Игра викторина «Мои права и обязанности»
классный час (5 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию
Внеклассное мероприятие проводится в виде игры –викторины, можно организовать в виде игры по станциям. Игра направлена на знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания. Занятие способствует активизировать познавательные процессы учащихся, формировать у участников умения применять свои знания на практике ,слушать собеседника, уважать его права, способствует формированию сплоченности в коллективе, развитию навыков межличностного общения. Активное применение ситуаций правовой ориентации в игре способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_moi_prava_i_obyazannosti_.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра- викторина «Мои права и обязанности»
Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.
Задачи:
1.закрепление знаний Конвенции о правах ребенка
2.развитие умения отстаивать свои права;
3.воспитание чувства ответственности;
4.умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Ход занятия
Заранее класс делится на 3 или 4 команды.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Ребята! Готовы вы к уроку?
На Вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
И всё получится у нас!
А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.
Педагог: Ребята! Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
(Сегодня мы будем говорить о правах.)
- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах . Наше занятие я предлагаю провести в виде игры-викторины.
Вы уже разделились по командам. Каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. Во время игры я внимательно буду следить как вы будет работать команда, на за дисциплину и сплоченность команда может получить дополнительные 2 балла
И так, начнем. Давайте разберемся в значении слов «право»и «обязанность». Как вы думаете, что эти слова означают? (ответы детей)
ПРАВО – ЭТО то, что ты можешь делать..Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона.
Педагог: Правильно, ребята. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями
ОБЯЗАННОСТЬ - это действия, которые мы должны обязательно выполнять .
Педагог: Как вы думаете всегда ли дети имели права?
Нет, не всегда. Часто с детьми обращались несправедливо, порой жестоко, раньше детей могли спокойно забрать у родителей, продать, жестоко наказывать. Их заставляли работать на тяжелых работах, зачастую дети не имели возможности учиться, часто болели. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Так появился документ «Конвенция о правах ребенка»,который защищает права детей, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. В нашей стране Конвенция вступила в силу с 1990 года
Давайте вспомним основные права ,которые есть у каждого ребенка
Это право на жизнь
Право на имя, фамилию,
Право иметь родителей
Право на образование
Право на мед. обслуживание
Право на личную неприкосновенность
Право на всестороннее развитие. .
Право свободно выражать свои взгляды
Право на собственное мнение
Право на защиту от всех форм насилия
Право на отдых и досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях
Как вы знаете свои права, мы сейчас и проверим
1 конкурс «Литературно-правовой»
Педагог: В сказках отражена народная мудрость. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Сейчас, попробуем вместе с вами, узнать какие герои сказок нарушают права других героев, обижают их.
1.Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
2.Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
3.Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
4.При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
5.Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
6.Героиня сказки «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
7.Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом)
8.Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (Правом на свободный труд)
9. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? / Колобок/
10. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? /Баба-Яга)
11. Как называется русская народная сказка, где птицы украли мальчика? /Гуси лебеди/
12.Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его /Царевна лягушка/
14. В какой сказке во всех отношениях серый осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? Красная шапочка/
15. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. /Волк и семеро козлят
16. В какой сказке нарушено право трех малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? «Три поросёнка».)
2 конкурс «Ответь сказочному герою»
Педагог: Внимательно посмотрите на экран и пользуясь Конвенцией о правах ребенка, ответьте сказочному герою , чтобы он не нарушал права другого героя.
1.Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Колобок: Согласно конвенции о правах ребенка, волк ты не имеешь право …( посягать на мою жизнь).
2.Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»
Буратино: … (Не имеешь права лишать меня имущества).
3.Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Козлята: … (Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).
4.Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу).
3 конкурс «Музыкальный»
Педагог: Сейчас прозвучат отрывки из хорошо известных вам детских песен и песен героев мультфильмов.. Определите, о каких правах в них идет речь
1. «Песня бременских музыкантов» – (право на свободу передвижения,право на свободу мирных собраний.
2.«Песенка мамонтенка» (право жить и воспитываться родителями)
3. «В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие)
4. «Учат в школ» (право на образование)
Молодцы, ребята! Я вижу вы хорошо знаете свои права. Но кроме прав, у нас еще есть обязанности.
4 конкурс «Физкультурный»
Сейчас мы проверим, различаете ли вы права и обязанности. Если я называю право – вы хлопаете, если обязанность – топаете
1. Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право - дети хлопают)
2. Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь врача. (Право - дети хлопают)
3. Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии. (Обязанность – топают ногами)
4. Дети учатся в школе. (Право и обязанность - хлопают в ладоши и топают)
5. Ежемесячно граждане отчисляют из своей зарплаты налоги. (Обязанность – топают ногами)
6. Родители воспитывают своих детей. (Обязанность – топают ногами)
7. Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право - дети хлопают)
8. Каждый школьник соблюдает правила поведения в школе. (Обязанность – топают ногами)
- конкурс «Право или обязанность»
Педагог: Перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.
Иметь фамилию, имя, отчество | Делать уроки |
Иметь друзей | Беречь школьное имущество |
Ходить на кружок | Заботиться о животных |
Жить с родителями | Мыть посуду |
Высказывать свои мысли | Посещать школу |
Отдыхать на перемене | Помогать родителям |
Получать бесплатное образование | Делать зарядку |
Лечиться в больнице | Соблюдать Устав школы |
6 конкурс «О чем говорят рисунки»
Педагог: Сейчас я дам каждой команде листочек с рисунками (свидетельство о рождении, сердечко, книга, домик, конверт, красный крест, тетрадь, расческа, хозяйственная сумка)
Скажите, о каких правах или обязанностях говорят эти предметы.
Свидетельство о рождении – право на имя, фамилию, право на жизнь.
Сердечко – право на любовь и уважение.
Книга- право на образование.
Домик -право на дом, семью.
Конверт - право на тайну переписки.
Красный крест – право на медицинское обслуживание.
Тетрадь - обязанность хорошо учиться.
Расческа- обязанность быть опрятным.
Педагог: Вот и подошли к концу наши конкурсы. (Подведение итогов, вручение грамот)
Ребята, мы сегодня с вами поговорили о правах и обязанностях. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовая викторина "Мои права и обязанности"
Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.Задачи мероприятия:·...
Викторина, «Наши права и обязанности»
Викторина, посвященная Дню прав человека....
План-конспект урока физической культуры по теме: "Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитаны команды"
Цель урока: Теоретические сведения: Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитана командыЗадачи урока:1.Повторить технтку броска в кольцо2. Ведение мяча, передвигаясь ...
Игра «В стране Прав и Обязанностей»
Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).Развива...
Интерактивная игра "Поле чудес"Права и обязанности детей" для детей старшего дошкольного возвраста
Интерактивная игра "Поле чудес"Права и обязанности детей" для детей старшего дошкольного возвраста...
Сценарий правовой викторины «Мои права и обязанности»
Цель мероприятия: правовое воспитание, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ....
Игра-викторина «Мои права и обязанности» Для обучающихся 9 класса
Игра-викторина «Мои права и обязанности»Для обучающихся 9 класса...