статья
статья
Предварительный просмотр:
Подростки-правонарушители как объект социально-педагогической работы
Е.А. Горемыкина О.А. Дорожкина
Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует, что дети, совершающие правонарушения распространённое общественное явление, имеющее свою историю.
Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель, а несколько столетий спустя Ш.Л. Монтескье, Г. Гегель, И. Кант, социалисты-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, мыслители и писатели Вольтер и Ж. Ж. Руссо, основоположники марксистского учения К. Маркс и Ф. Энгельс.
На сегодняшний день эта проблема остается столь же актуальной, так как сохраняются объективные условия для её существования. К таким условиям относятся:
-низкий уровень материальной жизни населения вследствие нестабильности и упадка экономики, гиперинфляции при низкой заработной плате, снизивших жизненный уровень подавляющего большинства населения России;
-низкий уровень правовой культуры граждан, предполагающей не только знание правовых норм, но и наличие внутренних убеждений и стремление их исполнять.
К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых норм не обладает. В таких условиях стремление человека удовлетворить свои интересы противоправным путем как причина правонарушений ничем не сдерживается, а напротив, проявляется в полной мере.
Планомерная, целенаправленная работа по правовому воспитанию детей - важнейшее направление предупреждения всех правонарушений;
-кризис морали, показателями которого в современном обществе выступают: низкий престиж государственных структур и должностных лиц, дискредитирующих основные идеи демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих людей.
К объективным причинам правонарушений несовершеннолетних можно отнести и низкий размер оплаты труда, стратификация населения по уровню доходов, безработица, выделение средств из государственного бюджета на поддержку детсадов и школ по остаточному принципу и т.д.
Актуальность названной проблемы получила наибольшую остроту в связи с обозначившейся в стране тенденцией роста противоправного поведения несовершеннолетних, усиления тяжести, «омоложения» преступлений.
Растёт организованная преступность, подготовленная и технически оснащённая.
Особую проблему представляют правонарушения девочек-подростков, темпы и количество развития которых значительно увеличились.
В настоящее время несовершеннолетними правонарушителями всё чаще применяется огнестрельное и холодное оружие.
Всё это позволяет сделать вывод, что подростки-правонарушители достаточно опасная социальная группа и её действия обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред личности, собственности, обществу, государству.
Кроме того её количественная и качественная характеристика определяет необходимость не только научного рассмотрения проблемы, но и поиск практических вариантов её решения.
Важную роль в работе с несовершеннолетними правонарушителями играет глубокое изучение личности подростка-правонарушителя и её социально-психологических характеристик.
Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.
Переход опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка более уязвимым к отрицательным влияниям среды.
Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания.
В ситуации отсутствия целенаправленного воспитания, нравственной пустоты и бездуховности личности и желания деятельности это находит выход в хулиганских поступках. Уже в этом возрасте нередко появляется желание приобрести сигареты, спиртные напитки, проявляется интерес к деньгам как средству, дающему возможность удовлетворить потребности в одежде и развлечениях.
Поведение подростков, не имеющих подлинных ориентиров, становится неустойчивым, противоречивым, они легко поддаются чужому влиянию, а искаженные моральные представления ведут к ложным убеждениям и установкам. У них отсутствуют чувства стыда, сопереживания. В их позициях просматривается крайняя эгоистичность, равнодушие, черствость. Многие из них настроены на праздный образ жизни.
Вследствие недостатков воспитания у несовершеннолетних правонарушителей некоторые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные черты характера.
Для них характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень.
У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Волевые усилия у них направлены на достижение эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных и примитивных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.
Исследователи выделяют четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности.
К первой группе они относят подростков с преступной направленностью, для которых характерны примитивные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению и азартным играм.
Вторую группу отличает также отрицательная направленность личности. Эта категория подростов характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам, ситуативным правонарушениям.
К третьей группе относят подростков с неустойчивой личностной направленностью. Здесь наблюдается конкуренция положительных и отрицательных свойств. Правонарушение совершается по престижным мотивам или в результате подражания. На этапе наказания эти подростки достаточно часто раскаиваются в совершенном правонарушении.
Четвертая группа включает в себя подростков с положительной направленностью личности. Правонарушения такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации», легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий.
Представляется важной систематическое ведение этой деятельности, учёт интересов и увлечений подростков, организации досуга во внеурочное время.
Условием изменения ситуации может выступить привлечение к этой работе специалистов по социальной педагогике, которые находят применение своим знаниям в самых различных сферах жизни, включая работу с детьми-правонарушителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....