Проект "Драматизация как технология социальной реабилитации молодых инвалидов"
проект
Проект по театрализации для воспитанников с ментальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teatralizatsii.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
Департамента труда и социальной защиты населения
Центр содействия семейному воспитанию «Лесной»
Проект
«Драматизация как технология социальной реабилитации молодых инвалидов»
Направленность: творческая
Вид проекта : групповой
Возраст воспитанников, вовлеченных в проект: молодые инвалиды с ментальными нарушениями от 18 лет до 21 года
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 - август 2022г.г.)
ФИО, должность автора проекта:
Мазненкова Ирина Анатольевна,
воспитатель
Москва
2021
Аналитическая часть
Актуальность и целесообразность проекта
Социализация воспитанников с инвалидностью и интеграция их в общество является основной задачей всей системы коррекционной помощи.
Актуальность данного проекта заключается в том, что участие молодых инвалидов в театрализованной деятельности дает им возможность почувствовать себя полноценными членами общества, вносит в их жизнь атмосферу праздника, позволяет проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Чрезвычайно важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу воспитанников, заставляет их сопереживать своим персонажам. Театрализованные игры позволяют сформировать опыт социального поведения еще и потому, что каждое литературное произведение несет в себе нравственную направленность. Участие в театрализованной деятельности позволяет преодолеть робость, неуверенность в себе, повысить самооценку. Совместная театрализованная деятельность- уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и педагог, и воспитанник. В процессе репетиций, в моменты творческого переживания происходит личностный рост воспитанника, формируются различные навыки собственной жизненной компетентности: навыки ориентирования в пространстве и во времени, различные формы коммуникации, навыки регуляции собственного поведения в обществе.
Новизна
Участие в театрализованной деятельности становится для воспитанников средством самовыражения, где раскрываются их творческие способности и таланты. Они учатся создавать театральные образы, используя движения, позы, мимику, жесты, речевую интонацию. Отличительной особенностью данного проекта является то, что параллельно с развитием творческих способностей проводится работа по коммуникативному развитию.
Вовлечение воспитанников в совместный творческий процесс является одним из этапов их социальной адаптации и интеграции в общество.
Мотивационную составляющую данного проекта составляет заинтересованность воспитанников в конечном результате своей деятельности. Драматическая постановка главной своей целью ставит интерес зрителя, работу для публики, поэтому у воспитанников изначально присутствует стимул не просто отобразить какое-то явление, но сделать это эстетически привлекательно и интересно. Кроме этого, занятия драматизацией это отличный способ провести время увлекательно и с пользой, так как она обладает мощнейшим терапевтическим эффектом, сочетает элементы движения, музыки, литературы, уникальной образной ролевой игры, позволяет в игровой форме усваивать нормы социального поведения.
Цель проекта: интеграция воспитанников с инвалидностью в общество.
Задачи проекта:
-заинтересовать воспитанников в участии в театральных постановках и праздниках
-мотивировать воспитанников на выполнение ролевых функций в театрализованной деятельности
-создавать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей и расширения общего кругозора воспитанников
-повышение двигательной активности
-повышение самооценки
- развитие коммуникативных навыков
Ожидаемые результаты
1ый год реализации проекта
- повышение интереса к театрализованной деятельности
-повышение самооценки
-сплочение детского коллектива
-понимание ролевых действий в драматизациях, театрализованных представлениях.
2ой год реализации проекта
- самостоятельная театрализованная деятельность
-сознательное обсуждение театрализованных этюдов и характеров действующих героев
-творческое понимание интонаций и мимических действий в исполняемых ролях.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
-активизация речевых и интеллектуальных функций
-социальная адаптация в обществе
-расширение приемов альтернативной коммуникации.
Краткое описание проекта по этапам
Информационно- аналитический этап:
- Определение возможностей воспитанников для участия в театрализованной деятельности через беседы и обыгрывания предлагаемых сюжетов
-изучение методической литературы
- подборка комплексов соответствующих упражнений по данной теме,
-подборка и разработка сценариев театрализаций и праздников.
-составление плана работы
Основной этап
- выполнение основного плана работы по всем видам деятельности воспитанников
-посещение театров
-постановка спектаклей и праздников
Заключительный этап
-подведение итогов работы
-презентация проекта.
-участие в творческих конкурсах
Основные формы реализации проекта:
Диагностика и наблюдение за воспитанниками
Артикуляционные упражнения
Хореографические этюды
Эмоциональные и имитационные этюды
Пластические упражнения
Мимические упражнения
Прикладная деятельность (изготовление декораций)
Основы грима
Подбор реквизита и костюмов
Драматизация
Праздники
Посещение театров
Планирование реализации проекта
Временной промежуток | Наименование темы | Форма работы | Количество часов | |||
Сентябрь 2020 1 неделя | Театр. Артист. Сценическое мастерство | Беседа | 1 | |||
Сентябрь 2-3 недели | Актерское мастерство. Постановка по сказке А.С.Пушкина «О золотой рыбке» | Репетиция | 4 | |||
Сентябрь 4 неделя | Постановка по сказке А.С.Пушкина «О золотой рыбке» | Выступление | 1 | |||
Октябрь 1 неделя | Сценическая речь (для говорящих воспитанников) | Логопедическая Гимнастика М.Картушиной | 1 | |||
Октябрь 2 неделя | Сценическое движение | Игры с имитацией движений | 1 | |||
Октябрь 3 неделя | Ритмопластика | Показ и отработка движений животных. Игра «Чья фигура лучше?» | 1 | |||
Октябрь 4 неделя | Актерское мастерство. Постановка кукольного театра по басне Эзопа «Колодец» | Репетиция постановки | 2 | |||
Ноябрь 1 неделя | Актерское мастерство. Постановка кукольного театра по басне Эзопа «Колодец» | Выступление | 1 | |||
Ноябрь 2 неделя | Игровой стретчинг | Игры «Кто где живет?» «Летящие листья» | 1 | |||
Ноябрь 3-4 недели | Актерское мастерство. Постановка С.Маршак «Кошкин дом» | Репетиция | 4 | |||
Декабрь 1 неделя | Актерское мастерство Постановка сказки С.Маршака «Кошкин дом» | Выступление | 1 | |||
Декабрь 2-3 недели | Актерское мастерство. Новогодняя постановка «В гости к сказке» | Репетиция | 6 | |||
Декабрь 4 неделя | Актерское мастерство. Новогодняя постановка «В гости к сказке» | Выступление | 1 | |||
Январь 1 неделя | Сценическое движение | Игры с имитацией «Зимние забавы», «Снегири» | 1 | |||
Январь 2-3 недел | Актерское мастерство Р.н.с. «Битый не битого везет» | Репетиция | 4 | |||
Январь 4 неделя | Актерское мастерство Р.н.с. «Битый не битого везет» | Выступление | 1 | |||
Февраль 1 неделя | Актерское мастерство «В гости к сказке» | Профессиональная видеосъемка мюзикла «В гости к сказке» | 4 | |||
Февраль 2 неделя | Игровой стретчинг | Игры «Бояре», «Чей малыш?» | 1 | |||
Февраль 3 неделя | Актерское мастерство. Мюзикл «В гости к сказке» | Конкурс актерского мастерства «Шаг навстречу» | 1 | |||
Февраль 4 неделя | Знакомство с театральными постановками. «Маленькие ведьмы» | Посещение московского губернского театра | 2 | |||
Март 1 неделя | Актерское мастерство. Праздник «8 марта» | Репетиция. Участие в праздничном концерте | 2 | |||
Март 2-4 недели | Актерское мастерство. Постановка по сказке А.С.Пушкина «О попе и работнике его балде» | Репетиция | 6 | |||
Апрель 1 неделя | Знакомство с театральными постановками «Все о Золушке» | Посещение московского театра мюзикла. | 3 | |||
Апрель 2 неделя | Актерское мастерство. Постановка по сказке А.С.Пушкина «О попе и работнике его балде» | Репетиция на сцене ДК г.Пушкино | 3 | |||
Апрель 3 неделя | Актерское мастерство. Музыкально-хореографическая композиция «На Берлин» | Выступление. Участие в концерте «Путешествие на планету Л» на сцене ДК Пушкино | 3 | |||
Апрель 4 неделя | Актерское мастерство. «Сказка о попе и работнике его Балде» | Участие в конкурсе «Созвездие» | 3 | |||
Май 1 неделя | Актерское мастерство. Музыкально-хореографическая композиция «На Берлин» | Репетиция | 3 | |||
Май 2 неделя | Актерское мастерство. Музыкально-хореографическая композиция «На Берлин» | Выступление | 1 | |||
Май 3 неделя | Сценическое движение | Игры с имитацией «Поезд», «Платочки», «Карусели» | 1 | |||
Май 4 неделя | Актерское мастерство.Мы в профессии играем. | Разыгрывание сценки про пожарного | 1 | |||
Июнь 1 неделя | Актерское мастерство.День России. | Репетиция | 2 | |||
Июнь 2 неделя | Актерское мастерство.День России. | Выступление | 1 | |||
Июнь 3 неделя | Сценическое движение. Басня И.Крылова «Ворона и лисица» | Разыгрывание сценки. | 1 | |||
Июнь 4 неделя | Актерское мастерство.Мы в профессии играем. | Разыгрывание сценки про парикмахера | 1 | |||
Сентябрь 2021 1-2 неделя | Актерское мастерство. Р.н.с. «Кот, петух и лиса» | Репетиция постановки | 4 | |||
Сентябрь 3 неделя | Актерское мастерство.Мы в профессии играем. | Разыгрывание сценки про доктора | 1 | |||
Сентябрь 4 неделя | Актерское мастерство. Р.н.с. «Кот, петух и лиса» | Выступление | 1 | |||
Октябрь 1 неделя | Актерское мастерство. День рождения нашего центра. | Участие в концерте. | 1 | |||
Октябрь 2 неделя | Сценическое Движение . Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей» | Разыгрывание сценки | 1 | |||
Октябрь 3 неделя | Актерское мастерство. «Сказка о попе и работнике его Балде». | Репетиция | 1 | |||
Октябрь 4 неделя | Игровой стретчинг. | Игры М.Картушиной | 1 | |||
Ноябрь 1-2 недели | Актерское мастерство. «Сказка о попе и работнике его Балде». | Репетиция | 4 | |||
Ноябрь 3 неделя | Актерское мастерство. «Сказка о попе и работнике его Балде». | Участие в творческом конкурсе «Мир без границ» | 3 | |||
Ноябрь 4 неделя | Актерское мастерство.Мы в профессии играем. | Разыгрывание сценки про повара | 1 | |||
Декабрь 1-3 недели | Актерское мастерство. Постановка «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Репетиция | 9 | |||
Декабрь 4 неделя | Актерское мастерство. Постановка «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Выступление | 1 | |||
Январь 1 неделя | Посещение театра | Знакомство с театрами Москвы | 3 | |||
Январь 2 неделя | Игровой стретчинг. | Игры М.Картушиной | 1 | |||
Январь 3 неделя | Актерское мастерство.Мы в профессии играем. | Разыгрывание сценки про доктора | 1 | |||
Январь 4 неделя | Актерское мастерство. Постановка «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Репетиция | 3 | |||
Февраль 1-3 неделя | Актерское мастерство. Р.н.с «По щучьему веленью» | Репетиция | 6 | |||
Февраль 4 неделя | Актерское мастерство. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Участие в творческом конкурсе «Шаг навстречу» | 1 | |||
Март 1 неделя | Подготовка к празднику 8 марта | Репетиция | 3 | |||
Март 2 неделя | Подготовка к празднику 8 марта | Выступление | 1 | |||
Март 3 неделя | Игровой стретчинг | Игры М.Картушиной | 1 | |||
Март 4 неделя | Сценическое движение. Басня О.Емельяновой «Две гусыни» | Разыгрывание сценки | 1 | |||
Апрель 1-3 недели | Актерское Мастерство. А Твардовский «Василий Теркин». | Репетиция спектакля | 6 | |||
Апрель 4 неделя | Актерское мастерство. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Участие в творческом конкурсе «Созвездие» | 3 | |||
Май 1 неделя | Актерское Мастерство. А Твардовский «Василий Теркин». | Репетиция спектакля | 2 | |||
Май 2 неделя | Актерское Мастерство. А Твардовский «Василий Теркин». | Выступление | 1 |
Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта
- Разработка сборника сценариев спектаклей.
- Оформление фотоальбомов выступлений.
- Запись DVD-диска с видеозаписями репетиций и выступлений
Представление результатов проекта в различных презентационных форматах
Участие в мероприятиях центра и города | 6 спектаклей в ГБУ ЦССВ «Лесной»: - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказ о попе и работнике его Балде» по произведениям А.С. Пушкина - «Колодец» по произведениям Эзопа - «Кошкин дом» по произведениям С.Я. Маршака - «Битый не битого везет» по мотивам народных сказок, новогодний мюзикл. Выступление на Благотворительном концерте в ДК «Пушкино», приуроченному ко Дню космонавтики, организованному ГБУ ЦССВ «Лесной» совместно с МООО «Виктория». | |
Участие в конкурсах творческой направленности различного уровня | Межрегиональный конкурс «Шаг на встречу»: Спектакль «В гости к сказке». | Победитель зрительского голосования https://usynovi-moskva.ru/v-stolice-podveli-itogi-teatralnogo/ |
Статьи в СМИ и портале «Моя новая семья» | Статья «Театральная педагогика для детей с инвалидностью: опыт Центра «Лесной»» | https://usynovi-moskva.ru/teatralnaja-pedagogika-dlja-detej-s-in/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы социализации, социальной реабилитации, профессионального становления, трудоустройства детей инвалидов
Выступление на педсовете...
Артпедагогика как технология социальной реабилитации несовершеннолетних
Артпедагогика в социальной реабилитации несовершеннолетних....
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...
Программы, технологии социальной реабилитации и абилитации
Программы, технологии социальной реабилитации и абилитации...
Буклет "Фотокросс - современная методика социальной реабилитации детей -инвалидов"
Данная методика направлена на социально-бытовую адаптацию/реабилитацию детей-инвалидов, а так же их интеграцию в общество. ...
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин...
Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»
В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...