Программа по профилактике употребления ПАВ
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pav.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «БОЛЬШЕУЧИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ПРИНЯТО на заседании педсовета протокол № _____ от «__» _______2019 года | УТВЕРЖДАЮ директор школы - интерната ____________________ Е.В. Кусова приказ № ___________ от «» __________2019 года |
Программа по профилактике употребления ПАВ
Срок действия: 2019-2022г.г.
Составители: социальный педагог первой квалификационной категории Л.С. Кайшева |
с. Большая Уча
Паспорт программы
Наименование программы | Целевая программа по профилактике употребления ПАВ на 2019-2022 г.г. | |
Цель программы | Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ. | |
Задачи программы |
| |
Руководитель программы | МКОУ «Большеучинская школа-интернат» | |
Основной разработчик программы | МКОУ «Большеучинская школа-интернат» | |
Срок реализации программы | 2019-2022 г.г. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Уменьшение факторов риска употребления ПАВ. 2. Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы. 3. Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков. 4. Увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни. 5. Установление более прочных социальных связей с органами системы профилактики употребления ПАВ. |
Программа разработана на основе следующих документов:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН
- Конституция Российской Федерации
Законы Российской Федерации:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29.12.2012 года
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ
- Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. №71-ФЗ О внесении изменений в ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
Нормативно-правовые документы школьного уровня:
- Устав МКОУ «Большеучинская школа-интернат»
- Программа развития школы
- Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Локальный акт «Положение о постановке и снятии обучающихся и семей на внутришкольный учет».
- Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности среди обучающихся».
- Локальный акт «Положение о Совете родителей»
- Локальный акт «Положение о Совете учащихся»
- Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного
- образования».
- Локальный акт «Положение о детской организации «Алые паруса»
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Резкие изменения социально-политической и экономической ситуации, происходившие в стране с прошлого столетия, привели к разнообразным нарушениям социальной адаптации у населения, которые отозвались ростом потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде.
Для учащихся характерно стремление к независимости от родителей и других взрослых, все это часто приводит к возникновению проблем, которые могут привести к неожиданным результатам. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Надежной преградой на пути распространения наркотиков среди детей и подростков могут стать семья, образовательная организация и досуг (микросоциальное окружение). Семья, безусловно, является первым заслоном на пути наркотического зла, но не всегда может с успехом справиться с этой задачей. Поэтому нередко «спасательным кругом» для подростка, наряду с родителями, может стать педагог. В школе дети подчас проводят больше времени, чем дома. А внимательный учитель нередко осведомлен лучше родителей о сложностях и проблемах подростка.
Программа основана на системном подходе, ориентирована на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, на усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений с родителями способствует формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам.
Цель программы: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.
Задачи программы:
- Создание комплексной системы мер, направленных на ликвидацию вредных привычек на территории школы.
- Представление объективной, соответствующей возрасту информации о психоактивных веществах.
- Создание условий для формирования у обучающихся желания вести здоровый образ жизни, бережно относиться к своему здоровью.
- Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
- Способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений.
- Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
- Организация эффективного взаимодействия предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
Формы, методы и приемы профилактической работы
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно - оздоровительные объединения, кружки, секции, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки и этапы реализации программы
1. Использование в воспитательном процессе Программы должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя.
Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с 2019 по 2022 годы.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2019)
• Анализ состояния профилактической работы за 2018-19 уч. год.
• Диагностика трудностей и проблем.
II. Практический (ноябрь 2019г. - март 2022г.)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (IV четверть 2021- 2022 учебный год)
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
Направления реализации программы
1. Организационная работа
-разработка комплекса мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;
-создание банка данных по обучающимся и семьям «группы риска»
2. Работа с педагогическими работниками:
- проведение обучающих семинаров по программе, обсуждение хода реализации
программы на заседаниях МО классных руководителей;
- информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ;
- индивидуальная работа, консультирование.
3. Профилактическая работа с обучающимися:
- включение в работу по профилактике употребления ПАВ органов совета обучающихся
- проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры, акции, тематические месячники и т.д.)
- спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных проектов, выставки творческого самовыражения: стихи, рисунки, поделки, использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.).
- тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
- организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью и т.д.).
4. Профилактическая и просветительская работа с родителями:
- участие в проведении и организации родительских собраний школы;
- информационно-консультативная работа;
- обсуждение проблем на заседании Совета профилактики, ПМПк
- привлечение к участию в общешкольных, классных мероприятиях.
5. Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими
заинтересованными органами по профилактике употребления ПАВ:
- ведение разъяснительно – просветительской работы с учащимися и родителями;
- организация занятий для учащихся по профилактике употребления ПАВ.
Содержание программы
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.
1. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и
включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности в рамках изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, биологии, классных часов, на родительских собраниях. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
2. Практический блок включает в себя несколько этапов:
Диагностический. Проведение мониторинга в школе. Основные методы работы на данном
этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный
контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей «группы риска».
Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей,
подростков, педагогов и родителей: тренинги, практические семинары, родительские собрания, игровые занятия, деловые и ролевые игры, спортивные соревнования, праздники здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание социальных проектов, создание лучшего рекламного ролика, выставки творческого самовыражения: стихи, рисунки, поделки, использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий, индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей.
Основные этапы программы профилактики
Этап | Возрастная группа | Характеристика |
I | младший школьный возраст (6-11 лет) | Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного; развитие навыков самоконтроля. Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды. |
II | средний школьный возраст (11-15 лет) | Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ). |
III | старший школьный возраст (15-18 лет) | Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ! |
Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике употребления ПАВ:
Администрация: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.
Учителя-предметники и классные руководители, воспитатели: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, социально-психологической службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке и занятиях.
Социально-медико-психологическая служба:
Школьная медсестра: обеспечивает работу медицинского кабинета – одного из важных звеньев профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей.
Педагог - психолог обеспечивает:
- психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение
различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное
разрешение конфликтных ситуаций);
- психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
- организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
- систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей «группы риска»);
Педагог-библиотекарь: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования: организуют информационно-просветительскую, работу с родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в организации досуга детей.
Правоохранительные органы:
- работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за
употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;
- осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
- обеспечивают взаимодействие школы с комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений
несовершеннолетних;
- организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в
употребление наркотиков.
Инспектор по делам несовершеннолетних, профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическим коллективом.
План мероприятий, направленных на реализацию направления программы
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
Организационная работа | |||
Составление социальных паспортов классов и школы с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | Классные руководители, социальный педагог | |
Составление базы данных по обучающимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целю последующей помощи. | Сентябрь | Классные руководители, социальный педагог | |
Организация профилактической работы с подростками, состоящими на разных видах учета (организация досуга и занятости, профилактическая работа), а также с детьми «группы риска». | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители, воспитатели | |
Организация работы кружков, секций в школе, учреждений дополнительного образования. | В течение года (по отдельному графику) | Зам. директора по ВР учитель физкультуры, педагоги дополнительного образования. | |
Мониторинг занятости обучающихся в кружках и секциях | В течение года | Зам. директора по ВР соц. педагог | |
Обновление информационных стендов в школе по пропаганде ЗОЖ в спальных блоках. | По мере необходимости | воспитатели | |
Размещение информации на сайт школы о проведенных мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни. | В течение года | Зам. директора по ВР | |
Взаимодействия администрации школы с - ПДН - КДНиЗП - наркологическим диспансером | Сентябрь | Администрация школы | |
Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. | В течение года | Медицинские работники | |
Работа с педагогическими работниками | |||
Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ администрацией школы, классными руководителями, обучающимися | Сентябрь | Администрация школы, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог | |
Семинары, заседания МО классных руководителей, методическая помощь педагогам, по вопросам организации работы по противодействию распространения и профилактики наркомании, формирования у подростков и молодежи стойкого негативного отношения к потреблению наркотиков их обороту, психологической реабилитации подростков, склонных к употреблению наркотических средств. | В течение года | Зам. директора по ВР соц. педагог, педагог-психолог | |
Анкетирование «Ваше отношение к вредным привычкам» | Октябрь, ежегодно | Педагог- психолог соц. педагог | |
Участие в работе районных методических объединений социальных педагогов, педагогов-психологов. (В соответствии с планом работы РМО) | Постоянно | Педагог-психолог, социальный педагог | |
Участие в обучающих семинарах «Психолог плюс» | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог | |
Изучение нормативных документов по профилактике безнадзорности и правонарушений - администрацией -классными руководителями -обучающимися | Сентябрь | Администрация школы, классные руководители | |
Повышение профессиональной компетентности, освоение новых методов для осуществления профессиональной деятельности | В течение года | Педагоги школы | |
Профилактическая работа с обучающимися | |||
Проведение индивидуальной профилактической работы с детьми «группы риска» | Постоянно | Педагог- психолог социальный педагог, классные руководители, воспитатели | |
Анкетирование «Ваше отношение к вредным привычкам» | октябрь, ежегодно | Педагог- психолог соц. педагог | |
Проведение тематических часов общения: 1 класс «Что такое хорошо, что такое плохо» - 2 класс «Случай с Папироскиным» 3 класс «Курение и здоровье» 4 класс «Правда об алкоголе» 5 класс «Определение здорового образа жизни» 6 класс «Влияние алкоголя на организм человека» 7 класс «Последствия употребления ПАВ» 8 класс «Иногда достаточно одной рюмки» 9 класс «Современные требования к профессионалу. Кто нужен работодателю?» | В течение года | Воспитатели | |
Проведение классных часов 1 класс - «Трудно ли быть хорошим?» - «О вредных привычках» 2 класс - «О вреде курения» - «Слагаемые здоровья» 3 класс - «Безвреден ли алкоголь?» - «Реклама табака и алкоголя» 4 класс - «Как принять правильное решение» - «Умей сказать «Нет!» 5 класс - «Состав табачного дыма и его влияние на человека» - «Влияние алкоголя на детский организм» 6 класс - «Привычки. Их влияние на человека» - «Суд над сигаретой» 7 класс - «Сумею ли я отказаться…» - «От вредной привычки к болезни всего один шаг» 8 класс - «Как избавиться от стресса, не прибегая к наркотику» - «Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни?» 9 класс - «Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ» - «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение (их влияние на потомство)» | В течение года | Классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог | |
Встречи, беседы, лекции - с врачами наркологического диспансера, - подростковым врачом, - инспектором ПДН и т.д. | В течение года | Заместитель директора школы по ВР соц. педагог | |
Просмотр видеофильмов по профилактике наркомании | В течение года | Заместитель директора школы по ВР | |
Конкурс наглядной агитации (газет, буклетов, плакатов, лозунгов и т.д) «Мир без вредных привычек» | Ноябрь, март | Классные руководители | |
Всемирный день борьбы со СПИДом акция «День красной ленточки» | По общешкольному плану | Педагог организатор | |
Работа спортивных кружков и секций | В течение года | Педагоги дополнительного образования. | |
Проведение мероприятий туристской направленности (кросс-походы, туристические походы, соревнования) в рамках КВД | В течение года | Педагог организатор | |
Спортивные мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ. | В течение года | учитель физкультуры классные руководители | |
Неделя безопасности. | сентябрь | Педагог организатор | |
Участие в акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» | Ноябрь | Педагог организатор учитель физкультуры | |
Участие в детских спортивных играх среди несовершеннолетних под девизом «Спорт против наркотиков» | Март - декабрь | Зам. директора по ВР учитель физкультуры | |
Акция «Всемирный день здоровья» Игра «Спортивный лабиринт» | апрель | Педагог организатор | |
Неделя Здоровья. | май | учитель физкультуры классные воспитатели | |
Проведение школьных спортивных соревнований по различным видам спорта в зачет Спартакиады ОУ. | По отдельным графикам | Зам. директора по ВР учитель физкультуры | |
Конкурс видеороликов «Я выбираю жизнь!» | январь | Педагог организатор классные воспитатели | |
Устный журнал «Скажи наркотикам нет!» | февраль | Педагог организатор классные воспитатели | |
Международный день «Телефона доверия» | май | Педагог организатор | |
Организация и проведение конкурса детского рисунка на асфальте, посвященного Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. | май | Зам. директора по ВР Педагог организатор | |
Международный день защиты детей. Игра «Муравейник» | май | Зам. директора по ВР Педагог организатор | |
Участие во Всероссийском уроке здоровья | Апрель | Зам. директора по УВР, мед. работник, учитель физкультуры | |
Анкетирование с целью выявления положительной мотивации детей к здоровому образу жизни. (5- 9 кл.) | Ноябрь | Социальный педагог, кл. руководители | |
Мониторинг уровня воспитанности обучающихся | ежегодно | Воспитатели | |
Профилактическая и просветительская работа с родителями | |||
Размещение профилактических материалов по здоровому образу жизни для родителей на сайте школы | В течение года | Зам. директора по ВР | |
Общешкольное родительское собрание «Здоровье наших детей. Режим дня школьника» | ноябрь 2019-2020г. | Зам. директора по ВР | |
Родительское собрание «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике вредных привычек» | ноябрь 2020-2021г. | Зам. директора по ВР | |
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии. | ноябрь 2021-2222 | Зам. директора по ВР | |
Профилактические и коррекционные беседы с родителями учащихся «группы риска» | В течение года | Педагог- психолог соц. педагог, классные руководители | |
Анкетирование родителей «Ваше отношение к вредным привычкам» | октябрь, ежегодно | Педагог- психолог соц. педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления ПАВ "Твой выбор"
Основные задачи программы:- предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;- сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоро...
Программа по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни
Программа по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни рассчитана на детей коррекционной школы с учебно - тематическим планом и удобным приложением....
Программа по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"
Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения....
методическая разработка к программе по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"
Полный курс тренинговых занятий, методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)...
Программа по профилактике употребления ПАВ "Множество решений"
Отличительной особенностью программы является предложение использовать художественное творчество в качестве эффективного средства предупреждения наркомании.Цель: изменение поведения путем формир...
Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...
ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в студенческой среде
ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Октябрьский нефтяной...