Публичное выступление на VI Покровских образовательных чтениях
статья (5, 6, 7 класс)
Покровские образовательные чтения - традиционнй церковно - общественный форум, который ежегодно проходит в Покровской епархии.
Выступление связано с участием преподавателей МЭЛ в региональном конкурсе "За нравственный подвиг учителя". Данный материал о духовно - нравственном
воспитании школьников в креативной интегрированной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eparhialnye_chteniya_vystuplenie_mel.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников
в интегрированной креативной среде
МЭЛ им. А.Г.Шнитке
Ботова Г.А., преподаватель хора
Петрова Л.В., преподаватель
русского языка и литературы
Чем успешнее развиваются технологии,
тем больше нужна опора на духовность,
тем больше усилий нужно прилагать,
взращивая свою внутреннюю жизнь
Патриарх Кирилл
В 2018 г Музыкально –эстетический лицей Энгельсского муниципального района Саратовской области им. А.Г.Шнитке победил в региональном этапе Всероссийского конкурса«За нравственный подвиг учителя»в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет в Номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» , представив жюри конкурса свою программу «ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ» Мы считаем, что приобщение к духовно-нравственным ценностям и присвоение их школьниками наиболее продуктивно достигается через интеграцию общего и музыкально-эстетического образования в специально созданной интегрированной креативной среде.
Идея педагогического проекта по созданию интегрированной креативной среды за счет интеграции искусства, образования и духовного погружения имеет ряд оснований.
Во-первых, в специально созданной среде субъекты образования ориентированы не только на накопление знаний, но и на расширение процесса познания за счет активизации духовного опыта.
Во - вторых, искусство выполняет своеобразную эстетико-охранительную функцию.
В-третьих, религиозно-духовная культура в лицее является частью образовательного процесса. Знакомство с трудами святых отцов, с житийной литературой побуждает школьника выстраивать свой жизненный путь, ставя перед собой сверхзадачи, планируя перспективы развития и точки роста, обращаясь к Богу.
В-четвертых, расширение знаний в разных областях вызывает интерес к участию в концертной деятельности, социально-образовательных практиках, созданию продуктов деятельности в форме проектов, авторских произведений в области музыки, художественного творчества, к написанию докладов, рефератов, научных работ, стимулирует к посещению выставок, музеев, концертов, связанных с православной культурой.
Конечно, программа создавалась не в один день, так как это сложный , многодневный труд многих педагогов, работающих в МЭЛ и непосредственно завуча по внеклассной работе Е.М.Зотовой , психолога Н.В.Бригадиренко, преподавателя хора Г.А.Ботовой, учителей русского языка и литературы О.Н..Полещенко и Л.В. Петровой.
Но все же можно обозначить определенные этапы педагогического проектной деятельности «ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ»
1 этап «Подготовительно-организационный» – 2015/2016 учебный год
Анализ педагогической литературы и материалов, практического опыта организации и проведения интегрированных уроков, выявление наиболее эффективных технологий в сфере духовно-нравственного развития личности ребенка;
Разработка модели интегрированной креативной среды, обоснование педагогических условий для духовного погружения и развития обучающихся.
2 этап «Деятельностно-экспериментальный» - 2016/2017 учебный год
Разработка и внедрение в образовательный процесс МЭЛ Программы духовно-нравственного воспитания «Восхождение».
Определение критериев и параметров эффективности реализации Программы.
3 этап «Деятельностно-рефлексивный» - 2017/2018 учебный год
Обобщение промежуточных материалов исследования, оформление рекомендаций по использованию эффективного опыта.
Корректировка содержания, структуры Программы для повышения ее эффективности.
4 этап «Коррекционно-аналитический» – 2018/2019 учебный год
Подведение итогов проектной деятельности.
Анализ продуктов проектной деятельности.
Рефлексия участников проектной деятельности.
В приложении представлены фрагменты учебно-тематического плана, который составлен в одном ключе с 5 по 9 классы. В каждом классе определено тематическое направление материала с сентября по май, т.е.на 9 месяцев учебы учащихся, разработано содержание и его наполнение с точки зрения интеграции предметов литература, музыка, живопись (см. на примере 5,6 классов). К каждой теме учебно-тематического плана с 5 по 9 класс, для каждого класса преподавателями разработан текстовый и методический материал, разработки уроков и значимых мероприятий .
Программу нельзя назвать ИСКУССТВЕННОЙ, она выстрадана нами и имеет важное практическое применение.
Ценность ее не в том, что мы развиваем какие-то навыки, выстраиваем работу, НЕТ дети этим живут, важные нравственные понятия проникают в их дущи через слово, музыку, звуки, краски
Так на Рождество учащимися 7 класса была подготовлена постановка спектакля «Дары Артабана» по пьесе Г.Петрова. Праздник начался со знакомства с иконой «Рождество», дети выразительно читали наизусть стихотворения русских поэтов о Рождестве (С. Надсона «Есть страны, где люди от века не знают», Л.Мея «То были времена чудес», А.Хомякова «В эту ночь земля была в волненьи» ) и сводный хор учащихся 5-7 классов торжественно исполнял песнопения «Трисвятое», «Отче наш», «С нами Бог», «Тихая ночь», «Глория», «Торжествуйте, веселитесь!» Интеграция разных предметов: ИКТ, литературы, театра, выразительного чтения, хорового исполнения песнопений – соединилась в этом грандиозном событии. Так лицеисты постигают многовековой опыт народа, его традиции, обычаи, обряды, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность.
Музыкально – эстетический лицей – это школа, способствующая интенсивному развитию творческой личности. И мы, педагоги, так должны усовершенствовать методы работы с детьми, чтобы они служили целям не только образовательным, музыкальным , но и воспитательным в самом широком смысле слова. Таким пластом музыкального творчества, при помощи которого возможно решение многих воспитательных задач, является духовная музыка . Ведь обращенность духовной музыки к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, красота обрядов и ритуалов и по сей день не утратили свой огромной воспитательной ценности, несмотря на запреты и гонения. В лицее мы обращаемся к духовному искусству еще и потому, что оно согрето любовью к людям, направлено к душе человека и одновременно соединяет его с Богом. Оно призывает к красоте мыслей, чувств , поступков.
Цель хоровых занятий – дать учащимся общие представления о религиозно-духовной культуре, помочь им ориентироваться в ее образах, научить осознанно слушать и исполнять духовную музыку, которая вводится в занятия хорового класса как одно из направлений русской музыкальной культуры. Это не только особый мир образов, мышления, но и особая интонационная сфера со своим тематизмом и законами развития, требующая при восприятии особой сосредоточенности. Церковная музыка не допускает крайностей. Скорбь, радость, ликование – никаких эмоциональных взрывов, острого ритма, диссонирующих звучаний. Она как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, настраивает на покой. Первоосновой духовной музыки является Слово. Каждое песнопение – это распетая молитва. Правилам распева русские учились у греческих певцов, приехавших на Русь. Хор мальчиков МЭЛа на высоком уровне исполняет Византийский напев, пасхальный канон.
Но в русской музыке был создан свой вариант песнопений, который записывался особыми знаками – знаменами. Отсюда и возникло название - знаменный распев. Мелодика этих распевов отличается плавностью, поступенностью движения, ритм основывается на спокойной декламации текста. Именно такое древнее песнопение «Отче наш» из литургии св. Иоанна Златоустого участники хора исполнили в Успенском соборе Горицкого монастыря г.Переславль – Залесский. Лицеисты участвовали в Первом международном православном хоровом конкурсе «Александр Невский», который проходил в г.Переславль-Залесский в 2016 году. Храм в тот момент был разрушен. И когда дети зашли в Успенский собор Горицкого монастыря, они не смогли не запеть. Чистые детские голоса несли свою молитву Богу. Так начинаешь понимать: эта музыка помогает обратить детей к добру, красоте , благородству, способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку. И жизнь наша становится стройнее. И самое главное – мы начинаем относиться друг к другу немного по- другому. Музыка древних традиций рождает большую любовь, чем гармоническая.
Детство – удивительная страна. Ее впечатления остаются у ребенка на всю жизнь всю жизнь. Работа над произведениями духовной музыки дала возможность нашим ребятам развиваться по-другому. На уроках мы помогаем детям прикоснуться к древней культуре Руси, чтобы ребята почувствовали свои корни.
Создание Программы стало возможным благодаря не только тому, что мы - сотрудники, педагоги МЭЛ, перед которыми ставятся определенные задачи, мы, действительно , коллеги, друзья, единомышленники, люди, идущие одной дорогой и в одном направлении.
Три года подряд мы коллективно выезжаем в экспедиции по России:
- 2016 г Золотое кольцо - 1 (Владимир, Суздаль, Александровская слобода),
- 2017 г.Золотое кольцо -2 (Ярославль, Ростов Великий, Переславль – Залесский, Кострома, Плес),
- 2018 г.Карелия (Валаам, Кижи)
Эта духовная подпитка нам необходима, она дает новые силы, восполняет духовные резервы, помогает строить планы на будущее.
Итоги работы подводить рано, но они есть. Пример тому – возрождение с. Оркино Петровского района. Это стало возможным благодаря выпускнице МЭЛ Алпатовой (Прокопенко)Алине и ее мужу Сергею. В лицее к жизни выпускников относятся особенно внимательно, потому что духовность, культура, широкий кругозор, творческое начало - основа воспитания в МЭЛ. Как же отзывается наше слово, какой находит отклик?
Необычайно складывается сейчас жизнь Альбины. Она мать пятерых детей. Вместе со своим мужем Сергеем Алпатовым приехала в село Оркино, которое было основано в 1712 году. Это живописное историческое место пришлось им по сердцу, и они решили в нем поселиться. По образованию Альбина и Сергей - архитекторы, учились на одном курсе. Что же могут делать два образованных человека в селе, далеком от города, инфраструктуры? Просто жить? Нет, они постарались вдохнуть в него новую жизнь, привлечь к проблемам села внимание власти, общественности. За их плечами уже ремонт Дома культуры, в котором заработали различные кружки для жителей села и их детей.
4 августа 2018 года в с. Оркино состоялся православный фестиваль «Свято место», посвященный открытию святого источника «Монастырский родник». На его освящение приехал Владыка Лонгин, который провел службу в храме, затем возглавил Крестный ход и освятил купель - место бывшего скита в лесу. Организаторами фестиваля стала дружная семья Альбины и Сергей Алпатовых, обыкновенных православных, неравнодушных людей, с которыми МЭЛ продолжает сотрудничать.14 апреля 2018 года хор мальчиков принял участие в открытии персональной выставки талантливой юной художницы Эмилии Алпатовой, которая проходила в селе Оркино, а 4 августа учителя МЭЛ- Г.А Ботова и Л.В.Петрова - стали о участниками крестного хода.
Сейчас ученицы 8 класса МЭЛ Варганова Вика и Мокрицкая Настя пробуют себя в роли наставников и делают первые шаги в качестве регента в воскресной школе Свято-Троицкого храма г.Энгельса.
Это ли не достойное продолжение духовного ВОСХОЖДЕНИЯ.
Приложение (выборочно)
Учебно-тематический план (в рамках музыкальных зон)
5 КЛАСС
№ темы | Тема | Содержание события | Интегрируемый материал | ||
Литература | Изобразительное искусство | Музыка | |||
1. | Религиозно-духовная культура – мир красоты и гармонии. | Знакомство с новым жанром – молитвой на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского и произведений литературы. Показ того, что объединяет эти произведения: возвышенное, сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышление; восприятие возвышенности, строгости, красоты храмов, фресок, икон, живописи, музыки. | С. Есенин. «Чую радуницу Божью…». И. Шмелёв. Лето Господне. А.С.Пушкин. «Отец людей, Отец небесный!..» «Отцы пустынники и жены непорочны». М.Ю.Лермонтов «Молитва». П.А. Вяземский «Молитва Ангелу-хранителю». Ф.И. Тютчев. «Пошли, Господь, Свою отраду». А.С. Хомяков «К детям». | Фотографии, слайды или репродукции церквей, икон. Нестеров М. В. Святой Александр Невский. На Руси (Душа народа). Видение отроку Варфоломею. Милорадович С.Д. У исповеди. 1913 Богданов-Бельский Н.П. В церкви. 1933 Прянишников И.М. Крестный ход. 1893 | П.И. Чайковский. «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «В церкви». М.Ю.Лермонтов,Муз. П.Булахов."В минуту жизни трудную". Иеромонах Роман (Матюшин) «Станем пред Царицею Небесною». |
2. | Детские церковные хоры. | Обращение к истории церковной музыки и отражение ее в литературе. Открытие воскресных школ при церквях. Прослушать песнопения в исполнении детских хоров. Знакомство с православными праздниками, с песнопением через обсуждение литературных текстов. | Блок А. «Девушка пела в церковном хоре…» И. Шмелёв. «Лето Господне». «Богомолье». | Фотографии, рисунки, изображающие поющих в хоре детей | Старинная детская песня «К вечерне». |
3. | Службы в церкви: всенощная – вечерняя (праздничная), литургия утренняя. | Во время служб звучит хоровая музыка, которая создает особое, возвышенное настроение. Праздничные службы, совершающиеся по случаю церковных праздников. Обсуждение литературных текстов, иллюстрирующих описание службы. | Описание церковной службы Б. Зайцев. «Улица св. Николая» (фрагменты). «Путешествие Глеба» (фрагменты). И. Шмелёв. «Лето Господне». «Богомолье». | Богданов-Бельский Н.П. В церкви. 1933 Фотографии или рисунки с изображением священника во время службы, иконостаса, хора на клиросе. | Показ, начало разучивания «Многолетия» Д. Бортнянского |
6 КЛАСС
№ темы | Тема | Содержание | Литература | Изобразительное искусство | Музыка |
1 | Красота и гармония религиозно-духовной культуры | Красота и гармония религиозно-духовной музыки, храмовой архитектуры, икон. Зодчие православных храмов. Беседа о молитве как особом поэтическом жанре, для которого характерны сосредоточенность, глубокое раздумье, желание человека осмыслить главные проблемы в своей жизни. | Даль В. «Архистратиг». Пришвин М. «Незабудки». Вощинина Е. «Повесть о Шурочке». | Иконы, храмы (фотографии, слайды, репродукции) Нестеров М.В. Святая Русь. | П. Чайковский. «Херувимская». «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома». М. Мусоргский. «На сон грядущий». Романсы-молитвы: «Молю святое провидение» (Н. Языков, А. Алябьев), «Отцы пустынники и жены непорочны» (А. Пушкин, А. Даргомыжский), «В минуту жизни трудную» (М. Лермонтов, Ф. Глинка), «Горними тихо летела душа небесами» (А. Толстой, М. Мусоргский), «Христос воскрес» (Д. Мережковский, С. Рахманинов), «Боже, склони свои взоры» (К. Бальмонт, А. Гречанинов). |
2 | Детские церковные хоры. | Обращение к истории церковной музыки и литературе. Особенности церковного пения. Открытие воскресных школ при церквях. Рассказ о том, что в церкви долгое время было разрешено только мужское пение. Затем верхние голоса стали исполнять мальчики, которые обучались в специальных певческих школах. | А. Блок «Девушка пела в церковном хоре». | Фотографии, рисунки, изображающие поющих в хоре детей. Богданов-Бельский Н.П. «В церкви». | Прослушать песнопения в исполнении детских хоров. Старинная детская песня «К вечерне». Показ, начало разучивания. |
3 | Колокола и колокольный звон. | Значение колоколов на Руси. Послушать церковные звоны «Золотого кольца России». Виды церковного колокольного звона: благовест, набат, трезвон, перезвон. | Козлов И. «Вечерний звон», Бунин И.А. «Любил я в детстве сумрак в храме…». Голицын С. «Сказание о белых камнях», «Сорок изыскателей». ШмелёвИ. «Лето Господне», «Валаам». | Изображение колоколен, колоколов, звонниц. М. Нестеров «Под благовест». И.Левитан «Вечерний звон». Юон. «Купола и ласточки». | Церковные звоны «Золотого кольца России». М.Глинка. Фрагмент из оперы «Иван Сусанин» |
4 | Праздничные службы. Рождество Христово. | Урок посвящен предстоящему празднику – Рождеству Христову. Рождество показывается через литературные произведения, слушание церковных напевов и фрагмента хорового рождественского концерта. Повторение тропаря и величания на Рождество. | Достоевский Ф.М. "Мальчик у Христа на елке". Куприн А. "Тапер",«Чудесный доктор». Лесков Н. "Запечатленный ангел", "Христос в гостях у мужика". Андреева Л. «Ангелочек». Телешов Н. «Елка Митрича». | Картины о Рождестве Христовом | Рождественский кант «Небо и земля» в обработке Н. Авериной. |
5 | Православное Рождество и народная культура | Продолжение темы «Рождество Иисуса Христа», но на примере рождественских колядок разных стран: английской, польской, чешской и других. Обряд колядования, отраженный в творчестве русских композиторов и писателей. | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». И. Бунин. Стихи «Христос воскрес!», «Бегство в Египет». К.Р. «Хвала Воскресшему». А. Плещеев «Он шел безропотно тернистою дорогой». И. Шмелев «Пасха» (роман «Лето Господне»). А.Платонов «Христос рождается», «В рождественскую ночь». | П. Веронезе «Поклонение волхвов». Сычков Ф. Христославы (Дети старой деревни). | Опера Н.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».Пропеть колядки из оперы, отметить юмор, живость. |
6 | Русские святые | Русские святые – Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Рассказать учащимся о событиях русской истории второй половины 14 в. | «Житие преподобного Сергия Радонежского», Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». | Иконы с изображением Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, И.Глазунов «Канун. Перед Куликовской битвой». М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,«Юность Преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский»,«Труды преподобного Сергия Радонежского». И.Глазунов «Канун. Перед Куликовской битвой» | Слушать тропарь в честь Сергия Радонежского, величание в честь Дмитрия Донского (величание – короткое песнопение, исполняемое во время праздничных служб). |
5 класс
Тема 1. Религиозно-духовная культура – мир красоты и гармонии.
Тексты
- Сумароков А.П. Цикл «Молитв»
- Карамзин Н.М. Молитва о дожде. (1793)
- Дмитриев И.И. Супружняя молитва. (1803).Две молитвы» (1826)
- ГлинкаФ.Н. Молитва души (1823).Молитва. (1826)
- ВеневитиновД.В. Моя молитва. (1827)
- Языков Н.М. Молитва. (1825).Молитва. (1835)
- ЛермонтовМ.Ю. три «Молитвы» (1829, 1837, 1839). Моя мольба. (1830) (1833)
- Кольцов A.B. Молитва. (1836)
- КозловИ.И. Моя молитва (не позднее 1833).Молитва. (1839)
- Красов В.И. Молитва. (1839)
- Огарев Н.П. Моя молитва. (1838) .На сон грядущий. (н. 1840-х)
- Баратынский Е.А. Молитва. (1840-е гг.)
- Григорьев Ап. Молитва. (1840-е)
- РостопчинаЕ.П. Молитва Ангелу-Хранителю. (1840).Молитва об ополченных. (1855). Молитва за святую Русь. (1855)
- ПушкинA.C.«Отцы пустынники и жены непорочны» (1836).
- ТютчевФ.И. «Пошли, Господь, свою отраду».(1850)
- ФетA.A. «Владычица Сиона, пред тобою». (1842), «Чем доле я живу, чем больше пережил» (между 1874 и 1886 г.)
- Ганаго Б. Тайна молитвы. //Детям о молитве. Рассказы для детей. - Минск, 2006.
Литература
- Афанасьева Э. М.«Молитва» в русской лирике XIX в. Логика жанровой эволюции.// http://www.dissercat.com/content/molitva-v-russkoi-lirike-xix-v-logika-zhanrovoi-evolyutsii
- Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания. - СПб. 2008.
- Савельева Л.В. Славянская азбука // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. - Петрозаводск, 1994. - С. 12-31.
- Лихачёв Д.С. Письма о добром и вечном. – М.: НПО «Школа» Открытый мир, 1996.
- Русская хоровая музыка на стихи А. С. Пушкина.- М.: «Композитор», 1999
- Шамаева С.Е. Жанр молитвы в лирике Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Тезисы межвузовской научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения поэта. Ставрополь, 1994. - С. 37.
- Юзефович (Радионова) Л.М. Тема молитвыв русской литературе. Учебная хрестоматия
- для общеобразовательныхучебных заведений. - СПб, 2017
- Юртаева О.В. Молитва в русской литературе.//Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: Журнал теоретических и прикладных исследований. — 2010. — №10. —С. 115–122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Публичное выступление на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"
Публичное выступление на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"...
Выступление на Республиканских образовательных чтениях «ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ».
Выступление на Республиканских образовательных чтениях «ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ».В секции «Вера, казачьи традиции и воспитание». Тема:...
Выступление на районных образовательных чтениях.
С данной статьей я выступила на районных образовательных чтениях. Тема чтений: "Великая Победа: наследие и наследники"....
Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"
Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...
Публичное выступление на защите образовательного проекта
Публичное выступление на защите образовательного проекта...