«Воспитание детей в приемной семье: особенности и проблемы»
статья
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей,возрастает с каждым годом. Сиротство- одна из проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Актуальность темы состоит в том, что воспитание детей,оставшихся без попечения родителей, в приемной семье имеет важное значение как для развития ребенка, так и общества в целом. Реабилитация ребенка в ситуации включения его в приемную семью имеет своей целью изменение особенностей восприятия своего собственного "Я" и окружающей действительности,воспитание ребенка как личности. Приемная семья должна обладать определенными навыками, компетенциями для успешного воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_priemnoy_seme.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание детей в приемной семье: особенности и проблемы»
Счастье можно испытать только
на двух полюсах человеческих
взаимоотношений — где еще
или уже не возникают слова:
во встрече глаз, в объятии.
Только там царят безусловность,
свобода, тайна и глубокая
откровенность.
Томас Манн
Самое важное в жизни каждого человека-это семья, потому что она дарит любовь, теплоту, добро. Семья дает нам все самое необходимое, начиная с рождения, ощущения нашей индивидуальности, сопричастности и связи с другими людьми. Только в семье мы учимся нравственности, уважению к старшим. Только в семье мы можем почувствовать себя по-настоящему счастливыми в окружении родных и близких людей, всегда готовых прийти на помощь, понять и просто быть рядом.
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом.
В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Одна из главных задач любого общества и государства осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН оправах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию. Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Ни один детский дом не заменит ребенку полноценную семью. У сирот только одна мечта – обрести маму и папу.
Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами), желающими взять детей на воспитание в семью. Получается, что приемная семья совмещает черты детского учреждения, опеки и усыновления, а приемному родителю выплачивается “заработная плата”.
Принятие чужого человека в собственную семью это очень важный и ответственный шаг. Поэтому нужно взвесить все за и против, чтобы ребенок с чувством разочарования не вернулся обратно в интернат. В процессе решения о принятии ребенка в семью потенциальным родителям предлагается самим оценить свои возможности. Семье дается возможность соотнести свои сильные и слабые стороны с задачами, которые ставятся при помещении ребенка в семью. Для этого вначале объясняются те умения и навыки (компетенции), которыми должны обладать приемные родители или патронатные воспитатели. Обладание компетенциями служит залогом успеха в воспитании ребенка. Поэтому важно, чтобы семья уже в начале подготовки поняла, какие задачи ей необходимо выполнить и что сотрудники службы опеки и попечительства совместно с ней будут оценивать и развивать. Нередко кандидат, полностью прошедший все этапы подготовки, принимает решение о невозможности взять на себя ответственность по воспитанию ребенка.
Приемному ребенку нужно почувствовать любовь, внимание, заботу, поддержку. Только тогда он сможет счастливо жить в новой семье много лет. Детям необходимо чувствовать привязанность к родителям, чтобы развить уверенность в своих силах и способность доверять людям.
Семья является средой, в которой формируется привязанность, потому что вне семьи установление привязанностей затруднено. Что дает семья ребенку? Базовый уход, предоставляемый теми взрослыми, к которым ребенок привязан, ежедневный и постоянный контакт с этими взрослыми.
Отношения с этими людьми могут меняться в течение жизни, но они остаются на всю жизнь.
Привязанности и отношения, начавшиеся в раннем детстве, помогают формировать основу для будущих отношений. Через развитие привязанности к родителям дети развивают свою совесть и позитивную самооценку, учатся ладить с людьми. Кроме того, семья является тем средством, при помощи которого общество передает свои ценности и накопленные знания, устанавливает культурную принадлежность от поколения к поколению. И, несмотря на то, что их число не велико, именно они обеспечивают ощущение защищенности и безопасности, являются источником для развития, дают опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Привязанность предполагает взаимность, однако, это не всегда так. Первичные привязанности, формируемые в первый год жизни, закладывают основу для дальнейшего развития ребенка и самой привязанности.
Сегодня в психологии детско-родительские отношения, материнство и отцовство принято рассматривать через категорию привязанности. Английский ученый Джон Боулби, родоначальник теории привязанности, а также его последователи проводили многочисленные исследования для того, чтобы понять, как формируются эмоциональные связи ребенка с близкими людьми, в первую очередь, с его мамой или заменяющим ее лицом; по каким законам они развиваются; и как они влияют на умственное, эмоциональное и физическое развитие в целом. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям, и одновременно - уверенности в себе.
Нарушения привязанности могут возникнуть при нарушении семейного функционирования, дисфункции члена семьи, при различных травмирующих ситуациях. Отсутствие привязанности к конкретному взрослому дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность и уязвимость. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита.
Приемным родителям надо постоянно следить за общим развитием ребенка, которое зависит от отношения к нему, от проявления чувств, и в первую очередь, чувства любви. Ребенок, обретая новую семью, бесконечно радуется маме, папе и другим новым родственникам. С его лица постепенно исчезает грустный вид и начинает сиять лучезарная улыбка. Очень важно в первое время дать ребенку теплоту и заботу, чтобы он почувствовал начало новой, радостной жизни.
Другим важным принципом воспитания ребенка в приемной семье являются взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, как ребенок ощущает свое место в мире и свою безопасность, зависит от глубины и искренности отношений, которые сложились между мужем и женой.
Если в основе воспитания ребенка лежит безусловная любовь, то можно смело утверждать, что ребенок правильно воспитан и дисциплинирован. Без этого невозможно проникнуть в душу ребенка, оценить его поведение и понять, как справиться с его непослушанием. Что означает любить безусловно ребенка - значит, любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов. Независимо от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас.
Каждый ребенок имеет определенные эмоциональные потребности. По тому, как они удовлетворяются (через любовь, понимание, дисциплину и т. д.), можно многое узнать о состоянии ребенка. Во-первых, как ребенок себя чувствует, доволен ли он, злой, подавленный или полон радости. Во-вторых, это определяет его поведение: послушный или непослушный, плаксивый, игривый, веселый, замкнутый. Важно, чтобы эмоции были положительными, тогда и поведение будет лучше.
Если уделять ребенку пристальное внимание с самого раннего возраста, он воспринимает это совершенно естественно, и ему гораздо легче и привычнее делиться своими эмоциональными затруднениями с родителями.
Конечно, для этого потребуется много времени и сил, чтобы полностью сосредоточиться на ребенке, но именно это наиболее мощное средство постоянного пополнения эмоционального резервуара ребенка и обеспечения его полноценного развития в будущем.
В области воспитания детей дисциплина - это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Правильно организованная дисциплина в семье дает возможность детям выполнять домашние обязанности с удовольствием. Благоприятная атмосфера семейного уюта и совместного времяпрепровождения, упрощает процесс адаптации, делает семью хорошо организованной.
Успех воспитания ребенка в приемной семье во многом зависит от всей атмосферы в жизни новой семьи. Приемным родителям нужно в первую очередь принять и полюбить ребенка, таким, какой он есть, и проявлять эти чувства с первых дней совместной жизни, углубляя и расширяя эмоционально-доверительные отношения. Торжествует одна из потребностей человека: любить и быть любимым. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. И матери и отцы, поистине обретают громадное человеческое счастье: привязанность и любовь ребенка.
Таким образом, социальная, педагогическая и социально-психологическая реабилитация ребенка в ситуации включения его в приемную семью имеют своей целью изменение особенностей восприятия своего собственного «Я» и окружающей действительности, воспитание ребенка как личности, обладающей устойчивостью к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способной успешно адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.
Список использованных источников:
1.Школа принимающих родителей: Методическое пособие. М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. (Семья для ребенка).
2. Кузнецова Л.В., ред. Рабочая книга социального педагога: профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей /под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва: Шк. пресса, 2007.
3. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пособие для педагогов-психологов, социальных работников, приемных родителей. Под. ред. д.п.н., проф. Р.М. Чумичевой. – Ростов-на-Дону, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Особенности воспитания детей в неполных семьях
Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих г...
Консультация для родителей «Особенности воспитания детей в неполных семьях»
Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих г...
Дети в приемной семье
Советы начинающим родителям....
Занятие - тренинг «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».
Занятие-тренинг«Взаимодействие родителей и детей в приемной семье». Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознан...
Доклад для родительского всеобуча: «Особенности воспитания детей в неполной семье»
Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтоб...
"Методы воспитания детей в приемной семье"
Описание общих особенностей механизма воздействия на личность ребенка, учет которых может помочь приемным родителям избежать некоторых ошибок, пока они не выработают свой собственный взгляд...
Ранняя помощь детям и их семьям: актуальное состояние, проблемы и перспективы
Ранняя помощь детям и их семьям: актуальное состояние, проблемы и перспективы...