Беседа "Нет экстремизму!"
план-конспект занятия (9 класс)
Предварительный просмотр:
Беседа «Нет экстремизму!»
Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.
Ход беседы
Некоторое время назад в наш лексикон прочно вошло страшное слово «экстремизм». И сегодня в мире все чаще и чаще говорят о проблеме экстремизма и терроризма. Давайте вмести разберемся, что это такое, и как не попасть под влияние экстремистов. Ведь многое в этой жизни, зависит от нас самих.
Итак, как вы понимаете значение слова «экстремизм»? (Ответы детей.)
Экстремизм и его виды
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
(Слайд 3)
Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.
Ребята, а что, по-вашему мнению, можно считать экстремистскими действиями?
Возможные ответы: хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.
Ответственность за экстремистскую деятельность
Но нужно помнить, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
Терроризм
Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Терроризм – последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.
Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт.
Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.
И мне хотелось сегодня вспомнить лишь немногие теракты, которые за последние 20 лет потрясли нашу страну. Только вдумайтесь в число невинно пострадавших во время терактов.
Захват больницы в Буденновске,
Захват около 2000 человек в больнице и роддоме города Кизляр (Дагестан).
Взрыв в девятиэтажном жилом доме в Каспийске.
В сентябре 1999 года взрывы в жилых домах прогремели во многих городах России: в дагестанском Буйнакске, на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в Москве, в городе Волгодонск Ростовской области.
2000г. Взрыв в подземном переходе у станции метро "Пушкинская" в центре Москвы
2001г. Почти одновременные взрывы заминированных автомобилей в городах Минеральные Воды и Ессентуки и в деревне Адыге-Хабл в Карачаево-Черкессии.
9 мая 2002г. Взрыв в центре дагестанского города Каспийск, где проходили торжества по случаю Дня Победы.
23 октября 2002г. - Норд-Ост Захват более 900 человек в московском Театральном центре на Дубровке чеченскими сепаратистами.
2003г. Взрыв в переполненной студентами электричке, шедшей по маршруту Кисловодск - Минеральные воды, неподалеку от города Ессентуки.
Первое сентября 2004 года в школе №1 в городке Беслан. В результате последовавшего штурма погибли 334 человека, 186 из них - дети.
2010г. Взрывы на станциях московского метро "Лубянка" и "Парк культуры"
3 апреля 2017 г. Теракт в Петербургском метрополитене на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт».
Давайте почтим память всех жертв теракта минутой молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Портрет экстремиста - террориста
А сейчас давайте попробуем представить себе портрет экстремиста - террориста.
(Работа в группах) После обсуждения каждая группа представляет свой портрет.
молодые люди от 14 до 22 лет (в редких случаях до 25-30 лет); (Мовсар Бараев,23,захвативший заложников на Дубровке)
агрессивные;
жестокие;
предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач;
стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов;
нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям;
лишены родительской заботы;
познали раннее унижение;
низкий уровень образования и общей культуры;
стереотипное мышление;
искаженное представление об историческом прошлом.
Хочу обратить ваше внимание на возраст террористов. В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Молодежный экстремизм – это чуть ли не самая страшная проблема современности.
А как вы думаете, почему именно молодые люди становятся экстремистами?
Возможные ответы: В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, отрицанием того, что говорят взрослые, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.
Способы вербовки и как не стать жертвой
А как, по-вашему, вербуют в экстремистские и террористические организации?
Возможные ответы: Через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Мессенджеры: WhatsApp и Viber. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.
Наверное, вы слышали о Варваре Карауловой, которая со своими вербовщиками познакомилась через WhatsApp и мы уже говорили с вами о 20-летней бердчанка Валерии Старостенко, которая была завербована радикальными исламистами, и втайне от родителей пыталась сбежать в Сирию. Она была задержана сотрудниками ФСБ и приговорена к трём годам лишения свободы.
Сейчас в интернете стоят специальные программы-роботы (боты), которые отслеживают такие высказывания: «Жить не хочется», «Надоело, ненавижу это государство», «Убил бы всех» и т.п. и дают специальную команду.
Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в ИГИЛ, или другую вредную во всех смыслах организацию, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…
Вербовщики — специально обученные люди (хотя, и необязательно профи), во время общения и взаимодействия (виртуального, а потом и реального) с потенциальным кандидатом для вербовки «прощупывают» его слабые места (условно говоря, «кнопки управления»…нитки, за которые можно дергать и манипулировать)…
Я не могу не согласиться с настоятелем Собора во Имя Святого Благоверного князя Александра Невского в г. Новосибирске, протоиреем Александром Новопашиным, что «на сегодня одиночество – это главный союзник профессиональных вербовщиков».
И что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов?
Возможные ответы:
Ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!
Вербовщик вычисляет свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвященных восточной культуре, группах брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие-либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах. Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней! Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай..."
Наметив себе несколько жертв, вербовщик начинает знакомиться с ними. Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!
Если Вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!
Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».
Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.
Не верьте простым и ярким обещаниям.
Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов.
Помните! От экстремизма и насилия нас защищают полиция и ФСБ, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!
Подведение итогов (рефлексия)
А сейчас я хочу, чтобы вы написали, была ли для вас наша беседа полезной или нет, что нового вы узнали, или может, какой-то совет дали бы своим одноклассникам и сверстникам.
У экстремизма нет лица, нет религии, нет нации. Это то, что толкает тебя на плохие поступки. Это тяжелая ноша ответственности за последствия.
Выбирай будущее сам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Атрибутика в молодёжной субкультуре как фактор проявления экстремизма"
Данная статья может быть рассмотрена в качестве методической разработки и использована на уроках обществознания в 7 классе...
Направления работы ГОУ по профилактике экстремизма и национализма.
Молодёжь сегодня достаточно реальная и мощная сила, которая может способствовать или препятствовать развитию нашего общества.Проблема неформальных молодёжных объединений ещё не стала глобальной ...
"Что такое экстремизм"
«Что такое экстремизм?» Классный час для 9-11 классов разработан по учебному модулю «Граждановедение» Задачи: Образовательные:выяснить причины возникновения экстремизма и тер...
Доклад"Психолого-педагогические основы профилактики экстремизма и развития толерантности в школе"
Ресурс представляет собой разработку выступления для педагогов на заседаниях ШМО, педсоветах по проблеме толерантности...
Классный час «ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»
Классный час на тему:«ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»...
Презентация по профилактике молодёжного экстремизма "Явления экстремизма в молодёжной среде"
Данная презентация использовалась на классном часе с учащимися 8-10 классов...
Терроризм и экстремизм против молодежи,молодежь против экстремизма и терроризма
Буклет по профилактике экстремизма и терроризма...