Свободное время ребенка. Сколько его должно быть?
консультация
Свободное время ребенка. Сколько его должно быть?
Большинство родителей хотят от своего ребенка все и сразу: он должен не только хорошо учиться в школе, но еще и спортом заниматься, и языками, и чем-то творческим.
У одних все идет гладко – ребенок всюду успевает и всем доволен. У других посещение секций, кружков и дополнительных занятий становится источником всевозможных проблем. Чтобы этих проблем избежать или хотя бы минимизировать, нужно учесть три фактора.
1. Темперамент и характер ребенка.
Как ни банально прозвучит, но к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Это необходимо помнить, потому что из-за игнорирования этой аксиомы и возникает большинство проблем. Приведу пример из собственной практики.
Мама 14-летнего Кирилла однажды пожаловалась мне: сын подруги каждый день до позднего вечера занят на всевозможных кружках и секциях, да еще и учиться хорошо успевает. Ее же «лентяй» дважды в неделю ходит на волейбол, а от всех остальных занятий под разными поводами увиливает.
Если родители начинают настаивать, становится раздражительным, нервным, жалуется на усталость и с трудом встает в школу. Дело дошло до врача, но таблетки, мобилизующие внимание и снимающие стресс, ощутимо не помогли.
«Скажите, это он лентяй, или мы в чем-то виноваты? Нужно ли настаивать на увеличении количества внеурочных занятий или стоит дать ему больше свободы?» – спросила меня мама.
Главная ошибка этой мамы – сравнение своего ребенка с другими. Ошибка очень серьезная, но, к сожалению, распространенная. Многим родителям свойственно оценивать своих детей в сравнении с их ровесниками или даже с собой в детстве. А когда это сравнение оказывается не в пользу ребенка или не соответствует родительским ожиданиям, то дети еще и ярлыки получают: лентяй, трус, слабак.
Не исключено, что Кирилл и в самом деле склонен лениться, но прежде чем начать борьбу с этой ленью, нужно понять ее природу, а также принять тот факт, что все люди имеют разный темперамент и характер. И родительские ожидания должны всегда соотноситься с этим фактом, особенно при выборе внешкольных нагрузок для ребенка.
Забудьте об усредненных цифрах. Рекомендованные Минздравом в прошлом веке «два часа отдыха после школы» и «час спокойного досуга перед сном» не имеют ничего общего с действительностью. Только индивидуальный подход.
Для того чтобы определиться с количеством часов на учебу и отдых, постарайтесь понять, какой склад характера у вашего сына или дочки. В большей степени от этого (наряду со здоровьем) зависит, какие нагрузки и в каком количестве ребенок готов потянуть. Недостаточные нагрузки – это тоже плохо. А то, что для одних – нагрузки, для других – отдых.
Например, если ваш ребенок подвижный, энергичный, коммуникабельный, если он пребывает в приподнятом настроении, обладает хорошим аппетитом и крепко спит, то, скорее всего, он так называемый гипертим. А людям с чертами гипертима необходимо постоянно куда-то прикладывать свою энергию. Поэтому если такой подросток записывается во все новые секции и кружки – не стоит его ограничивать.
Гипертимам свойственно стремление к самостоятельности и свободе. Контроль и принуждение (в том числе в выборе секций и кружков) они переносят с большим трудом.
При этом интересы у гипертима могут быть совершенно разными и часто меняться – этому тоже не стоит удивляться и пытаться сосредоточить его на чем-то одном. Такой ребенок воспринимает занятия, предполагающие любую активность, не как нагрузку, а для него это скорее отдых. В этом случае родителям не стоит волноваться, что подросток перегружен.
А вот монотонная работа, требующая усидчивости и длительного сосредоточения, гипертимам дается тяжело. И если большинство дополнительных занятий у подростка будет подобного плана, то можно смело ожидать от него протеста: когда в занятиях нет мотивации, человек тратит значительно больше энергии, а значит, быстрее устает.
Совсем по-другому нужно вести себя с детьми «тревожного» типа. Они обладают слабой нервной системой, отличаются повышенной чувствительностью, быстрой нервной истощаемостью и хуже остальных справляются с нагрузками. Чаще всего это так называемые «домашние дети», склонные беспокоиться по любому поводу.
В отличие от гипертимов, эти дети не слишком стремятся к самостоятельности. Брошенные в свободное плавание, они чувствуют себя неуютно.
Особенно это касается мальчиков: нагружать их на полную катушку, «по-мужски», – очень опасно, это может привести к нервно-психическим заболеваниям.
Дети «тревожного» типа очень ответственные и старательные. Поэтому они более основательно подходят к изучению какого-то одного материала и не склонны к перемене увлечений. Добившись видимых результатов в любимом деле, они начинают получать удовольствие от занятий, а это, соответственно, уменьшает напряжение.
В то же время родители должны понимать, что слабость нервной системы таких детей и повышенная утомляемость не позволяют им добиваться выдающихся успехов в учебе и в спорте, поэтому нельзя требовать от них «невозможного».
Предлагать новые занятия «тревожным» детям нужно осторожно и продуманно: они больше остальных чувствительны к критике и оценкам со стороны, из-за чего у них часто развивается неуверенность в себе. Они склонны оценивать себя как ни на что не способных неудачников. Но быть неудачниками никому не по душе, поэтому такие дети не стремятся к новым секциям и кружкам.
Прежде чем уговорить их на новое занятие, родителям нужно убедить ребенка, что у него все получится.
Детей «тревожного» склада характера не привлекают шумные занятия и новые знакомства – ошибкой будет их навязывать. Они выбирают тихие увлечения – рисование, лепку, конструирование, исследовательскую работу. Если вы хотите, чтобы «тревожный» ребенок как можно дольше посещал занятия, находите поводы его хвалить.
Перехвалить «тревожного» ребенка практически невозможно.
Гипертимами и «тревожными» детьми не исчерпывается многообразие типов характера. Восемь основных типов характера в очень доступной форме описаны в книге знаменитого отечественного психолога Юлии Гиппенрейтер «У нас разные характеры. Как быть?».
В любом случае, планируя дополнительные занятия для своего ребенка, проанализируйте: как он обычно относится к внеурочной работе, чем делится с вами, как реагирует на свои успехи и неудачи, отражаются ли они на его настроении, сне и так далее.
И уже в зависимости от этого, определяйте количество свободного времени и внешкольной нагрузки.
2. Интересы.
При определении количества внеурочных нагрузок, учитывайте интересы ребенка.
Когда занятия ребенку (любого склада) интересны, когда он идет на них с удовольствием, они не вызовут в нем такого напряжения, как те, на которые он вынужден ходить в силу сложившихся обстоятельств (отставание, поступление, прихоть родителей).
Немаловажную роль играет также личность преподавателя, методика и коллектив – все это может повлиять на то, станут ли занятия тяжким бременем, отнимающим силы и энергию.
Часто бывает такое, что ребенок ходит на занятия английским языком или в музыкальную школу и воспринимает это как тяжкий труд (со всеми вытекающими последствиями в виде усталости, раздражительности и т. д.). А на следующий год меняется место занятий или преподаватель и – о чудо! – занятие становится приятным для ребенка. Ну а как только оно становится приятным родителю уже не стоит так сильно опасаться за перегрузки.
Так что тщательно выбирайте куда и «на кого» ходить. Не бойтесь менять курсы, группы, секции. Находите для подростка места, где ему будет комфортно – это избавит вас от многих проблем.
3. Сочетание нагрузок.
Важно понимать, что после шести-восьми часов интеллектуальных нагрузок в школе еще два часа языковых курсов могут стать непосильной задачей даже для ребенка с сильным типом нервной системы.
А вот если в промежутке между интеллектуальными нагрузками будут физические или творческие, то и соответствующие системы организма отдохнут, и результат занятий будет выше, а степень усталости – ниже.
Важно чередовать нагрузки. Чем больше зон мозга будут отдыхать во время следующего занятия, тем легче будет ребенку и тем выше будет результат.
Например, если на одном занятии ребенок много писал и запоминал, то на следующем надо постараться запоминание и письмо исключить.
Пусть рисует, считает, двигается, воображает. С физическими нагрузками (спортом) в любом случае нужно быть осторожнее. Когда они чрезмерные, то после них любые виды деятельности будут казаться сложными, а память и внимание не смогут работать на должном уровне.
Самые приятные занятия лучше отложить на более позднее время, когда остается меньше сил.
То же самое касается и выбора времени. Все самое сложное – после выходных, более приятное и простое – перед выходными днями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Свободное время ребенка. | 68.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Свободное время ребенка. Сколько его должно быть?
Большинство родителей хотят от своего ребенка все и сразу: он должен не только хорошо учиться в школе, но еще и спортом заниматься, и языками, и чем-то творческим.
У одних все идет гладко – ребенок всюду успевает и всем доволен. У других посещение секций, кружков и дополнительных занятий становится источником всевозможных проблем. Чтобы этих проблем избежать или хотя бы минимизировать, нужно учесть три фактора.
1. Темперамент и характер ребенка.
Как ни банально прозвучит, но к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Это необходимо помнить, потому что из-за игнорирования этой аксиомы и возникает большинство проблем. Приведу пример из собственной практики.
Мама 14-летнего Кирилла однажды пожаловалась мне: сын подруги каждый день до позднего вечера занят на всевозможных кружках и секциях, да еще и учиться хорошо успевает. Ее же «лентяй» дважды в неделю ходит на волейбол, а от всех остальных занятий под разными поводами увиливает.
Если родители начинают настаивать, становится раздражительным, нервным, жалуется на усталость и с трудом встает в школу. Дело дошло до врача, но таблетки, мобилизующие внимание и снимающие стресс, ощутимо не помогли.
«Скажите, это он лентяй, или мы в чем-то виноваты? Нужно ли настаивать на увеличении количества внеурочных занятий или стоит дать ему больше свободы?» – спросила меня мама.
Главная ошибка этой мамы – сравнение своего ребенка с другими. Ошибка очень серьезная, но, к сожалению, распространенная. Многим родителям свойственно оценивать своих детей в сравнении с их ровесниками или даже с собой в детстве. А когда это сравнение оказывается не в пользу ребенка или не соответствует родительским ожиданиям, то дети еще и ярлыки получают: лентяй, трус, слабак.
Не исключено, что Кирилл и в самом деле склонен лениться, но прежде чем начать борьбу с этой ленью, нужно понять ее природу, а также принять тот факт, что все люди имеют разный темперамент и характер. И родительские ожидания должны всегда соотноситься с этим фактом, особенно при выборе внешкольных нагрузок для ребенка.
Забудьте об усредненных цифрах. Рекомендованные Минздравом в прошлом веке «два часа отдыха после школы» и «час спокойного досуга перед сном» не имеют ничего общего с действительностью. Только индивидуальный подход.
Для того чтобы определиться с количеством часов на учебу и отдых, постарайтесь понять, какой склад характера у вашего сына или дочки. В большей степени от этого (наряду со здоровьем) зависит, какие нагрузки и в каком количестве ребенок готов потянуть. Недостаточные нагрузки – это тоже плохо. А то, что для одних – нагрузки, для других – отдых.
Например, если ваш ребенок подвижный, энергичный, коммуникабельный, если он пребывает в приподнятом настроении, обладает хорошим аппетитом и крепко спит, то, скорее всего, он так называемый гипертим. А людям с чертами гипертима необходимо постоянно куда-то прикладывать свою энергию. Поэтому если такой подросток записывается во все новые секции и кружки – не стоит его ограничивать.
Гипертимам свойственно стремление к самостоятельности и свободе. Контроль и принуждение (в том числе в выборе секций и кружков) они переносят с большим трудом.
При этом интересы у гипертима могут быть совершенно разными и часто меняться – этому тоже не стоит удивляться и пытаться сосредоточить его на чем-то одном. Такой ребенок воспринимает занятия, предполагающие любую активность, не как нагрузку, а для него это скорее отдых. В этом случае родителям не стоит волноваться, что подросток перегружен.
А вот монотонная работа, требующая усидчивости и длительного сосредоточения, гипертимам дается тяжело. И если большинство дополнительных занятий у подростка будет подобного плана, то можно смело ожидать от него протеста: когда в занятиях нет мотивации, человек тратит значительно больше энергии, а значит, быстрее устает.
Совсем по-другому нужно вести себя с детьми «тревожного» типа. Они обладают слабой нервной системой, отличаются повышенной чувствительностью, быстрой нервной истощаемостью и хуже остальных справляются с нагрузками. Чаще всего это так называемые «домашние дети», склонные беспокоиться по любому поводу.
В отличие от гипертимов, эти дети не слишком стремятся к самостоятельности. Брошенные в свободное плавание, они чувствуют себя неуютно.
Особенно это касается мальчиков: нагружать их на полную катушку, «по-мужски», – очень опасно, это может привести к нервно-психическим заболеваниям.
Дети «тревожного» типа очень ответственные и старательные. Поэтому они более основательно подходят к изучению какого-то одного материала и не склонны к перемене увлечений. Добившись видимых результатов в любимом деле, они начинают получать удовольствие от занятий, а это, соответственно, уменьшает напряжение.
В то же время родители должны понимать, что слабость нервной системы таких детей и повышенная утомляемость не позволяют им добиваться выдающихся успехов в учебе и в спорте, поэтому нельзя требовать от них «невозможного».
Предлагать новые занятия «тревожным» детям нужно осторожно и продуманно: они больше остальных чувствительны к критике и оценкам со стороны, из-за чего у них часто развивается неуверенность в себе. Они склонны оценивать себя как ни на что не способных неудачников. Но быть неудачниками никому не по душе, поэтому такие дети не стремятся к новым секциям и кружкам.
Прежде чем уговорить их на новое занятие, родителям нужно убедить ребенка, что у него все получится.
Детей «тревожного» склада характера не привлекают шумные занятия и новые знакомства – ошибкой будет их навязывать. Они выбирают тихие увлечения – рисование, лепку, конструирование, исследовательскую работу. Если вы хотите, чтобы «тревожный» ребенок как можно дольше посещал занятия, находите поводы его хвалить.
Перехвалить «тревожного» ребенка практически невозможно.
Гипертимами и «тревожными» детьми не исчерпывается многообразие типов характера. Восемь основных типов характера в очень доступной форме описаны в книге знаменитого отечественного психолога Юлии Гиппенрейтер «У нас разные характеры. Как быть?».
В любом случае, планируя дополнительные занятия для своего ребенка, проанализируйте: как он обычно относится к внеурочной работе, чем делится с вами, как реагирует на свои успехи и неудачи, отражаются ли они на его настроении, сне и так далее.
И уже в зависимости от этого, определяйте количество свободного времени и внешкольной нагрузки.
2. Интересы.
При определении количества внеурочных нагрузок, учитывайте интересы ребенка.
Когда занятия ребенку (любого склада) интересны, когда он идет на них с удовольствием, они не вызовут в нем такого напряжения, как те, на которые он вынужден ходить в силу сложившихся обстоятельств (отставание, поступление, прихоть родителей).
Немаловажную роль играет также личность преподавателя, методика и коллектив – все это может повлиять на то, станут ли занятия тяжким бременем, отнимающим силы и энергию.
Часто бывает такое, что ребенок ходит на занятия английским языком или в музыкальную школу и воспринимает это как тяжкий труд (со всеми вытекающими последствиями в виде усталости, раздражительности и т. д.). А на следующий год меняется место занятий или преподаватель и – о чудо! – занятие становится приятным для ребенка. Ну а как только оно становится приятным родителю уже не стоит так сильно опасаться за перегрузки.
Так что тщательно выбирайте куда и «на кого» ходить. Не бойтесь менять курсы, группы, секции. Находите для подростка места, где ему будет комфортно – это избавит вас от многих проблем.
3. Сочетание нагрузок.
Важно понимать, что после шести-восьми часов интеллектуальных нагрузок в школе еще два часа языковых курсов могут стать непосильной задачей даже для ребенка с сильным типом нервной системы.
А вот если в промежутке между интеллектуальными нагрузками будут физические или творческие, то и соответствующие системы организма отдохнут, и результат занятий будет выше, а степень усталости – ниже.
Важно чередовать нагрузки. Чем больше зон мозга будут отдыхать во время следующего занятия, тем легче будет ребенку и тем выше будет результат.
Например, если на одном занятии ребенок много писал и запоминал, то на следующем надо постараться запоминание и письмо исключить.
Пусть рисует, считает, двигается, воображает. С физическими нагрузками (спортом) в любом случае нужно быть осторожнее. Когда они чрезмерные, то после них любые виды деятельности будут казаться сложными, а память и внимание не смогут работать на должном уровне.
Самые приятные занятия лучше отложить на более позднее время, когда остается меньше сил.
То же самое касается и выбора времени. Все самое сложное – после выходных, более приятное и простое – перед выходными днями.
МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»
города Троицка
Челябинской области
Консультация для родителей
Свободное время ребенка.
Сколько его должно быть?
Пионерская ул., дом 8, г. Троицк, Челябинская область 457100
телефон (35163) 2-65-92;
факс (35163) 2-17-48;
Е-mail: TDD74@yandex.ru
2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как организовать свободное время ребенка" 5 класс
В материале представлен опрос среди учащихся, как они проводят свободное время и как бы им хотелось это делать. Для родителей предложены варианты совместного досуга с детьми в будни и в праздник...
Как организовать свободное время ребенка?
Материалы для родителей...
Родительское собрание по теме "Как организовать свободное время ребенка"
Материал для проведения родительского собрания...
Консультация для родителей "Как организовать свободное время ребенка"
Содержание беседы направлено на формирование активной педагогической позиции родителей...
Презентация "Как организовать свободное время ребенка?"
Презентация "Как организовать свободное время ребенка?"...
Свободное время ребенка
Свободное время ребенка. Сколько его должно быть? Большинство родителей хотят от своего ребенка все и сразу: он должен не только хорошо учиться в школе, но еще и...
Сбободное время ребенка. Сколько его должно быть.
большенство родителей хотят от своего ребенка все и сразу.он должен не только хорошо учиться в школе, но еще и спортом заняться, и языками и чемто творческим. У одних все идет гладко - ребенок всюду у...