Социальная психология конфликта
материал

Попов Павел Владимирович

Обзор конфликта, как социального явления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социальная психология конфликта39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Измайловский»

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Социальная психология конфликта

Педагог дополнительного образования

Попов Павел Владимирович

Санкт-Петербург

2022


Социальная психология конфликта

  1. Понятие конфликта и конфликтологии как науки.
  2. Виды и структура конфликтов.
  3. Функции и стадии протекания конфликта.
  4. Конфликты в различных социальных областях:

А. – межэтнические конфликты;

Б. – производственные конфликты;

В. – супружеские конфликты;

Г. -  конфликты в среде осуждённых;

Д. -  конфликты в воинских частях.


  1. Понятие конфликта и конфликтологии как науки.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфли́кт (от лат. Conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, технические системы.

Признаки конфликта

  • Биполярность

Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы

  • Активность

Активность — другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

  • Субъекты конфликта

Наличие субъектов конфликта — ещё один признак.

Субъект — активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом мышления — конфликтным.

Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа мышления.

Конфликтоло́гия — междисциплинарная область знания, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Решение определённого круга проблем, вызывающих зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте сформулировал американский социолог Дж. Тернер.

Однако как наука конфликтология берет начало в середине XX в. с книгой германо-американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта», положившего в основу своих заключений выводы немецкого философа начала XX в. Георга Зиммеля, и работой германо-британского социолога Ральфа Дарендорфа.

Главный вывод Зиммеля, который отметил Льюис Козер — это то, что конфликт является формой социализации. «Конфликт, так же, как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и её устойчивого существования».

  1. Виды и структура конфликтов

Различают следующие виды конфликтов:

  1. По длительности, к этим видам относятся следующие подвиды:
  • Долгосрочные (например, Вторая мировая война)
  • Краткосрочные (например, обычная ссора)
  • Разовые (например, та же обычная ссора)
  • Затяжные
  • Повторяющиеся
  1. По объёму:
  • Глобальные (например, Вторая мировая война)
  • Локальные (например, франко-прусская война)
  • Региональные
  • Групповые (например, массовая драка)
  • Личные
  1. По источнику возникновения:
  • Объективные
  • Субъективные
  • Ложные
  1. По используемым средствам:
  • Насильственные
  • Ненасильственные
  1. По форме:
  • Внутренние конфликты — взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних конфликтов, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.
  • Внешние конфликты — взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом средой и т. п.
  • Антагонистические конфликты — взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин «антагонизм» распространён в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своём чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаний и т. п.
  1. По влиянию на ход развития общества:
  • Прогрессивные
  • Регрессивные
  1. По характеру развития:
  • Преднамеренные
  • Спонтанные
  1. По сферам общественной жизни:
  • Экономические (или производственные)
  • Политические
  • Этнические
  • Семейно- бытовые
  • Религиозные

Структу́ра конфли́кта — это совокупность устойчивых и статичных элементов конфликта, образующих целостность.

Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно: «изъятие» любого из них из пространства конфликта либо полностью исключает существование конфликта, либо существенно меняет его характер.

Компоненты структуры конфликта.

К структурным компонентам конфликта относятся:

  • Стороны (участники) конфликта;
  • Условия конфликта;
  • Предмет конфликта;
  • Действия участников конфликта;
  • Исход (результат) конфликта.

Стороны конфликта.

Главные участники конфликта — противодействующие стороны, которых в конфликте минимум две. Зачастую в литературе именуются «противостоящими сторонами», изредка «конкурентами», «соперниками» или «противниками». Последнее относится к конфликтам, которые протекают в острой форме: взаимодействие сторон напоминает борьбу. Сторонами конфликта могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы, организации, в том числе более масштабные социальные общности (государства, коалиции государств).

Для возникновения конфликта важными являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их индивидуальные особенности. Конфликтное взаимодействие берет свое начало с действия одного из участников, он на начальном этапе считается инициатором. Сторона, которая проявляет инициативу на всех этапах конфликта, называется активной, а другая пассивной. Для успешного разрешения конфликта необходим учет интересов всех участников конфликта, в том числе и тех, кто не принимал участие в конфликте, но чьи интересы так же могут быть затронуты. Они могут рассматриваться как косвенные участники данной конфликтной ситуации.

Условия конфликта.

Условиями конфликта считаются факторы или обстоятельства, которые определяют его характеристики и возможность возникновения, иными словами, они состоят из условий возникновения и протекания конфликта.

Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. К условиям возникновения социальных конфликтов относятся, как правило, субъективные факторы, связанные с людьми. В ситуации межличностного конфликта необходимо рассматривать в общем характере отношений, который можно оценить в рамках кооперативного/конкурентного поведения, равенства/неравенства партнеров, их ориентации в решении задачи и во взаимоотношениях. Понимание того, что в словах или действиях сторон послужило причиной перехода взаимодействия в конфликтную форму — итог процесса выявления причины конфликта.

Причины, оказывающие влияние на развитие конфликта, относят к условиям его протекания.

Эти причины можно разделить на следующие группы:

Социокультурный контекст конфликта (включающий культурные нормы протекания и разрешения конфликтов),

Непосредственный ситуационный фон развития данной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения конфликта),

Наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта.

Предмет конфликта.

Предметом конфликта называют то, что становится объектом противоречащих друг другу или разнонаправленных интересов сторон. Являться предметом может как конкретный объект (материальный), конкретная возможность, так и нечто абстрактное, например, ценностное утверждение, которое несовместимо с мнением оппонента. Предмет конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет конфликта зачастую связан с целями противоборствующих сторон, но не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

Иногда выделяют отдельно объект конфликта. В таком случае предмет раскрывает характеристики объекта, которые стали причиной конфликта.

Действия участников конфликта.

Действия участников образуют конфликтное взаимодействие, это основное содержание конфликта. Взаимосвязанность и взаимозависимость действий участников побуждают называть это взаимодействием. Рассмотрим классическое описание развития противоречия, принадлежащее Гегелю: «Действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкивающееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую оно нападает, и вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция».

Исход конфликта.

Исход конфликта рассматривается как идеальный образ результата, на который направлены участники конфликта, который определяет направленность взаимодействия, регулирует итог. В конфликтном взаимодействии участники преследуют разные цели: связанные с воздействием друг на друга, предметом конфликта, «сохранением лица» и так далее. Зачастую они не полностью осознаются участниками, а тем более не формулируются словесно.

3.Функции и стадии протекания конфликта

Функция конфликта – это роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам и т.д. Прежде всего следует выделить явные и скрытые функции конфликта.

Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, работник постоянно требовал от руководителя соблюдения правил и норм техники безопасности и на самом деле добился этого.

Скрытые (латентные) функции конфликта – такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени, и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Например, работник, добившийся соблюдения норм техники безопасности, вовсе не предполагал, что через некоторое время он будет уволен с работы, может быть, даже по "собственному желанию". Вместе с тем руководитель, несправедливо уволивший этого работника, также может быть уволен за неправильную реакцию на критику.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий.

Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем, а именно:

  • проблем, связанных с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);
  • проблем, связанных с особенностями работы организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы персонала и вознаграждений);
  • личностных качеств работников (несовместимые системы ценностей, догматизм, неуважение к интересам других членов коллектива).

Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Об этом могут свидетельствовать изменение взаимоотношений между участниками конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.

Третья стадия характеризуется очевидностью намерений участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. Здесь можно выделить основные стратегии разрешения конфликта:

  • конфронтация, когда одна из сторон хочет удовлетворить свои интересы, не считаясь с тем, как это повлияет на интересы другой стороны;
  • сотрудничество, когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон;
  • стремление избежать конфликта, когда конфликт игнорируется, стороны не желают признавать его существование, пытаются избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам;
  • приспособленчество, когда одна из сторон конфликта стремится поставить интересы другой стороны выше собственных;
  • компромисс, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих.

Четвертая стадия конфликта наступает, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. При этом поведение участников конфликта может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.д.).

Пятая стадия конфликта характеризуется тем, какие последствия (позитивные или негативные) наступают после разрешения конфликта.

При управлении конфликтами наиболее часто используются следующие методы:

  • организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в выявлении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения;
  • постановка совместных целей и задач, которые не могут быть достигнуты без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;
  • привлечение дополнительных ресурсов, в первую очередь в тех случаях, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов — производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.;
  • выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения;
  • административные методы управления конфликтом, например, перевод работника из одного подразделения в другое;
  • изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ;
  • обучение работника навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения, искусству ведения переговоров.

4. Конфликты в различных социальных областях:

А. – межэтнические конфликты;

Б. – производственные конфликты;

В. – супружеские конфликты;

Г. -  конфликты в среде осуждённых;

Д. -  конфликты в воинских частях.

Межэтнические конфликты - конфликты между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая принадлежность», то его иногда называют межнациональным конфликтом. Это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:

  1. В конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;
  2. Стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;
  3. В отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;
  4. Новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;
  5. Этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

Производственные конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.

Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов:

1) конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые конфликты):

  • конфликт между рядовыми работниками;
  • конфликт между руководителями и подчиненными;
  • конфликт между работниками различной квалификации, возраста;

2) конфликты между малыми производственными группами (межгрупповые конфликты);

3) конфликты между производственными группами и административно-управленческим аппаратом;

4) конфликты между совладельцами предприятий (организаций). Они возникают в малых группах (бригадах, звеньях, отделах), между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Для них характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей; они находятся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях.

Супружеские конфликты - В каждой семье между супругами, другими ее членами время от времени могут возникать различного рода разногласия, столкновения, ссоры, перерастающие порой в серьезные конфликты.

Исследования психологов показывают, что в 80-85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15-20% фиксируют наличие «ссор» по разным поводам.

Супружеский конфликт – это жесткое столкновение мнений супругов после многочисленных и многократных нелицеприятных ссор, серьезные разногласия по большинству вопросов совместного проживания. Конфликт приводит нередко к разрыву супружеских отношений.

По статистике, в течение первого года совместной жизни разрушается до 30% браков.

Семейные конфликты подразделяются на: конфликты между супругами, родителями и детьми, супругами и их родителями, бабушками (дедушками) и внуками.

Периоды развития супружеских отношений и их влияние на появление конфликтов:

В развитии супружеских и семейных отношений можно выделить несколько периодов.

Первоначальный период – после регистрации брака (начала совместной жизни), происходит адаптация супругов друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Медовый месяц, характеризующийся нередко беспечным и счастливым времяпровождением (поездка на море, экскурсии, путешествие и т.п.) затем сменяется будничной повседневной, порой однообразной работой, домашними делами, появлением разногласий по некоторым вопросам, первые ссоры, обиды, выяснение отношений и т.п.

Второй период – появление детей, которым необходимо уделять много внимания; еще не окрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Резко ограничиваются возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накапливается усталость, могут проявляться противоположные представления по вопросам воспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка способствует провоцированию межличностных конфликтов.

Третий период совпадает со средним супружеским возрастом – появление новых членов семьи – невест, зятьев, внуков, родителей другой стороны. Расширяется «база» для развития конфликтов.

Четвертый период – связан со зрелым возрастом и старостью, длительным совместным проживанием (18-24 лет и более), создающим свои проблемы.

Каковы же причины супружеских конфликтов?

С годами совместной супружеской жизни поводов для ссор и недомолвок может быть предостаточно, но в добропорядочной и дружной семье они быстро гасятся и не доводятся до серьезных конфликтов.

Основными причинами конфликтов могут быть:

  • Психосексуальная несовместимость супругов;
  • Завышенная потребность в значимости своего “Я”, неуважение чувства достоинства со стороны партнёра;
  • Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях, отсутствие заботы, ласки, внимания, понимания;
  • Пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, расходы только на себя);
  • Отсутствие взаимопомощи и взаимопонимания в вопросах ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям;
  • Различия в подходах к проведению досуга, отдыха;
  • Супружеская неверность;
  • неискренность, скрытость.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят:

  • кризисные периоды в развитии семьи;
  • ухудшение материального положения;
  • чрезмерная занятость одного из супругов на работе;
  • длительное отсутствие своего жилья;
  • изменения в современном обществе (рост социального отчуждения, ориентация на культ потребления, девальвация моральных ценностей;
  • кризисное состояние экономики, социальной сферы государства.

Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах.

Показатели скрытого конфликта: демонстративное молчание, резкий жест или взгляд, бойкот, подчеркнутая холодность в отношениях.

Открытый конфликт: разговор в подчёркнуто грубой форме, взаимные словесные оскорбления, демонстративные действия (битьё посуды, хлопанье дверью и др.), физическое насилие и т.п.

Конфликты в семье создают психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.

Конфликты в среде осуждённых - представляют собой столкновения противоположных взглядов, мнений, интересов и стремлений, в основе которых лежит обострение противоречий между ними, характеризующиеся противоборством, чаще всего открытыми действиями друг против друга. Как правило, конфликт – это психологически яркое проявление в поведении отдельной личности осужденного или общности.

Однако такое определение конфликта не учитывает особенностей группового эксцесса в среде осужденных. Понятие конфликта и группового эксцесса в среде осужденных является недостаточным и требует существенного дополнения.

Конфликты в среде осужденных – это противоречия между ними, которые часто разрешаются с помощью психологического и физического насилия в целях занятия лидирующего положения, извлечения нетрудовых доходов, обладания запрещенными предметами, насильственного удовлетворения потребностей, месть за отклонение от преступных традиций и норм, становление на путь исправления или уход от расплаты путем совершения преступлений или заключения компромиссов.

Обострение противоречий между осужденными и группами характеризуется противоборством и открытым столкновением, разрешающимся с помощью индивидуального или группового, физического или психологического насилия.

Конфликты могут быть разных видов:

а) реальными;

б) ложными (возникающими из нереальных причин);

в) иррациональными, причем мотивы конфликта на какой-то стадии могут не вполне осознаваться.

Конфликты могут выполнять как негативные, так и позитивные функции. Основными функциями конфликта являются: созидательная, разрушительная и диагностическая.

Разрушительная (деструктивная) функция конфликтов проявляется в негативных факторах как личностного, так и группового характера. И те, и другие отражаются на жизнедеятельности осужденных в i исправительных учреждениях (драки, побеги, поджоги, убийства, захваты заложников и т.п.).

Созидательная (конструктивная) функция состоит в позитивном влиянии последствий конфликтов и групповых эксцессов: ослаблении влияния отрицательных группировок и насаждения ими воровских традиций и обычаев.

Диагностическая функция связана с выявлением мотивов, причин и условий, способствующих возникновению конфликтов и групповых эксцессов в среде осужденных. Это позволяет психологически правильно их разрешать и проводить социально-психологические профилактические мероприятия.

Выделяют пять основных групп причин конфликтов.

Первая группа причин связана с недостатками в деятельности администрации по организации жизнедеятельности исправительного учреждения, а также сложившегося у осужденных стойкого предубеждения в том, что сотрудники, обеспечивающие исполнение уголовных наказаний, делают все, чтобы осужденным было плохо. Таким образом, справедливые требования персонала учреждения часто негативно воспринимаются осужденными, особенно их отрицательной частью, что нередко приводит к конфликтам, групповым эксцессам и массовым беспорядкам.

Вторая группа причин конфликтов и групповых эксцессов связана с неправильным, с точки зрения психологии, комплектованием отрядов и бригад осужденных, размещением в жилой зоне, на производстве и в других местах, а также ошибками в подборе и расстановке актива, отсутствием противодействия их неправомерному поведению. Все это определяет повышенную конфликтность, присущую деятельности бригадиров, старших дневальных, членов самодеятельных организаций, которые чаще всего оказываются вовлеченными в конфликты и групповые эксцессы.

Третья группа причин конфликтов и групповых эксцессов вызвана существованием негативных социально-психологических явлений: воровской (тюремной) субкультуры, стратификации, тюремных традиций и обычаев, криминогенного общения и др.

Четвертая группа причин связана с особенностями условий отбывания наказания осужденными в исправительных учреждениях. Психологическое и физическое пребывание в среде преступников при ограниченности контактов с внешним миром, информационная истощенность, публичность, трудности, возникающие в межличностном общении, вызывают отрицательные эмоции и истощение нервной системы. К этой группе можно отнести и причины, обусловленные удовлетворением материальных и органических потребностей нередко аморальными и противоправными способами (вымогательство денег, наркотиков, алкоголя, продуктов питания, половые посягательства, карточная игра «под интерес», обман, шантаж, физическое насилие и др.).

Пятая группа причин конфликтов обусловлена индивидуально-психологическими особенностями личности, имеющей характерологические и патологические отклонения в развитии психики, а также степенью «тюремнизированности», конфликтности, алкогольной и наркотической пораженности. У многих осужденных ярко выражены акцентуации в личности, что приводит к конфликтам и способствует их активному участию в групповых эксцессах и массовых беспорядках.

Конфликты могут возникать: между группами (группировками) осужденных (межгрупповые конфликты), отдельными осужденными (межличностные конфликты), администрацией и отдельными осужденными, группами, группировками (групповые эксцессы). Конфликты чаще всего происходят в жилой и производственной зонах, слабо контролируемых местах на территории исправительного учреждения.

Конфликты имеют свои особенности в зависимости от вида режима. Так, в исправительных учреждениях строгого вида режима возникают конфликты и групповые эксцессы среди отрицательной части осужденных, в колониях общего режима – между осужденными положительной и отрицательной направленности.

А.Н. Олейник (2001), изучавший тюремную субкультуру, считает, что институциональное решение конфликтов в тюремной среде нередко оказывается невозможным по двум причинам. Во-первых, акцент на обеспечение безопасности исключает желание сотрудников вмешиваться во все конфликты между осужденными (за исключением случаев серьезного нарушения порядка в учреждении). Во-вторых, существование многочисленных каст и категорий осужденных препятствует институционализации конфликта и поиску справедливого решения, не зависящего от групповой принадлежности.

Конфликты в воинских частях

Конфликты в воинских коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные.

Рассмотрим объективные причины конфликтов.

• Недостаточная обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач.

• Нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ.

• Слабая разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.

• Сложность и динамичность воинской деятельности.

• Несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности.

• Сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.

Среди субъективных причин возникновения конфликтов можно выделить управленческие и психологические.

Управленческие причины - принятие необоснованных или ошибочных решений, излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении последними своих должностных обязанностей;- неумение некоторых руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей;- примерное равенство начальников и подчиненных (например, «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»);- недостаточная профессиональная подготовка некоторых военнослужащих.

Психологические причины:- неуставные отношения;- недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;- стремление командира утвердить свой авторитет любой ценой;- предвзятое отношение начальника к подчиненному;- сложные взаимоотношения между военнослужащими;- завышенная самооценка отдельных военнослужащих;- стремление стать лидером в коллективе любыми путями; негативизм в поведении;- повышенная агрессивность и раздражительность;- эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.

Анализируя причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе, командир (начальник) может стратегически правильно организовать свою деятельность по профилактике конфликтных отношений. К сожалению, далеко не всегда конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно знать, как их разрешать.

Деятельность командира (начальника) по урегулированию конфликта заключается в анализе конфликтной ситуации и погашении конфликта. Анализ конфликтной ситуации включает в себя следующие этапы: получение информации о конфликте; сбор данных о нем; анализ полученной информации; проверка ее достоверности; оценка конфликтной ситуации.

Процесс урегулирования состоит из: выбора способа урегулирования конфликта; реализации выбранного способа; уточнения информации и принимаемых решений; снятия послеконфликтных эмоций в отношениях недавних оппонентов; анализа достигнутого и недостатков в урегулировании конфликта.

Получение руководителем информации о конфликте происходит следующим образом. Он может стать сам свидетелем конфликта между подчиненными и принять решение о его урегулировании. Участники конфликта могут обратиться к руководителю с просьбой помочь его разрешить. Порой информация о конфликте может поступить от его свидетелей или вышестоящего руководства. В любом случае командиру необходимо принять меры по разрешению конфликта.

Сбор данных о конфликте - это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его основных причинах, позициях участников, отстаиваемых целях и т. д. Разрешая конфликт, командир должен опираться на: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом; традиции данного коллектива. При этом он должен учитывать и мнение неформальных лидеров коллектива и свидетелей конфликта, и даже членов их семей или близких родственников.

Чтобы разрешить конфликт, необходимо быть максимально объективным. Только тогда можно правильно оценить полученную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для психологов "Конфликт"

Информация для проведения семинара...

Занятие по психологии "Конфликты и пути их разрешения".

Занятия проводятся в рамках программмы "Познай себя" в период адаптации, обучающихся в среднем звене. Рекомендовано для обучающихся младшего подрасткового возраста....

Статья по психологии "Конфликт. Пути выхода из конфликта."

Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни".

Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни"....

Буклет. Психология конфликта для руководителей

оптимизация социально-психологического климата в коллективе...