Шаг к здоровью
проект
В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" предусматривается создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе, на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности её использования. В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" предусматривается создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе, на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности её использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_shag_k_zdorovyu.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование актуальности проблемы, на решение которой направлен проект
«Здоровье – это драгоценность, и притом
единственная, ради которой действительно
стоит не только не жалеть времени, сил,
трудов и всяких благ, но и пожертвовать
ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится
нестерпимой и унизительной».
Мишель де Монтень
В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" предусматривается создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе, на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности её использования. У детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двигательная активность существенно зависит от вида заболевания, а организаторы многих спортивных мероприятий для них, как правило, предлагают соревнования по традиционным видам спорта, которые большинству детей именно из-за ограниченных возможностей здоровья зачастую не по силам.
В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических и учебных пособий, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, привитию им знаний, умений и навыков здорового образа жизни. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» работа по формированию здорового образа жизни ведётся в разных направлениях, с использованием разных форм и методов, в соответствии со следующими принципами:
- выбор адекватных возрасту форм коррекционной работы (для каждого возрастного периода используются специально разработанные программы или циклы занятий);
- сочетание индивидуальных, групповых и семейных форм работы;
- привлечение к работе педагога-психолога, медицинских работников, классных руководителей.
Одно из ведущих направлений работы по формированию здорового образа жизни - реализация в образовательном учреждении здоровьесберегающих проектов, главной целью которых является внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы образовательного учреждения, обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования знаний, позволяющих сохранить и укрепить своё здоровье, формирование у детей представлений об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе позволяет детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Проект "Шаг к здоровью", разработанный педагогами образовательного учреждения, можно использовать в качестве технологии социальной адаптации детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели и задачи социального проекта
Цель: создание условий для преодоления изолированности детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и детей - инвалидов, их социальной адаптации и интеграции в социум через привлечение их к различным формам физкультурно–оздоровительной деятельности.
Задачи:
1. Повышение эффективности работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей-инвалидов и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.Развитие и пропаганда физической культуры и спорта среди детей-инвалидов и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Расширение возможностей для проведения активного досуга и занятий спортом детей-инвалидов. 4.Содействие активному включению в социальную жизнь детей-инвалидов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и семей, в которых они воспитываются.
Содержание социального проекта
Проект «Шаг к здоровью» используется в качестве технологии социальной адаптации и формирования здорового образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для реализации проекта предусматривается целый комплекс физкультурно-оздоровительных и образовательно-воспитательных мероприятий, где каждый ребёнок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может проявить себя, свой характер, преодолеть свои страхи, неуверенность в себе, стать более ловким, научиться быстрее принимать правильные решения. Проект «Шаг к здоровью» нацелен на то, чтобы вовлекать обучающихся в здоровый образ жизни через игровые и развлекательные форматы соревнований. Итогом проекта стало проведение «Специальной олимпиады». Обращаясь к движению «Special Olimpics», педагоги образовательного учреждения с привлечением родителей (законных представителей) разработали положение о проведении "Специальной Олимпиады" и провели ее на базе нашего образовательного учреждения. Для участия были приглашены обучающиеся надомной формы обучения (дети-инвалиды), воспитанники ГБСУСО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Берёзка» и обучающиеся нашего образовательного учреждения. «Специальная олимпиада» прошла с 4 по 7 апреля 2017 года и была посвящена Всемирному Дню здоровья. Перед началом соревнований прошла регистрация участников с выдачей маршрутного листа. Затем состоялось торжественное открытие олимпиады. 5 апреля прошли "Весёлые старты". На третий день ребята приняли участие в спортивно-игровых видах: настольный теннис, бочче, дартс. В заключительный день соревнований прошел шашечный турнир и по его окончании участники сдали свои маршрутные листы в судейскую коллегию. На закрытии «Специальной Олимпиады» ребятам вручили дипломы участников Олимпиады, медали, призы и пригласили на совместное чаепитие, организованное на базе нашего общеобразовательного учреждения. Решением Управляющего совета общеобразовательного учреждения «Специальная Олимпиада» будет проводиться ежегодно.
План реализации социального проекта
Подготовительный этап - сентябрь 2016 года
Основной этап - (октябрь 2016 - апрель 2017 года)
Обобщающий этап - (май 2017 года).
Реализация проекта осуществляется в трех направлениях:
- педагогическое;
- физиолого – валеологическое;
- психологическое.
Успешное взаимодействие этих направлений позволило создать комплексную стратегию улучшения здоровья обучающихся, разработать систему мер по сохранению здоровья во время обучения, выработать знания и навыки, которыми должны владеть дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тем самым сформировать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения.
Реализация проекта включает в себя 4 направления работы:
- повышение валеологической грамотности "Будь здоров";
- сохранения физического здоровья «Быстрее, выше, сильнее»;
- профилактика вредных привычек «Берегись бед, пока их нет»;
- сохранение психологического здоровья.
Повышение валеологической грамотности "Будь здоров"
Задачи:
- формирование культуры здорового образа жизни;
- активная пропаганда здорового образа жизни;
- улучшение здоровья обучающихся.
Содержание и формы деятельности:
- совершенствование здоровьесберегающих технологий, методик в образовательно-воспитательном процессе;
- тематические родительские собрания по формированию здорового образа жизни;
- уроки здоровья и гигиены;
- тематические классные часы, беседы, экскурсии, викторины;
- встречи, беседы, лекции медицинских работников;
- проведение занятий по внеурочной деятельности «Азбука здоровья», «Ступеньки здоровья»;
- оформление стендов, «уголков здоровья».
Сохранения физического здоровья «Быстрее, выше, сильнее»
Задачи:
- усиление оздоровительной направленности уроков и внеклассных мероприятий по физическому воспитанию;
- совершенствование уровня физической подготовки обучающихся.
Содержание и формы деятельности:
- организация и проведение Специальной Олимпиады;
- Дни здоровья;
- «подвижные» переменки;
- спортивные кружки «Ритмическая гимнастика», «Спортивные игры»;
- проведение спортивных мероприятий, в рамках реализации программы «Здоровье».
Профилактика вредных привычек «Берегись бед, пока их нет»
Задачи:
- профилактика вредных привычек;
- формирование устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
- содействие формированию здорового образа жизни.
Содержание и формы деятельности:
- просмотр видеороликов, беседы, лекции;
- тематические классные часы «Дорога ведущая в бездну»;
- выставка рисунков «Скажи наркотикам –нет!»;
- Неделя антинаркотического воспитания.
Сохранение психологического здоровья
Задачи:
- оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам обучения и общения с детьми;
- психологическое просвещение педагогов, родителей (законным представителям) и обучающихся;
- ранняя профилактика всех форм зависимостей и различных психических отклонений;
- психологическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе обучения и воспитания.
Содержание и формы деятельности:
- цикл тематических лекций, бесед , тренинги, тестирование для обучающихся по укреплению психологического здоровья;
- тематическое родительское собрание «Синий кит»;
- индивидуальные консультации, беседы с целью решения поведенческих и эмоциональных проблем обучающихся;
- мониторинг сохранения психологического здоровья;
- психодиагностика.
Механизмы реализации
Что нужно для того, чтобы человек вел здоровый образ жизни? Очевидно, что он должен:
- знать, как это делать;
- хотеть это делать;
- уметь это делать.
Исходя из этого, реализация проекта ведется методом спирали.
На первом витке спирали идёт формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни у обучающихся начальной школы, которые являются «участниками» проекта.
На втором витке спирали – расширение знаний и представлений и формирование потребности в ведении здорового образа жизни у обучающихся 5-7х классов, являющихся «активными помощниками» реализации проекта.
На третьем витке спирали – углубляются знания о здоровом образе жизни, развивается потребность в нем и формируются умения вести здоровый образ жизни.
Кадровое обеспечение проекта
Руководитель проекта: директор образовательного учреждения - Волох Татьяна Петровна
Автор проекта: учитель физической культуры – Порхун Жанна Вячеславовна
Реализаторы проекта:
- заместитель директора по воспитательной работе Лукьянова Мария Геннадьевна;
- учитель физической культуры Суров Денис Константинович;
педагог-психолог Сидоренко Денис Петрович; - учитель социально-бытовой ориентировки Изотова Валентина Иосифовна;
- фельдшер образовательного учреждения Кулькова Анна Михайловна;
- воспитатели группы продлённого дня;
- классные руководители 2-9 классов;
- родители (законные представители обучающихся).
Схема управления проектом, порядок осуществления контроля за его реализацией
В ходе реализации проекта необходимо осуществлять промежуточный контроль в форме отчётов всех участников проекта, которые показывают уровень подготовки и помогают своевременно выявить возможные разногласия и противоречия, мешающие выполнению проекта. Такие отчёты помогают понять, в какой степени участники проекта – команда единомышленников. Текущий контроль осуществляется учителем, родителями, самими участниками проекта.
Ожидаемый результат
После воплощения проекта «Шаг к здоровью» в образовательном учреждении предполагается:
- у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) повысится мотивация к двигательной активности, спортивным мероприятиям, ведению здорового образа жизни.
- увеличится число обучающихся , занятых во внеурочное время в кружках и спортивных секциях.
- снизится уровень заболеваемости обучающихся в образовательном учреждении;
- возрастёт активность участия обучающихся «группы риска» в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении.
Прогноз дальнейшего развития проекта, предполагаемый долгосрочный результат
В ходе подготовки и реализации проекта «Шаг к здоровью» мы (команда проекта) получили огромное количество полезной информации и постараемся помочь увидеть все плюсы и минусы агитации здорового образа жизни. И мы считаем, что наш проект можно:
- реализовывать циклично;
- расширить географию проекта;
- внедрять новые виды деятельности;
- увеличить качественные и количественные результаты;
- организовать работу активных групп по пропаганде здорового образа жизни в социальных сетях Интернета и размещать публикации материалов проекта;
- увеличить опору на интересы и инициативу подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...