Конспект для внеклассного мероприятия "Коллаж"
план-конспект занятия (9 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма
Психологический коллаж
(Мероприятие социального педагога)
Подготовила:
Пряхина Елена Александровна
2021 год
Психологический коллаж
(Мероприятие социального педагога)
Когда ваши мечты будут сильнее ваших страхов
- они начнут сбываться
Николай Александрович Булгаков
Цели:
- получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
- выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
- развить художественные способности и повысить самооценку; чувство удовлетворения;
- проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
- проработать мысли и чувства, которые привыкли подавлять.
Оборудование: картинки, карандаши, ватман, ножницы, клей, ручки.
«Коллаж в арт-терапии»
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и социальными педагогами. Можно сказать, что во время арт-терапии человек получает важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Использование техники коллажа
Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые человеком картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними. Процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным для участников любого возраста. Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему. Коллаж как техника арт-терапии чаще используется в групповой работе.
Коллаж можно использовать на начальных этапах работы в арт-терапевтическом режиме, особенно с участниками групп или клиентами, у которых силен стереотип «Я не умею рисовать». А вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу может каждый.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создаёт очень благоприятную для творчества атмосферу.
Возможные темы для коллажей
Я замечательный (для повышения самооценки, осознания своих позитивных качеств).
Мне нравится, мне интересно (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу).
Моя школа (моя учительница, мои одноклассники и т.д.).
Моё будущее (будущее, о котором мечтаю…).
Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр.)
Моя семья….
Кем я могу быть (мои профессии).
Сделай мир добрее
Защитим планету
Одиночество.
Любовь.
Лидер – это… .
Моя группа … .
Мир, в котором я живу.
Моя страна.
При анализе коллажей важно обращать внимание на следующие диагностические критерии:
1. Отношение к своему продукту (коллажу) – нравится или нет. Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.
2. Время, затраченное на процесс и аккуратность, и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).
3. Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.
4. Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.
5. Чёткость вырезания картинок (например, все вырезки прямоугольной формы), наличие чётких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.
6. Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, осознавания своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, можно выйти на достаточно глубокие темы.
7. Желание уничтожить свою работу как завершённую, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо травматичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт.
8. Подводя итоги работы, участники с удивлением и удовлетворением отмечают, что коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проясняет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека.
Вступительная беседа: визуализация (установка):
Закройте глаза. Сядьте удобно и положите руки на колени. Представьте, вы находитесь в школе, вас окружают ваши друзья, знакомые, учителя. Постарайтесь закрытыми глазами посмотреть вокруг себя. Что вас радует, а что беспокоит? Почувствуйте атмосферу, запах школы, учебников. Нравится ли вам этот запах? Какие звуки вас успокаивают, а какие раздражают и какие ощущения появились у вас от этих звуков? Посмотрите на себя в школьной форме. Как вы себя в ней чувствуете? Что вам в ней нравится или наоборот, вы хотите снять её как можно быстрее.… Находясь в школе, сбылись ли ваши ожидания или появилась тревога: что-то вы не доделали, что-то не досказали. Общаясь с учителями, что вы чувствуете - радость или тревогу. А теперь, не открывая глаз, подумайте, как вы себя чувствуете в целом в школе. И сейчас, когда вы откроете глаза, ни с кем не общаясь, молча, возьмите журналы, просмотрите их. Выберите себе картинки, которые как вы считаете, подходят для создания вашего коллажа. Вырежете их и наклейте на листок.
Вопросы для беседы с участником
- Как называется коллаж, что Вы на нем создали?
- Скакой сферой (семья, личное, здоровье, друзья, саморазвитие, духовное, отдых, досуг) жизни связаны разные части Вашей работы?
- Если предположить, сто слева – прошлое, справа – будущее, середина – настоящее время Вашей жизни, то, что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?
- Если предположить, что верхняя часть – мысли, мечты, нижняя часть – дела и поступки, средняя часть – эмоционально окрашенные стороны жизни, социальные отношения, то что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?
- Какие изображения накладываются одно на другое, про что это для Вас?
- Какая часть Вашего коллажа самая информативная?
- Какую смысловую нагрузку несет Ваша работа, о каких главных жизненных задачах она?
Духовный уровень (мысли, фантазии) |
Социальный уровень (контакты) |
Поведенческий уровень (дела, поступки) |
Прошлое | Настоящее | Будущее |
Посмотрите, чем наполнена каждая сфера.
Обьемы и размеры картинок – от этого зависит исполнение по времени.
Как расположены? (перекрывают, на расстоянии).
Картинка сверху берет энергию снизу.
Сначала исполняется нижнее, а затем верхнее.
Пустой или переполненный – это говорит о внутренних ресурсах.
Пока картинки не приклеены можно что-то изменить.
Упражнение «Мои ожидания»
С какими трудностями вы столкнулись во время тренинга?
Легко ли вам было выполнять предложенные упражнения?
Какие эмоции вы сейчас испытываете?
Как на вас повлиял тренинг?
Помог ли тренинг в чем-либо? Если да, то в чем?
Заключение.
Арт-терапия - направление практической психологии, в рамках которого посредством искусства проводится мягкая психотерапевтическая работа. Арт-терапия позволяет расслабиться, преодолеть внутреннее напряжение и конфликты, раскрыть творческий потенциал. Методы арт-терапии успешно применяются как в ходе психотерапевтической работы с детьми, так и с взрослыми.
Коллаж - это рассказ, запечатлённый в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа это слово или фраза, коллаж целиком это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат.
В психологии изготовление коллажей позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что даёт возможность лучше осознать себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов "Что мы сажаем ,сажая леса..."
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов. Состоит из теоретической и практической части...
Конспект интегрированного внеклассного мероприятия (история +математика ) в 8 классе «Виртуальная экскурсия по Невскому проспекту»
Интегрированное внеклассное мероприятие (история +математика ) в 8 классе...
План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"
Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина
Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....
Конспект коррекционного внеклассного занятия по ИЗО и Развитию речи. Тема: Раскрашивание предметных картинок масляными красками. Формирование обобщённых понятий.
Конспект коррекционного внеклассного занятия по ИЗО и Развитию речи. Тема: "Раскрашивание предметных картинок масляными красками. Формирование обобщённых понятий". Занятие в 6 классе для детией ...