«Наши руки и уход за ними»
методическая разработка (5 класс)
Гигиена в жизни человека занимает важное место. Чистота рук - залог здоровья, и не только. Важно знать как проводить гигиену рук, научиться и применять в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017_konspekt_zanyatiya_ruki.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Наши руки и уход за ними»
Цель: Формировать знания о строении рук и их функциях.
Задачи:
- Расширять представление о значении рук в жизни человека и правилах ухода за ними
- Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, обобщении, умении делать выводы.
- Воспитывать аккуратность, потребность систематического мытья рук и ежедневного ухода за ними.
Оборудование:
- Картинки
- Фотографии
- Средства ухода за руками: мыло кусковое, мыло жидкое, полотенце бумажные, тканевые полотенца, крем
- Варежки, перчатки
- Книги
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Проектор
Использованная литература:
Роберт Ротенберг «Расти здоровым»,
Платонова О.Э. Энциклопедия для девочек. – СПб: Респект, 2007
О Вакса Все, что должны знать девчонки. – М., 2006
Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. – СПб-Москва, 2007
Программа «Азбука здорового образа жизни»
Раздел «Охрана здоровья»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Части занятия | Действия педагога | Действия учащихся |
Вводная часть | Воспитанницы сидят за столами, на которых лежат предметы, необходимые для занятия | |
Организационный момент | Начинаем наше занятие. Отгадайте загадки и из ответов вы узнаете, о чем будет наше занятие: | |
У одной матери –пять детей, Все дети разные, все к матери привязаны | руки | |
«У двух матерей по пятеро детей | руки | |
«Они без дела не бывают – Рисуют, пишут, вышивают. Они без дела не сидят, А иногда они шалят» | руки | |
Вывод | Значит, о чем мы будем говорить | О руках |
Да, сегодня на занятии мы будем говорить о наших руках, о их функциях, т.е. для чего они нужны человеку. Посмотрим как устроена рука, из каких частей она состоит. Узнаем, какие болезни рук существуют, от чего они возникают, и как их защищать от болезней. Поговорим, почему важно тщательно мыть руки и как правильно ухаживать за ними, какие средства ухода за руками существуют. | ||
Основная часть | Посмотрите на доску. Кто изображен на этих картинках? | Человек и животное |
Сравните позу человека и позу животного. Чем они отличаются? | Человек стоит вертикально, а тело животного расположено горизонтально. | |
Да, у человека есть руки. И мы будем говорить о том, для чего человеку нужны руки, что он ими делает | ||
Функции рук. | Перед вами лежат книги. Попробуйте перевернуть ее страницы без помощи рук. | Учащиеся пробуют перевернуть страницы при помощи дыхания и используя нос. |
Легко вам это сделать без рук? | нет | |
Как вы без рук пытались перевернуть страницы? | Дули с помощью носа | |
А теперь попробуйте перевернуть страницы руками | Учащиеся выполняют задание | |
Какой вывод мы можем сделать? | Без помощи рук нам очень сложно перевернуть страницы у книги? | |
Задание «Мяч» | «Как можно быстрее поднимите мяч одной рукой и двумя руками» | Одна девушка поднимает мяч с пола используя только одну руку, другая двумя руками |
Кто быстрее поднял мяч? | Катя | |
Почему? | Она поднимала мяч двумя руками, а так сделать легче | |
Задание «Молния» | Как можно быстрее застегните молнию. | Одна девушка выполняет задание используя только одну руку, вторая использует обе руки |
У кого получилось застегнуть молнию? | У Инны, потому что она использовала две руки. | |
Есть люди, у которых в результате травм отсутствует одна рука, или рука теряет подвижность в результате болезни, возможно, что человек рождается с одной рукой. Это люди с ограниченными возможностями. Они не могут делать то, что здоровый человек с двумя руками. | ||
Какой мы можем сделать вывод? | Таким людям необходима помощь | |
А сейчас мы послушаем с вами стихотворения, проанализируем их, и сделаем вывод для чего нам руки, что мы ими делаем. | ||
Чтение стихотворений наизусть | Стихотворение «Поначалу в жизни нашей было все не так как надо…» | Девушки наизусть читают стихотворение |
О чем говорится в этом стихотворении? | О том, что раньше не было ничего, что нас окружает сейчас в повседневной жизни, не было орудий труда, у человека были только руки и благодаря труду и своим рукам человек создал все, что мы имеем. | |
Дополните эти строки: «Любят труд, не терпят скуки Все умеют наши…» | руки | |
Что же умеют наши руки мы узнаем из стихотворения: «Что умеют наши руки?» Руки могут все достать Можно в ручках подержать И игрушку, и травинку, И тяжелый стул за спинку. Можно ручками махать, Можно в кубики играть, Рисовать, копать песочек, Хлеба отломить кусочек, Кошку гладить, обнимать Или людям помогать. | Девушки наизусть читают стихотворение | |
Проанализируйте, что могут наши руки | Девушки анализируют стихотворение | |
«Рука человека» Люди, вы только взгляните вокруг: Вся наша жизнь – дело наших рук, Села, мосты, города и дома – Все наши руки! Все наши руки! Умные руки – основа успеха, Руки – это лицо человека. Руки! О многом они говорят, Глаз только видит, а руки творят! | ||
Проанализируйте это стихотворение | Девушки анализируют стихотворение | |
«Само же само» Ничто никогда не выходит само. Само не приходит к нам на дом письмо. Само не способно смолоться зерно. Само стать костюмом не может сукно. Само не умеет вариться варенье. Само не напишется стихотворенье. Мы делать обязаны сами – Своей головой и своими руками | ||
Проанализируйте это стихотворение | Девушки анализируют стихотворение | |
Вывод | Что мы можем сказать о наших руках, разобрав все стихотворения? | Руки – наши пощники Руки – труженики Все сделано руками человека. |
Работа с интерактивной доской | Давайте посмотрим на доску на фотографии и скажем как помогают нам руки в повседневной жизни | Учащиеся комментируют и анализируют фотографии |
пословицы | Существуют пословицы о руках, давайте их разберем: «На то даны руки, чтобы работать» «Ноги носят, а руки кормят» «Без него, как без рук» О чем говорят эти пословицы? | О том, что руки ниши помощники, и что без рук мы ничего не можем. |
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки Не бывает скуки, коли заняты руки Кто на все руки, у того нет скуки Как вы понимаете эти пословицы? | Никогда человеку не бывает скучно, если у него есть занятие | |
У нас многие девушки умеют шить, вышивать, вязать, рисовать, складывать пазлы. Им некогда скучать, т.к. у них умелые руки и они умеют себя занимать | ||
Продолжите стихотворение: «Чтобы знать, хотеть уметь, Рисовать и строить, петь, Извлекать из скрипки звуки, Вдаль на лайнере лететь, Бодрым быть и не болеть, И не мучиться от скуки, Разным навыкам владеть- У людей есть ум и … | руки | |
Давайте поиграем. Игра называется «Что сделано руками человека». Я называю слова, среди них названия предметов, сделанных руками человека, если вы их услышали, вы должны хлопнуть в ладоши: «Луна, бумага, хлеь, брюки, камень, самолет, лес, солнце, река, лодка, ветер, кровать, платье, брюки…» | Девушки выполняют задание | |
Работа с интерактивной доской | Функции рук:
А теперь закройте глаза и попробуйте определить предмет на ощупь. | Девушки определяют предмет |
Потрогайте руки друг друга. Какие они? | Мягкие, теплые | |
Какая вторая функция рук? | Руки – орган осязания | |
Наши руки участвуют в состоянии равновесия тела. Как помогают нам руки, если мы идем по узкой дощечке | Помогают не упасть | |
Назовите все функции рук | Руки это орган труда, осязания, равновесия | |
Строение руки | Мы выяснили, что без рук мы не можем ничего делать, руки – это очень важная часть тела человека. Давайте посмотрим как устроена наша рука | |
Работа с интерактивной доской | Показ на доске строения руки: Надплечье, плечо, предплечье, кисть. Покажите у себя плечо, предплечье, кисть | Девушки показывают части руки |
Отгадайте загадки: Пятерка братьев неразлучны Им вместе никогда не скучно Они работают пером Пилою, ложкой топором | Пальцы руки | |
Пять братьев – годами равные, а ростом разные. | Пальцы рук | |
Сколько всего пальцев на руках человека? | Десять | |
Работа с интерактивной доской | Как они называются? Назовите и покажите | Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец |
Палец с древности называли «перст», отсюда сейчас мы можем слышать слово «перстень» | ||
Давайте посмотрим, почему пальцы так называются. | Большой – он самый толстый и находится не в ряду с другими пальцами. | |
Указательный – от слова указывать, мы иногда им указываем на что-либо. | ||
А можно ли указывать на людей? | Нет, это неприлично | |
Средний – этот палец длиннее других и находится посередине. | ||
Безымянный – от слова «имя», т.е. без имени. На нем супруги носят обручальные кольца | ||
В древней Руси «мизинец» называли младшего сына. | Мизинец – от слова мизерный (маленький). Он самый гибкий | |
Что мы можем делать пальцами? | Брать, удерживать, сжимать, осязать. | |
Правая и левая рука | Две руки прекрасные помощницы, но они не могут работать одинаково хорошо. Как называются наши руки | Правая и левая |
Поднимите правую руку, а теперь поднимите левую руку | Девушки выполняют задание | |
Чтение стихотворений наизусть | «Водят поезда, правая и левая, Строят города – правая и левая Могут шить и штопать – правая и левая Могут громко хлопать – правая и левая За окошком ходит ночь, руки так устали Правая и левая спят на одеяле. | Девушки наизусть читают стихотворение |
Пальчиковая гимнастика | А теперь:
Разотрем каждый пальчик, каждый сустав. Пальцы рук связаны с мозгом, и внутренними органами.
| |
Рукам также как и телу необходима гимнастика. При длительной работе следует прерываться и делать упражнения. Продолжаем: Разогреваем пальцы – трем руки сильно, чтобы усилить кровообращение зон, отвечающих за память и внимание. Похлопаем в ладоши, чтобы снять напряжение с кистей рукю А сейча самое сложное задание: Делаем на одной руке кукиш, на другой большой палец поднимаем вверх одновременно, затем меняем положение пальцев поочередно | Девушки выполняют задания | |
Игра «Ласковые слова» | А теперь поиграем. Посмотрите на доску. На ней будут появляться картинки, на которых люди выполняют разные действия своими руками. Вы должны назвать действие и подобрать ласковое слово. | |
Работа с интерактивной доской | Штангист. Какие у него руки? | Руки удерживают тяжелую штангу. Сильные руки |
Вязальщица. Какие у нее руки? | Руки вяжут. Это умелые руки | |
Ребенок с кошкой. Какие у нее руки? | Руки гладят кошку. Это ласковые, добрые руки | |
Пианист. Какие у него руки? | Руки пианиста играют на пианино. У него ловки, быстрые, грациозные руки. | |
А какими словами мы еще можем охарактеризовать руки человека? | Добрые, теплые, мягкие, красивые… | |
Уход за руками | Чтобы руки оставались такими, как мы сказали красивыми и здоровыми за ними надо правильно и постоянно ухаживать. Как и лицо, руки нуждаются в заботе (уходе), причем постоянно, а не от случая к случаю. Самое главное мы должны постоянно и тщательно мыть руки. | |
В каких случаях мы моем руки? |
| |
А во время поездок, чем вы пользуетесь, чтобы руки были чистыми? | Влажными салфетками (показ) | |
Почему мы должны следить за чистотой рук и тщательным образом их мыть? | На грязных руках много болезнетворных микробой, которые при попадании в организм вызывают расстройство желудка или воспаление кишечника, боль в животе, понос. Если случайно потереть глаза грязными руками, они могут воспалиться. | |
Работа с интерактивной доской | «История появления мыла» В начале посмотрим, чем мыли руки наши предки? До изобретения современно мыла, человек пользовался тем, что давала ему природа. В древней Руси для мыться рук использовали древесную золу. Зола – это порошок, образовавшийся от сгорания дерева. Ее заливали водой, настаивали сутки, вода становилась мыльной, этим и мыли руки. В качестве моющего средства также использовали глину. Видите, как сложно раньше было ухаживать за руками, а сейчас столько средств по уходу, которыми мы должны систематически пользоваться. Мыло появилось в 8 веке. Его изобрели арабы. В Европу оно попало в 17 веке. Это был очень дорогостоящий продукт. Промышленность по производству мыла появилась в 19 веке. Его получали путем вываривания животного жира с содой и добавлением ароматизаторов. Жидкое мыло появилось в Нью-Йорке в 1865 г. | |
Чем мы сейчас моем руки? | мылом | |
Какое бывает мыло? | Кусковое и жидкое | |
Давайте рассмотрим фотографии, чем и как вы моете руки? | Девушки анализируют фотографии на доске | |
Расскажите последовательность мытья рук |
| |
Какие полотенца вы используете? | Индивидуальные для рук. Нельзя использовать чужое полотенце | |
А какие еще бывают полотенца? | Бумажные | |
Где вы пользуетесь ими? | Мы ими пользуемся в общественных местах, в туалетах (в театрах, кино, музеях) | |
Чтобы наши руки были ухоженными, мягкими, чем вы пользуетесь ежедневно? | Мы пользуемся кремами для рук | |
А какие еще кремы существуют? | Крем для лица, для ног, для тела | |
Работа с интерактивной доской | Какие ремы для рук существуют? | Питательный (от слова питание. Эти кремы питают кожу рук, предотвращают старение. Увлажняющий (от слова влага) эти кремы защищают кожу от пересыхания, увлажняют и смягчают ее. Защитный (от слова защита) эти крема защищают руки от негативного воздействия окружающей среды, от химических средств, которыми мы пользуемся |
Когда вы используете кремы для рук? | После уборки Перед сном | |
Как правильно наносить крем? | На чистую кожу рук. Руки моем, насухо вытираем их полотенцем и наносим крем, хорошо втирая, пока он не впитается. | |
Выбери лишнее | Посмотрите на стол, здесь лежат различные моющие средства. Выберите средства по уходу за руками | Девушки выполняют задание |
Давайте сделаем вывод для чего нужно ухаживать за руками? | Чтобы не болеть, чтобы инфекции не попали в наш организм. | |
Болезни рук | По состоянию рук можно определить болезни человека. Если руки всегда холодные, то возможно у человека не совсем здоровое сердце. Влажные руки у того, кто эмоционально неуравновешен, т.е. постоянно нервничает, часто плачет. | |
Если за руками не ухаживать, то может появиться такое заболевание как цыпки. Какие признаки? | Кожа краснеет На коже появляются трещинки Чувствуется жжение, зуд, пощипывание Появляется ощущение стянутости | |
Почему появляются цыпки? | Пребывание в морозную погоду без перчаток Мытье рук перед выходом на улицу Плохо вытертые руки после мытья Мытье полов, чистка раковины без защитных перчаток. | |
Еще одно достаточно частое заболевание рук – это бородавки. Бородавки – это образование на коже рук. Они быстро размножаются. Надо обратиться к врачу и лечить. Нельзя бородавки обрезать и обкусывать. | ||
Почему они появляются? | Если вы контактировали с человеком, у которого бородавки. Если не соблюдать правила личной гигиены: нельзя пользоваться чужой одеждой, средствами личной гигиены, полотенцами. Чтобы не заболеть надо соблюдать правила личной гигиены. | |
загадки | Отгадайте загадки Дали братьям теплый дом Чтобы жили впятером Брат большой не согласился и отдельно поселился | варежки |
Разошлись пальчики В теплые чуланчики Каждый мальчик В свой чуланчик | перчатки | |
Скажите для чего нам нужны варежки и перчатки | Зимой и в холодную погоду чтобы защищать руки от холода и ветра. | |
Работа с интерактивной доской | Какие перчатки существуют? Анализ фотографий | Зимние, осенние, рабочие, чтобы защищать руки от воздействия моющих средств спортивные |
Итог. | Сегодня на занятии мы с вами разобрали функции рук, поговорили о строении руки, вспомнили строение кисти и поговорили о првилах ухода за руками. Вы молодцы. Занятие закончено. Спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зубы и уход за ними
Внекелассное мероприятие....
Коса – не только русская краса. Интересные факты о волосах и уходе за ними.
Еще на Руси коса была не просто способом укладки волос, но и показателем красоты. Здоровые и блестящие волосы лучше слов могли рассказать о ее обладательнице. Чем длиннее и крепче коса, тем привлекате...
воспитательное занятие "Комнатные растения и уход за ними"
Практическое занятие по уходу за комнатными растениями...
Урок по биологии "Зубы и уход за ними"
Содержание урока повествует о более глубоком знании о сстроение зубов и главноепрофилактика ухода....
Презентация к уроку СБО в 7 кл. по теме "Волосы и уход за ними". " Прическа должна быть к лицу".
Презентация содержит материал о влиянии формы лица при выборе прически, о наиболее популярных прическах. Может использоваться на уроках СБО, классных часах, уроках технологии....
Презентация "Влияние аквариумных рыбок и уход за ними на здоровье человека".Выполнил Асоянц Даниил, ученик 1 "А" класса под руководством классного руководителя Кочешковой Нины Ивановны.
В своей работе Даниил доказал, что забота о братьях наших меньших влияет положительно на здоровье, внимание, собранность....