Типы уроков по ФГОС и их структура
статья

Типология школьных занятий остается на этапе разработки ввиду продолжения ведения педагогических поисков по данному направлению, но общие показатели, отличающие современный урок, хорошо известны:

– четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, позволяющая учителю исполнять роль наставника и сотрудника;

– обеспечение проблемного, развивающего характера образования (отказ от репродукции в пользу сотворчества, самостоятельное формулирование детьми вопросов и выводов), что способствует осуществлению самостоятельных открытий, поиску, экспериментаторству;

– хорошее начало и хорошее окончание, позволяющее сформировать положительную мотивацию, развить у детей уверенность в собственных силах, готовность преодолевать трудности для достижения положительного учебного опыта;

– учет возможностей, способностей, эмоционального настроя учеников, гарантирующий поддержание обратной связи и возможность оперативного реагирования на учебные проблемы.

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

– возраста ребенка;

– специфики учебного предмета;

– меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться следу-ющие приемы:

– предъявить противоречивые факты, теории;

– обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

– «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация – одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Рассмотрим более подробно типологию современных уроков.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_urokov_po_fgos_i_ih_struktura.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Типы уроков по ФГОС и их структура

Типология школьных занятий остается на этапе разработки ввиду продолжения ведения педагогических поисков по данному направлению, но общие показатели, отличающие современный урок, хорошо известны:

– четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, позволяющая учителю исполнять роль наставника и сотрудника;

– обеспечение проблемного, развивающего характера образования (отказ от репродукции в пользу сотворчества, самостоятельное формулирование детьми вопросов и выводов), что способствует осуществлению самостоятельных открытий, поиску, экспериментаторству;

– хорошее начало и хорошее окончание, позволяющее сформировать положительную мотивацию, развить у детей уверенность в собственных силах, готовность преодолевать трудности для достижения положительного учебного опыта;

– учет возможностей, способностей, эмоционального настроя учеников, гарантирующий поддержание обратной связи и возможность оперативного реагирования на учебные проблемы.

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

– возраста ребенка;

– специфики учебного предмета;

– меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться следу-ющие приемы:

– предъявить противоречивые факты, теории;

– обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

– «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация – одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Рассмотрим более подробно типологию современных уроков.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Структура урока «открытия» нового знания по ФГОС

Таблица 1

Структурные элементы урока

Содержание

Рекомендуемые педагогические приемы

Мотивационный этап

Осознанное вступление ребенка в учебную деятельность, которое возможно только при условии инициативы педагога, направленной на формирование детского интереса, разъяснения требований и реализации установок на успех

Цитирование высказываний великих мыслителей, психологический тренинг, проектирование отсроченной догадки, рифмованное или театрализованное начало, интеллектуальная мини-игра, эмоциональный вход

Актуализация

ранее изученного материала 

Самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксация проблем

Анализ домашнего задания, демонстрация видеоряда, проигрывание ролевых сюжетов, создание проблемной ситуации, смена ролей участников образовательного процесса, игры в ассоциации, мозговой штурм

Подготовка

к преодолению

затруднений

Выделение точечных проблемных моментов в ходе выполнения заданий по алгоритму – конкретных знаний или умений, без которых невозможно достижение учебной цели. Все действия учащихся проговариваются вслух, что способствует максимальному осознанию детьми особенностей реализации конкретного образовательного момента

Прием «Знаю. Хочу. Умею», разыгрывание подводящего диалога, группировка информации, коллективное проговаривание ключевой информации хором, тематический кластерный блок

Конструирование проекта решения проблемы

Обсуждение будущих учебных действий, в ходе которых при консультативной поддержке педработника ученики формируют тему, цели и задачи занятия, определяют приоритетные формы исследовательской или поисковой активности

Экспериментирование, деловая игра, создание «цепочки целей» или проблемного ряда, проведение пресс-конференции

Реализация проекта

В ходе продуктивной дискуссии выбирается наиболее рациональный метод из числа тех, что были предложены участниками образовательного процесса, и осуществляется решение исходного проблемного задания. Задача педагога – подведение учеников к оптимальной форме активности, акцентирование внимание на способе решения трудности и возможности его дальнейшего использования 

Короткие доклады, постановка конструктивных вопросов, творческий поиск, «фантастическая добавка», деловые игры, интеллектуальный мини-марафон

Закрепление

учебного опыта

Учащиеся решают стандартизированные задания по представленному алгоритму, проговаривая действия вслух или осуществляя коллективную проверку

Оптимальные формы деятельности – фронтально, в группах, попарно. Чтение с комментированием, игра на сообразительность «Лови ошибку», подготовка мини-презентаций, рассказ с элементами эстафеты, игровые приемы «Аукцион», «Снежный ком», «Реклама»

Самостоятельная работа

Индивидуальное выполнение заданий нового типа с последующей самопроверкой. В ходе данного вида активности усилия педработника нацелены на проектирование ситуаций успеха для каждого ребенка

Быстрые опросы (с составлением мгновенных (да-нет) или развернутых ответов), поиск соответствий, прохождение творческих тестов, работа с ИКТ, написание фактологических или цифровых диктантов, проведение блиц-контроля, мини-исследований

Закрепление

В ходе обсуждения урочной деятельности учащиеся при поддержке педагога определяют место новых знаний в системе изученного, пути их применения в дальнейшем обучении и жизненных ситуациях

Прием «Реконструктор», чтение текста с восстановлением, метод «шести шляп», составление кроссвордов, короткое тестирование, поиск ошибок, подготовка своих примеров по теме

Рефлексия

Проговаривание школьниками нового содержания, которое оценивается через призму личного опыта, впечатлений 

Фиксирование достижение цели и задач урока, обсуждение домашнего задания. «Свободный микрофон», самоанализ с использованием цветотехники, создание «лестницы успеха», анкетирование, прием «Шкатулка»

Построение содержательной структуры современного урока «открытия» новых знаний по ФГОС невозможна без тщательной подготовки, которая ложится на плечи каждого педагога-новатора. Сразу важно отметить, что для занятий данного типа следует выделять две цели: содержательную, которая заключается в расширении понятийной базы учащихся, и деятельностную, основанную на обучении детей применять новые способы действия, реализовать усвоенные знания на практике. В остальном алгоритм прорабатывания структурных элементов урока ОНВ предусматривает:

Выделение нового задания – комплекс знаний, который будет усвоен учащимися в течение урочного времени. Важно продумать формулировку данного тезиса, который будет созвучен теме занятия, а также определить границы минимального и максимального предметного содержания, предназначенного для усвоения:

1) моделирование способа открытия знания;

2) выделение мыслительных процессов, способствующих достижению поставленных целей;

3) формирование предпосылок для развития УУД и усвоения предметного минимума путем подбора упражнений, педагогических приемов, форм коллективного взаимодействия;

4) конструирование проекта нового знания, способов его осуществления;

5) разработка проверочной работы, алгоритма ее оценивания;

6) составление конспекта занятия, на основе которого по окончанию урока можно провести содержательный самоанализ урока

Структура комбинированного урока по ФГОС

Одним из наиболее знаковых этапов в подготовке школьных занятий является проектирование структуры комбинированного урока по ФГОС – формы образовательной деятельности, основанной на совмещении различных методов обучения, способствующих достижению ряда педагогических устремлений – повторения ранее изученного, освоение нового материала с последующим закреплением, осуществления промежуточного контроля (табл. 2).

Таблица 2

Элементы структуры комбинированного урока

Особенности реализации

Мотивация

(организационный

момент)

Ввиду многокомпонентности и напряженности темпа занятия проводится в активной форме с элементами коллективной работы, игры, развлечения, интеллектуального практикума с целью создания правильного настроя на продуктивную активность

Входной контроль (проверка домашнего задания), актуализация пройденного материала

Рекомендованы коллективные или групповые формы взаимодействия, призванные вовлечь в продуктивную деятельность всех детей в классе

Первичное усвоение знаний

Представление темы начинается с создания проблемной ситуации, позволяющей достигнуть сразу двух моментов – актуализировать внимание школьников и обеспечить связь темы с ранее изученным предметным содержанием

Проверка понимания

Выполнение стандартных заданий по алгоритму с последовательным повышением сложности. Роль педагога на данном этапе – консультирование и направление

Первичное закрепление, самостоятельная работа

Практическое изучение нового материала во время выполнения заданий самостоятельно, в парах или группах

Поиск и коррекция допущенных ошибок

Коллективная проверка, выявление проблемных моментов и поиск путей по их предупреждению

Обсуждение домашнего задания, рефлексия 

Подведение итогов, оценивание проделанной работы через призму детского опыта

Комбинированные уроки способствуют достижению оптимальных учебных результатов, вместе с тем их проведение связано с необходимостью серьезной подготовки на этапе планирования, поддержанием высокой концентрации внимания школьников, точного расчета времени.

Стоит отметить, что структура комбинированных уроков, проектируемых в соответствии с ФГОС, во многом созвучна с этапами модульных занятий, являющихся структурными единицами модульного обучения – модели организации образовательного процесса, базирующегося на идее разделения предметного содержания на блоки, освоение которых предусматривает высокий уровень вовлеченности учащихся.

Занятия-модули по сути являются комплексом учебного содержания и различных приемов, способствующих овладению этим содержанием, а потому в ходе их реализации решается ряд дидактических задач. В свете этого с целью улучшения качества школьного обучения целесообразно строить модули с элементами комбинирования или, напротив, переносить элементы модульного изложения материала в уроки смешанного типа, чтобы отслеживать уровень эффективности учащихся и определить оптимальный способ образовательной работы в классе.

Структура урока закрепления (комплексного применения ЗУН)

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) предполагает выполнение учащимися сложных комплексных задач, охватывающих материал нескольких разделов или тем учебной программы.

Основная дидактическая цель урока – реализация я усвоенных понятий и теорий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся.

Виды учебных занятий: ролевые и деловые игры, практикумы, уроки защиты проектов, путешествие, экспедиция, диспут, игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, урок-конкурс, урок-викторина), театрализованный урок (урок-суд), урок-совершенствование, заключительная конференция, заключительная экскурсия, урок-консультация, урок-анализ контрольных работ.

Таблица

Структура урока закрепления

Элементы структуры урока закрепления

Особенности реализации

Организационный этап

Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический

настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы учащиеся поняли, что им рады, их ждали.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Это обязательный этап урока по ФГОС. На данном этапе учителю необходимо создать проблемную ситуацию так, чтобы учащиеся сами назвали цель урока, а так же саму тему. Результативность учебно-воспитательного процесса, состояние познавательной активности зависят от осознанности учеником цели деятельности. Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке.

Практические приемы: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, раскрытие практической значимости темы, использование музыки и других эстетических средств

Первичное закрепление

– в знакомой ситуации (типовые);

– в изменённой ситуации (конструктивные)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке.

Задачи этапа:

разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания; обобщить и систематизировать знания; способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях; применить дифференцированный подход.

Домашние задания могут быть: устными или письменными; обычными или программированными; долгосрочными или краткосрочными; требовать от учащихся различных усилий мысли ( репродуктивные, конструктивные, творческие)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Рефлексия – самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Структура урока повторения (актуализации ЗУН)

В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Урок повторения имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Цель урока повторения: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом.

Задачи урока повторения:

1) образовательная – повторить, закрепить и систематизировать основные понятия ранее пройденного материала;

2) воспитательная – прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели;

3) развивающая – расширить представления по данной теме, разделу, подготовить к восприятию нового материала, развивать логическое мышление.

Наиболее часто встречается следующая классификация видов повторения:

– повторение в начале учебного года; здесь на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на занятии, должны опираться на прочный фундамент ранее усвоенных;

– текущее повторение материала, пройденного ранее;

– повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующее повторение);

– повторение пройденного вне связи с новым материалом;

Цели тематического повторения и заключительного повторения аналогичны, материал повторения (отбор существенного) весьма близок, а приемы повторения в ряде случаев совпадают. Однако на заключительном повторении материал тем суживается. Такое повторение способствует большему осознанию пройденного, указывает на связь различных разделов учебной дисциплины и одновременно дает возможность обозреть большой объем материала.

Этапы урока повторения

Элементы структуры урока повторения

Особенности реализации

1. Организационный этап

Начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан на 1–2 минуты.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

Способствует включению в деловой ритм, организует работу с известной информацией, уточняет тематические рамки.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа с изученной ранее информацией, обсуждение, выведение темы и цели урока

4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку; с целью подготовки к изучению новой темы

Выделение проблемы, включение обучающихся в обсуждение проблемного вопроса, организация индивидуальной работы

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Применение способов действия, вызвавших затруднения, повторение ранее изученного. На данном этапе учащиеся должны научиться договариваться с людьми, выполнять различные роли в группе, сотрудничать; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, в парах

6. Обобщение и систематизация знаний

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Закрепление знаний, полученных на уроке ; обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. На данном этапе учащиеся должны уметь находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, план); планировать деятельность в учебной ситуации

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты, степень их соответствия; высказывают личное мнение об уроке и способах работы на нем

Структура урока систематизации и обобщения знаний

Систематизация и обобщение знаний – один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал – запомнил – пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил знание на практике».

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности), уроки данного типа строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, ре-продуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный

Таблица

Структура урока повторения

Элементы структуры урока повторения

Особенности реализации

1. Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

По требования ФГОС указывают два вида целей.

1. Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету.

2. Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний 

3. Актуализация знаний

На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.

Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.

Приемы

1. Ассоциативный ряд. Ученики должны вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.

2. Разные виды мини-опросов. Желательно чередовать виды опросов, комбинируя разные типы вопросов – от редуктивных до творческих и объемных.

3. «Лови ошибку».

4. Тестирование. Тесты тоже можно подобрать не стандартные, с набором вариантов ответов, а логические, сопоставительные. Например, где требуется соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку.

5. Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.

6. Мизансцены – довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.

7. Дидактические игры.

Задача учеников на данном этапе – обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий

4. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Задача учителя на данном этапе исключительно координирующая: нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану: 

– ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

– ученик определяет: с какой темой связана его ошибка – это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

– ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.

В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.

Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд 

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

Кроме того, на данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.

На данном этапе можно использовать следующие приемы: построение алгоритмов; работа по карточкам; исследования или мини-проекты; «лови ошибку»; «реставратор»; «щадящий опрос».

Цель применения таких приемов – обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм – значит, по разработанному алгоритму

В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл

7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии: инсерт, кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие.

На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как«Отсроченная отгадка»,«Дерево предсказаний», «Шесть шляп» – то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки

Структура урока коррекции знаний

Урок коррекции знаний, умений и навыков отличается от большинства уроков тем, что он полностью ориентирован на проверку и коррекцию уже полученных знаний. Чаще всего такое занятие проводится в конце большой темы, раздела, в конце учебного года. Важно, что учитель не просто констатирует: «О, Иванов опять не понял тему!» Он определяет пути коррекции для непонятливого Иванова, позволяющие ему все-таки добиться успеха. То есть урок выявляет не просто пробелы в знаниях (если они есть); он призван выявить и причины неуспеваемости отдельных учеников, чтобы работа с ними в дальнейшем велась более «прицельно».

На передний план в современном уроке коррекции знаний, умений и навыков выдвигается все то, что диктует деятельностный подход. Знания, их проверка и (при необходимости) коррекция нужны не сами по себе, а потому, что они помогают решать какие-либо практические задачи. Поэтому надо уделить особое внимание подбору материала для проведения такого занятия.

Также важным принципом на современном этапе является ориентация на получение не только знаний по предмету, но и метапредметных. То есть желательно, чтобы деятельностный подход охватывал достаточно широкие явления реальной жизни.

Наконец, современные принципы образования требуют ориентации не на общее, а на индивидуальное, обучение должно быть не обезличенным, а соответствующим потребностям конкретного ученика. А это уже явное основание при проведении урока коррекции знаний использовать дифференцированные задания или такие, которые требуют самостоятельного определения учеником объема и содержания работы.

Естественно, речь идет о том объеме знаний, который соответствует необходимому минимуму или превышает его. Владение минимумом соответствует удовлетворительной оценке, а больший объем оценивается соответственно более высоким баллом. Это все и определяет цели и задачи урока коррекции, его структурные особенности.

Таблица

Этапы урока коррекции знаний

Элементы структуры урока повторения

Особенности реализации

1. Организационный этап

Это важный этап урока коррекции знаний, поэтому методисты не советуют пропускать его или проводить формально, без учета специфики занятия.

Поскольку нет ученика, который не волновался бы хоть немного перед контрольной, надо спокойным и уверенным тоном поговорить с ребятами, настроить их на работу, постараться помочь поверить в свои силы.

Можно, например, напомнить об удачном уроке коррекции при завершении прошлого раздела, предложить желающим высказать одноклассникам пожелания успеха, как-то ободрить наиболее нервных и неуверенных в себе учеников

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

3. Итоги диагностики (контроля знаний, умений и навыков). Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

Урок коррекции знаний, умений и навыков ФГОС должен убеждать ученика в ценности знаний и результативности работы. Поэтому хорошо, если есть возможность сразу же оценить хотя бы часть работы детей. Конечно, окончательная оценка не может быть выставлена незамедлительно, но учитель может успеть проверить тест, он знает предварительный балл по первым этапам урока. Можно сделать некий общий вывод

4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Что касается домашнего задания, то многие учителя не задают его после такого урока или предлагают что-нибудь творческое и интересное (рисунок, иллюстрацию, найти загадку или забавный вопрос по теме и прочее)

5. Рефлексия (подведение итогов занятия.

Вывод делается не в виде оценки знаний, а как общая оценка работы: была ли она продуктивной, с полной отдачей, что было трудно, а что – нет

Урок коррекции знаний, умений и навыков всегда занимал особое место среди уроков. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы он вписывался в общую концепцию преподавания предмета и оказывал на обучающихся развивающее воздействие.

Структура урока контроля знаний

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель – не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля.

Главные особенности уроков развивающего контроля

1. Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором – проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).

2. В отличие от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним.

Формы организации уроков развивающего контроля

Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:

– ученики пишут контрольную работу;

– учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки;

– ученики по эталону проверяют свои контрольные работы;

– по заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка;

– в зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:

– самоконтроль – эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами;

-взаимоконтроль; класс делится на пары (тройки); эталон оказывается у одного в паре; организуется взаимопроверка; формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником;

– педагогический контрольэталон остается у учителя; научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.

Рассмотрим основные этапы урока контроля знаний и особенности их реализации.

Таблица

Этапы урока контроля знаний

Элементы структуры урока повторения

Особенности реализации

1. Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.

На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок

3. Выявление знаний, уме-ний и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений (задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посиль-ными для каждого учени-ка). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочета-ния устного и письменного контроля. В зависимости

от вида контроля формиру-ется его окончательная структура

См выше: «Формы организации уроков развивающего контроля»

4. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Главная цель этого этапа – самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).

Приемы для этапа рефлексии:

– Синквейн.

– Хоку или хайку.

– Цветные поля.

– Дерево познания.

– Лестница успеха.

– Анкетирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС  в  помощь учителю ( Стандарты второго поколения)...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС ...

Структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний. 5)...

Примерная структура некоторых типов уроков по ФГОС

Методическая помощь учителю при составлении урока по ФГОС...

Типы уроков по ФГОС и их структура

Типы уроков по ФГОС и их структура...

Расширенный план выступления на конференции по теме «Типы уроков по ФГОС». Структура урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений (рефлексии).

1.Понятие рефлексии. Это междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение субъекта на самого себя, на результаты своих действий и на их осмысление.Reflexio- от латинского «обращение назад»...