Психологические теории о вопросе уверенного поведения
статья

Летягина Юлия Александровна

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности.

Первоначально проблема уверенности изучалась в психиатрической и психотерапевтической практике, где она рассматривалась как один из симптомов сопровождающих расстройство личности и социальной адаптации.

Бурно М. Е. отмечает, что патологическая застенчивость /неуверенность психоаналитически объясняется «законсервировавшимся» комплексом Эдипа. Понятие застенчивость, по его мнению, в западной психиатрической практике было известно задолго до широкого распространения психоанализа. А. Дюга во Франции (1889 г.) писал, что застенчивый человек мучается застенчивостью, поскольку, «не смешиваясь» с людьми, не открываясь им, не знает себя, людей и настоящего отношения их к себе. [Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект, 1999. - С. 18 -20].

В работах по психотерапии дефензивности, И.А. Сикорский (1900г.) обозначает характерологические дефензивные расстройства термином «неполные или недоразвившиеся характеры», отмечает «присутствие тонко развитого чувства стыда». И.А. Сикорский видел психотерапевтическое лечение подобных расстройств в укреплении у пациента веры в себе.

В современной медицинской психологии Б.В. Зейгарник рассматривает нарушения уверенности в себе (застенчивость/неуверенность и агрессивность), как аномалию эмоционального состояния и мотивационной сферы душевно больных.

В психоаналитических работах внимание акцентируется на нарушениях уверенности в себе. По 3.Фрейду, уверенность в себе достигается при гармонии между компонентами личности: «Оно», «Эго», «Сверх-Я». Неуверенность, или застенчивость, представляет собой реакцию на неудовлетворение первичных потребностей «Оно». 3.Фрейд раскрывает нарушение уверенности в себе, основываясь на иррациональных моментах в психологии людей, и связывает застенчивость со стремлением к власти, превосходству над другими людьми. [З.Фрейд. Психоанализ. -М.]

А.Фрейд говорит об уверенности в себе в предпубертатном и пубертатном периоде, объясняя её формирование инстинктивной тревогой и особенностями структуры личности подростка. [А. Фрейд. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993. - С. 75 - 83.]

Согласно Э.Берну, уверенность во многом является продуктом человеческого сценария, основанного на «родительском предписании быть победителем». В связи с этим Э. Берн рассматривает уверенность в себе в виде отношения человека к своему «Я» и другим людям: «Я хороший, Ты хороший». Это позиция уверенного человека. Такой человек адекватно оценивает и принимает себя, а также уважает других. Люди с подобной установкой, как правило, становятся хорошими руководителями и сохраняют самоуважением и уважение к другим людям даже в самых крайних случаях. «Я плохой, Ты хороший». Это свойственно неуверенным в себе людям, склонным к самоунижению. Берн называет эту позицию «если бы только» и «я бы мог иметь». Для людей такого типа характерна застенчивость, низкие самооценки, непринятие себя. Эти люди часто добиваются многого в профессиональной деятельности, но практически никогда не бывают удовлетворены результатами своего труда. В основе лежит не истинное получение удовольствия от результатов своего труда, а желание «достичь многого, чтобы показать всем, «какой Я», достичь «реванша». «Я хороший, Ты плохой». Такая позиция присуща самоуверенным людям, склонным переоценивать свои возможности и недооценивать других. С такими людьми трудно общаться из-за их высоких требований по отношению к другим людям и низкой критичности к собственным поступкам. «Я плохой, Ты плохой». Эта позиция безнадежности, наиболее часто проявляющаяся в клинических случаях неуверенности. [Берн. Люди, которые играют в игры. – СПб,1996. — С. 203 – 207].

А. Адлер рассматривает уверенность в себе в контексте социального интереса личности и, как следствие целостности жизни, выделяет «стремление к совершенству». А. Адлер считает, что стремление к совершенству производно от чувства недостаточности. Появление чувства недостаточности знаменует начало стремления к совершенству, которое становится основной мотивационной силой. При этом А. Адлер отмечает, что иногда чувство недостаточности может перерастать в «комплекс неполноценности» - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Иногда, комплекс пробуждает механизм гиперкомпенсации и на этой почве формируется «комплекс превосходства» - склонность преувеличивать свои способности (физические, интеллектуальные, социальные), преодолевая постоянное чувство неполноценности. И в первом, и во втором случае имеет место нарушение уверенности. Описание данных нарушений уверенности во многом совпадают с описанием Э.Берна.

К.Хорни проблему нарушения уверенности связывает с проявлениями невротической личности. Невротические потребности, по ее мнению, присутствуют у всех людей и помогают им в жизненных ситуациях. Но невротиков отличает использование этих ситуаций не гибко, они склонны фиксироваться на какой-то одной из этих ситуаций, в чем проявляется отсутствие социальной гибкости и социальной компетентности в поведении и общении. Невротическая потребность в уверенности часто превращается в самоуверенность или в навязчивую идею неуверенности.

Э.Эриксон уверенность представляет в виде базального доверия, формирующегося на первом году жизни ребенка. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Формирование недоверия связано с такими проявлениями, как отстранение матери от ребенка (рождение другого ребенка или возвращение матери на прежнюю работу). Тот же результат имеет место, когда родители придерживаются противоположных принципов в воспитании или противоречат общепринятым социальным ценностям и нормам общества, а также, когда они не чувствуют себя уверенно в роли родителей. Это создает ситуацию двусмысленности, неопределенности, в результате чего у ребенка формируется чувство недоверия / неуверенности. Только при разрешении доверия и недоверия может вырасти уверенная личность, в противном же случае эта дилемма будет возникать на последующих стадиях развития личности. Впоследствии чувство доверия к окружающему социуму трансформируется в чувство уверенности.

Согласно бихевиоризму, уверенность в себе (ассертивность) - это следствие научения, приобретенная реакция успеха на социальный стимул. Нарушение уверенности в себе может возникать из-за негативного опыта общения с людьми, наблюдения за ситуациями неуспеха или отсутствие необходимых навыков общения; проблем с неадекватной самооценкой себя и своих действий, склонности к самоунижению.

И.М. Сеченов отмечал, что неуверенный человек чувствует страх почти постоянно, в любой ситуации. П.Вайнцвайг, утверждает, что главную роль играют внутренние страхи человека, связанные с прошлыми неудачами. При попадании в похожую ситуацию страх возобновляется и заставляет человека «обороняться», мешает ему нормально воспринимать жизнь, правильно ориентироваться в ней. Эти «оборонительные» действия в подсознании человека переходят в защитные механизмы и чаще всего ведут к занижению самооценки, презрению к себе, что означает снижение уровня уверенности.

Андре Сальтер, начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге "Условно-рефлекторная терапия". Ссылаясь на теорию И.П.Павлова,  Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности. Это:

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Сальтер говорит об экспрессивности и конгруэнтности поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

В созданной им клинике Сальтеру удалось добиться успехов при помощи составленного им свода правил по «переделке» «тормозной личности» в «эксцитаторную». Суть этой переделки состояла в том, что вместо выученных в ходе жизни тормозных реакций, мешающих, например, открыто, конгруэнтно и спонтанно говорить о своих чувствах, должны были формироваться новые эксцитаторные условные рефлексы. Команда терапевтов и пациенты клиники всячески поддерживали любые эксцитаторные реакции пациентов, создавая новые, иногда сильно отличающиеся от реальных, условия поведения и побуждая пациентов к этим реакциям. Подкрепляя эксцитаторное поведение в своем тренинге, Сальтер подчеркивал значение спонтанности и принципа «здесь и теперь».

Несколько позже один из учеников и сотрудников Сальтера – Д. Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх "вхождения" в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях. Д. Вольпе подробно описал страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным; страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать "нет". В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Для терапии социальных страхов Д.Вольпе использовал метод систематической десенсибилизации, основанный на принципе контр-обусловливания. Разработанная им программа  «тренинга самоутверждения» получила широкое распространение в Америке и послужила базой для многочисленных программ тренинга ассертивности.

Позже психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи в сложном эксперименте с использованием факторного анализа обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности - наряду с дефицитом навыков социального поведения.

Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и Х.-В. Хёферта проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения - при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.

На "дефицит поведения" как на одну из причин неуверенности в себе первым обратил внимание А.Лазарус. Он предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал "дефицитом поведения", и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус также выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, - и для уверенности в себе. По А. Лазарусу,  взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Р.Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание концентрируется на этих установках и тормозит уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. В случае недостатка навыков возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность. Кроме этого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели. Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения. Таким образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Несмотря на многообразие подходов к феномену "уверенность", можно выделить два основных положения в понимании этого конструкта, сложившиеся как в российской, так и в зарубежной психологии: уверенность в правильности своих суждений и уверенность в себе. И. В. Вайнер называет их ситуативной и личностной уверенностью соответственно. Они взаимосвязаны и являются формами субъективной уверенности. При попадании в конкретную ситуацию формирование субъективной уверенности происходит, с одной стороны, благодаря опыту, уже имеющемуся у человека, с другой - благодаря системе отношений, сложившихся к данной ситуации. Этот опыт и отношения И. В. Вайнер условно назвал субъективным фоном. Согласно его мнению, возможны сочетания высокой личностной уверенности как с высокой, так и с низкой ситуативной уверенностью, причем для достижения высокой эффективности оптимальным является соотношение высокой личностной и низкой ситуативной уверенности.  Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач,  успешного достижения собственных целей. Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако, позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого "фундамента" этих оценок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.56 КБ
Файл statya.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические теории о вопросе уверенного поведения

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности.

Первоначально проблема уверенности изучалась в психиатрической и психотерапевтической практике, где она рассматривалась как один из симптомов сопровождающих расстройство личности и социальной адаптации.

Бурно М. Е. отмечает, что патологическая застенчивость /неуверенность психоаналитически объясняется «законсервировавшимся» комплексом Эдипа. Понятие застенчивость, по его мнению, в западной психиатрической практике было известно задолго до широкого распространения психоанализа. А. Дюга во Франции (1889 г.) писал, что застенчивый человек мучается застенчивостью, поскольку, «не смешиваясь» с людьми, не открываясь им, не знает себя, людей и настоящего отношения их к себе. [Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект, 1999. - С. 18 -20].

В работах по психотерапии дефензивности, И.А. Сикорский (1900г.) обозначает характерологические дефензивные расстройства термином «неполные или недоразвившиеся характеры», отмечает «присутствие тонко развитого чувства стыда». И.А. Сикорский видел психотерапевтическое лечение подобных расстройств в укреплении у пациента веры в себе.

В современной медицинской психологии Б.В. Зейгарник рассматривает нарушения уверенности в себе (застенчивость/неуверенность и агрессивность), как аномалию эмоционального состояния и мотивационной сферы душевно больных.

В психоаналитических работах внимание акцентируется на нарушениях уверенности в себе. По 3.Фрейду, уверенность в себе достигается при гармонии между компонентами личности: «Оно», «Эго», «Сверх-Я». Неуверенность, или застенчивость, представляет собой реакцию на неудовлетворение первичных потребностей «Оно». 3.Фрейд раскрывает нарушение уверенности в себе, основываясь на иррациональных моментах в психологии людей, и связывает застенчивость со стремлением к власти, превосходству над другими людьми. [З.Фрейд. Психоанализ. -М.]

А.Фрейд говорит об уверенности в себе в предпубертатном и пубертатном периоде, объясняя её формирование инстинктивной тревогой и особенностями структуры личности подростка. [А. Фрейд. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993. - С. 75 - 83.]

Согласно Э.Берну, уверенность во многом является продуктом человеческого сценария, основанного на «родительском предписании быть победителем». В связи с этим Э. Берн рассматривает уверенность в себе в виде отношения человека к своему «Я» и другим людям: «Я хороший, Ты хороший». Это позиция уверенного человека. Такой человек адекватно оценивает и принимает себя, а также уважает других. Люди с подобной установкой, как правило, становятся хорошими руководителями и сохраняют самоуважением и уважение к другим людям даже в самых крайних случаях. «Я плохой, Ты хороший». Это свойственно неуверенным в себе людям, склонным к самоунижению. Берн называет эту позицию «если бы только» и «я бы мог иметь». Для людей такого типа характерна застенчивость, низкие самооценки, непринятие себя. Эти люди часто добиваются многого в профессиональной деятельности, но практически никогда не бывают удовлетворены результатами своего труда. В основе лежит не истинное получение удовольствия от результатов своего труда, а желание «достичь многого, чтобы показать всем, «какой Я», достичь «реванша». «Я хороший, Ты плохой». Такая позиция присуща самоуверенным людям, склонным переоценивать свои возможности и недооценивать других. С такими людьми трудно общаться из-за их высоких требований по отношению к другим людям и низкой критичности к собственным поступкам. «Я плохой, Ты плохой». Эта позиция безнадежности, наиболее часто проявляющаяся в клинических случаях неуверенности. [Берн. Люди, которые играют в игры. – СПб,1996. — С. 203 – 207].

А. Адлер рассматривает уверенность в себе в контексте социального интереса личности и, как следствие целостности жизни, выделяет «стремление к совершенству». А. Адлер считает, что стремление к совершенству производно от чувства недостаточности. Появление чувства недостаточности знаменует начало стремления к совершенству, которое становится основной мотивационной силой. При этом А. Адлер отмечает, что иногда чувство недостаточности может перерастать в «комплекс неполноценности» - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Иногда, комплекс пробуждает механизм гиперкомпенсации и на этой почве формируется «комплекс превосходства» - склонность преувеличивать свои способности (физические, интеллектуальные, социальные), преодолевая постоянное чувство неполноценности. И в первом, и во втором случае имеет место нарушение уверенности. Описание данных нарушений уверенности во многом совпадают с описанием Э.Берна.

К.Хорни проблему нарушения уверенности связывает с проявлениями невротической личности. Невротические потребности, по ее мнению, присутствуют у всех людей и помогают им в жизненных ситуациях. Но невротиков отличает использование этих ситуаций не гибко, они склонны фиксироваться на какой-то одной из этих ситуаций, в чем проявляется отсутствие социальной гибкости и социальной компетентности в поведении и общении. Невротическая потребность в уверенности часто превращается в самоуверенность или в навязчивую идею неуверенности.

Э.Эриксон уверенность представляет в виде базального доверия, формирующегося на первом году жизни ребенка. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Формирование недоверия связано с такими проявлениями, как отстранение матери от ребенка (рождение другого ребенка или возвращение матери на прежнюю работу). Тот же результат имеет место, когда родители придерживаются противоположных принципов в воспитании или противоречат общепринятым социальным ценностям и нормам общества, а также, когда они не чувствуют себя уверенно в роли родителей. Это создает ситуацию двусмысленности, неопределенности, в результате чего у ребенка формируется чувство недоверия / неуверенности. Только при разрешении доверия и недоверия может вырасти уверенная личность, в противном же случае эта дилемма будет возникать на последующих стадиях развития личности. Впоследствии чувство доверия к окружающему социуму трансформируется в чувство уверенности.

Согласно бихевиоризму, уверенность в себе (ассертивность) - это следствие научения, приобретенная реакция успеха на социальный стимул. Нарушение уверенности в себе может возникать из-за негативного опыта общения с людьми, наблюдения за ситуациями неуспеха или отсутствие необходимых навыков общения; проблем с неадекватной самооценкой себя и своих действий, склонности к самоунижению.

И.М. Сеченов отмечал, что неуверенный человек чувствует страх почти постоянно, в любой ситуации. П.Вайнцвайг, утверждает, что главную роль играют внутренние страхи человека, связанные с прошлыми неудачами. При попадании в похожую ситуацию страх возобновляется и заставляет человека «обороняться», мешает ему нормально воспринимать жизнь, правильно ориентироваться в ней. Эти «оборонительные» действия в подсознании человека переходят в защитные механизмы и чаще всего ведут к занижению самооценки, презрению к себе, что означает снижение уровня уверенности.

Андре Сальтер, начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге "Условно-рефлекторная терапия". Ссылаясь на теорию И.П.Павлова,  Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности. Это:

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Сальтер говорит об экспрессивности и конгруэнтности поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

В созданной им клинике Сальтеру удалось добиться успехов при помощи составленного им свода правил по «переделке» «тормозной личности» в «эксцитаторную». Суть этой переделки состояла в том, что вместо выученных в ходе жизни тормозных реакций, мешающих, например, открыто, конгруэнтно и спонтанно говорить о своих чувствах, должны были формироваться новые эксцитаторные условные рефлексы. Команда терапевтов и пациенты клиники всячески поддерживали любые эксцитаторные реакции пациентов, создавая новые, иногда сильно отличающиеся от реальных, условия поведения и побуждая пациентов к этим реакциям. Подкрепляя эксцитаторное поведение в своем тренинге, Сальтер подчеркивал значение спонтанности и принципа «здесь и теперь».

Несколько позже один из учеников и сотрудников Сальтера – Д. Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх "вхождения" в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях. Д. Вольпе подробно описал страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным; страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать "нет". В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Для терапии социальных страхов Д.Вольпе использовал метод систематической десенсибилизации, основанный на принципе контр-обусловливания. Разработанная им программа  «тренинга самоутверждения» получила широкое распространение в Америке и послужила базой для многочисленных программ тренинга ассертивности.

Позже психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи в сложном эксперименте с использованием факторного анализа обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности - наряду с дефицитом навыков социального поведения.

Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и Х.-В. Хёферта проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения - при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.

На "дефицит поведения" как на одну из причин неуверенности в себе первым обратил внимание А.Лазарус. Он предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал "дефицитом поведения", и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус также выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, - и для уверенности в себе. По А. Лазарусу,  взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Р.Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание концентрируется на этих установках и тормозит уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. В случае недостатка навыков возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность. Кроме этого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели. Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения. Таким образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Несмотря на многообразие подходов к феномену "уверенность", можно выделить два основных положения в понимании этого конструкта, сложившиеся как в российской, так и в зарубежной психологии: уверенность в правильности своих суждений и уверенность в себе. И. В. Вайнер называет их ситуативной и личностной уверенностью соответственно. Они взаимосвязаны и являются формами субъективной уверенности. При попадании в конкретную ситуацию формирование субъективной уверенности происходит, с одной стороны, благодаря опыту, уже имеющемуся у человека, с другой - благодаря системе отношений, сложившихся к данной ситуации. Этот опыт и отношения И. В. Вайнер условно назвал субъективным фоном. Согласно его мнению, возможны сочетания высокой личностной уверенности как с высокой, так и с низкой ситуативной уверенностью, причем для достижения высокой эффективности оптимальным является соотношение высокой личностной и низкой ситуативной уверенности.  Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач,  успешного достижения собственных целей. Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако, позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого "фундамента" этих оценок.



Предварительный просмотр:

Психологические теории о вопросе уверенного поведения

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности.

Первоначально проблема уверенности изучалась в психиатрической и психотерапевтической практике, где она рассматривалась как один из симптомов сопровождающих расстройство личности и социальной адаптации.

Бурно М. Е. отмечает, что патологическая застенчивость /неуверенность психоаналитически объясняется «законсервировавшимся» комплексом Эдипа. Понятие застенчивость, по его мнению, в западной психиатрической практике было известно задолго до широкого распространения психоанализа. А. Дюга во Франции (1889 г.) писал, что застенчивый человек мучается застенчивостью, поскольку, «не смешиваясь» с людьми, не открываясь им, не знает себя, людей и настоящего отношения их к себе. [Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект, 1999. - С. 18 -20].

В работах по психотерапии дефензивности, И.А. Сикорский (1900г.) обозначает характерологические дефензивные расстройства термином «неполные или недоразвившиеся характеры», отмечает «присутствие тонко развитого чувства стыда». И.А. Сикорский видел психотерапевтическое лечение подобных расстройств в укреплении у пациента веры в себе.

В современной медицинской психологии Б.В. Зейгарник рассматривает нарушения уверенности в себе (застенчивость/неуверенность и агрессивность), как аномалию эмоционального состояния и мотивационной сферы душевно больных.

В психоаналитических работах внимание акцентируется на нарушениях уверенности в себе. По 3.Фрейду, уверенность в себе достигается при гармонии между компонентами личности: «Оно», «Эго», «Сверх-Я». Неуверенность, или застенчивость, представляет собой реакцию на неудовлетворение первичных потребностей «Оно». 3.Фрейд раскрывает нарушение уверенности в себе, основываясь на иррациональных моментах в психологии людей, и связывает застенчивость со стремлением к власти, превосходству над другими людьми. [З.Фрейд. Психоанализ. -М.]

А.Фрейд говорит об уверенности в себе в предпубертатном и пубертатном периоде, объясняя её формирование инстинктивной тревогой и особенностями структуры личности подростка. [А. Фрейд. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993. - С. 75 - 83.]

Согласно Э.Берну, уверенность во многом является продуктом человеческого сценария, основанного на «родительском предписании быть победителем». В связи с этим Э. Берн рассматривает уверенность в себе в виде отношения человека к своему «Я» и другим людям: «Я хороший, Ты хороший». Это позиция уверенного человека. Такой человек адекватно оценивает и принимает себя, а также уважает других. Люди с подобной установкой, как правило, становятся хорошими руководителями и сохраняют самоуважением и уважение к другим людям даже в самых крайних случаях. «Я плохой, Ты хороший». Это свойственно неуверенным в себе людям, склонным к самоунижению. Берн называет эту позицию «если бы только» и «я бы мог иметь». Для людей такого типа характерна застенчивость, низкие самооценки, непринятие себя. Эти люди часто добиваются многого в профессиональной деятельности, но практически никогда не бывают удовлетворены результатами своего труда. В основе лежит не истинное получение удовольствия от результатов своего труда, а желание «достичь многого, чтобы показать всем, «какой Я», достичь «реванша». «Я хороший, Ты плохой». Такая позиция присуща самоуверенным людям, склонным переоценивать свои возможности и недооценивать других. С такими людьми трудно общаться из-за их высоких требований по отношению к другим людям и низкой критичности к собственным поступкам. «Я плохой, Ты плохой». Эта позиция безнадежности, наиболее часто проявляющаяся в клинических случаях неуверенности. [Берн. Люди, которые играют в игры. – СПб,1996. — С. 203 – 207].

А. Адлер рассматривает уверенность в себе в контексте социального интереса личности и, как следствие целостности жизни, выделяет «стремление к совершенству». А. Адлер считает, что стремление к совершенству производно от чувства недостаточности. Появление чувства недостаточности знаменует начало стремления к совершенству, которое становится основной мотивационной силой. При этом А. Адлер отмечает, что иногда чувство недостаточности может перерастать в «комплекс неполноценности» - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Иногда, комплекс пробуждает механизм гиперкомпенсации и на этой почве формируется «комплекс превосходства» - склонность преувеличивать свои способности (физические, интеллектуальные, социальные), преодолевая постоянное чувство неполноценности. И в первом, и во втором случае имеет место нарушение уверенности. Описание данных нарушений уверенности во многом совпадают с описанием Э.Берна.

К.Хорни проблему нарушения уверенности связывает с проявлениями невротической личности. Невротические потребности, по ее мнению, присутствуют у всех людей и помогают им в жизненных ситуациях. Но невротиков отличает использование этих ситуаций не гибко, они склонны фиксироваться на какой-то одной из этих ситуаций, в чем проявляется отсутствие социальной гибкости и социальной компетентности в поведении и общении. Невротическая потребность в уверенности часто превращается в самоуверенность или в навязчивую идею неуверенности.

Э.Эриксон уверенность представляет в виде базального доверия, формирующегося на первом году жизни ребенка. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Формирование недоверия связано с такими проявлениями, как отстранение матери от ребенка (рождение другого ребенка или возвращение матери на прежнюю работу). Тот же результат имеет место, когда родители придерживаются противоположных принципов в воспитании или противоречат общепринятым социальным ценностям и нормам общества, а также, когда они не чувствуют себя уверенно в роли родителей. Это создает ситуацию двусмысленности, неопределенности, в результате чего у ребенка формируется чувство недоверия / неуверенности. Только при разрешении доверия и недоверия может вырасти уверенная личность, в противном же случае эта дилемма будет возникать на последующих стадиях развития личности. Впоследствии чувство доверия к окружающему социуму трансформируется в чувство уверенности.

Согласно бихевиоризму, уверенность в себе (ассертивность) - это следствие научения, приобретенная реакция успеха на социальный стимул. Нарушение уверенности в себе может возникать из-за негативного опыта общения с людьми, наблюдения за ситуациями неуспеха или отсутствие необходимых навыков общения; проблем с неадекватной самооценкой себя и своих действий, склонности к самоунижению.

И.М. Сеченов отмечал, что неуверенный человек чувствует страх почти постоянно, в любой ситуации. П.Вайнцвайг, утверждает, что главную роль играют внутренние страхи человека, связанные с прошлыми неудачами. При попадании в похожую ситуацию страх возобновляется и заставляет человека «обороняться», мешает ему нормально воспринимать жизнь, правильно ориентироваться в ней. Эти «оборонительные» действия в подсознании человека переходят в защитные механизмы и чаще всего ведут к занижению самооценки, презрению к себе, что означает снижение уровня уверенности.

Андре Сальтер, начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге "Условно-рефлекторная терапия". Ссылаясь на теорию И.П.Павлова,  Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности. Это:

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Сальтер говорит об экспрессивности и конгруэнтности поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

В созданной им клинике Сальтеру удалось добиться успехов при помощи составленного им свода правил по «переделке» «тормозной личности» в «эксцитаторную». Суть этой переделки состояла в том, что вместо выученных в ходе жизни тормозных реакций, мешающих, например, открыто, конгруэнтно и спонтанно говорить о своих чувствах, должны были формироваться новые эксцитаторные условные рефлексы. Команда терапевтов и пациенты клиники всячески поддерживали любые эксцитаторные реакции пациентов, создавая новые, иногда сильно отличающиеся от реальных, условия поведения и побуждая пациентов к этим реакциям. Подкрепляя эксцитаторное поведение в своем тренинге, Сальтер подчеркивал значение спонтанности и принципа «здесь и теперь».

Несколько позже один из учеников и сотрудников Сальтера – Д. Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх "вхождения" в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях. Д. Вольпе подробно описал страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным; страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать "нет". В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Для терапии социальных страхов Д.Вольпе использовал метод систематической десенсибилизации, основанный на принципе контр-обусловливания. Разработанная им программа  «тренинга самоутверждения» получила широкое распространение в Америке и послужила базой для многочисленных программ тренинга ассертивности.

Позже психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи в сложном эксперименте с использованием факторного анализа обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности - наряду с дефицитом навыков социального поведения.

Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и Х.-В. Хёферта проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения - при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.

На "дефицит поведения" как на одну из причин неуверенности в себе первым обратил внимание А.Лазарус. Он предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал "дефицитом поведения", и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус также выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, - и для уверенности в себе. По А. Лазарусу,  взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Р.Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание концентрируется на этих установках и тормозит уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. В случае недостатка навыков возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность. Кроме этого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели. Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения. Таким образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Несмотря на многообразие подходов к феномену "уверенность", можно выделить два основных положения в понимании этого конструкта, сложившиеся как в российской, так и в зарубежной психологии: уверенность в правильности своих суждений и уверенность в себе. И. В. Вайнер называет их ситуативной и личностной уверенностью соответственно. Они взаимосвязаны и являются формами субъективной уверенности. При попадании в конкретную ситуацию формирование субъективной уверенности происходит, с одной стороны, благодаря опыту, уже имеющемуся у человека, с другой - благодаря системе отношений, сложившихся к данной ситуации. Этот опыт и отношения И. В. Вайнер условно назвал субъективным фоном. Согласно его мнению, возможны сочетания высокой личностной уверенности как с высокой, так и с низкой ситуативной уверенностью, причем для достижения высокой эффективности оптимальным является соотношение высокой личностной и низкой ситуативной уверенности.  Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач,  успешного достижения собственных целей. Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако, позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого "фундамента" этих оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уверенное поведение"

понятие уверенного поведения и методы обретения уверенности в себе....

Организация работы психологической службы по вопросам профилактики суицидального поведения учащихся

Для запобігання суїцидів у дітей потрібно зробити наступне:- Вселяти у дітей впевненість у свої сили і можливості;- Навіювати їм оптимізм і надію;- Виявляти співчуття і розуміння;- Здійснювати контрол...

Учет факторов формирования социально-уверенного поведения детей и подростков в работе педагога с родителями и ребенком.

Выступление на методическом объединении педагоговдополнительного образования, педагогов-психологов и социальных педагогов ГБОУ ДО ЦПМСС "Живые потоки"...

Занятие по профилактике зависимого поведения для обучающихся 7 – 9-х классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать: "Нет!""

Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ...