Программа "Планета физически и нравственно здоровых ребят"
материал
ЦЕЛЬ: формирование здорового образа жизни ребенка, на основе повышения уровня знаний о физическом, психическом, нравственном здоровье и выработки поведенческих навыков,
сохраняющих здоровье и жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_fizicheski_i_nravstvenno_zdorovyh_rebyat.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
- Основные направления реализации программы
Виды воспитательной деятельности
4. Знания. Умения. Действия.
5. Содержание деятельности
6. Формы работы
Приложения
Человек - высшее творение природы.
Но для того, чтобы наслаждаться
ее сокровищами, он должен отвечать,
по крайней мере, одному требованию:
быть здоровым.
А.А. Леонов.
У того, кто решит изучить все законы,
не останется времени их нарушать.
Гете
Нравственное и физическое здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, в XX1 веке она становится первостепенной.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр писал: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, друг друга о здоровье и желаем, его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья".
Определение «здоровье» содержит пять основных критериев:
- отсутствие болезней;
- нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»; благополучие;
- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
- способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
- способность к полноценному выполнению основных социальных функций, правовых и нравственных норм человеческого общежития.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального и правового благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Образ жизни, состояние экологии, организация питания, отсутствие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Особую тревогу вызывает здоровье детского населения.
По данным осмотра из 570 учащихся только 6 % не имеют отклонений в состоянии здоровья или угрозы риска их появления.
Обстановка общего кризиса социально-политических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, на возрождение духовных традиций человечества, на воссоздание авторитета семьи.
Именно поэтому так остро стоит проблема сохранения здоровья наших детей, именно поэтому в школе разработана программа «Планета физически и нравственно здоровых ребят».
И произошло это не случайно. В школе и раньше велась эта работа, но стало очевидным, что есть насущная необходимость привести все усилия в систему, создать эффективную доступную для внедрения в практику программу.
Содержание данной комплексной программы «Планета физически и нравственно здоровых ребят» направленно на решение конкретных взаимосвязанных задач, активно способствующих всестороннему воспитанию подрастающего поколения.
Девиз программы: «Физическое и нравственное здоровье каждого ребенка – это здоровье поколения и благополучие государства в целом».
ЦЕЛЬ: формирование здорового образа жизни ребенка,
его семьи на основе повышения уровня знаний
о физическом, психическом, нравственном и
здоровье и выработки поведенческих навыков,
сохраняющих здоровье и жизнь.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование свободной, творческой активности личности, ориентированной на духовно - нравственные ценности и физическое совершенство, понимающей, что здоровье - это не отсутствие болезней, а образ жизнедеятельности.
2. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
3. Реализация спортивной, профилактической, психологической деятельности, направленных на достижение цели.
4. Формирование общей культуры ребенка через осознанное отношение к своему здоровью.
5. Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
6. Формирование у учащихся разносторонних интересов и увлечений через их вовлечение в социально-полезную деятельность.
7. Формирование основ правовой культуры учащихся.
8. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Физкультурно-оздоровительное
- Нравственно-правовое
- Социально-психологическое
- Медико-просветительское
- Работа с родителями
ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
- Восприятие ценности достоинства человека.
- Тактичность, трудолюбие, чуткость, уважение законов.
- Духовная культура.
2.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
- Приобщение детей к нормам культурной и правовой жизни.
3.СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
- Забота о своем здоровье: гигиеническая культура и приобщение к ней; уход за своим телом, культура питания; культура сна; гигиена девочек и мальчиков.
- Формирование правильного отношения к занятиям спортом.
- Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристики ребенка.
4.ТВОРЧЕСКАЯ
- Умение объективно оценивать труд и поведение свой и товарищей.
- Элементарные умения анализировать свои поступки.
5.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
- Принятие красоты в окружающей действительности.
6.ТРУДОВАЯ
- Труд как способ самовыражения.
7.ДОСУГОВАЯ
- Умение организовать свободное время, противостоять отрицательному влиянию социума.
8.КОММУНИКАТИВНАЯ
- Умение слушать и слышать других.
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
ЗНАНИЯ. УМЕНИЯ. ДЕЙСТВИЯ.
- Знать о состоянии своего здоровья.
- Знать основы гигиенической культуры.
- Знать все о здоровом образе жизни.
- Знать лекарственные травы, ягоды.
- Уметь заботиться о своем здоровье.
- Уметь самостоятельно выполнять физическую зарядку.
- Уметь заниматься спортом.
- Уметь проводить беседы о здоровом образе жизни.
- Знать особенности своего физического развития.
- Знать физиологические особенности девочек и мальчиков.
- Уметь проводить закаливающие мероприятия во все
времена года.
12. Знать основные права и обязанности ребенка, человека,
гражданина.
13. Уметь отвечать за свои поступки.
14. Доказать, что правовые знания стали правовыми
убеждениями.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Сотрудничество школы с медицинским персоналом ГБУЗ Дорогобужская ЦРБ для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья детей.
- Сотрудничество с правоохранительными органами для
формирования и коррекции нравственного здоровья учащихся.
- Организация просветительной работы с детьми и их родителями
по сохранению, развитию и коррекции нравственного и физического здоровья через систему воспитательных мероприятий.
4. Проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий на темы: «Здоровый образ жизни», « Закон там, где я живу, закон там, где я учусь» и т.д.
5. Диагностика педагогом-психологом детей девиантного поведения с целью организации коррекции психологическогоского здоровья.
6. Изучение личности каждого ребенка и выявление причин не адекватного поведения.
7. Сотрудничество с родителями учащихся по теме: "Воспитание нравственно и физически здорового ребенка".
ФОРМЫ РАБОТЫ
Реализация задач данной программы осуществляется через:
1. Формы внеклассной работы
- тематические классные часы
- тематические викторины, устные журналы, круглые столы, беседы, дискуссии;
- тематические конкурсы плакатов, стенгазет, выставки рисунков;
- просмотры видеофильмов, чтение публикаций по проблеме здорового образа жизни и основ правовой культуры с последующим обсуждением;
- инструктажи по охране жизни и здоровья учащихся;
- школьные «информационные минутки», пропагандирующие здоровый образ жизни и нравственно–правовые основы.
2. Уроки биологии, химии, литературы, ОБЖ, физической культуры, где рассматриваются вопросы здорового образа жизни, основ правовой культуры учащихся.
3. Встречи со специалистами:
а) медицинскими работниками:
б) работниками правоохранительных органов:
4. Диагностику здоровья учащихся, осуществляемую медицинскими работниками ЦРБ и школы совместно с классными руководителями, психологом, социальным педагогом;
5. Систему спортивно-оздоровительных мероприятий:
- соревнования;
- спортивные праздники;
- Дни здоровья;
- туристические походы и др.;
6. Сбор информации об интересах и потребностях учащихся посредством анкетирования, устного или письменного опроса учащихся, родителей, наблюдения за ними, изучения документации на семью и ребенка;
7. Изучение жилищно-бытовых условий жизни детей из социально-незащищенных, неблагополучных и опекунских семей;
8. Организацию свободного времени учащихся (вовлечение учащихся в школьные кружки и спортивные секции;
9. Профилактическую работу психолога, с учащимися и их родителями с целью изучения психического состояния учащихся и возможной коррекции их здоровья;
10. Работу социального педагога с учащимися и их семьями .
11. Работу Совета профилактики правонарушений и Совета старшеклассников, направленную на решение индивидуальных проблем учащихся;
12. Оздоровление учащихся, направляемых на санаторно-курортное лечение и организацию каникулярного и летнего отдыха учащихся;
13. Работу с родителями (родительские собрания, совместные мероприятия);
14. Изучение раздела «Мое здоровье» для учащихся классов, работающих по курсу «Мой выбор», основанного на формировании умения самостоятельно сознательно осуществлять выбор и понимании ответственности за принятое решение.
В ходе данной деятельности у учащихся формируются: понятия о физическом, психическом и нравственном здоровье, гармонии души и тела, волевых качествах человека, необходимых для сохранения здоровья, культура сохранения и совершенствования собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации, семьи по сохранению здоровья. В сознании учащихся складывается следующая формула здоровья:
ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
+
ПСИХИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
+
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
--
БОЛЕЗНИ И ФИЗИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ
=
ЗДОРОВЬЕ
Обучающиеся осознают, что здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Ожидаемые результаты
- пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- осознавать ответственность за совершение правонарушений и преступлений несовершеннолетними;
- консолидация усилий семьи и школы, учреждений медицины, культуры и спорта, общественности по сохранению и укреплению здоровья школьников;
- снижение заболеваемости среди учащихся.
- 4 классы
- уметь соблюдать правила поведения в общественных местах, знать свои права;
- уметь быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры;
- понимать, что табакокурение, алкоголизм, токсикомания – трудноизлечимые заболевания;
- понимать, что физическая культура и спорт оказывают положительное влияние на здоровье человека.
5 - 8 классы
- уметь попросить о помощи в трудных ситуациях. Избегать рискованных для здоровья форм поведения;
- иметь навыки отказа и противостояния групповому давлению, уметь аргументировано отстаивать свою правоту;
- занимать активную позицию неприятия аддиктивных форм поведения;
- знать юридическую ответственность за совершение правонарушений и преступлений;
- иметь сформировавшееся представление о том, что ПАВ вызывают зависимость;
- повысить результативность участия в спортивных соревнованиях.
9 - 11 классы
- уметь контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции, нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье;
- знать способы предупреждения заболеваний, передающихся половым путем, уметь распознать ситуации, рискованные для заражения;
- уметь оказать первую доврачебную помощь в пределах своей компетенции;
- иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение как сложно излечимые заболевания;
- знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и распространения наркотических веществ;
- осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически ее оценивать,
- формировать представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- знать права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;
- знать понятие «воинская обязанность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содействие физических упражнений укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
Материал может быть использован для подготовки выступлений на МО, педсоветах, в ходе работы с родителями и детьми....
Открытый урок по предмету: «Физическая культура» на тему: «Физическая культура и здоровье студента. Нетрадиционные виды двигательной активности»
Данный открытый урок разработан для студентов с ограниченными возможностями, обучающихся в нашем колледже с учётом их нозологии, склонностей и интересов.Практика показывает, что чем раньше мы убедим с...
Беседы на уроке физической культуры: «В здоровом теле - здоровый дух»
Цель проведения бесед: - учиться быть здоровым душой и телом...
Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.
В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных зна...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.
Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...
Планета физически и нравственно здоровых ребят
Программа школы "Планета физически и нравственно здоровых ребят"...
11 класс Физическая культура и нравственное здоровье
11 кл., "Физическая культура и здоровье"...