Проект "Драматизация как технология социальной реабилитации молодых инвалидов"
проект

Мазненкова Ирина Анатольевна

Проект по театрализации для воспитанников с ментальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teatralizatsii.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                             Государственное бюджетное учреждение

                    Департамента труда и социальной защиты населения

                      Центр содействия семейному воспитанию «Лесной»

Проект

«Драматизация как технология социальной реабилитации молодых инвалидов»

Направленность: творческая

Вид проекта : групповой

Возраст воспитанников, вовлеченных в проект: молодые инвалиды с ментальными нарушениями от 18 лет  до 21 года  

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 - август 2022г.г.)

ФИО, должность автора проекта:

Мазненкова Ирина Анатольевна,  

воспитатель

                                                        Москва

                                                         2021

Аналитическая часть

Актуальность и целесообразность проекта

Социализация воспитанников с инвалидностью и интеграция их в общество является основной задачей всей системы коррекционной помощи.

Актуальность данного проекта заключается в том, что участие молодых инвалидов в театрализованной деятельности дает им возможность почувствовать себя полноценными членами общества, вносит в их жизнь атмосферу праздника, позволяет проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Чрезвычайно важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу воспитанников, заставляет их сопереживать своим персонажам. Театрализованные игры позволяют сформировать опыт социального поведения еще и потому, что каждое литературное произведение несет в себе нравственную направленность. Участие в театрализованной деятельности позволяет преодолеть робость, неуверенность в себе, повысить самооценку. Совместная театрализованная деятельность- уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и педагог, и воспитанник. В процессе репетиций, в моменты творческого переживания происходит личностный рост воспитанника, формируются различные навыки собственной жизненной компетентности: навыки ориентирования в пространстве и во времени, различные формы коммуникации, навыки регуляции собственного поведения в обществе.

Новизна

Участие в театрализованной деятельности становится для воспитанников средством самовыражения, где раскрываются их творческие способности и таланты. Они учатся создавать театральные образы, используя  движения, позы, мимику, жесты, речевую интонацию. Отличительной особенностью данного проекта является то, что параллельно с развитием творческих способностей проводится работа по коммуникативному развитию.

Вовлечение воспитанников в совместный творческий процесс является одним из этапов их социальной адаптации и интеграции в общество.

Мотивационную составляющую данного проекта составляет заинтересованность воспитанников в конечном результате своей деятельности. Драматическая постановка главной своей целью ставит интерес зрителя, работу для публики, поэтому у воспитанников изначально присутствует стимул не просто отобразить какое-то явление, но сделать это эстетически привлекательно и интересно. Кроме этого, занятия драматизацией это отличный способ провести время увлекательно и с пользой, так как она обладает мощнейшим терапевтическим эффектом, сочетает элементы движения, музыки, литературы, уникальной образной ролевой игры, позволяет в игровой форме усваивать нормы социального поведения.  

Цель проекта: интеграция воспитанников с инвалидностью в общество.

Задачи  проекта:

-заинтересовать воспитанников в участии в театральных  постановках и праздниках

-мотивировать воспитанников на выполнение ролевых функций в театрализованной деятельности

-создавать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей и расширения общего кругозора воспитанников

-повышение двигательной активности

-повышение самооценки

-  развитие коммуникативных навыков

Ожидаемые результаты

1ый год реализации проекта

- повышение интереса к театрализованной деятельности

-повышение самооценки

-сплочение детского коллектива

-понимание ролевых действий в драматизациях, театрализованных представлениях.

2ой год реализации проекта

- самостоятельная театрализованная деятельность

-сознательное обсуждение театрализованных этюдов и характеров действующих героев

-творческое понимание интонаций и мимических действий в исполняемых ролях.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

-активизация речевых и интеллектуальных функций

-социальная адаптация в обществе

-расширение приемов альтернативной коммуникации.

Краткое описание проекта по этапам

Информационно- аналитический этап:

- Определение возможностей воспитанников для участия в театрализованной деятельности через беседы и обыгрывания предлагаемых сюжетов

-изучение методической литературы

- подборка комплексов соответствующих упражнений по данной теме,

-подборка и разработка  сценариев театрализаций и праздников.

-составление плана работы

Основной этап

- выполнение основного плана работы по всем видам деятельности воспитанников

-посещение театров

-постановка спектаклей и праздников

Заключительный этап

-подведение итогов работы

-презентация проекта.

-участие в творческих конкурсах

Основные формы реализации проекта:

Диагностика и наблюдение за воспитанниками

Артикуляционные упражнения

Хореографические этюды

Эмоциональные и имитационные этюды

Пластические упражнения

Мимические упражнения

Прикладная деятельность (изготовление декораций)

Основы грима

Подбор реквизита и костюмов

Драматизация

Праздники

Посещение театров


Планирование реализации проекта

Временной

 промежуток

Наименование

темы

Форма

работы

Количество

часов

Сентябрь 2020

1 неделя

Театр. Артист. Сценическое

мастерство

Беседа

       1

Сентябрь

2-3 недели

Актерское мастерство.

Постановка по сказке А.С.Пушкина

«О золотой рыбке»

Репетиция

       4

Сентябрь

4 неделя

Постановка по сказке А.С.Пушкина

«О золотой рыбке»

Выступление

        1

Октябрь

1 неделя

Сценическая речь  (для говорящих

воспитанников)

Логопедическая

Гимнастика

М.Картушиной

         1

Октябрь

2 неделя

Сценическое движение

Игры с имитацией движений

         1

Октябрь

3 неделя

Ритмопластика

Показ и отработка движений животных.

Игра «Чья фигура лучше?»

         1

Октябрь

4 неделя

Актерское

мастерство. Постановка кукольного

театра по басне Эзопа «Колодец»

Репетиция постановки

          2

Ноябрь

1 неделя

Актерское мастерство.

Постановка кукольного

театра по басне Эзопа «Колодец»

Выступление

         1

Ноябрь

2 неделя

Игровой

стретчинг

Игры «Кто где живет?»

«Летящие листья»

          1

Ноябрь

3-4 недели

Актерское мастерство.

Постановка С.Маршак «Кошкин дом»

Репетиция

           4

Декабрь

1 неделя

Актерское мастерство

Постановка сказки С.Маршака «Кошкин дом»

Выступление

           1

Декабрь

2-3 недели

Актерское мастерство.

Новогодняя постановка

«В гости к сказке»

Репетиция

         6

Декабрь

4 неделя

Актерское мастерство.

Новогодняя постановка

«В гости к сказке»

Выступление

        1

Январь

1 неделя

Сценическое движение

Игры с имитацией

«Зимние забавы», «Снегири»

        1

Январь

2-3 недел

Актерское мастерство

Р.н.с. «Битый не битого везет»

Репетиция

         4

Январь

4 неделя

Актерское мастерство

Р.н.с. «Битый не битого везет»

Выступление

         1

Февраль

1 неделя

Актерское мастерство

 «В гости

к сказке»

Профессиональная видеосъемка мюзикла

«В гости к сказке»

          4

Февраль

2 неделя

Игровой стретчинг

Игры «Бояре», «Чей малыш?»

         1

Февраль

3 неделя

Актерское мастерство.

Мюзикл «В гости к сказке»

Конкурс актерского мастерства

«Шаг навстречу»

         1

Февраль

4 неделя

Знакомство с театральными постановками. «Маленькие ведьмы»

Посещение московского губернского театра

         2

Март

1 неделя

Актерское мастерство. Праздник «8 марта»

Репетиция. Участие в праздничном

концерте

         2

Март

2-4 недели

Актерское мастерство.

Постановка по сказке А.С.Пушкина «О попе и работнике его балде»

Репетиция

         6

Апрель

1 неделя

Знакомство с театральными постановками «Все о Золушке»

Посещение московского театра мюзикла.

        3

Апрель

2 неделя

Актерское мастерство.

Постановка по сказке А.С.Пушкина «О попе и работнике его балде»

Репетиция на сцене ДК

г.Пушкино

        3

Апрель

3 неделя

Актерское мастерство.

 Музыкально-хореографическая композиция «На Берлин»

Выступление. Участие в концерте «Путешествие на планету Л» на сцене ДК Пушкино

        3

Апрель

4 неделя

Актерское мастерство.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Участие в конкурсе

«Созвездие»

          3

Май

1 неделя

Актерское мастерство.

 Музыкально-хореографическая композиция «На Берлин»

Репетиция

           3

Май

2 неделя

Актерское мастерство.

 Музыкально-хореографическая композиция «На Берлин»

Выступление

          1

Май

3 неделя

Сценическое движение

Игры с имитацией

«Поезд», «Платочки», «Карусели»

           1

Май

4 неделя

Актерское

мастерство.Мы в профессии играем.

Разыгрывание сценки про пожарного

            1

Июнь

1 неделя

Актерское

мастерство.День России.

Репетиция

            2

Июнь

2 неделя

Актерское

мастерство.День России.

Выступление

             1

Июнь

3 неделя

Сценическое движение. Басня И.Крылова «Ворона и лисица»

Разыгрывание сценки.

             1

Июнь

4 неделя

Актерское

мастерство.Мы в профессии играем.

Разыгрывание сценки про парикмахера

             1

Сентябрь

2021

1-2 неделя

Актерское

мастерство. Р.н.с. «Кот, петух и лиса»

Репетиция постановки

              4

Сентябрь

3 неделя

Актерское

мастерство.Мы в профессии играем.

Разыгрывание сценки про доктора

              1

Сентябрь

4 неделя

Актерское

мастерство. Р.н.с. «Кот, петух и лиса»

Выступление

               1

Октябрь

1 неделя

Актерское мастерство. День рождения нашего центра.

Участие в концерте.

              1

Октябрь

2 неделя

Сценическое

Движение . Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей»

Разыгрывание

сценки

              1

Октябрь

3 неделя

Актерское мастерство. «Сказка о попе и работнике его Балде».

Репетиция

              1

Октябрь

4 неделя

Игровой стретчинг.

Игры М.Картушиной

              1

Ноябрь

1-2 недели

Актерское мастерство. «Сказка о попе и работнике его Балде».

Репетиция

              4

Ноябрь

3 неделя

Актерское мастерство. «Сказка о попе и работнике его Балде».

Участие в творческом конкурсе «Мир без границ»

              3

Ноябрь

4 неделя

Актерское

мастерство.Мы в профессии играем.

Разыгрывание сценки про повара

              1

Декабрь

1-3 недели

Актерское

мастерство. Постановка «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Репетиция

              9

Декабрь

4 неделя

Актерское

мастерство. Постановка «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Выступление

             1

Январь

1 неделя

Посещение

театра

Знакомство с театрами Москвы

            3

Январь

2 неделя

Игровой стретчинг.

Игры М.Картушиной

             1

Январь

3 неделя

Актерское

мастерство.Мы в профессии играем.

Разыгрывание сценки про доктора

            1

Январь

4 неделя

Актерское

мастерство. Постановка «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Репетиция

          3

Февраль

1-3 неделя

Актерское

мастерство. Р.н.с «По щучьему веленью»

Репетиция

          6

Февраль

4 неделя

Актерское

мастерство. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Участие в творческом  конкурсе

«Шаг навстречу»

          1

Март

1 неделя

Подготовка к празднику

8 марта

Репетиция

          3

Март

2 неделя

Подготовка к празднику

8 марта

Выступление

          1

Март

3 неделя

Игровой стретчинг

Игры М.Картушиной

           1

Март

4 неделя

Сценическое движение.

Басня О.Емельяновой «Две гусыни»

Разыгрывание сценки

           1

Апрель

1-3 недели

Актерское

Мастерство. А Твардовский «Василий Теркин».

Репетиция спектакля

           6

Апрель

4 неделя

Актерское

мастерство. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Участие в творческом конкурсе «Созвездие»

            3

Май

1 неделя

Актерское

Мастерство. А Твардовский «Василий Теркин».

Репетиция спектакля

          2

Май

2 неделя

Актерское

Мастерство. А Твардовский «Василий Теркин».

Выступление

          1

Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта

  1. Разработка сборника сценариев спектаклей.
  2. Оформление фотоальбомов выступлений.
  3. Запись DVD-диска с видеозаписями репетиций и выступлений  

Представление результатов проекта в различных презентационных форматах

Участие в мероприятиях центра и города

6 спектаклей в ГБУ ЦССВ «Лесной»:

- «Сказка о рыбаке и рыбке»,  «Сказ о попе и работнике  его Балде»  по произведениям А.С. Пушкина

- «Колодец» по произведениям Эзопа

- «Кошкин дом» по произведениям С.Я. Маршака

- «Битый не битого везет» по мотивам народных сказок, новогодний мюзикл.

Выступление на Благотворительном концерте в ДК «Пушкино», приуроченному ко Дню космонавтики, организованному  ГБУ ЦССВ «Лесной» совместно с МООО «Виктория».

http://inpushkino.ru/novosti/obshchestvo/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-organizovali-koncert-v-pushkino

Участие в конкурсах творческой  направленности различного уровня

Межрегиональный конкурс «Шаг на встречу»:

Спектакль «В гости к сказке».

Победитель зрительского голосования

https://usynovi-moskva.ru/v-stolice-podveli-itogi-teatralnogo/

Статьи в СМИ и портале «Моя новая семья»

Статья «Театральная педагогика для детей с инвалидностью: опыт Центра «Лесной»»

https://usynovi-moskva.ru/teatralnaja-pedagogika-dlja-detej-s-in/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артпедагогика как технология социальной реабилитации несовершеннолетних

Артпедагогика в социальной реабилитации несовершеннолетних....

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...

Программы, технологии социальной реабилитации и абилитации

Программы, технологии социальной реабилитации и абилитации...

Буклет "Фотокросс - современная методика социальной реабилитации детей -инвалидов"

Данная методика направлена на социально-бытовую адаптацию/реабилитацию детей-инвалидов, а так же их интеграцию в общество. ...

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин...

Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»

В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...