Толерантность - это гармония в многообразии.
статья
Выступление на научно-практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_-_eto_garmoniya_v_mnogoobrazii.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО ГАРМОНИЯ В МНОГООБРАЗИИ
Абдуллина Г.Р.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Альметьевска Республики Татарстан
Слово «толерантность» [1] прочно вошло в нашу повседневную жизнь.
Россия – многонациональное государство. Не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле» [3].
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последние четверть века толерантность нашего общества существенно выросла [2]. Тем не менее, обострение межнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии остаются животрепещущими проблемами современной России.
В школе достаточно разнообразный национальный состав учащихся. Проблема нетерпимости существует и в школьной среде, и она требует решения. Чаще всего ксенофобия [1] проявляется в отношении представителей другой национальности.
Проблема ксенофобии в детско-подростковой среде является отражением общих проблем, существующих в обществе. Дети воспринимают отношения и установки взрослых, среди которых, как показывают социологические опросы, достаточно широко распространены негативные взгляды по отношению к мигрантам, людям других национальностей. В связи с этим вопросы ксенофобии, экстремизма, толерантности имеют политический и общесоциальный характер. Одну из определяющих ролей в процессе формирования установок по отношению к «другим» играет семья [6]. В этом направлении необходима планомерная и систематическая работа образовательного учреждения с родителями. Продуманная образовательная и воспитательная политика образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности, направленная на сближение детей из разных этнических, религиозных, социальных групп, подразумевает единство содержания, форм и методов воспитательной работы учителя. Для этого необходимо знание их особенностей, учет этих особенностей в работе с детьми, и, в конечном счете – нахождение общих интересов, объединяющих всех этических основ и организация совместной продуктивной творческой деятельности. В свою очередь, это предполагает подготовку учителей, воспитателей, способных вести такую работу как с детьми, так и с их родителями. Обучение педагогов навыкам построения профилактической работы с подростками и молодежью, направленной на формирование культуры мира и противодействие ксенофобии и экстремизму в образовательной среде, научит анализировать образовательную среду с точки зрения возможных рисков развития установок ксенофобии и экстремизма у учащихся; вооружит инструментами, позволяющими осуществлять планирование, организацию, проведение и оценку деятельности и по профилактике ксенофобии и экстремизма в подростковой и молодежной среде; укрепит знания и навыки по формированию культуры мира в детской, подростковой и молодежной среде в конкретном профессиональном контексте.
При планомерном и эффективном взаимодействии между участниками воспитательного процесса знания о многообразии мира, идеи добра дадут ожидаемые результаты:
1. Отсутствие конфликтов на национальной почве.
2. Формирование мотивации к приобретению знаний о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников сверстников других национальностей.
3. Формирование личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей, социальных групп, на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Становление личности ребенка – процесс сложный, многофакторный. Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре [4].
Важно понимать, что толерантность позволяет нам изучить другие культуры и учиться у них, что наша сила – в способности соединить близкое с чуждым; что те, кто воспринимает разнообразие как угрозу, лишают себя очень многих знаний.
Путь к развитию у детей толерантности состоит в повышении их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию; снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров. Важно ставить ребенка в условия выбора, учить решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения. Самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно [4]. Важно учить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям. Каждый человек обладает правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность [5]. Толерантность – это гармония в многообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности
Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...
" ТОЛЕРАНТНОСТЬ- путь к гармонии"
Мы живем в многоликом, интересном мире, наполненном разноплановыми, но не всегда позитивными событиями. Как дать возможность ребенку осознать свои личностные ...
Школьная конференция «Гармония в многообразии»
Школьная конференция является разработкой внеклассного мероприятия по формированию установок толерантного сознания в образовательном учреждении.В русском языке сложилось понимание толерантн...
Внутришкольное мероприятие "Толерантность- гармония многообразия"
Мероприятие способствующее сплочению детского коллектива, а также раскрытию понятия "Толерантность"....
Общешкольное мероприятие «Гармония в многообразии» как способ развития толерантности у подростков
В данной работе рассматривается вопрос развития и воспитания толерантности у подростков. Так как именно в учебно-воспитательном процессе школьники сталкиваются с ситуациями межличностного и межнациона...
Об утверждении состава жюри литературного конкурса «Нижневартовск - гармония в многообразии» среди обучающихся общеобразовательных организаций
Об утверждении состава жюрилитературного конкурса«Нижневартовск - гармония вмногообразии» среди обучающихсяобщеобразовательных организаций...
Джазовая гармония в тембральном многообразии.Мастер-класс
Выступление на методической площадке "Доминанта развития"...