Школьная конференция «Гармония в многообразии»
методическая разработка на тему

Школьная конференция является разработкой внеклассного мероприятия  по формированию установок толерантного сознания в образовательном учреждении.

В русском языке сложилось понимание толерантности как терпимости и практика употребления этого понятия не только в обыденной речи, но и в научной литературе, проблематично.

«Терпимость»  предполагает пассивную реакцию на объект – простое пережидание неприятного воздействия, безразличие или безоговорочное приятие,  в то время как толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определённых отношений. Наиболее   актуальным является понимание толерантности как устойчивости к конфликтам, в отличие от суженной и вызывающей недоразумения интерпретации её как терпимости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_meropriyatiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Школьная конференция «Гармония в многообразии»

Конференция реферативных, исследовательских  и проектных работ  учащихся  

496 школы, посвященная  Международному дню толерантности.

«Россия – не государство. Россия – вселенная! Сколько в ней климатов! Сколько народов, сколько языков, нравов и верований!» (Екатерина Великая)

Участники: учащиеся 5-10 классов  - команда пассажиров (от каждого класса по 7  учащихся)

 Билеты распределены на каждый класс заранее. Экипаж воздушного лайнера представляет исследовательские и реферативные работы.

Форма проведения: полет на воздушном лайнере

Рейс «Земля  - Россия  - Санкт-Петербург – Российская Федерация»

Цель  конференции:  воспитание патриотизма,  гордости, понятия того, что главным богатством России является культура, населяющих её народов. Уникальность российской цивилизации заключена  в её важнейшей особенности  - в бережном отношении к национальной культуре, способности быть вместе, оставаясь разными.

Содержание самой конференции и предварительной  работы (участие в проекте информационного  агенства «Росбалт» в соответствии с Программой развития воспитательной компоненты в О.У.,  реализуют следующие направления организации воспитания и социализации учащихся:

  • Интеллектуальное
  • Духовно – нравственное
  • Гражданско – патриотическое
  • Социокультурное
  • Правовое воспитание
  • Воспитание семейных ценностей 
  • Формирование коммуникативной культуры.

Подготовительный  этап работы в подготовке конференции

I

С октября по декабрь 2013 года, учащиеся нашей школы (6-10кл), совместно с учителями, родителями принимали участие в проекте «Лица России», осуществляемым информационным агентством «Росбалт». 1-2 раза в неделю группа наших ребят (10-15 человек), являлись гостями на встречах цикла «Чаепитие  по…». Хозяевами каждой встречи были семьи разных национальностей, проживающих в Санкт-Петербурге и сохранивших устои и обычаи своей национальности.

Традиционно в Санкт-Петербурге мирно уживались  люди различных народов.

Встречи проходили в непринуждённой, доброжелательной обстановке за чашкой чая, который заваривают именно так, как на исторической родине хозяев чаепития.

Национальные костюмы, предметы обихода, речь на родном языке, национальные танцы, музыка – усиливали интерес к знакомству с «новым».

У ребят появилась уникальная возможность побывать на необыкновенных уроках: узнать  много интересного о многовековых традициях других культур, задать острые вопросы, лучше понять друг друга, научиться вести диалог.

Таким образом, в обстановке взаимного понимания, установивших симпатий,  мы доступным и интересным образом способствуем повышению уровня толерантности среди учащихся. Ненавязчиво знакомим с традициями национальных образований, размываем сложившиеся межнациональные барьеры, преодолеваем взаимное непонимание.

Мы побывали на встречах с семьями следующих национальностей:  вепсы, татары, армяне, евреи, горские евреи, мордва, коми, чуваши, карелы, хакасцы.

Крайне важным явилось то, что во многих семьях были смешанные браки, в которых сохранились традиции, обычаи, языки представителей разных национальностей, соединённых любовью, детьми, общими целями, обязанностями.

 На встречах «Чаепития по …» побывали 64 учащихся, почти 1/6 всей школы. Среди всей группы определились учащиеся, побывавшие на встречах 3 и более раз.  Практически на всех встречах побывали учащиеся, ведущие фотосъемку, и ,бравшие интервью (министерство СМИ и культуры школьного правительства).

 Именно они готовили материал по данному проекту для конференции. Проект «Лица России», в котором мы приняли самое активное участие, направлен на то, чтобы попытаться  понять всю Россию с помощью народов, которые в ней живут, и через их традиции. Т.е. через самые разнообразные картины и модели мира. В связи с этим мы и назвали нашу конференцию «Гармония в многообразии».

Наши встречи «Чаепитие по….»  способствовали  реализации цели эффективного  взаимодействия представителей  этнических групп, что, несомненно,  создаёт условия для успешной социализации, развитию толерантных установок, формированию общегражданского единства.

II

Вторым этапом подготовки конференции явилось продолжение исследовательской работы ученицы 10 класса по проблеме демографии в России и Санкт-Петербурге. В работе был  сделан акцент на этнический фактор в демографической проблеме Санкт-Петербурга. Сравнительный анализ анкет учащихся показал значительную разницу между данными анкетирования учащихся в прошлом году и в период  во время  и после участия в проекте «Лица России».  Исследование показало, что у ребят появился интерес к своей семье, к традициям своей нации и обычаям. Помнить своё прошлое, знать культуру народов, живущих рядом – вот девиз, которому мы  стараемся следовать.

III

Третьим этапом явилось участие учащихся 9-10 классов в « VII Международном Фестивале Толерантности: 135 лет со дня рождения  Януша  Корчака». Целью фестиваля являлась профилактика ксенофобии через знакомство с историей Холокоста.

На  Международной конференции ребята активно общались с людьми, пережившими Холокост. Активностью и искренней заинтересованностью наших ребят, являлась в, какой-то мере, практика участия в проекте «Лица России».

                             

План и содержание школьной конференции.

  • Приветствие команды лайнера.
  • Поздравление  с  Международным днём толерантности.
  • Приглашение к полёту: рейс «Земля  - Россия  - Санкт-Петербург – Российская Федерация»

  1. Рождение планеты Земля. Появление человечества.
  2. История появления народностей, наций.
  3. Россия. Этнический фактор в истории России.
  4. Санкт Петербург - столица культуры межнационального диалога. Роль Петра I.
  5. Этнические и демографические проблемы в СПБ.
  6. Уникальность Российской цивилизации :  жить вместе, оставаясь разными.

1 .Презентация « Рождение планеты Земля, человечества»

Презентация выполнена  учениками 10 класса  Маковеевым Д,  Алешиным А.

Куратор - учитель физики Васильева Е.Н.

Цель -  продемонстрировать величие и многообразие вселенной,  миров.

2.   Реферат «История появления народностей, наций»

Реферат выполнен ученицей Румянцевой  К.

Консультант  - учитель истории Абанькина М.П.

Цель - «Кто знает один народ -  не знает ни одного, кто знает одну религию – не знает ни одной»  (отечественный этнограф Штенберг.)

3.  Реферативно-исследовательская работа «Россия. Этнический фактор в истории России»

Работа выполнена Вардиашвили Лией

Руководитель - учитель обществознания Коновалова А.Е.

«Россия – не государство. Россия – вселенная! Сколько в ней климатов! Сколько народов, сколько языков, нравов и верований!»         (  Екатерина Великая.)

Цель – Дать импульс знаний, вызвать гордость, чувство сопричасности, солидарности: «На бескрайних пространствах империи благодаря общению и бурно развивающимся взаимосвязям возникла новая общность – российский народ, российский мир, в общих интересах которого происходил сплав обычаев и традиций, языков и религий. Господствующим языком стал русский, при этом возникшая культура была много богаче: она включала в себя ряд важнейших элементов национальных культур народов, составивших государство»

4. Презентация «Санкт Петербург  - столица культуры межнационального диалога».

Работа выполнена  ученицей 8 класса Зориной  Наташей.

Руководитель - учитель обществознания Коновалова А.Е.

Цель  - Роль и участие представителей различных этносов в формировании петербургской культуры.

Народы империи научились жить вместе, оставаясь разными.

Выдающаяся роль Петра  в формировании многонациональной столицы, будущей столицы культуры.    

5.  Исследовательская работа «Связь этнических и демографических проблем в СПБ».

Работа выполнена  ученицей   10 класса Ильченко Светланой

Руководитель учитель обществознания Коновалова А.Е

Цель -  Санкт Петербург исторически формировался как многонациональный город. Сегодня в нашем городе проживает 138 национальностей.

Одним из направлений исследования – национальный состав школы до участия в проекте  «Лица России» и после. Появилась тенденция заинтересованности многообразием наций,  проявления гордости в определении своей национальности. По результатам анкетирования в нашей семье появились узбеки, вепсы, евреи, марийцы. Ребята с гордостью говорили о своей национальности.

6. Презентация «Уникальность Российской цивилизации -  жить вместе, оставаясь разными»

Работа (Полёт на воздушном лайнере над просторами Российской Федерации) выполнена активом  школьного самоуправления  (командой) в составе Костроминой Ольги,  Бровиной Анны, Раввиной Юлии. Руководитель  - учитель обществознания Коновалова А.Е

Цель  -  создать условия для принятия других такими, какие они есть и взаимодействовать на основе уважения и равноправия.

Презентация  участия  наших учеников (6 – 10 классы)  в проекте «Лица России», информация о встречах  в пресс - центре  информационного  агенства                 «Росбалт» с национальными обществами Петербурга. В рамках проекта проходили встречи  с семьями, проживающими  в  Санкт – Петербурге и сохранившими устои и обычаи своей национальности.

При подведении итогов «Полёта» по маршруту «Земля. Россия. Санкт Петербург» команда  предложила провести в школе встречу с нашими новыми друзьями. Предложение одобрено всеми участниками конференции. Более того, прозвучала мысль о том, что теперь мы  можем встретить гостей с особым уважением, зная их обычаи, особенности культуры.

  Единогласно запланировали  «Приглашение в гости друзей»  на начало марта 2014 года.  

Мы за соблюдение общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете!

Мы за гражданское согласие, патриотическую ответственность за судьбу нашей многоликой  Родины!

 Приглашаем в школу наших друзей, с которыми мы познакомились в «Росбалте», и не только их, на наш семейный праздник.

 Приходите в гости!   Готовимся к новому полёту!

 Приглашаем всех к сотрудничеству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мини - конференции по теме "Многообразие птиц"

Представлен конспект урока - конференции в 7 классе по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц".  Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний. Используемые технологии: инфо...

школьная конференция предметов ОГ-цикла

Информация о проведении школьной научно-практической конференции «Становление творческой личности» (предметов общественно-гуманитарного цикла)...

школьная конференция предметов Ем-цикла

Информация о проведении школьной научно-практической конференции«Наука и дети» (предметов естественно-математического цикла)...

школьная конференция "Экология глазами детей"

Информация о проведении школьной научно-практической конференции «Экология глазами детей»...

Толерантность - это гармония в многообразии.

Выступление на научно-практической конференции....

Общешкольное мероприятие «Гармония в многообразии» как способ развития толерантности у подростков

В данной работе рассматривается вопрос развития и воспитания толерантности у подростков. Так как именно в учебно-воспитательном процессе школьники сталкиваются с ситуациями межличностного и межнациона...

Об утверждении состава жюри литературного конкурса «Нижневартовск - гармония в многообразии» среди обучающихся общеобразовательных организаций

Об утверждении состава жюрилитературного конкурса«Нижневартовск - гармония вмногообразии» среди обучающихсяобщеобразовательных организаций...