"Здравствуй, школа! Что готовит нам грядущий учебный год?" Пояснения и рекомендации педагогам, родителям и детям в условиях эпидемиологической ситуации.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Информация для педагогов, родителей и детей об изменениях в 2020-2021 учебном году. Пояснения и рекомендации о том, как проще адаптироваться и принять изменения, что делать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здравствуй, школа! Что готовит нам грядущий учебный год?» Пояснения и рекомендации педагогам, родителям и детям в условиях эпидемиологической ситуации.
Ситуация, складывающаяся с пандемией коронавируса в мире и обществе, заставляет нас менять привычный рабочий или учебный уклад, ежедневный обычный порядок дел, связанный с удовлетворением каких-либо индивидуальных потребностей.
Естественным образом любые препятствия, ограничения вызывают первоначально у человека такие чувства как досада, негодование, раздражение или даже гнев. Все, что для нас неудобно, заставляет нас сопротивляться этому и терять собственные ресурсы, силы на это сопротивление. Чем быстрее человек понимает объективность ситуации и её неизменность на определенном отрезке времени, тем быстрее он перестраивается. Здраво мыслящий человек всегда будет искать способ как адаптироваться к новым реалиям с меньшими затратами для себя и окружающих. Это означает поиск новых идей, способов действий в достижении намеченных рабочих или учебных целей, в удовлетворении собственных потребностей.
В преддверии осени миллионы родителей, детей и педагогов в нашей стране замерли в ожидании, что будет дальше? Как будут работать образовательные организации (школы, детские сады, центры дополнительного образования, высшие и средние профессиональные учреждение) в новом 2020/2021 учебном году? Все ли останется по-прежнему или стоит ждать перемен?
Однозначно, что десятилетиями отработанный сценарий обучения детей, может быть изменен. Все участники образовательных отношений педагоги, дети и родители столкнутся с необходимостью перемен, адаптацией к новым условиям работы и обучения в период пандемии коронавируса.
Безусловно, однозначно принять тот факт, что внезапно введенное дистанционное образование в школах имело успех, было бы несправедливым. Эмоциональные реакции педагогов и родителей были противоречивыми по отношению друг к другу, неоднозначными в суждении и понимании сложности ситуации. Но стоит признать, что новый формат обучения позволил почувствовать как может быть иначе. Фактически педагоги получили школу без детей, родители – обучение без учителя, ребенок получил самостоятельность во взаимодействии со средством обучения компьютером, книгой и интернетом. Вроде бы все должны быть довольны…
Однако по выражению великого французского философа Рене Декарта «все познается в сравнении». Какое звено было убрано из процесса обучения и воспитания? Да, это - диалог, взаимодействие ребенка и педагога, а родитель, к сожалению, не смог в полной мере восполнить, заменить собой этот пробел. Незначительный период самоизоляции и ухода от привычного ритма жизни для кого-то показался «катастрофой», кого-то научил приспосабливаться и адаптироваться. Важно понимать, что обучение и воспитание ребенка - это процесс диалога взрослого и ребенка, построение отношений сотрудничества и сотворчества, в которых доминирует равный взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Психолого-педагогическая наука в сложившейся ситуации обращает внимание родителей, педагогов на использование технологии психолого-педагогической поддержки, где главным объектом является не проблема, не действие, не поступок, а соответствующее состояние. Именно состояние в итоге формирует личность, её поведение и поступок.
Автор технологии Олег Семенович Газман писал, что «…позиция поддержки – это восстановление взрослым человеческих отношений с ребенком». Родителям и педагогам во взаимодействии с ребенком стоит попробовать учитывать высказывание О. С. Газмана: «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь». Стоит просто захотеть и найти время это делать …
Задача взрослых – поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, интерес, радость познания, творческое вдохновение, другие позитивные чувства). Наша позитивная направленность поможет воспринимать различные ситуации и межличностные отношения в поиске положительного смысла, а не наоборот. Это будет способствовать появлению и закреплению уравновешенного эмоционального состояния.
Актуален вопрос о том, насколько обоснованы карантинные меры, можно ли обойтись без них и как сохранять спокойствие? К сожалению, неопределенность ситуации, сохраняющийся уровень заболеваемости показывают, что не следует недооценивать степень её опасности. Просто необходимо искать новые возможности организации обучения и работы, внести коррективы и исправить допущенные ошибки.
В короткие сроки летнего периода были разработаны и приняты санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16).
Как требования Роспотребнадзора к организации образовательного процесса изменят уклад жизни в школе, детском саду в новом 2020-2021 учебном году?
Взрослым на первоначальном этапе просто необходимо осознать самим и помочь осознать детям:
- серьезность ситуации с коронавирусом и её кардинальное влияние на нашу жизнь;
- цель требований Роспотребнадзора – максимально уменьшить контакт детей разных возрастов друг с другом;
- суть грядущих изменений – уменьшить распространение заболеваемости, не уходя на карантин и самоизоляцию.
На текущий период времени Роспотребнадзор несколько смягчил рекомендации для школ. Для родителей и педагогов нет серьезных поводов для беспокойства. Вот наиболее заметные и ощутимые изменения, которые планируется провести в образовательных организациях в новом 2020/2021 учебном году.
- До 1 января 2021 года в образовательных организациях запрещается проводить массовые мероприятия (общешкольные, между группами, классами и иные) и привлекать для участия в массовых мероприятиях лиц из иных организаций. Также запрещается организация групп продленного дня.
- Для педагогов, персонала, родителей (законных представителей) и обучающихся будут организованы мероприятия разъяснительного характера о сохранении здоровья и профилактике, об организации индивидуальной и групповой работы с детьми, в том числе с применением электронных и дистанционных технологий обучении.
Это означает, что педагоги, родители и дети получат в образовательных организациях доступную информацию о том, как соблюдать личную гигиену, сохранять свое здоровье и окружающих в период пандемии и ежедневно. Например, планируется в 2020-2021 учебном году в Центре «СемьЯ» предоставлять в доступном формате информацию рекомендательного характера «Азбука личной гигиены» для категории семей, имеющих детей, а также для педагогов образовательных организаций. Достаточно только взрослым проявить желание, заинтересованность в получение подобного рода информации. Ведь, именно, отношение к собственному здоровью является одним важных показателей качества жизни. А взрослые должны быть примером для детей.
- Ежедневно в школах и детских садах будет проводиться замер температуры у детей и работников организаций при входе в здание, чтобы по возможности своевременно выявить и исключить заболевшего человека из контакта, тем самым оградить других участников образовательных отношений от распространения инфекции.
- Каждый класс будет учиться в своем закрепленном кабинете. Исключение составят уроки по физической культуре, которые по возможности перенесут на свежий воздух.
- Организация учебного процесса по специально разработанному расписанию уроков, графику посещения столовой.
Это значит, что администрация образовательной организации пересмотрит расписание занятий с целью разъединения классов, чтобы исключить совпадение перемен. Соответственно время приема пищи в столовой будет разным, чтобы дети меньше контактировали.
- В образовательных организациях в обязательном порядке будет усилен дезинфекционный режим, а именно, проведение уборок с использованием дезинфекционных средств, обязательное наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздух.
Это означает, что администрация школ, детских садов будет приобретать в достаточном количестве термометры, дезинфицирующие средства, ионизаторы воздуха, средства гигиены (мыло, моющие средства, туалетная бумага, одноразовые и электрополотенца). Все помещения в организациях будут регулярно дезинфицироваться, проветриваться, будет осуществляться замер температуры воздуха.
- В случае ухудшения эпидемиологической обстановки в области вопрос о переходе на дистанционное обучение будет решаться на региональном и муниципальном уровне.
Конечно, это крайняя мера, но нам стоит надеяться, что эпидемиологическая обстановка не будет ухудшаться и жесткие меры не потребуются.
Сверхзадача для педагогов и родителей - это найти смысл в проводимых мероприятиях, разъяснить его детям и запастись терпением, спокойно переживать и принимать вынужденные перемены. Ведь так будет не всегда!
Мудрая цитата древнего мыслителя и философа Китая Конфуция гласит: «Там, где кончается терпение, начинается выносливость». В сложившейся ситуации всем нам лучше иметь большой запас прочности и выносливости, чтобы пережить все грядущие изменения, чем вновь закрыться на карантин и с перспективой повторения пандемии.
Светлана Евгеньевна Афанасьева, социальный педагог центра «СемьЯ»,
консультант регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
Доступную информацию об организации работы общеобразовательных организаций в Липецкой области можно найти сайте управления образования и науки http://www.deptno.lipetsk.ru/.
Психолого-педагогическую помощь и поддержку вы можете получить в центре «СемьЯ»: 8-900-988-40-75; 8 (4742) 35-20-04; 28-40-45;
http: www.семья48.рф, e-mail: centr-7ya@семья48.рф, Skype:7ya48-online@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов:
Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует...
Рекомендации для родителей тревожных детей
Данный материал может помочь родителям детей, испытывающих дискомфорт в процессе адаптации при переходе из начальной школы в среднюю, преодолеть возникающие трудности....
Практические рекомендации для родителей гиперактивных детей
Гиперактивные дети...
Рекомендации для родителей и детей как одеваться на урок физической культуры в соответствии с погодными условиями
Таблица составлена в соответствии с рекомендациями СанПиН...
Полезные советы и рекомендации для родителей и детей младшего школьного возраста по физической культуре, плаванию и шахматам.
«Жизнь требует движения. Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие»Аристотель....
Рекомендации для родителей " Обучение детей ПДД"
Наступает темное время года.Мы должны позаботиться о безапосности своих детей, предупредить несчастный случай. А как? В этом поможет вам данная памятка....
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствуе...