Методическая разработка "Беседа с элементами тренинга: Я умею говорить - нет!"
методическая разработка (5 класс)

Поволоцкая Юлия Александровна

Цель - формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами

Задачи:

-развивать способность самостоятельно делать свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;

-формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфликта с группой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с элементами тренинга: «Я умею говорить - нет!»

Цель - формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами

Задачи:

-развивать способность самостоятельно делать свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;

-формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфликта с группой.

Продолжительность: 35-40 минут.

Материал и оборудование: компьютерная презентация, мяч.

Ход мероприятия:

Сообщение темы, цели занятия.

Ведущий: тема нашего занятия: «Я умею говорить «Нет!».

Сегодня будем учиться противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.

Упражнение «Активатор»

Ведущий: Мы сейчас будем уговаривать Михаила разжать кулак, все вместе.

Уговаривают.

Ведущий: Михаил, что ты чувствовал во время того, когда мы просили тебя разжать кулак? Тебе было трудно сопротивляться?

Вывод: Противостоял или нет.

Ведущий: у каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.

Ведущий: Почему человек хочет принадлежать к той или иной группе?

Высказывания детей: общие увлечения, одинаковые интересы и т.д.

Ведущий: Да, именно интересы объединяют людей в группы. Но совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальный человек, и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Твои лучший друг купил себе модную куртку, все делают ему комплементы. И ты покупаешь такую же куртку, хотя тебе она совершенно не идет. Такое поведение называется групповым давлением.

Ведущий: Вам приходилось испытывать такую ситуацию? Что вам известно об этом? (Ответы детей).

Итог: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:

- кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;

- другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.

В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления  (после каждого вида дети должны привести пример):

-Лесть, похвала;

-Шантаж, подкуп;

-Уговоры, обман;

-Угроза, запугивание;

Ведущий: ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих. Приведите примеры таких ситуаций.

- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

Игра «Откажись по-разному».

Ведущий: Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)

Ведущий выражает отказ по-разному.

Ведущий: что вы можете сказать об услышанных отказах?

- Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

-Отказ – обещание: человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

-Отказ – альтернатива: направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».

-Отказ – отрицание: человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».

- Отказ – конфликт: крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

Итог.

Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению? (Дети высказываются)

Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».

- Что нового узнали?

- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

Практикум с элементами тренинга:"Умей сказать: "Нет!"

Способствует выработке у несовершеннолетних навыков поддержки других,когда они делают ошибки....

Конспект занятия с элементами тренинга «Учимся говорить «нет»

Занятие напрвлено на формирование у учащихся навыков противостояния давлению, "культуры отказа", развитие умения принимать ответственность за свою жизнь....

Методическая разработка с элементами тренинга для воспитателей и педагогов

         Программа «С радостью к себе и окружающим» предназначена для педагогов     и рассчитана на один учебный год. Проводится социальным педагого...

Научно-методический семинар с элементами тренинга для педагогов.

Научно-методический семинар с элементами тренинга "Учитель и проблемы дисциплины" для педагогов общеобразовательных учреждений.  Семинар разработан на основе книги Кривцовой С.В. "Тренинг: учител...

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...

Методическая разработка "Быть собой или как отстаивать свои границы и уметь говорить "нет"

Слово "нет" произносится достаточно легко. Но почему же людям порой трудно отказать другим? В психологии  считается, что один из важнейший навыков для человека — это  ум...