с учащимися способствуют психолого-педагогические тренинговые технологии.

Социально-психологический тренинг: тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, тренинг семейных отношений.

Интеллектуальные тренинги: тренинги формирования развития внимания и наблюдения, тренинг гибкости мышления, тренинг увеличения объёма памяти и развития её характеристик, тренинг по развитию творческого мышления (креативности).

Организационные тренинги: тренинги формирования сплоченности команды (класса), тренинг принятия решения, тренинг поведения учащихся в экстремальных ситуациях, тренинг бесконфликтного общения в классе, тренинг повышения эффективности и совместной деятельности учащихся в классе.

Тренинг саморегуляции: психологические тренинги, аутотренинги, релаксирующие тренинги и тренинги биологической обратной связи.

Тренинги личностного роста учащихся: тренинги динамической ориентации (психодрама), тренинги социальной перцепции, тренинги гуманистической ориентации (гештальт), ролевые тренинги, тренинги саморегуляции эмоционально-волевой сферы учащихся.

Педагог – родитель

Условия нынешнего образования провозгласили родителей субъектами образовательного процесса. А это означает, что и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. Взаимодействие с родителями является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы образовательной организации. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями значимое место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила превентивный характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Формы взаимодействия педагогов и родителей можно разделить на две большие группы – инновационные и традиционные формы.

Традиционные формы взаимодействия: родительское собрание; работа с родительским комитетом; организация соревнований; консультации; беседы; совместное проведение праздников; посещение на дому.

Инновационные формы взаимодействия: родительские университеты; конференции; тренинги; родительские ринги; час вопросов и ответов; диспут-размышление по проблемам; дни открытых дверей; родительские клубы, коллективные творческие дела; деловая игра; сетевое взаимодействие.

Выбор той или иной интерактивной формы зависит напрямую от стиля педагогического общения, выбранного учителем.

Таким образом, появляется новое образовательное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ребенка, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые, более привычные современному поколению формы взаимодействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....

«Актуальность единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников в образовательном процессе».

Как работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности? Об этом  выступление...

методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"

Методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"...

Курс лекций "Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения"

Для учителя гуманитарно-социальных предметов и предметов естественно - научного цикла общеобразовательных учреждений, классные руководители, педагоги дополнительного образования, организаторы внекласс...

Творческий отчет по теме «Влияние игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе»

Актуальность темы:žВ создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.žžВ формировании опыта работы по применению игровых те...

«Развитие успешности школьника в образовательном процессе»

В данной статье с помощью данных проведенного исследования подтверждается предположение о том, что наибольшими возможностями в развитии успешности обучающегося обладает система неформального (дополнит...