С чего начать социализацию ребёнка с аутизмом
статья

Кожевникова Ольга Николаевна

С чего начать социализацию ребенка с аутизмом

Многие родители хотят, чтобы их дети научились играть с другими детьми и получать удовольствие от взаимодействия с ними. Родителям, особенно если сами они люди общительные, может быть тяжело видеть, как их ребенок постоянно находится в одиночестве и изоляции. Возможно, им кажется, что ребенку «одиноко», и они могут приписывать ребенку эмоции, связанные с «одиночеством», которых их ребенок на самом деле не испытывает.

Если мы подумаем о том, с кем мы, взрослые люди, решаем проводить время и общаться, то станет понятно, что мы предпочитаем быть рядом с людьми, которые предоставляют нам поощрение. Наши друзья могут быть поощрением, потому что им нравится обсуждать те же темы и развлекаться так же, как и нам. Они могут делать нам комплименты, поддерживать нас, когда мы в этом нуждаемся, или предлагать другое поощрение во время общения. Мы делаем для них то же самое. Как правило, мы избегаем людей, общение с которыми является для нас наказанием — аверсивным стимулом. Кроме того, хотя мы можем терпимо относиться ко многим людям, которые никак нас не поощряют, например, для того, чтобы работать рядом с ними, мы не будем проводить с ними время, если мы «не обязаны». В этом случае поощрение от занятия или работы компенсирует «аверсивность» какого-то человека. Бывает и так, что какой-то человек является для нас «аверсивным», но мы начинаем наслаждаться его обществом, потому что он был рядом во время приятных занятий или событий — то есть, произошло «сочетание стимулов».

Если мы поймем и примем, почему и как мы выбираем, с кем мы хотим общаться, это поможет нам понять, как учить детей «социальным навыкам». Первый и главный шаг — добиться того, чтобы дети начали ассоциировать (сочетать) других детей с чем-то, что приносит им удовольствие (поощрениями). С помощью такой же процедуры мы сначала учим ребенка находиться рядом со взрослыми людьми. Мы определяем, какие ощущения, звуки, движения, вкусы и зрительные стимулы нравятся ребенку и предоставляем их ему, не ожидая ничего взамен. Это называется «необусловленное поощрение».

Проблема в том, что другие дети могут быть не заинтересованы или могут не обладать необходимыми навыками, чтобы предоставить ребенку необусловленное поощрение! В реальности дети, по своей чудесной природе, как правило, громкие, активные, упрямые и непредсказуемые. Маленькие дети – естественные «эгоцентрики», они скорее будут «брать», чем «отдавать». Все эти виды «детского» поведения могут быть крайне неприятными для ребенка с аутизмом с его чувствительной сенсорной системой. В этом случае, если вы будете «заставлять» ребенка контактировать с типично развивающимися сверстниками, то вы лишь закрепите связь между другими детьми и неприятными условиями. Другие дети в буквальном смысле станут для него наказанием, и тогда вам будет очень сложно учить ребенка социальным навыкам.

Помимо того, что ребенок может начать избегать типично развивающихся сверстников, неверно спланированные попытки «социализировать» ребенка могут привести к росту самостимулирующего поведения. Важно помнить, что для ребенка с аутизмом сенсорная перегрузка может быть крайне болезненной, в качестве защиты от «перегрузки» у него может участиться самостимулирующее поведение. Как известно, такое поведение является поощрением само по себе. Чем больше кто-то практикует самостимулирующее поведение, тем чаще такое поведение будет появляться в будущем. Важно, чтобы ребенок не «сидел и стимился» в группе или классе, блокируя все, что происходит вокруг него. Несведущему человеку может показаться, что такой ребенок просто играет в одиночестве, но опытные специалисты сразу видят разницу между «стиммингом» и игрой.

Что же делать в таком случае? Изолировать ребенка от контактов с другими детьми, которые вызывают у него негативную реакцию? В этом нет никакой необходимости, более того, очень важно модифицировать окружающую среду и очень постепенно уменьшить чувствительность ребенка с аутизмом к нахождению в группе сверстников. Наша цель не социальная изоляция, а очень постепенное развитие «терпимости» ребенка к подобной среде, а также обучение его тому, как радоваться компании других детей. До этого можно устраивать «игровые встречи» в тщательно контролируемых ситуациях и только с одним ребенком, во время которых другой ребенок будет ассоциироваться с приятными и радостными событиями и занятиями.

Модификации

Прежде всего постарайтесь определить, можно ли как-то изменить окружающую среду, чтобы ребенку было комфортнее. Вот несколько возможных идей о том, как это можно сделать. Если у ребенка есть повышенная чувствительность к определенным видам освещения, возможно, это стоит изменить. Очень часто, ситуация будет более терпимой, если рядом с ребенком находится как можно меньше других детей. В группе детского сада, центра или школы можно разделить детей на маленькие подгруппы во время свободного времени. Во время «утреннего круга» или другого группового занятия можно разрешить ребенку сидеть поодаль от группы, если ему сложно сесть рядом со всеми. Если во время смены деятельности или перехода в другое помещение ребенка выводят из себя хаос и непредсказуемость, то можно организовать для него переход непосредственно перед или сразу после других детей. Необходимые модификации среды очень индивидуальны, так как каждый ребенок с аутизмом уникален и у каждого есть свои сложности.

К сожалению, если ребенок не может рассказать нам, что именно его беспокоит, то мы можем ориентироваться только на его поведение в той или иной конкретной ситуации в прошлом. Хотя мы не хотим намеренно подвергать ребенка чему-то неприятному, нам также очень важно стараться не поощрять негативное поведение, удаляя неприятные факторы сразу после нежелательного поведения. (Так называемое отрицательное подкрепление). Так что лучше планировать заранее и стараться избегать неприятных ситуаций, а не ждать, пока ребенок «расскажет» нам о них нежелательным поведением, которое может быть его единственным способом коммуникации.

Десенситизация

Десенситизация — постепенное уменьшение чувствительности к неприятным стимулам. Чтобы уменьшить чувствительность ребенка к нахождению в группе детей, необходимо приводить его в эту группу на очень короткие периоды времени. Во время этих коротких периодов нужно очень много и часто предоставлять ему поощрение и сразу же уходить после поощрения, не дожидаясь первых признаков «стресса».

Постепенно увеличивайте продолжительность нахождения ребенка в группе по мере роста терпимости ребенка к подобным условиям. Желательно принести в группу все любимые поощрения ребенка, по крайней мере, в первое время, чтобы установить сочетание между поощрениями и группой.

Часто бывает полезно посещать с ребенком пустой класс, помещение для групповых занятий или площадку, когда там нет никаких других детей. Родители могут поиграть в этом месте с ребенком в его любимые игры, предоставляя ему все его любимые поощрения без каких-то ограничений. Если ребенок начнет считать «место» чем-то очень хорошим, то ему будет проще адаптироваться к появлению компании других детей.

Сочетание стимулов

Сочетание стимулов — это объединение какой-то ситуации или человека с чем-то приятным и хорошим. Лучше всего проводить процедуру сочетания стимулов только с одним другим ребенком. В идеале, у вас должна быть возможность привлечь ребенка постарше к помощи в обучении ребенка с аутизмом. Некоторым детям очень нравится роль «помощника учителя», и они с радостью на нее согласятся. Крайне важно поощрять и типично развивающегося ребенка за его усилия.

Сначала договоритесь с типично развивающимся ребенком, что он будет предоставлять ребенку с аутизмом все его любимые поощрения без каких-то условий. Играйте в любимые игры ребенка с аутизмом, включая в них типично развивающегося ребенка. Объясните типично развивающемуся ребенку, как лучше разговаривать, прикасаться, играть с ребенком с аутизмом, учитывая его особенности.

Если ребенок посещает общеобразовательную инклюзивную школу или детский сад, попробуйте заручиться помощью одного или двух детей из его группы или класса. Если ребенок учится в автономной или ресурсной группе или классе, попробуйте привлечь его ровесников из общеобразовательных классов. Вы можете привлечь целый класс, пообещав, что те ученики, которые лучше или быстрее всех выполнят задания на уроке, смогут пойти к вам в «особый» класс поиграть. Опять-таки, убедитесь, что вы предоставляете очень «плотное» поощрение для детей с типичным развитием, и это игровое занятие с ребенком с аутизмом для них награда. В идеале, дети в общеобразовательной среде будут «зарабатывать» возможность поиграть с «особым другом»! Такая «инклюзия наоборот» часто оказывается наиболее эффективной для ребенка с аутизмом, которому трудно переносить незнакомую обстановку и большие группы людей.

Педагоги часто могут выбрать наиболее подходящих кандидатов среди своих учеников. Обязательно поговорите с родителями детей, прежде чем предлагать им стать помощниками. Некоторые родители могут бояться расстройства, которое они не понимают, но, по опыту, большинство родителей соглашаются помочь. Во время разговора с родителями подчеркивайте, чем этот опыт будет полезен типично развивающемуся ребенку. Упомяните, что их ребенка рекомендовали из-за его или ее положительных качеств, например, готовности помочь и развитых навыков общения, и подчеркните, что такие качества — это очевидный результат хорошего воспитания дома! Предложите родителям отдельно встретиться с вашим ребенком. Расскажите им общую информацию об аутизме и конкретную информацию о ребенке. У многих людей есть заблуждения об аутизме, и они могут не понимать, что дети с аутизмом настолько разные, что «знать» особенности конкретного ребенка по репортажам в СМИ просто невозможно. Люди опасаются того, чего они не понимают, так что чем больше информации вы предложите, тем меньше беспокойства возникнет у родителей.

Роль помощника часто повышает самооценку типично развивающегося ребенка, который гордится тем, что помогает другим. Кроме того, это помогает ему понять, что все люди очень разные и особенные.

По опыту, после таких совместных игр типично развивающиеся дети часто начинают брать на себя роль помощников ребенка с аутизмом в классе, столовой или на игровой площадке. Например, они говорят другим детям или учителям, что ребенок с аутизмом «не любит громких звуков», или что «сейчас ему нужен перерыв». Это может облегчить инклюзию ребенка в школе. Чем больше людей вокруг будут понимать поведение ребенка, тем легче будет предотвратить возможные проблемы. Кроме того, мы наблюдали, как между детьми возникает настоящая и продолжительная дружба, которая предоставляет детям с аутизмом новые социальные возможности для развития, например, посещение вечеринок в честь дня рождения и совместные вылазки в выходные.

Обучение просьбам

После того как ребенок с аутизмом привык обращаться к своему другу за поощрением, научите типично развивающегося ребенка подсказывать ребенку обращаться к нему с просьбой. Смоделируйте для ребенка правильные техники подсказки, проиграв ситуацию по ролям. Поощряйте правильные подсказки со стороны типичного ребенка. Дети очень быстро этому учатся и становятся прекрасными «учителями»! Поначалу просьбы должны быть связаны с самыми сильными поощрениями ребенка и различными ситуациями, которые происходят в течение дня. Например, типично развивающийся ребенок может дать ребенку с аутизмом любимое лакомство во время обеденного перерыва или игрушку во время совместной игры.

Для детей, у которых пока очень низкий уровень навыков, или тех, кому сложно переносить присутствие других детей, социализация должна быть крайне медленным и осторожным процессом. Хотя мы мечтаем о том, чтобы в будущем все дети смогли учиться вместе, мы должны быть уверены, что ребенок с аутизмом попадет в ту среду, которую он может переносить и в которой он в состоянии учиться.

Когда нет возможности постепенно погружать ребенка в ситуацию учебы в классе, родители часто добиваются успеха в группе, которая связана с любимым занятием ребенка. Например, если ребенок любит музыку, можно добиться для него «инклюзии» в музыкальном кружке для дошкольников, а если ребенку нравится движение, то это может быть кружок гимнастики.

Иногда это очень непросто, но это то, что стоит любых усилий!


 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachat_sotsializatsiyu_rebyonka_s_autizmom1.odt29.51 КБ

Предварительный просмотр:


С чего начать социализацию ребенка с аутизмом

Многие родители хотят, чтобы их дети научились играть с другими детьми и получать удовольствие от взаимодействия с ними. Родителям, особенно если сами они люди общительные, может быть тяжело видеть, как их ребенок постоянно находится в одиночестве и изоляции. Возможно, им кажется, что ребенку «одиноко», и они могут приписывать ребенку эмоции, связанные с «одиночеством», которых их ребенок на самом деле не испытывает.

Если мы подумаем о том, с кем мы, взрослые люди, решаем проводить время и общаться, то станет понятно, что мы предпочитаем быть рядом с людьми, которые предоставляют нам поощрение. Наши друзья могут быть поощрением, потому что им нравится обсуждать те же темы и развлекаться так же, как и нам. Они могут делать нам комплименты, поддерживать нас, когда мы в этом нуждаемся, или предлагать другое поощрение во время общения. Мы делаем для них то же самое. Как правило, мы избегаем людей, общение с которыми является для нас наказанием — аверсивным стимулом. Кроме того, хотя мы можем терпимо относиться ко многим людям, которые никак нас не поощряют, например, для того, чтобы работать рядом с ними, мы не будем проводить с ними время, если мы «не обязаны». В этом случае поощрение от занятия или работы компенсирует «аверсивность» какого-то человека. Бывает и так, что какой-то человек является для нас «аверсивным», но мы начинаем наслаждаться его обществом, потому что он был рядом во время приятных занятий или событий — то есть, произошло «сочетание стимулов».

Если мы поймем и примем, почему и как мы выбираем, с кем мы хотим общаться, это поможет нам понять, как учить детей «социальным навыкам». Первый и главный шаг — добиться того, чтобы дети начали ассоциировать (сочетать) других детей с чем-то, что приносит им удовольствие (поощрениями). С помощью такой же процедуры мы сначала учим ребенка находиться рядом со взрослыми людьми. Мы определяем, какие ощущения, звуки, движения, вкусы и зрительные стимулы нравятся ребенку и предоставляем их ему, не ожидая ничего взамен. Это называется «необусловленное поощрение».

Проблема в том, что другие дети могут быть не заинтересованы или могут не обладать необходимыми навыками, чтобы предоставить ребенку необусловленное поощрение! В реальности дети, по своей чудесной природе, как правило, громкие, активные, упрямые и непредсказуемые. Маленькие дети – естественные «эгоцентрики», они скорее будут «брать», чем «отдавать». Все эти виды «детского» поведения могут быть крайне неприятными для ребенка с аутизмом с его чувствительной сенсорной системой. В этом случае, если вы будете «заставлять» ребенка контактировать с типично развивающимися сверстниками, то вы лишь закрепите связь между другими детьми и неприятными условиями. Другие дети в буквальном смысле станут для него наказанием, и тогда вам будет очень сложно учить ребенка социальным навыкам.

Помимо того, что ребенок может начать избегать типично развивающихся сверстников, неверно спланированные попытки «социализировать» ребенка могут привести к росту самостимулирующего поведения. Важно помнить, что для ребенка с аутизмом сенсорная перегрузка может быть крайне болезненной, в качестве защиты от «перегрузки» у него может участиться самостимулирующее поведение. Как известно, такое поведение является поощрением само по себе. Чем больше кто-то практикует самостимулирующее поведение, тем чаще такое поведение будет появляться в будущем. Важно, чтобы ребенок не «сидел и стимился» в группе или классе, блокируя все, что происходит вокруг него. Несведущему человеку может показаться, что такой ребенок просто играет в одиночестве, но опытные специалисты сразу видят разницу между «стиммингом» и игрой.

Что же делать в таком случае? Изолировать ребенка от контактов с другими детьми, которые вызывают у него негативную реакцию? В этом нет никакой необходимости, более того, очень важно модифицировать окружающую среду и очень постепенно уменьшить чувствительность ребенка с аутизмом к нахождению в группе сверстников. Наша цель не социальная изоляция, а очень постепенное развитие «терпимости» ребенка к подобной среде, а также обучение его тому, как радоваться компании других детей. До этого можно устраивать «игровые встречи» в тщательно контролируемых ситуациях и только с одним ребенком, во время которых другой ребенок будет ассоциироваться с приятными и радостными событиями и занятиями.

Модификации

Прежде всего постарайтесь определить, можно ли как-то изменить окружающую среду, чтобы ребенку было комфортнее. Вот несколько возможных идей о том, как это можно сделать. Если у ребенка есть повышенная чувствительность к определенным видам освещения, возможно, это стоит изменить. Очень часто, ситуация будет более терпимой, если рядом с ребенком находится как можно меньше других детей. В группе детского сада, центра или школы можно разделить детей на маленькие подгруппы во время свободного времени. Во время «утреннего круга» или другого группового занятия можно разрешить ребенку сидеть поодаль от группы, если ему сложно сесть рядом со всеми. Если во время смены деятельности или перехода в другое помещение ребенка выводят из себя хаос и непредсказуемость, то можно организовать для него переход непосредственно перед или сразу после других детей. Необходимые модификации среды очень индивидуальны, так как каждый ребенок с аутизмом уникален и у каждого есть свои сложности.

К сожалению, если ребенок не может рассказать нам, что именно его беспокоит, то мы можем ориентироваться только на его поведение в той или иной конкретной ситуации в прошлом. Хотя мы не хотим намеренно подвергать ребенка чему-то неприятному, нам также очень важно стараться не поощрять негативное поведение, удаляя неприятные факторы сразу после нежелательного поведения. (Так называемое отрицательное подкрепление). Так что лучше планировать заранее и стараться избегать неприятных ситуаций, а не ждать, пока ребенок «расскажет» нам о них нежелательным поведением, которое может быть его единственным способом коммуникации.

Десенситизация

Десенситизация — постепенное уменьшение чувствительности к неприятным стимулам. Чтобы уменьшить чувствительность ребенка к нахождению в группе детей, необходимо приводить его в эту группу на очень короткие периоды времени. Во время этих коротких периодов нужно очень много и часто предоставлять ему поощрение и сразу же уходить после поощрения, не дожидаясь первых признаков «стресса».

Постепенно увеличивайте продолжительность нахождения ребенка в группе по мере роста терпимости ребенка к подобным условиям. Желательно принести в группу все любимые поощрения ребенка, по крайней мере, в первое время, чтобы установить сочетание между поощрениями и группой.

Часто бывает полезно посещать с ребенком пустой класс, помещение для групповых занятий или площадку, когда там нет никаких других детей. Родители могут поиграть в этом месте с ребенком в его любимые игры, предоставляя ему все его любимые поощрения без каких-то ограничений. Если ребенок начнет считать «место» чем-то очень хорошим, то ему будет проще адаптироваться к появлению компании других детей.

Сочетание стимулов

Сочетание стимулов — это объединение какой-то ситуации или человека с чем-то приятным и хорошим. Лучше всего проводить процедуру сочетания стимулов только с одним другим ребенком. В идеале, у вас должна быть возможность привлечь ребенка постарше к помощи в обучении ребенка с аутизмом. Некоторым детям очень нравится роль «помощника учителя», и они с радостью на нее согласятся. Крайне важно поощрять и типично развивающегося ребенка за его усилия.

Сначала договоритесь с типично развивающимся ребенком, что он будет предоставлять ребенку с аутизмом все его любимые поощрения без каких-то условий. Играйте в любимые игры ребенка с аутизмом, включая в них типично развивающегося ребенка. Объясните типично развивающемуся ребенку, как лучше разговаривать, прикасаться, играть с ребенком с аутизмом, учитывая его особенности.

Если ребенок посещает общеобразовательную инклюзивную школу или детский сад, попробуйте заручиться помощью одного или двух детей из его группы или класса. Если ребенок учится в автономной или ресурсной группе или классе, попробуйте привлечь его ровесников из общеобразовательных классов. Вы можете привлечь целый класс, пообещав, что те ученики, которые лучше или быстрее всех выполнят задания на уроке, смогут пойти к вам в «особый» класс поиграть. Опять-таки, убедитесь, что вы предоставляете очень «плотное» поощрение для детей с типичным развитием, и это игровое занятие с ребенком с аутизмом для них награда. В идеале, дети в общеобразовательной среде будут «зарабатывать» возможность поиграть с «особым другом»! Такая «инклюзия наоборот» часто оказывается наиболее эффективной для ребенка с аутизмом, которому трудно переносить незнакомую обстановку и большие группы людей.

Педагоги часто могут выбрать наиболее подходящих кандидатов среди своих учеников. Обязательно поговорите с родителями детей, прежде чем предлагать им стать помощниками. Некоторые родители могут бояться расстройства, которое они не понимают, но, по опыту, большинство родителей соглашаются помочь. Во время разговора с родителями подчеркивайте, чем этот опыт будет полезен типично развивающемуся ребенку. Упомяните, что их ребенка рекомендовали из-за его или ее положительных качеств, например, готовности помочь и развитых навыков общения, и подчеркните, что такие качества — это очевидный результат хорошего воспитания дома! Предложите родителям отдельно встретиться с вашим ребенком. Расскажите им общую информацию об аутизме и конкретную информацию о ребенке. У многих людей есть заблуждения об аутизме, и они могут не понимать, что дети с аутизмом настолько разные, что «знать» особенности конкретного ребенка по репортажам в СМИ просто невозможно. Люди опасаются того, чего они не понимают, так что чем больше информации вы предложите, тем меньше беспокойства возникнет у родителей.

Роль помощника часто повышает самооценку типично развивающегося ребенка, который гордится тем, что помогает другим. Кроме того, это помогает ему понять, что все люди очень разные и особенные.

По опыту, после таких совместных игр типично развивающиеся дети часто начинают брать на себя роль помощников ребенка с аутизмом в классе, столовой или на игровой площадке. Например, они говорят другим детям или учителям, что ребенок с аутизмом «не любит громких звуков», или что «сейчас ему нужен перерыв». Это может облегчить инклюзию ребенка в школе. Чем больше людей вокруг будут понимать поведение ребенка, тем легче будет предотвратить возможные проблемы. Кроме того, мы наблюдали, как между детьми возникает настоящая и продолжительная дружба, которая предоставляет детям с аутизмом новые социальные возможности для развития, например, посещение вечеринок в честь дня рождения и совместные вылазки в выходные.

Обучение просьбам

После того как ребенок с аутизмом привык обращаться к своему другу за поощрением, научите типично развивающегося ребенка подсказывать ребенку обращаться к нему с просьбой. Смоделируйте для ребенка правильные техники подсказки, проиграв ситуацию по ролям. Поощряйте правильные подсказки со стороны типичного ребенка. Дети очень быстро этому учатся и становятся прекрасными «учителями»! Поначалу просьбы должны быть связаны с самыми сильными поощрениями ребенка и различными ситуациями, которые происходят в течение дня. Например, типично развивающийся ребенок может дать ребенку с аутизмом любимое лакомство во время обеденного перерыва или игрушку во время совместной игры.

Для детей, у которых пока очень низкий уровень навыков, или тех, кому сложно переносить присутствие других детей, социализация должна быть крайне медленным и осторожным процессом. Хотя мы мечтаем о том, чтобы в будущем все дети смогли учиться вместе, мы должны быть уверены, что ребенок с аутизмом попадет в ту среду, которую он может переносить и в которой он в состоянии учиться.

Когда нет возможности постепенно погружать ребенка в ситуацию учебы в классе, родители часто добиваются успеха в группе, которая связана с любимым занятием ребенка. Например, если ребенок любит музыку, можно добиться для него «инклюзии» в музыкальном кружке для дошкольников, а если ребенку нравится движение, то это может быть кружок гимнастики.

Иногда это очень непросто, но это то, что стоит любых усилий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить ребёнка с аутизмом к похлду в кафе

Как подготовить ребенка с аутизмом к посещению кафе и ресторанов Поход в ресторан или кафе может быть полезным опытом. Рестораны – это большая часть нашей культуры, которая ведет к укр...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...

С чего начинать социализацию ребёнка с аутизмом

Многие родители хотят, чтобы их дети научились играть с другими детьми и получать удовольствие от взаимодействия с ними. Родителям, особенно если сами они люди общительные, может быть тяжело видеть, к...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...