Методические материалы для организации внеаудиторных мероприятий по правовому просвещению и воспитанию (в помощь руководителям академических групп)
классный час (11 класс)
Социальные диктанты. Теория+практическая часть. Можно применять при проведении воспитательных часов, иных мероприятий познавательного, воспитательного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy_po_pravovomu_prosveshcheniyu_blagodarnyy_glichenko_m.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КОЛЛЕДЖ
ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
Методические материалы
для организации внеаудиторных мероприятий
по правовому просвещению и воспитанию
(в помощь руководителям академических групп)
Составители:
Социальный педагог Благодарный М.А.
Педагог-организатор Гличенко М.И.
2020
Тема 1. Предотвращения нарушения прав ребенка.Право и закон.
Ваша ближайшая цель — найти, определить и занять свое место в обществе.Общество — это сложный механизм, который создан, функционирует и развивается по определенным законам, в рамках определенных правил.Ты — частичка общества, и насколько гармоничным будет ваше сосуществование, зависит преимущественно от тебя.
Вся жизнь человека в обществе, в государстве происходит в рамках правовых и социальных норм.Человек от рождения наделен правами, а со временем, в процессе жизни, после достижения установленного возраста, приобретает обязанностей перед обществом и правовой ответственности за свои действия.
Однако запомни: рядом с тобой живут люди, которые также имеют права.Поэтому реализовывать свои права, не нарушая при этом прав и интересов других лиц, — это своеобразное искусство.Достичь такого баланса возможно не только благодаря высокой правовой сознательности, грамотности или из-за страха перед ответственностью, а прежде всего тогда, когда ты в своих действиях руководствуешься совестью, порядочностью, человечностью, добрыми намерениями, честностью, уважением к другим.
Важнейшие для человека и общества — отношения, упорядоченные нормами права, то есть нормами, записанными в законах, и каждый человек находится под их влиянием.
Сейчас наша страна продвигается по пути построения правового государства.В этот период очень важно формирование у всего народа государства нового правового мышления, высокого уровня правовой культуры, приобретение знаний о жизненно необходимых законах и умение использовать их в повседневной жизни.Ты не должен быть в стороне указанных процессов, поскольку молодежь — это та сила, которая способна осуществить преобразования к лучшему и обеспечить государству справедливое будущее.
Неправомерное поведение
Сегодня наша страна — на пути к правовому государству, в которой приоритет права будет первоочередным. Поэтому если ты сегодня воспитаешь в себе уважение к праву, если его требования станут твоими личными убеждениями, а повседневное соблюдение юридических норм — привычкой, тебе гарантировано комфортное место в обществе.
В соответствии с требованиями правовых норм, поведение человека бывает правомерно или неправомерно.Если правомерное поведение является общественно необходимым, желанным и допустимым, заключается в осуществлении норм права, при этом гарантируется и охраняется государством, то неправомерное поведение — такое, которое противоречит действующим нормам права.Различают следующие виды правонарушений: нарушение и преступления.В свою очередь, нарушения бывают административными, гражданско-правовым и дисциплинарными.Они не являются общественно опасными и не влекут за собой уголовного наказания.
Преступление — это вид правонарушения, которое определяется уголовным законодательством как общественно опасное деяние или бездействие лица, достигшего определенного возраста, посягающее на общественный или государственный строй страны, ее политическую или экономическую системы, собственность, личность, гражданские, экономические, политические и другие права и свободы.Незнание закона не освобождает от ответственности.
Ответственность несовершеннолетних.
Предусмотрена законодательством правовая ответственность лиц, не достигших восемнадцати лет.Уголовнойответственности подлежат лица, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет, а также лица от 14 до 16 лет, если они совершили такие преступления как убийство, изнасилование, злостное или особо злостное хулиганство, кражу.С этого возраста они несут ответственность и за покушение на эти преступления или соучастие в них.Административной ответственности подлежат несовершеннолетние, которые на момент совершения ими административных нарушений достигли 16 лет.В случаях, когда это предусмотрено законодательством, такие лица могут привлекаться к административной ответственности.
Творческое задание:
Вариант 1: Ответьте на вопрос: «Почему люди совершают правонарушения?»
Вариант 2: Ответьте на вопрос: «Что необходимо сделать для предотвращения преступности?»
Тема 2. Права несовершеннолетних в трудовых отношениях.
Законодательство устанавливает ограничения в приеме на работу несовершеннолетних: разрешается заключать трудовой договор с лицами, достигшими 16-летнего возраста.С письменного согласия одного из родителей на работу могут приниматься лица с 15 лет, а в свободное от учебы время — с 14 лет.
Несовершеннолетние, при трудоустройстве, должны пройти медицинский осмотр.Ежегодный медицинский осмотр несовершеннолетних проводится за счет предприятия, и за его период сохраняется средняя заработная плата.
Законодательство о труде учитывает, что несовершеннолетние не могут работать наравне со взрослыми.Поэтому для несовершеннолетних устанавливают иные (более легкие) условия труда.Запрещено допускать несовершеннолетних, которым еще не исполнилось 15 лет, к длительной работе по подъему и перемещению грузов.Суммарная работа несовершеннолетнего с грузами не должна превышать трети рабочего дня или смены.
Поскольку физическое развитие несовершеннолетних еще не завершилось, закон позволяет им работать меньшую продолжительность времени, чем для взрослых: работники 15-16 лет работают 24 часа в неделю, а 16-18 лет — 36 часов.
Заработная плата работникам младше восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Оплата труда учащихся образовательных учреждений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.Предприятия могут устанавливать ученикам доплаты к заработной плате.
Законодательством запрещено привлекать несовершеннолетних к работе ночью, а также к работе в праздничные дни и к сверхурочным работам.
Увольнение работников моложе восемнадцати лет, по инициативе владельца или уполномоченного им органа допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной комиссии по делам несовершеннолетних.
Творческое задание:
Вариант 1: Ответьте на вопрос: «Хотел бы ты работать в свободное от учебы время?»
Вариант 2: Ответьте на вопрос: «Что побуждает тебя к поиску работы?»
Тема 3. Детский труд.
Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления и признания концепций безопасности труда и прав детей области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Среди видов детского труда, существующих в некоторых странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино, театр, эстрада).
Однако дети часто бывают вовлечены и в различные виды преступной деятельности, в том числе проституцию и порнографию. В некоторых странах Африки детей вооружают и заставляют участвовать в боевых действиях.
ООН и Международная организация труда рассматривают детский труд как эксплуатацию.
Статья 32 Конвенции о правах ребёнка гарантирует «на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию»
Детский труд может быть рассмотрен и как следствие нищеты и низкого уровня развития общества. Одна из основных причин, вынуждающих детей работать состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание. Немаловажную роль играет воля взрослых, которые могут использовать незащищённость детей в своих целях. Также играют роль социальные и культурные традиции, которые могут восприниматься неоднозначно (предлагаем обсудить бытующие высказывания) например:
— мнение о том, что труд способствует формированию характера и развитию навыков детей;
— традиция преемственности профессии;
— убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, в связи с их традиционной ролью домохозяек.
Вышеуказанные традиции могут быть настолько сильны, что дети, а также и родители могут не осознавать, что детский труд незаконен и противоречит интересам самих детей.
Творческое задание:
Вариант 1: Ответьте на вопрос: «Почему, по твоему мнению, некоторые дети вынуждены работать?»
Вариант 2: Ответьте на вопрос: «Твои предложения по предотвращению вовлечения детей в незаконные формы труда».
Тема 3. Торговля людьми.
Торговля людьми — это современная форма рабства.Основными элементами в акте торговли являются: обман, насилие, долговая кабала, эксплуатация с корыстной целью.Бедность и отсутствие экономических возможностей делает женщин и детей потенциальными жертвами торговцев людьми, которые связаны с международными преступными организациями.Многие из тех, кто согласился на предложения трудоустройства, которые были предложены, на первый взгляд, легитимными источниками, оказываются в ситуациях, где их документы уничтожены, им самим или их семьям угрожают расправой, или они оказываются в долговой кабале, которой невозможно избавиться.Хотя женщины и дети становятся преимущественно потенциальными жертвами сексуальной индустрии, однако торговля людьми не ограничивается сексуальной эксплуатацией.Торговля людьми также включает в себя лиц, пострадавших от «принудительных» браков, или которые были проданы на рынке труда, например, на производства, сельскохозяйственные плантации и домашнюю работу.
Предупреждение торговли людьми требует различных подходов.Нужно улучшать уровень осведомленности населения, укреплять усилия организаций по борьбе с торговлей людьми.Выполнение несложных правил поможет вам избежать современной формы рабства:
— никому не доверяйте ваш паспорт; документы, удостоверяющие вашу личность, всегда должны находиться только у вас;
— если вы собираетесь работать или учиться, позаботьтесь, чтобы ваш контракт был написан на понятном вам языке, а также, чтобы условия, место и время вашей будущей работы были четко оговорены;
— оставьте дома или своим друзьям подробную информацию о своем пребывании за границей с адресом и контактными телефонами, а также копию своего паспорта и контракта; мы бы также рекомендовали бы оставить свое фото и адреса ваших иностранных друзей;
— знание хотя бы элементарных слов иностранного языка значительно облегчит ваше пребывание за границей и выручит в трудную минуту.
Творческое задание:
Вариант 1: Ответьте на вопрос: «Что тебе известно о путях предотвращения торговлей людьми?»
Вариант 2: Ответьте на вопрос: «Достаточно ли внимания уделяют средства массовой информации освещению проблемы современных форм рабства?»
Тема 4. Гендерное равенство.
Гендер — очерченный набор характеристик в культурном аспекте, определяющий социальное поведение женщин и мужчин и отношения между ними.
Гендер касается не просто женщин или мужчин, но и отношений между ними и путей их социального развития.Подобно концепции класса, расы и этничности, концепция гендера является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.
Гендерное равенство означает, что женщины и мужчины пользуются одинаковым статусом, женщины и мужчины имеют одинаковые условия для реализации всех прав человека и возможность вносить вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное развитие и пользоваться результатами этой деятельности.Сегодня концепция гендера определяет, что иногда необходимо различное отношение к женщинам и мужчинам для достижения тождества результатов с точки зрения условия жизни или для компенсации дискриминации в прошлом.
Гендерная дискриминация — любые различия, исключения или ограничения по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической , социальной, общественный или любой другой области.
Творческое задание:
Вариант 1: Ответьте на вопрос: «Удивляет ли Вас женщина, работающая по «мужской» профессии?»
Вариант 2: Ответьте на вопрос: «Что Вы думаете, когда видите плачущего мужчину? Почему?»
Тема 5. Насилие в семье.
Все общечеловеческие проблемы начинаются в семье.
Семья формирует мировоззренческие ориентиры и систему ценностей молодого поколения.Поэтому знание своих прав и уважение к правам других помогает нам предотвратить многие семейные конфликты.
Больше всего страдают от насилия в семье женщины и дети.Так сложилось, что традиционно женщина не была равноправной в семье — она слабее физически.Мужчина, считавшийся кормильцем семьи, часто мог обругать женщину и даже побить, а что уж говорить о детях?Все мы часто переносим свой гнев именно на них.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы. Как следствие — серьезный вред здоровью, развитию и социализации ребенка, нередко — угроза его жизни или даже смерть.
Насилие в семье — любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического характера одного члена семьи в отношении другого, если эти действия нарушают конституционные права и свободы другого члена семьи, как человека и гражданина и наносят ему моральный, физический или психологический вред.
Творческое задание:
Вариант 1: Ответьте на вопрос: «Что можно изменить в отношениях в семье, чтобы сделать их равноправными, дружными, предотвратить насилие?»
Вариант 2: Ответьте на вопрос: «Влияют ли средства массовой информации на увеличение случаев насилия в семье?»
Тема 6. Профилактика негативных привычек.
Целесообразно или нецелесообразно курить?
Каждый из нас стремится быть сильным, привлекательным, иметь хорошую работу, счастливую личную жизнь. А сколько мечтаний, которые могли бы осуществиться? Осуществляя их, мы постоянно сталкиваемся с различными препятствиями, пытаемся их преодолеть и двигаться вперед. Не всегда легко удается нам достичь поставленной цели, но при желании, рано или поздно, мы осуществляем свои намерения. Тогда почему же способом решения наших проблем должно быть табак? Почему растение должно быть «определителем» нашей судьбы?
Некоторые молодые люди считают, что в подростковом возрасте, когда ты здоров и силен, можно курить, а потом можно бросить в любой момент. К сожалению, это не так просто. Человеку очень трудно не закурить в тех случаях и в то время, когда он привык курить. Организм уже привык к никотину и желание зажечь сигарету становится невыносимым, однако некоторым удается одержать победу над этой привычкой и убедиться, что без курения можно обойтись.
Поэтому, чтобы не иметь подобных проблем — лучше не начинать курить.
Алкогольная зависимость.
Говоря об алкоголе, часто употребляется термин «алкогольная зависимость», это потому, что алкоголь — вещество, от злоупотребления которым можно попасть в зависимость. Универсальной особенностью алкоголя является его способность изменять состояние сознания, именно поэтому многие люди считают употребление алкоголя традиционным и необходимым элементом жизни. Алкогольное поведение формируется с помощью таких факторов: избыток свободного времени, денег, соответствующая компания, доступность алкоголя.
В большинстве случаев подростки начинают пить из-за того, что это делают другие. Но существует много причин, чтобы не начинать употреблять алкогольные напитки.
Алкоголь влияет на мозг, он тормозит работу тех мозговых центров, отвечающих за высшую деятельность человека (интеллект, совесть, возможность критической оценки ситуации, уровень культуры). Поэтому часто случается так, что люди, которые собрались на беседу за рюмкой, заканчивают встречу ссорой или дракой. Вследствие употребления алкоголя у человека развивается грубость, эгоизм, моральная распущенность, деградация личности.
Кроме того, у людей, которые много пьют, увеличивается и начинает хуже работать печень, возникают заболевания мозга, сердца, желудка, кишечника.
Наркомания.
Наркомания — это болезненное увлечение некоторыми веществами, лекарствами, которые парализуют центральную нервную систему. Наиболее распространенными среди них являются: опий, гашиш, снотворные средства, стимуляторы центральной нервной системы, героин. Опасность представляет любой наркотик, и даже одноразовое его использование может оказаться достаточным для возникновения негативных последствий. После повторных применений начинается формирование зависимости. Под действием наркотиков сгорают нервные клетки, резко снижаются защитные реакции организма, человек быстро подвергается заболеваниям. Наркотики вызывают предраковые процессы в легких, атрофию мозга, разрушение крови.
Пристрастие к наркотикам — это моральное и физическое самоуничтожение. Наркоман становится черствым, эгоистичным, мелочным, раздражительным, ему безразлична судьба близких людей. Любым путем он пытается получить свою дозу наркотика. Для достижения этой цели наркоманы идут на все: ложь, насилие, воровство и даже убийство.
При любых обстоятельств — из любопытства, или из чувства товарищества — не употребляйте наркотиков. Помните, что это не захватывающая приключение, не приятное времяпрепровождение, а болезнь, которая почти не излечима: страшная, изнурительная, разрушительная!
Творческое задание:
Вариант 1: Ответьте на вопрос: «Как ты относишься к людям, которые употребляют алкогольные напитки?»
Вариант 2: Ответьте на вопрос: «Какие слова ты хотел бы сказать людям, которые имеют какую-либо зависимость?»
Тема 7. Что такое СПИД и почему он опасен?
СПИД — это сокращенное название болезни «синдром приобретенного иммунного дефицита», которая разрушает защитную систему человеческого организма. СПИД не передается от поколения к поколению, как, например, цвет волос, глаз, форма носа. Эта болезнь приобретается в течение жизни. Иными словами, СПИДом можно заболеть только в том случае, если заразиться от больного человека. Вызывается он вирусом иммунодефицита или коротко ВИЧ.
Вирусы не могут существовать и размножаться без участия клеток других живых существ. Поэтому вирусы ищут подходящие живые клетки, проникают в них, отбирают питательные вещества, размножаются внутри жертвы, выходят наружу и атакуют соседние клетки.
ВИЧ опасен тем, что организм победить его не может. ВИЧ поражает и уничтожает белые кровяные тельца. Молодые вирусы при этом высвобождаются и отправляются на поиски новых кровяных телец, которые погибают один за другим. А без них организм становится беззащитным. Поэтому этот вирус опасен тем, что разрушает защитные силы организма, а из-за этого больные СПИДом умирают от любой инфекции, даже от обычной простуды.
Как уберечь себя от ВИЧ?
Хотя о ВИЧ многое известно, лекарств, способных влиять на него, еще не создано. Над этим работают ученые всего мира. Людей же от несчастья может спасти одно: каждый должен уметь заботиться о личной безопасности, чтобы не заразиться страшным вирусом.
Если хотите уберечься от ВИЧ — избегайте контакта с жидкостями из организма другого человека. Остерегайтесь любого контакта с чужой кровью.
Никогда не пользуйтесь чужими маникюрными ножницами, зубной щеткой. Попросите родителей купить эти предметы для вашего личного пользования.
Знайте, что инъекции должны производиться одноразовыми шприцами. Иглы для прокалывания ушей должны быть тщательно продезинфицированы — эту процедуру нужно проводить только у специалиста.
Творческое задание:
Вариант 1: Ответьте на вопрос: «Пути передачи ВИЧ?»
Вариант 2: Ответьте на вопрос: «Меры профилактики ВИЧ?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»
Автор этой статьи в течение пяти лет занимаеться проэктной деятельностью. Данная статья поможет методически разрабатывать поекты....
Методические материалы по организации и проведению туристско-краеведческих мероприятий в условиях летнего загородного лагеря (центра)
В брошюре собран материал по вопросам организации туристско-краеведческой работы в загородном летнем лагере. Даются практические рекомендации, материалы реализации программы профильной сме...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при написании доклада по истории
Методические рекомендации для студентов при написании доклада по истории, а также примерные темы докладов....
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»
Данные методические рекомендации, предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...
Учебно - методическое пособие по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ПМ.03 Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале
ПМ.03 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ИХ В МАТЕРИАЛЕдля подготовки квалифицированных рабочих попрофессии начального профессионального образования262019.01 ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУна ба...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык, в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Методические рекомендации по немецкому языку для студентов СПО....