Рабочая программа "Этика"
рабочая программа (8, 9 класс)
Рабочая программа за курс «Этика» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА «Коррекционная школа интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ РА «Коррекционная школа-интернат» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Этика»
за курс с 8 по 9 классы
г. Горно-Алтайск
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа за курс «Этика» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА «Коррекционная школа интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Этика в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ставит перед собой основную задачу научить ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личность. Обучение элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
Коррекционный курс «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро – нравственно-этические знания. Помимо собственно этнических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этнических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.
Цель коррекционного курса «Этика» является достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте обучающихся.
На данный коррекционный курс отведено:
- в 8 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год;
- в 9 классе 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год;
Планируемые предметные результаты освоения коррекционного курса
Освоение обучающимися коррекционного курса «Этика» предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
8 класс
Личные результаты:
-высказывать свое отношение, и мнение к этическим нормам;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
-представление людей о добре и зле; -влияние добрых и недобрых поступков человека на его характер, по отношению к нему других людей; -высказывание отношения к поступкам героев литератур- ных произведений (кинофиль- мов), одноклассников, сверст- ников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах. | -эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества; - идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека; -аргументированная оценка поступков героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми. |
9 класс
Личные результаты:
- осознание себя как гражданина России;
-формирование чувства гордости за свою Родину;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
-представления о некоторых этических нормах; -уметь определять причины конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, в семье и находить возможнос ти и способы их преодоления; -иметь представление о семье, ее значении в жизни человека и общества. | -системно и последовательно изучать истоки и причины возникновения социальных норм, поведения человека, добиваться понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях; -понимать сущность дружбы, ее основ, правил взаимоотношений между товарищами, способов различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.; -понимать особенности окружающих их людей, опираясь на анализ собственных ощущений, размышления, примеры поведения; -уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. -уметь использовать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка. |
Содержание коррекционного курса
8 класс
Раздел I. Введение.
Понятие этики. Цели и задачи изучение этики. Нравственные правила в обществе.
Раздел II. Понять самого себя.
Человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле; представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью).
Представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми. Представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.
Раздел III. Отношения товарищества.
Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.
Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека; условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.
Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.
Раздел IV. Представления людей о добре и зле. Идеал.
Представления людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло. Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества.
Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность.
Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека.
Нравственный идеал людей различных эпох. Идеал действительный и иллюзорный.
Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей: любовь - ненависть; благородство - низость; бесстрашие - страх; мужество - трусость; стыд - бесстыдство; щедрость - скупость; мудрость - глупость; милосердие - жестокость; мягкость - грубость; доброжелательность - зависть.
Раздел V. Взаимоотношения с родителями.
Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.). Родственники и родственные отношения.
Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи, состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами). Ролевые, социальные функции членов семьи.
Значение родителей для ребенка: тепло, поддержка, ощущение защищенности; власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение); образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.
Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания; любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение; подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей. Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.
Ребенок в жизни семьи.
Конфликты с родителями. Причины конфликтов: отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к гиперопеке, постоянная тревога за детей; повышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству; смена авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям; непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка; разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т. д.Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.
9 класс
Раздел I. Введение.
Этика – наука о правилах поведения. Поступки человека – зеркало его души.
Раздел II. Условия, влияющие на деятельность человека.
Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление). Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.
Раздел III. Семья.
Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток.
Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.
Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Нравственность. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей - нравственная основа будущего благополучия семьи).
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
I четверть (8 ч.) | ||||
Раздел I. Введение. | ||||
1 | Понятие этики. | 1 | ||
Раздел II. Понять самого себя. | ||||
2 | Человек как биологический вид. | 1 | ||
3 | Индивидуальные особенности каждого человека. | 1 | ||
4 | Основные виды деятельности на разных возрастных этапах. | 1 | ||
Раздел III. Отношения товарищества. | ||||
5 | Дружба – чувство, присущее человеку. | 1 | ||
6 | Типы дружеских отношений. | 1 | ||
7 | Возникновение конфликтов в отношениях друзей. | 1 | ||
8 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
II четверть (8 ч.) | ||||
Раздел IV. Представления людей о добре и зле. Идеал. | ||||
9 | Этика – результат жизненного опыта людей. | 1 | ||
10 | Что такое зло? | 1 | ||
11 | Что такое добро? | 1 | ||
12 | Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества. | 1 | ||
13 | Влияние поступков человека на его характер. | 1 | ||
14 | Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность. | 1 | ||
15 | Идеал. | 1 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
III четверть (10 ч.) | ||||
Раздел V. Взаимоотношения с родителями. | ||||
17 | Разные взрослые. | 1 | ||
18 | Что такое семья. | 1 | ||
19 | Семья в жизни человека. | 1 | ||
20 | Место и роль ребенка в семье. | 1 | ||
21 | Связи в семье. | 1 | ||
22 | Влияние семьи на формирование личности. | 1 | ||
23 | Ролевые, социальные функции членов семьи. | 1 | ||
24 | Значение родителей для ребенка. | 1 | ||
25 | Стиль взаимоотношений родителей. | 1 | ||
26 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
IV четверть (9 ч.) | ||||
27 | Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка. | 1 | ||
28 | Ребенок в жизни семьи. | 1 | ||
29 | Конфликты с родителями. | 1 | ||
30 | Конфликты с родителями. | 1 | ||
31 | Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. | 1 | ||
32 | Правила поведения в семье. | 1 | ||
33 | Правила поведения в семье. | 1 | ||
34 | Эмоциональное отношение к нравственным нормам. | 1 | ||
35 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
8 класс
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание, причина корректировки | Согласование с заместителем директора | Дата проведения | Подпись лица внесшего запись |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
I четверть (8 ч.) | ||||
Раздел I.Введение. | ||||
1 | Этика – наука о правилах поведения. | 1 | ||
2 | Поступки человека – зеркало его души. | 1 | ||
Раздел II.Условия, влияющие на деятельность человека. | ||||
3 | Что такое совесть. | 1 | ||
4 | Что такое долг. | 1 | ||
5 | Что такое общественное мнение. | 1 | ||
6 | Свобода, необходимость, ответственность. | 1 | ||
7 | Роль и значение свободы, необходимости в поведении человека, принятие решений. | 1 | ||
8 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
II четверть (8 ч.) | ||||
9 | Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки. | 1 | ||
10 | Что такое мораль и право. | 1 | ||
11 | История происхождения некоторых правовых норм. | 1 | ||
12 | Взаимосвязь морали и права. | 1 | ||
13 | Деяния, направленные против другой личности. | 1 | ||
14 | Наказание за проступки. | 1 | ||
15 | Общие представления об уголовном праве. | 1 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
III четверть (10 ч.) | ||||
17 | Ответственность по уголовному праву. | 1 | ||
18 | Общие представления об административном праве. | 1 | ||
19 | Ответственность по административному праву. | 1 | ||
20 | Общие представления о трудовом праве. | 1 | ||
21 | Общие представления о трудовом праве | 1 | ||
22 | Общие представления о гражданском праве. | 1 | ||
23 | Нравственное и безнравственное поведение группы людей, их оценка обществом, государством. | 1 | ||
Раздел III. Семья. | ||||
24 | Что такое любовь и счастье. | 1 | ||
25 | Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. | 1 | ||
26 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
IV четверть (8 ч.) | ||||
27 | Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. | 1 | ||
28 | Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. | 1 | ||
29 | Кого и за что можно любить? | 1 | ||
30 | Требования, предъявляемых к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. | 1 | ||
31 | Нравственность. | 1 | ||
32 | Брак и его мотивы. | 1 | ||
33 | Основы благополучия молодой семьи. | 1 | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Лист корректировки календарно - тематического планирования
9 класс
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание, причина корректировки | Согласование с заместителем директора | Дата проведения | Подпись лица внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
- Мне нравится (1)