Программа КВН "Смайлики"
рабочая программа (10, 11 класс)
Программа КВН пробуждает познавательный интерес учащихся, развивает их самостоятельность и инициативность, помогает раскрыть творческие способности.Актуальность программы в том, что она призвана обеспечить ряд профилактических мер по коррекции поведения детей, активно содействует развитию творческих способностей школьников, учит их осознавать значимость своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kvn_na_2020-2021.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Еравнинский район»
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа№2
Образовательная программа
детского творческого объединения
КВН «Смайлики»
Руководитель дет.объединения:
Цыденова А.Б.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Приоритетное направление государственной политики формирует запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта, ориентированную на лучшие конечные результаты. Помочь растущему человеку развить свои творческие способности, способствовать духовному и интеллектуальному росту, всестороннему развитию и воспитанию ребят можно с помощью клуба КВН.
Движение КВН («Клуб веселых и находчивых») является самым обширным и популярным молодежным движением в России и странах СНГ. Оно насчитывает более 1000 студенческих и 2000 школьных команд, в которых участвуют порядка 40 тысяч игроков. С каждым годом их количество увеличивается. В КВН играют и школьники, и студенты, и просто люди «молодые духом».
По результатам исследований на выявление психологических особенностей людей, играющих в КВН, выявлено, что люди, играющие в КВН, имеют высокие показатели социально-психологическойадаптированности, превышающие нормативный уровень. Согласно результатам анкетирования, большинство испытуемых (87%) отмечают наличие в себе каких-то изменений после того, как стали играть в КВН: 30% стали общительнее, 16% стали веселее, 9% – увереннее. На вопрос «Что дает Вам игра?» 15,5% ответили – «энергию», 12% – «радость, удовлетворение», 3,5% – «КВН – это жизнь». Около 19% привлекает в игре возможность общения, 16% – соревнования, борьба, азарт. Значительная часть испытуемых (69% девушек и 50% юношей) не против связать свое будущее с КВН.
Таким образом, игра КВН представляет собой достаточно специфический вид деятельности, накладывающий отпечаток на тех людей, которые этой деятельностью занимаются.
Актуальность.
Данная образовательная программа является модифицированной. Программа пробуждает познавательный интерес учащихся, развивает их самостоятельность и инициативность, помогает раскрыть творческие способности.Актуальность программы в том, что она призвана обеспечить ряд профилактических мер по коррекции поведения детей, активно содействует развитию творческих способностей школьников, учит их осознавать значимость своей деятельности.
Образовательная программа важна для школьников тем, что она направлена на развитие активности, инициативности; способности эффективно отстаивать личные интересы; влиять на зрителей личностными качествами, в том числе и коммуникативными; оперировать суждениями, умозаключениями, аргументами; уметь возбуждать интерес к своей личности. Командный характер игры способствует развитию таких качеств как «чувство локтя», способность к взаимовыручке, принятие других, ответственность. Игра является творческой деятельностью: обладая соответствующими задатками и достаточно длительное время участвуя в игре, человек получает возможность развить свои способности, раскрыть свой творческий потенциал. Игра также является соревнованием, что развивает волевые и мотивационные свойства личности.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: создание условий для творческого развития учащихся, формирование активной жизненной и гражданской позиции, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать мотивацию на познание нового материала;
- соблюдать общепринятые морально-эстетические нормы;
- научить раскрывать их творческий потенциал;
- сформировать навыки работы в команде;
- обеспечить понимание правил сценической речи, сценических движений, актерского мастерства.
Развивающие:
- содействовать развитию:
- личностных качеств детей;
- осознания каждым учащимся своей роли в развитии движения КВН;
- творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
- коммуникативных способностей.
Воспитывающие:
- выявлять и поддерживать талантливых авторов и исполнителей;
- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, уважение, доверие, ответственность;
- использовать положительную стимуляцию в обучении;
- формировать у учащихся установки на уважение каждой личности в творческом коллективе;
- отвлечь подростков от улицы, включить в интересную деятельность.
1 год | Задачи: | ||
Уровень обучения | 1 этап – начальный | ||
1 этап – начальный уровень обучения. Цель: создание мотивации для развития самореализации учащихся в проведении досуга в форме КВН. | Обучающие: | Развивающие | Воспитывающие: |
познакомить с историей КВНовского движения; показать, что это игра, не имеющая аналогов; игра, обладающая своими правилами; рассмотреть механизм создания команды; помочь определить права и обязанности ее участников, распределить их по функциональным группам; познак-ть с треб.игр, правилами конкурсов; показать условия создания шутки, написания сценария; познак-ть с правилами поведения на сцене; научить работе с болельщиками; повторить кодекс корпорат. этики; познакомить с лит-рой и Интернет ресурсами. | содействовать развитию творческих возможностей учащихся; развивать личностные качества детей; помочь учащемуся осознать свою роль в развитии движения КВН. | воспитывать чувства коллективизма, взаимопонимания и взаимовыручки; помочь осознать значимость деятельности каждого члена команды; создать мотивацию к познанию нового и интересного материала. | |
2 этап – общекультурный уровень обучения. Цель: создание условий для творческого развития учащихся. | закрепить умения публичного выступления на конкурсах различного уровня; обучить выявлению зависимости подготовки и выступления команды; расширить круг методов написания шуток и сценариев; выработать умения анализировать выступления команды, формулировать объективную оценку полученных результатов. | активно содействовать развитию аналитических способностей учащихся в формировании собственных суждений в ходе реализации программы; способствовать раскрытию и утверждению социальных качеств личности. | формировать у учащихся установку на уважение каждой личности, ее понимание, одобрение, поддержку и доброжелательность; способствовать культуре поведения на сцене; продолжить воспитание творческой личности. |
2 год 3 этап – основной уровень обучения. Цель: создание мотивации для развития самореализации учащихся в проведении досуга в форме КВН. | используя аналитические упражнения, научить вычленять из речевых высказываний (письменных текстов, устных высказываний, видео- и аудиофрагментов) механизм действий; познакомить с редактированием речевых высказываний; провести психотренинги (игры, упражнения), способствующие совершенствованию тех или иных мыслительных и речевых способностей; рассмотреть ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации; научить экспертной работе, совершенствующей умение отслеживать достоинства и недостатки выступлений других команд; помочь проводить рефлексию по следам собственной деятельности; познакомить с приемами решения и составления коммуникативных, логических, психологических и этических задач; помочь раскрыть собственное мыслеречетворчество обучаемых. | содействовать развитию творческих возможностей учащихся; развивать личностные качества детей; помочь учащимся осознать свою роль в развитии движения КВН. | создать мотивацию к познанию нового и интересного; помочь осознать значимость деятельности каждого; воспитывать чувства коллективизма, взаимопонимания и взаимовыручки. |
3 год 4 этап – углубленный уровень обучения. Цель: создание условий для творческого развития учащихся. | закрепить умения публичного выступления на конкурсах различного уровня; обучить выявлению зависимости подготовки и выступления команды; расширить круг методов написания шуток и сценариев; выработать умения анализировать выступления команды, формулировать объективную оценку полученных результатов. | активно содействовать развитию аналитических способностей учащихся в формировании собственных суждений в ходе реализации программы; активно способствовать раскрытию и утверждению социальных качеств личности. | формировать у учащихся установку на уважение каждой личности, ее понимание, одобрение, поддержку и доброжелательность; способствовать культуре поведения на сцене; продолжить воспитание творческой личности. |
Срок реализации программы – три года: 1 год (1-й этап – начальный уровень обучения и 2-й этап – общекультурный уровень обучения); 2 год (3-й этап – основной уровень обучения) и 3 год (4-й – углубленный уровень обучения).
Основные формы организации занятий - групповые и индивидуальные. Для групп: интеллектуальные игры, тренинги, придумывание шуток, репетиции выступлений, подготовка к игре и ее анализ. Индивидуально: консультирование по поручению или подготовке к выступлению.
Состав в группе планируется постоянный, хотя возможны изменения. Детское объединение формируется по интересам школьников.
Возраст детей от 10 до 16 лет.
Норма наполнения учебной группы по годам обучения: 1 год – 15 человек, 2 год – 15 человек, 3 год – 15 человек.
Срок реализации программы – три года. Время занятий: Среда. С 15.30. до -17.10.ч.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Начальный уровень | Общекультурный уровень | Третий этап | Четвертый уровень |
признается достигнутым, если учащиеся: - знают историю КВНовскогодвижения; - освоили требования к игре; - создали свою команду; - распределили права и обязанности ее членов; - пытаются создать собственные шутки и сценарии; - осознают правильность поведения на сцене; - владеют приемами работы с болельщиками; - умеют выявлять уровень и тематику шуток; - знают и умеют находить литературу по интересующей теме. | считается успешно завершенным, если учащиеся: - владеют навыками публичных выступлений; - умеют обосновать «плюсы» и «минусы» выступления команды; - знают эффективные приемы создания собственной шутки или сценария; - как автор творчески реализует поставленные цели. | признается достигнутым, если учащиеся: - научились из речевых высказываний вычленять механизм действий; - пытаются редактировать речевые высказывания; - владеют приемами мыслительных и речевых способностей; - осознают правильность поведения на сцене; - умеют выявлять достоинства и недостатки собственных выступлений и других команд; - владеют приемами решения и составления коммуникативных, логических, психологических и этических задач; - создают собственные сценарии. | считается успешно завершенным, если учащиеся: - владеют навыками публичных выступлений; - знают эффективные приемы создания собственного сценария; - умеют обосновать достоинства и недостатки своего выступления и других команд. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
выступления в конкурсах КВН, фестивали, концерты
Учебно-тематическое планирование
1 года обучения
№ | Тема | Общее кол-во часов |
1 | История игры КВН. Правила игры. Создание команды. Правила поведения на сцене. Кодекс корпоративной этики команды. Литература и Интернет-ресурсы | 1 |
2 | Сценарии. Как построить свое выступление. Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов. | 1 |
3 | Подготовка и проведение игр. Выполнение творческих заданий в составе микрогруппы. Тренинг: сюжетно-ролевые игры, конкурс актерского мастерства. | 1 |
4 | Разминка как способ решения творческих задач в КВН. Тренинг: разминка-гармошка. | 2 |
5 | Использование методов ТРИЗ в КВН. Домашние заготовки, сценические миниатюры.Наработка сценических навыков | 1 |
6 | Актерские миниатюры в КВН. Тренинг: командный контакт, передача. | 2 |
7 | Интонация в КВН. Образы-решения на сцене. Тренинг: интонационные упражнения, сценические этюды. | 1 |
8 | Пантомима в КВН. Музыкальная пантомима. Тренинг: «реклама», «телевидение», синхробуфонада. | 1 |
9 | Сценография, рисунок выступления. Использование ширмы, кулис, сценического реквизита. | 1 |
10 | Блиц-разминка – командная эстафета – как вид групповой разминки. | 1 |
11 | Сценические акценты. Тренинг: отработка главных сценических акцентов. | 2 |
12 | Принципы построения сценария выступления в КВН. Конкурс приветствие, известные формы, новые решения, сценарный план СТЭМ. Временной лимит конкурсов, выбор материала. | 2 |
13 | Учет возможностей команды при создании сценария. Ролевой поиск, тематическая направленность | 1 |
14 | Разработка сюжетной линии. Ролевые образы. Текстовые, музыкальные акценты. Выбор материала, сценические связки. | 1 |
15 | Постановка сценария на сцене. Сценография, подача. Синхронность, слаженность. | 1 |
16 | Постановка сценария на сцене. | 1 |
17 | Музыкально-техническая база команды Музыкальные подводки, финальные песни. Звуковые паузы, смена музыкального сопровождения | 1 |
18 | Музыкальный акцент. Характер роли в музыкальном акценте. Практика работы с микрофонами. Сценическое оборудование. | 1 |
19 | Построение сценария, ролевой баланс, игровая наполняемость. Поиск и воплощение образов. | 2 |
20 | Нелогичность и внутренняя логика выступления. Отработка сцен и связок между ними. | 1 |
21 | Репетиция с музыкальным сопровождением. Фронтальная репетиция. Коллективное взаимодействие. | 2 |
22 | Редактирование творческих выступлений
Принцип взаимодействия с командой в процессе редактирования. Практика редакторской работы. | 2 |
23 | Концертная деятельность команды Участие команды в турнире КВН. Методика организации турнира КВН. Практика: участие в организации турнира. | 2 |
24 | Коллективная деятельность Анализ творческого выступления команды. Конспектирование выступления – оценка и выбор материала. Анализ итогов творческого сезона команды | 2 |
25 | Всего учебных часов в год | 34 |
Программа обучения предусматривает:
Знакомство с методикой написания текстов миниатюр.
Ознакомление с методикой поиска и отбора информации из различных информационных источников.
Обучение навыкам сценического мастерства .
Обучение навыкам работы с микрофоном.
Обучение навыкам импровизации.
Обучение первичным танцевальным навыкам.
Обучение первичным вокальным навыкам.
Организация ежемесячных выступлений, в играх КВН, различных концертах и праздниках.
Повторение теоретического материала, изученного в 1 блоке , на протяжении всего курса обучения;
Средства обучения
Ресурсы сети Интернет
Телевизионные ресурсы
Печатные издания
Обмен опытом с другими КВНщиками
Используемые технологии:
1) объяснительно-иллюстрированное обучение, основанное на вербальном и визуальном представлении материала;
2) развивающее обучение, основу которого составляет включение внутренних механизмов развития личности (технология творческого развития учеников)
В каждой из этих групп используется несколько различных методов обучения.
Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации проекта
Содержание программы
Раздел 1. Решение творческих задач.
Тема 1. Творческие микрогруппы. Команды
1-й год обучения:
Работа в творческоймикрогруппе. Тренинг: творческий вернисаж, «Мозаика», «Американская стенка».
2-й год обучения:
Выполнение творческих заданий в составе микрогруппы. Тренинг: сюжетно-ролевые игры, конкурс актерского мастерства, кинофестиваль
3-й год обучения:
Взаимодействие микрогрупп. Тренинг: совместное решение творческих задач.
Тема 2. Теория разминки; Теория решения изобретательских задач
1-й год обучения:
Разминка как способ решения творческих задач в КВН. Тренинг: разминка-гармошка.
2-й год обучения:
Блиц-разминка – командная эстафета – как вид групповой разминки.
3-й год обучения:
Использование методов ТРИЗ в КВН. Домашние заготовки, сценические миниатюры.
Раздел 2. Наработка сценических навыков.
Тема 3. Пантомима, актерские миниатюры
1-й год обучения:
Актерские миниатюры в КВН. Тренинг: командный контакт, передача.
2-й год обучения:
Интонация в КВН. Образы – решения на сцене. Тренинг: интонационные упражнения, сценические этюды.
3-й год обучения:
Пантомима в КВН. Музыкальная пантомима. Тренинг: «реклама», «телевидение», синхробуфонада.
Тема 4. Сценическое движение команды
1-й год обучения:
Сценография, рисунок выступления. Использование ширмы, кулис, сценического реквизита.
2-й год обучения:
Сценические акценты. Тренинг: отработка главных сценических акцентов.
3-й год обучения:
Поэтапная режиссура.
Раздел 3. Авторские задачи для команды.
Тема 5. Составление сценария
1-й год обучения:
Принципы построения сценария выступления в КВН. Конкурс приветствие; известные формы, новые решения, сценарный план СТЭМ. Временной лимит конкурсов, выбор материала
2-й год обучения:
Учет возможностей команды при создании сценария. Ролевой поиск, тематическая направленность.
3-й год обучения:
Разработка сюжетной линии. Ролевые образы. Текстовые, музыкальные акценты. Выбор материала, сценические связки.
Тема 6. Постановка сценария на сцене
1-й год обучения:
Сценография, подача.
2-й год обучения:
Синхронность, слаженность.
3-й год обучения:
Темпоритм, паузы.
Раздел 4. Музыкально-техническая база команды
Тема 7. Музыкальное сопровождение
1-й год обучения:
Музыкальные подводки, финальные песни.
2-й год обучения:
Звуковые паузы, смена музыкального сопровождения
3-й год обучения:
Музыкальный акцент. Характер роли в музыкальном акценте.
Тема 8. Звуковое сопровождение выступления
1-й год обучения:
Практика работы с микрофонами. Сценическое оборудование.
2-й год обучения:
Разводка на микрофоны.
3-й год обучения:
Звук, голосовая подача.
Тема 9. Репетиционные тракты выступлений
1-й год обучения:
Построение сценария, ролевой баланс, игровая наполняемость.
Поиск и воплощение образов.
2-й год обучения:
Нелогичность и внутренняя логика выступления.
Отработка сцен и связок между ними.
3-й год обучения:
Репетиция с музыкальным сопровождением.
Фронтальная репетиция. Коллективное взаимодействие.
Раздел 5. Концертная деятельность команды
Тема 10. Фестиваль команд КВН
1-й год обучения:
Участие команды в фестивале КВН.
2-й год обучения:
Методика организации Фестиваля КВН.
Практика: участие в организации фестиваля КВН.
3-й год обучения:
Деятельность оргкомитета фестиваля КВН.
Практика: участие в работе оргкомитета фестиваля КВН.
Тема 11. Игры турнира КВН
1-й год обучения:
Участие команды в турнире КВН.
2-й год обучения:
Методика организации турнира КВН.
Практика: участие в организации турнира КВН.
3-й год обучения:
Деятельность оргкомитета турнира КВН.
Практика: участие в работе оргкомитета турнира КВН.
Раздел 6. Коллективная деятельность
Тема 12. Инструктивный сбор – выездной лагерь.
1-й год обучения:
Правила проведения выездного инструктивного сбора.
2-й год обучения:
Программа инструктивного сбора. Организация мастер-классов.
3-й год обучения:
Методика организации инструктивного сбора. Практика: инструктивный сбор.
Тема 13. Анализ деятельности.
1-й год обучения:
Анализ творческого выступления команды.
2-й год обучения:
Конспектирование выступления – оценка и выбор материала
3-й год обучения:
Анализ итогов творческого сезона команды.
Раздел 7. Редактирование творческих выступлений
Тема 14. Редакторские требования к творческому материалу
1-й год обучения:
Этика сценического выступления.
2-й год обучения:
Единые принципы редактуры.
3-й год обучения:
Принципы взаимодействия с командой в процессе редактирования. Практика редакторской работы.
Методическое обеспечение программы
Ресурсы сети Интернет
Телевизионные ресурсы
Печатные издания
Обмен опытом с другими КВНщиками
Собственные сценарии команды
Список литературы
Список литературы для педагога:
- Конституция Российской Федерации.- CD-ROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
- Российская Федерация. Закон об образовании.- CD-ROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
- Информатика.7 - 9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям /Под.ред. Н.В.Макаровой.- СПб.: Питер, 2006.- 288 с.: ил.
- Информатика. 10-11 класс /Под.ред. Н.В.Макаровой.- СПб.: Питер, 2003.- 300с.: ил.
- Львов М.Р. Методика развития речи старших школьников: пособие для учителя.- 2-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 1985.- 176с.
- Немировский Е.Л., Горбачевский Б.С. Рождение книги.- М.: Советская Россия, 1957.- 270 с, ил.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений/ Науч. ред. В.В. Бабайцева.- 4-е изд.- М.:Просвещение,1995.- 191с., ил
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы.- Москва,1999.- 38 с.
- Речь. Речь. Речь: книга для учителя по развитию речи учащихся/ Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: Педагогика, 1983.- 144с., ил.
- Русская литература XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л. Безносов, И.Ю. Бурдина, Н.Ю. Буровцева и др.-3изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2003.- 720с.
- Русский язык: энциклопедия/ Под ред. Ю.Н. Караулова.- М.: научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2003.-Репродуктивное издание.- 704с., 16 с. вкл.
- Жириненко О.Е. Как играть в КВН ,М.:Просвещение 2005
- Кулинич Г.Г. Школьный клуб, М.: ВАКО 2007
- Турыгина С.В. КВН методика проведения занятий и сценарии для школ Ростов- на Дону , Феникс 2004
- Сгибнева Т.Б. Школьный КВН, Ростов- на Дону , Феникс 2002
- Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов- на Дону , Феникс 2008
- Литература, используемая детьми и родителями.
- Русская литература XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л. Безносов, И.Ю. Бурдина, Н.Ю. Буровцева и др.-3изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2003.- 720с.
- Русский язык: энциклопедия/ Под ред. Ю.Н. Караулова.- М.: научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2003.-Репродуктивное издание.-704с., 16 с. вкл.
- Жириненко О.Е. Как играть в КВН ,М.:Просвещение 2005
- Кулинич Г.Г. Школьный клуб, М.: ВАКО 2007
- Турыгина С.В. КВН методика проведения занятий и сценарии для школ Ростов- на Дону , Феникс 2004
- Сгибнева Т.Б. Школьный КВН, Ростов- на Дону , Феникс 2002
- Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов- на Дону , Феникс 2008
Анализ деятельности детского творческого объединения КВН «Смайлики»
за 2019-2020 уч. год
В детском творческом объединении КВН «Смайлики» в 2019/2020 уч. году занимались учащиеся 10 класса. Костяк команды составляет 15 человек, остальные меняются в зависимости от обстоятельств. Почти все дети класса имеют опыт выступления на сцене в составе команды, что дает возможность быстро находить замену из числа одноклассников. Интерес к занятиям кружка остался на прежнем высоком уровне: ребята с большим желанием собирали и отбирали материал, разучивали свои роли, пробовали себя в новых амплуа. Многие ребята (Дарижапова А., Бадараев Б., Цыбенова А. и др.) проявили режиссерские качества, предлагая свои идеи по улучшению качества номеров, команда разучила танец для эффектного выхода. Ребята научились спокойно воспринимать критику, стремились выступить на более высоком уровне.
За прошедший учебный год команда КВН «Смайлики» приняла участие в 4-х школьных концертах, каждый раз с обновленным репертуаром. Участие в игре КВН помогает ребятам раскрыться, учит умению держаться на сцене, прививает чувство ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...