Статья "Использование ресурсов внеурочной деятельности для проведения профилактической работы в школе»
статья

В статье представлен накопленный материал использования программами внеурочной деятельности, реализация которых помогает достигнуть успешных результатов в формировании коммуникативной компетенции обучающихся. Проведение программ внеурочной деятельности оказывает позитивное влияние на  формирование бесконфликтных отношений подростков. Реализацию представленных программ осуществляют специалисты социально-психологической службы школы: педагог-психолог, социальный педагог. Материалы статьи могут быть использованы в работе социальных педагогов школ города, директорами образовательных учреждений для примера использования внеурочных программ в части общеобразовательной образовательной программы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispolzovanie_resursov_vneurochnoy_deyatelnosti.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ресурсов внеурочной деятельности для проведения профилактической работы в школе»

Авторы статьи

Социальный педагог МБОУ «СШ№19»,

Макарова Татьяна Юрьевна

Заместитель директора МБОУ «СШ№19»,

Шахматова Полина Викторовна

Аннотация: В статье представлен накопленный материал использования программами внеурочной деятельности, реализация которых помогает достигнуть успешных результатов в формировании коммуникативной компетенции обучающихся. Проведение программ внеурочной деятельности оказывает позитивное влияние на  формирование бесконфликтных отношений подростков. Реализацию представленных программ осуществляют специалисты социально-психологической службы школы: педагог-психолог, социальный педагог. Материалы статьи могут быть использованы в работе социальных педагогов школ города, директорами образовательных учреждений для примера использования внеурочных программ в части общеобразовательной образовательной программы.

 Одна из важных задач школы – воспитание культурной, творческой личности, которая сумеет найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Все знания, приобретаемые ребенком в процессе взросления – всего лишь средства, которые ему предстоит использовать в предстоящей деятельности. Но во всех сферах нашей деятельности, одним из основополагающих инструментов, с помощью которого мы ее осуществляем, является общение.  Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной  техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств. Поэтому, коммуникативную компетентность следует  считать одним из ключевых  факторов в становлении личности подростка.

В соответствии с социальным заказом, политикой в области образования школа должна формировать  качества толерантности, способности к самореализации и самоопределению,  готовить конкурентно-способных учащихся, владеющих современными технологиями,  адаптированных к изменяющимся условиям жизнедеятельности, умеющих принимать решения.

В этом смысле владение коммуникативной компетенцией является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Следовательно,  коммуникативные  компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни, ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника.  

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.   Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Именно  в подростковом возрасте закладываются  личностные особенности, связанные  с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка, интеграция его в современном обществе и личностное становление.

Таким образом, опиралась на понятие коммуникативной компетенции предложенное В. Н. Куницыной, «Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету» считаем необходимым ведение программ внеурочной деятельности в школе, которые позволяют осуществлять целенаправленное  влияние на процесс развития  коммуникативной  компетентности подростков.

Актуальность использование ресурсов внеурочной деятельности для проведения профилактической работы в школе для формирования бесконфликтных отношений подростков обусловлена тем, что  коммуникативная компетентность является сегодня неотъемлемым компонентом развития и становления личности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в школе.  Соответственно, способно являться одной из главных задач учебно-воспитательного процесса.

Работа по формированию коммуникативной компетенции строиться по трем направлениям: реализация программ внеурочной деятельности, организация больших тематических социально-психологических мероприятий и обучение навыкам коммуникации всех участников образовательного процесса.

Ключевую помощь в  формирование бесконфликтных отношений подростков играют программы внеурочной деятельности, на которых мы остановимся подробно. Хотим представить вашему вниманию систему работы, которая начинается в нашей школе с 1 класса.

  1. Программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я», автор О.В. Хухлаева,  для обучающихся 1-4 классов, реализуют социальный педагог и классные руководители. Программа направлена на успешную адаптацию обучающихся к школьному обучению, развитие коммуникативных навыков младших школьников, формирование адекватной самооценки, развитие эмоционального интеллекта обучающихся.  Формирование  когнитивных процессов для познавательного развития и повышение учебной мотивации. В комплект методических материалов входит рабочая тетрадь для школьника, которую дети используют на занятиях, книга с разработками уроков, книга терапевтических сказок автора программы. В 2020 -2021 учебном году специалистами школы приобретена настольная игра для младших школьников «В гостях у сказочных гномов» (разработчик О.В. Хухлаева), участники игры могут выразить свои эмоции и чувства в игре с помощью приемов вербального и невербального общения. Хотим отметить, что программа «Тропинка к своему Я» автора О.В. Хухлаевой может реализоваться в 5-6 классах, 7-8 классах, для этого существуют разработанные методические рекомендации и специальная книга автора с уроками для подростков.
  2. Программа внеурочной деятельности «Я принимаю вызов!» под редакцией О.В. Эрлих, Н.И. Цыганковой, для обучающихся 6-8 классов реализует социальный педагог и педагог-психолог школы. Программа направлена на профилактику потребления ПАВ, формирование позитивного отношения к ЗОЖ подростками. В ходе реализации программы используются методы активного обучения, дискуссионные методы, приемы делового общения, площадки обмена мнением, которые способствуют развитию коммуникативных навыков подростков, самораскрытию и самоанализу.
  3.  Программа внеурочной деятельности «На пути к выбору профессии», психологический курс по первичной предпрофильной подготовке. Формирование у обучающихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению.
  4. Программа  внеурочной деятельности «Как стать конкурентоспособным» по предпрофильной подготовке для обучающихся 9 классов. Программа направлена на формирование у обучающихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению и способности к самопознанию и самоизменению.

  В своей работе используем активные формы обучения для формирования коммуникативной компетентности личности обучающихся:

  • дискуссионные методы;
  • игровые методы;
  •  элементы социально-психологического тренинга.

В структуре программ внеурочной деятельности используем основные направления деятельности социального педагога, педагога-психолога в школе.

1. Диагностическая работа обеспечивает  выявление сформированности коммуникативных умений подростков, проведение комплексного исследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

  •  комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, учителя-логопеда, классного руководителя;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в общении;
  • проведение диагностического мониторинга сформированности коммуникативных умений;
  • анализ успешности социально-педагогического сопровождения.

В ходе реализации программ был подобран   диагностический инструментарий для изучения коммуникативной компетенции. В своей работе используем следующие диагностические инструменты:

  1. Наблюдение
  2. Беседа
  3. Анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федрищиным. Методика позволяет  вычислить коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся (Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.:  Просвещение: ВЛАДОС, 1996г.).
  4. Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и развитие коммуникативной компетенции обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию коммуникативных умений обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для развития коммуникативной компетенции;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса.

3. Консультационная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных рекомендаций по развитию коммуникативной компетенции;
  • консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и развития коммуникативной компетенции,  приёмов обучения обучающегося.

4. Информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса, направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса по развитию коммуникативной компетенции.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
  • проведение тематических выступлений для обучающихся, педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей, особенностей формирования коммуникативной компененции на различных возрастных этапах.

1.        Родительские собрания

2.        Родительская Академия «Помоги себе сам»

3.        Семинары-практикумы для педагогов

5.        Малые педагогические советы

6.        Психолого-педагогические консилиумы

Хотим обратить внимание на программы, которые реализуются в рамках социально-психологического сопровождения образовательного процесса МБОУ «СШ№19». Успешность данных программ дает нам смелость рекомендовать их в качестве использования в рамках внеурочной деятельности.

1. Психологический курс для обучающихся с трудностью адаптации «Учимся решать проблемы». Программа «Учимся решать проблемы»  авторов М.Р. Битяновой , Т.В. Бегловой, является практико-ориентированной. Пособие включает описание учебного психологического курса и сценарии учебных занятий, а также подробную разработку сюжетно-ролевых игр.

 Цель данной программы: развитие у детей навыков проектного подхода к проблемам, конкретнее — формирование основ проектного мышления.  Под проектным мышлением в данном курсе понимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на ее решение.

В рамках курса предполагается решение следующих задач:

  • формирование у школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
  • формирование у школьников представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению;
  • развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
  • формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
  • развитие социально-психологических качеств личности.

 Курс состоит из трех частей, первая из которых направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием «проблемная ситуация». Цель второй — знакомство с типами проблемных ситуаций. В этой части, которая, кстати, самая большая по объему, обучение способам решения проблем осуществляется на практических примерах, например проблемах, которые возникают в процессе взаимодействия людей друг с другом. Третья часть — отработка навыков распознавания и решения проблемных ситуаций.

 Учебный курс разработан с учетом специфики работы в школе, то есть каждое занятие продолжается 40 минут (1 урок), а сюжетно-ролевая игра, которую рекомендуется проводить во второй половине дня, — 90 минут. Занятие строится с учетом проблем обучающихся в адаптационный период, количество участников группы – 12-15 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю, курс рассчитан на 17 часов. В плане работы педагога-психолога курс проводиться в октябре-ноябре учебного года.

Эта форма работы способствует успешности с точки зрения не только освоения школьником академической программы, но и приобретения им адекватных социальных навыков. Последнее обусловлено тем, что личностная окраска проблемы, над которой учащийся работает, оказывает серьезное воздействие на его убеждения и, опосредованно, на поведение.

В наше время, когда доступна едва ли не любая информация, главным становится умение понять, что именно необходимо для выхода из проблемной ситуации. Не менее важно и то, что развитие проектного мышления способствует формированию умения определить проблему, преобразовать ее в цель своей деятельности и проанализировать полученный результат. Полученные при этом навыки могут найти применение не только в учебе, но и в повседневной, в том числе профессиональной деятельности.

2. Программа социально-коммуникативного тренинга «Этика общения», разработанная на основе программы «Я – подросток», автор А.В. Микляева. Программа направлена на развитие коммуникативных навыков подростков, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки и уверенного поведения

Обучение этике человеческих отношений в школе определяется ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого обучающегося в отдельности. Тренинг «Этика общения» расширяет возможности обучающихся в совершенствовании речевых умений, развивает коммуникативные навыки.

В ходе раскрытия содержания курса социально-психологического тренинга  «Этика общения»  подросткам  дается представление об основных нравственно-психологических проблемах общения, способах их решения. На занятиях раскрываются  идеи, понятия и  ценности, позволяющие глубже понять сферу общения. В ходе проведения практических занятий, деловых игр и дискуссий рассматриваются механизмы реализации моральных ценностей человеческого общения.  Педагог-психолог побуждает обучающихся к поиску сознательных и этических обоснований решений различных проблемных и  конфликтных ситуаций.

Программа состоит из трех содержательных блоков: «Общение – основа человеческих отношений» (10 часов), «Этика и культура общения» (20 часов), «Самопознание в общении» (5 часов). В первом блоке рассматриваются различные категории общения: вербальное, невербальное общение, барьеры и стереотипы в общении, конфликты, причины и способы поведения. Практическая часть данного блока направлена на развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения, на разрешение конфликтных ситуаций, отработка конструктивных приемов. В блоке «Этика и культура общения» рассматриваются такие категории как: этика и этикет в различных жизненных ситуациях, внешняя и внутренняя воспитанность, честность и правдивость, манеры поведения. В третьем блоке курса большое внимание уделяется развитию способности самовыражения и самооценки обучающихся, исследование различных моделей коммуникативной компетенции.

Программа «Этика общения» не предполагает отметочную систему, отслеживание эффективности программы происходит при помощи самооценивания обучающихся. Разработана  бальная система оценивания работы на занятиях. Для проведения мониторинга реализации программы используется методика для изучения коммуникативные навыков.

3. Социально-психологический тренинг «К экзамену готов!» Программа направлена на снижение тревожности выпускников, развитие навыков уверенного поведения во время экзаменов.

Программа тренинга рассчитана на 17 часов, реализуется во 2 полугодии учебного года. Уникальность проведения программы тренинга определена тем, что может проводиться либо в качестве еженедельного занятия (встречи 1 раз в неделю)  либо в качестве «погружения» в виде трехдневки во время каникул.

Одна из важных проблем, которая имеется в работе социально-психологических служб школ города на сегодняшний день это отсутствие программ и учебников рекомендованных Министерством просвещения, РАН и соответствующие ФГОС НОО, ООО, СОО (имеются лишь только методические рекомендации) для разработки школьных программ внеурочной деятельности.  Важным для себя считаем при разработке и реализации программ внеурочной деятельности использование материалов имеющих научное обоснование и прошедших апробацию на площадках школ российского уровня. Перечисленные в статье программы имеют теоретическое обоснование и научно-практическое подтверждение своей результативности.  Подтверждается результатами внутреннего мониторинга школы.

Одной из главных  составляющих профилактической работы в школе по формированию бесконфликтных отношений подростков является проведение  тематических социально-педагогических мероприятий. Данные мероприятия позволяют оказывать положительное влияние  для формирования коммуникативной компетенции подростков. Хотим отметить,  что в такие мероприятия мы обязательно приглашаем и вовлекаем несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, в качестве со-организаторов, со-ведущих, волонтеров, помощников.

Таблица №1. Примеры тематических социально-педагогических мероприятий по формированию бесконфликтных отношений подростков.

№ п.п.

Дата

Мероприятие

Класс

Кол-во участников

10.10.2019

Всемирный день психического здоровья.  Мероприятия: акции «Цветок настроения», «Дерево счастья», «АРТ-терапия», «Ларец посланий», интерактивный арт-объект «Забор пожеланий»,

1-11 классы, классные руководители, педагоги,

родители

волонтеры

1239

15.11.2019

Международный день толерантности. Мероприятия: акции «Я, ты, он, она – вместе дружная страна»,  «С миру по нитке собираем улыбки», «Толерантность – гармония в многообразии», «Цветок дружбы»,

арт-терапевтическая площадка «Я рисую мир».

5-11 классы

1239

02.12.20219

День добровольца (волонтера) в России. Мастер-класс по использованию ступенькохода.

7-8 классы

Волонтеры школы

25

10.12.2019

День прав человека. Встреча с инспектором ПНД УМВД России по г. Нижневартовску

6 классы

104

26.12.2019

Мероприятие «День подарков» для детей из многодетных и малообеспеченных семей.

1-8 классы

436

03.02.2020

Всемирный День борьбы с ненормативной лексикой. Мероприятия:

дневник посланий добрых слов «Речь – показатель ума!»; создание памятки «Школа – территория без сквернословия»;

распространение буклета «Отвечай за свои слова» о правовой ответственности за использование нецензурной лексики для обсуждения с учениками на классных чатах

5-11 классы, волонтеры школы, классные руководители

1239

14.02.2020

Международный день книгодарения. Участие в акции «Дарите книги с любовью – 2020».

Для обучающихся 3-7 классов был показан видеосюжет «История книги».

Ученики приняли участие в создании школьной книги «Правила поведения обучающихся в школе».

1-7 классы

1239

15.04.2020

Международный день культуры. Культура общения в подростковой среде

5,7 классы

150

22.04.2020

День отказа от вредных привычек. Тема «Наше будущее в наших руках!»

6-10 классы

436

24.04.2020

Интерактивная конференция «Абитуриент»

9 классы

86

29.04.2020

«Любовь в социальной сети: мифы и реальность»

6-8 классы

302

13.05.2020

День фрилансера. Профессии в сети интернет.

9 классы

86

15.05.2020

Международный день семей. Семейные ценности.

5-9 классы

504

Май-июнь

Конкурс рисунков «Моя семья – мое счастье», Итоги конкурса

1-5 классы

30

Результаты проведения профилактической работы в школе, используя ресурсы внеурочной деятельности.

1. Обеспечение положительной динамики развития коммуникативных компетенций подростков  средствами внеурочной деятельности в школе.

1. Анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федрищиным. Методика позволяет  вычислить коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей.

Таблица №2. Показатели статистических результатов

 диагностики коммуникативных склонностей

Одна из проблемных параллелей по формированию безконфликтного поведения среди подростков на сегодняшний день является группа обучающихся 7 классов.  

По результатам диагностики мы можем наблюдать, что реализация программ позволяет повысить коэффициент коммуникативных склонностей:

1. В 5х классе положительная динамика на 6%;

2. В 6х классе положительная динамика на 8%;

3. В 7х классе положительная динамика на 4%;

4. В 8х классе положительная динамика на 5%.

Данная диагностика также показывает, на сколько в каждом классе сформированы  коммуникативные способности.  На параллели 5х классов в 2019-2020 году, наименьший показатель был выявлен к 5А классе (61%), а наибольший в 5В классе (78%). Такие данные помогают социальному педагогу, педагогу-психологу ориентироваться на использование специальных методик и техник для отдельно взятого класса, а также разрабатывать рекомендации для педагогов, родителей обучающихся.

Анализ методики – изучение организаторских способностей:

Результаты проведенного мониторинга показывают, что реализация программ внеурочной деятельности направленные на развития коммуникативной компетентности положительно влияет на развитие организаторских способностей подростков, так как  на занятиях с педагогом-психологом, социальным педагогом обучающиеся часто выступают инициаторами проведения занятий и тем для обсуждения. Тем самым совершенствуя свои  организаторские способности (результаты диаграммы рис.2.).

2. Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений, по следующим направлениям:

1.  Умение оказать и принимать знаки вниманию.

2.        Реагирование на справедливую критику.

3.        Реагирование на несправедливую критику.

4.        Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы.

5.        Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

6.        Умение ответить отказом на чужую просьбу.

7.        Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

8.        Умение принять сочувствие, поддержку.

9.        Умение вступить в контакт.

10.        Реагирование на попытку другого вступить в контакт.

11.        Умение просить и принимать помощь.

12.        Реагирование на собственный неуспех и успех другого.

С целью эффективного  анализа результативности программы, отслеживаем динамику по следующим показателям:

  1. Умение оказать и принимать знаки внимания.
  2. Реагирование на справедливую критику.
  1. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
  2. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.
  3. Умение принять сочувствие, поддержку.
  4. Умение вступить в контакт.
  5. Реагирование на попытку другого вступить в контакт.
  6. Умение просить и принимать помощь.

При проведении исследования были получены следующие результаты:

Рис. 1. Результаты диагностики определения уровня коммуникативной компетентности

Таким образом, по результатам диагностики, мы можем наблюдать положительную динамику по параметрам:

  • Реагирование на критику
  • Умение самому оказать поддержку

При реализации программ учитываются  данные параметры сформированности коммуникативных умений, так как они имеют наименьший процент выраженности, тем самым препятствуют активному общению и положительному взаимоотношению в группе сверстников.

2.  Позитивные изменения по результатам профилактической работы, отраженные в анализе работы за учебный год.

№ п.п.

Критерии эффективности

2018-2019

учебный год

2019-2020

 учебный год

2020-2021 учебный год

Охват обучающихся программами внеурочной деятельности формирования коммуникативной компетентности

376

458

593

Охват обучающихся программами профилактической направленности

198

242

255

Количество обучающихся, находящихся в социально опасном пложении, охваченных профилактической работой

29

18

3

Количество обучающихся, совершивших правонарушения

14

12

-

Количество семей СОП

13

5

1

Количество зафиксированных конфликтов службой примирения школы, проведенных  медиаций

5

2

-

Количество конфликтных ситуаций зафиксированных в журнале социального педагога, педагога-психолога

198

180

-

Выводы и заключения.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций обучающихся в рамках социального и психолого-педагогического сопровождения с помощью программ внеурочной деятельности.

Для отслеживания эффективности формирования бесконфликтных отношений подростков, повышения уровня коммуникативной компетентности был использован диагностический инструментарий, который имеет научную обоснованность и представляет надежность полученных данных.

Обеспечение положительной динамики развития коммуникативных компетенций подростков осуществляется  средствами программ внеурочной деятельности и комплексного психолого-педагогического сопровождения в школе, которые отражены в содержании статьи.

Целостная система профилактической социально-педагогической и психологической работы по формированию коммуникативной компетенции подростков имеет свою логичность и последовательность. Практические мероприятия, которые представлены в статье позволяют разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию коммуникативных компетенций подростков.

Список литературы

  1. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Изд. «Ось – 89», 2001. – 224с.
  2. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Дубов С.И. Групповая психология. Формы групповой работы// Журнал прикладной психологии. 2002,№1. – С. 51-68.
  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Изд. «Академия», 2004. – 256с.
  5. Селезнева Е.В. Общение как среда для саморазвития личности //Журнал прикладной психологии.2002,№2. – С. 49-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.

Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...

Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями.

Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями. Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача шко...

Аутодеструктивное поведение в подростковой среде. Роль социального педагога в проведении профилактической работы.

Статья посвящена вопросу подросткового суицида в современном обществе, причинам его совершения и способам предотвращения....

Методические рекомендации по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ...

Тематическое планирование занятий в рамках проведения внеурочной деятельности (социальное направление) при работе с детьми, имеющими особые возможности здоровья.

Предлагаю разработку - тематическое планирование занятий по внеурочной деятильности, направленную на  коррекцию коммуникативных умений у школьников с особыми возможностями здоровья и их дальнейшу...

Справка о проведении профилактической работы

Справка о проведенных профилактических мероприятиях в классе...