Сценарий проведения классного часа на тему "Буллинг"
классный час

Гайсина Ирина Алексеевна

Мной был разработан сценарий проведения классного часа на тему "Буллинг". Цель проведения классного часа - профилактика буллинга и травли в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_-_bulling.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Невский колледж имени А.Г. Неболсина»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

классного часа на тему «Буллинг»

Разработчик: педагог-психолог Гайсина И.А.

Продолжительность: 1 уч.час

Количество участников: 1 учебная группа (15-25 человек)

Оборудование и материалы: доска или флипчарт, мел или маркеры, экземпляр коллективного договора о доброжелательном отношении со списком фамилий участников классного часа.

Цель: профилактика буллинга и травли в коллективе.

Работа с понятиями.

Вопрос к обучающимся: «Как вы думаете, что такое буллинг?» Ответы кратко фиксируются на доске/флипчарте.

Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.

Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства.

Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”.

Вопрос к обучающимся: «А какие виды насилия вы знаете? Что, по-вашему, является насилием?» Ответы кратко фиксируются на доске/флипчарте.

Виды насилия:

  • Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…)
  • Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
  • Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)
  • Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им);
  • Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);
  • Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр)

Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.

Ведущий: Я сейчас предлагаю вам представить ситуацию, в которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друзей, с вами никто не общается, над вами смеются.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?

- какие бы эмоции вы испытывали?

- чего бы вам хотелось?

Оценка явления.

Ведущий: то, что вы сейчас представили, - страшно, неприятно. Так себя чувствуют отверженные люди – им плохо, страшно. Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить друг друга. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе.

Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-либо от остальных. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним» не оправдывают ваше поведение.

Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не отдельного человека, а группы людей. Если группа людей не следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием. Это плохо для всех – не только для тех, кого обижают, но и для остальных.

Ведущий:

В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.

Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.

Преследователи, наблюдатели – все остальные.

Причины присоединения последователей к зачинщикам:

- подчинение стадному чувству;

- желание заслужить одобрение лидеров класса;

- от скуки или ради развлечения;

- из страха оказаться на месте жертвы;

- желание самоутвердиться

Жертвой травли можно стать независимо от внешнего вида и особенностей личности. Для этого не надо быть каким-то особо ненормальным.  Бывает и такое, но может быть и другое. Ты носишь очки, ты толст или худ, плохо одет или у тебя другой цвет кожи - все может служить причиной травли.  Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что человек становится жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…

Последствия травли опасны для всех!

Самые тяжелые последствия для жертв:

- снижение уверенности в себе;

- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;

- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;

- последствия для здоровья;

- переживание постоянных негативных эмоций;

- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;

- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.

Для зачинщиков:

- озлобленность;

- потеря уважения к себе;

- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);

- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);

- зависимость от чужого мнения.

Если в коллективе началась травля:

- немедленно обратиться за помощью к ответственному взрослому

- максимально пресекать действия зачинщиков

Если вас травят в сети (кибербуллинг):

Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через ВКонтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.

Ведущий: ребята, давайте договоримся, что у нас такого не будет! Сейчас мы подпишем коллективный договор – все поставим свои подписи под обязательством относиться друг к другу уважительно, не применять никаких видов насилия и поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе.

Все участники подписывают заранее подготовленный коллективный договор.

Ведущий: если у вас остались вопросы, что делать с травлей и буллингом, ответы можно найти на сайте травлинет.рф

Список источников:

  1. Гаджиева Айтач Фейруз Кызы СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-prediktory-podrostkovogo-bullinga (дата обращения: 09.10.2021).
  2. Ерина И.А., Бузни В.А., Корж А.А. БУЛЛИНГ И ПУТИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // МНКО. 2021. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-i-puti-ego-profilaktiki-v-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 09.10.2021).
  3. Петрановская Л.В. «Миллион детей в России ежедневно идут в школу как на казнь», 2018 https://paperpaper.ru/petravovskaya/ (дата обращения 01.10.2021)
  4. Петрановская Л.В. Травли NET. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. – БФ «Галчонок», 21 стр.
  5. Петрановская, Л. В. Что делать, если... / Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. – 143 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА В 5 КЛАССЕ. ТЕМА: «17 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ СПОНТАННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОТЫ».

1.помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать нравственные установки.2. Познакомить с понятиями «милосердие», «благотворительность»,«доброжелательность и т.п....

Сценарий проведения классного часа в 9 классе,

Сценарий проведения классного часа в 9 классе, посвященного Дню защитника Отечества....

Сценарий проведения классного часа в 8 классе "Добрые чудеса"

8 класс – это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней ж...

Пионерская зорька (сценарий для проведения классного часа)

В 2017 году пионерской организации исполняется 95 лет. данный материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях...

Сценарий проведения классного часа в 11 классе.

Классный час посвящен окончанию школы учащимися 11 класса. На него приглашены виновники торжества-выпускники 11 класса и их родителиКлассный час посвящен окончанию школы учащимися 11 класса. На негопр...

Сценарий проведения классного часа «День России»

Цель:· воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей Родине;· популяризация государственных символов РФ.Задачи:· воспитание уважения и почтительного отношения к госу...