Рабочая программа по СБО 5-9 классов для школ 8 вида 2020 год
материал
Практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_sbo.docx | 69.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Старовичугская школа-интернат VIII вида»
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № 1 от «29» августа 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора школы-интерната по УР _________________ ФИО «29» августа 2020г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната ________________ФИО Приказ № 1 от «30»августа2020 г. |
Рабочая программа
по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
для 5-9 классов
на 2018-2020 учебный год
Составитель:
учитель
Старая Вичуга 2020 год
Содержание.
- Пояснительная записка……………………………………………………………….……………..3
- Нормативная основа рабочей программы…………………………………………………….3
- Цели и задачи………………………………………………………………………………........4
- Содержание рабочей программы…………………………………………………………….…….11
- Требования к уровню подготовки учащихся…………………...…………………………………28
- Тематическое планирование…………………………………………….………………………....32
- Учебно-методические средства обучения…………………………………………………………35
Приложение № 1
Приложение № 2
- Пояснительная записка.
- Нормативная основа рабочей программы.
Рабочая программа составлена на основе:
- Образовательной программы по чтению для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Авторы: Воронкова В.В., Перова М.Н., Сивоглазов В.В., Лифанова Т.М., Бородина О.И./под редакцией В.В. Воронковой. Издательство «ВЛАДОС», 2000.
- Учебного плана школы, составленного на основе I варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г., №29\2065-п), Типового положения о коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. №288 (в действительной редакции) и с соблюдением требований Санитарных правил, устройств, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии по обязательной и максимальной нагрузке обучающихся от 06.03.1986 года 4076-86.
1.2. Цели и задачи.
Изучение социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей:
- практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду;
- формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социальной адаптации в обществе;
- повышение общего уровня развития обучающихся, расширение их кругозора;
- воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для коррекционного курса СБО являются:
- индивидуальная, групповая, коллективная деятельность обучающихся;
- изучение и соблюдение правил техники безопасности;
- составление плана работы и его реализация, осуществление самоконтроля;
- библиографические умения и навыки: умение пользоваться словарями, каталогами библиотек, оглавлениями;
- измерение величин (время, масса, объём);
- написание текста на заданную тему.
Настоящая рабочая программа составлена с учетом возрастных и психо-физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомить с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д.
«Питание» - один из важнейших разделов, который решает нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Формы и методы реализации программных задач
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4—5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии и зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в VI классе проводится урок- экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (IX класс) следует закончить экскурсией в Сбербанк.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки, учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экскурсию, вовлекая детей и беседу, особенно во время текущих и итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия, то нужно предварительно обговорить с ним объем и характер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие и др.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии — повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассированием овощей или заправкой первого блюда.
Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.
Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).
В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по СБО. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы целесообразно вести разные формы учета. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Н-еделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Для проведения занятий и экскурсий в VI-IX классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов- медиков и психологов.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).
- Содержание рабочей программы.
Основное содержание – 274 часа.
Личная гигиена (19 часов).
Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Особенности личной гигиены в жизни подростка. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Гигиена зрения. Значение закаливания организма. Способы закаливания. Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Пагубное влияние курения, алкоголя, наркотиков и токсических веществ на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих.
Практические работы: чистка зубов, мытье рук, лица,; расчесывание волос, стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, стирка предметов личной гигиены; обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн, выполнение физических упражнений, выбор сезонной одежды, головного убора, уход за глазами, подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния
Одежда и обувь (36 часа).
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью. Поддержание одежды в порядке. Правила и приемы ручной стирки изделий. Глажение одежды. Виды штопки, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья. Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях.
Практические работы: сушка и чистка — домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви; пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок; подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва; стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат; стирка мелких изделий с помощью стиральной машины. Определение собственных размеров одежды и обуви.
Питание (80 часов).
Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки, с минимумом тепловой обработки. Использование механических и электробытовых приборов. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола. Рецепты блюд. Меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. Виды теста. Приготовление изделия из теста. Заготовка продуктов впрок. Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд.
Практические работы: чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов, нарезка хлеба, сырых и вареных овощей; строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами, приборами; приготовление блюд; сервировка стола; мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.
Семья (12 часов).
Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их. Права и обязанности каждого члена семьи. Формы организации досуга, отдыха в семье. Семейные традиции. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми, в соблюдении чистоты и порядка в школе, дома. Грудной ребенок в семье.
Практические работы: составление родословного древа. Проведение игр с младшими школьниками. Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
Культура поведения (14 часов).
Значение осанки. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом. Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости. Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
Практические работы: выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки; изготовление несложных сувениров; сюжетно-ролевые игры.
Жилище (35 часов).
Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья, варианты квартир и подсобных помещений. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Гигиенические требования к жилому помещению Уход за мебелью, полом. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уборка кухни, санузла, ванны. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы.
Практические работы: заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конвертах и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе; организация рабочего места школьника. Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, пола, стен, раковин, утепление окон
Транспорт (15 часов).
Виды транспортных средств. Проезд в школу. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. Пригородные и междугородные поезда. Расписание. Вокзалы. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Междугородний автотранспорт, автовокзал. Расписание движения автобусов. Значение водного транспорта, авиатранспорта.
Практические работы: оплата проезда в транспорте. Составление маршрута от дома до школы и т.п.
Торговля (11 часов).
Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей.
Продуктовые, промышленные магазины и их отделы. Универмаги и универсамы, их назначение. Рынки. Виды рынков. Виды ярмарок.
Виды товаров фасованные и в развес и розлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном, промышленном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
Срок годности, стоимость. Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.
Практические работы: экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы; определенные сроке годности; приобретение продукта, проверка чека.
Средства связи (9 часов).
Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Виды бандеролей и посылок, порядок их отправления. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов аварийных служб. Виды денежных перевода (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов. Виды связи.
Практические работы: экскурсия на почту (телеграф); написание адреса на почтовых конвертах, на
открытках «уведомление» и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Определить стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной. Заполнение бланков.
Медицинская помощь (23 часа).
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинской учреждений. Работники медицинских учреждений. Виды врачебной помощи, доврачебной помощи. Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны. Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар). Первая помощь утопающему.
Меры предупреждения заболеваний. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность
Практические работы: экскурсия в аптеку, травмопункт. Сюжетная игра — оказание помощи при несчастном случае, уход за больным.
Учреждения, предприятия, организации (8 часов).
Дошкольные учреждения, дома детского творчества, школы, колледжи, их назначение.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение. Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.
Практические работы: экскурсии в учреждения.
Экономика домашнего хозяйства (12 часов).
Бюджет семьи: виды источников дохода, условия и порядок их получения, основные статьи расходов.
Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.
Практическая работа: Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление доверенности. Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период. Упражнения в снятии показателей счетчиков. Расчет стоимости, заполнение квитанция. Экскурсия в Сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений.
Трудоустройство (3 часа).
Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).
Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.
Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления.
Практическая работа: экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.
Итоговые контрольные работы - 5 часов
5 класс (35 часов)
Личная гигиена (4 часа).
Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению. Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих.
Практические работы: чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи, ног; расчесывание волос, подмывание на ночь, стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, стирка носового платочка, трусиков, носок; установка настольной лампы на рабочем месте.
Одежда и обувь (4 часа).
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.
Практические работы: сушка и чистка — домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.
Питание (10 часов)
Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.
Практические работы: чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов, нарезка хлеба, сырых и вареных овощей; строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами; приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из варенья; сервировка стола с учетом различных меню; мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения; стирка салфеток. Приготовление «Витаминного салата», простых и сложных бутербродов.
Культура поведения (3 часа).
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.
Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом.
Практические работы: выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки; ролевая игра — ситуативные диалоги — при встрече, расставании и за столом.
Жилище (7 часов).
Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции - комнаты отдельные, смежные; по назначению — спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы.
Практические работы: заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конверте и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе; организация рабочего места школьника.
Транспорт (3 часа).
Виды транспортных средств. Проезд в школу (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Экскурсии: коллективные поездки в транспорте.
Практические работы: оплата проезда в транспорте; Составление маршрута от дома до школы-интерната. Изготовление знаков дорожного движения, встречающиеся по дороге к дому, школе. Рассчитать стоимости проезда от дома до школы-интерната и обратно. Определить сумму денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца.
Торговля (2 часа).
Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных. Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.
Продуктовые специализированные: «Булочная», Булочная-кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.
Виды товаров фасованные и в развес и розлив.
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности, стоимость. Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.
Практические работы: экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы; определенные сроке годности (на примере молочных продуктов);приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека.
Резервное время 2 часа, в том числе 1 час – практическая работа.
Повторение пройденного.
Практическая работа. Контрольная работа.
6 класс (68 часов, в том числе практическая часть)
Личная гигиена (5 часов).
Значение закаливания организма. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время"отдыха глаз. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм детей и взрослых.
Практические работы: обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых; выполнение физических упражнений — утренняя зарядка; выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в процессе игровой ситуации; уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками; проверка зрения у окулиста; просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков и токсических веществ.
Одежда и обувь (11 часов).
Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок; крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.
Практические работы: пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде; подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва; стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами.
Питание (20 часов)
Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.
Практические работы: экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов; чтение рецептов, подготовка продуктов; приготовление каши (молочных), вареных яиц, омлета, картошки и др., простейших блюд с минимумом тепловой обработки; заварка чая; строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи, составление рецепта приготовления собственного блюда; мыть посуду с применением химических моющих средств.
Семья (2 часа).
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их. Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы: родственные отношения в семье; беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи.
Культура поведения (2 часа).
Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке). Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Практические работы: сюжетна игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение её силами учеников. Поведение в библиотеке. Поведение в музее.
Жилище (8 часов).
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.)
Практические работы: уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.
Транспорт (4 часов).
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет). Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Экскурсии: на вокзал (станцию).
Практические работы: определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении.
Торговля (2 часа).
Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменных принадлежностей, хозяйственные и др.
Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.д.
Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
Практическая работа: экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком; приобретение доступного по цене товара, проверка чека и сдачи.
Средства связи (6 часов).
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.
Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).
Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг.
Тарифы.
Практические работы: экскурсия на почту (телеграф); написание адреса на почтовых конвертах, на открытках «уведомление» и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Их отличие.
Определить стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной.
Медицинская помощь (4 часа).
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
Меры предупреждения глистных заболеваний.
Практические работы: экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пипетка, пинцет и др.
Учреждения, предприятия, организации (2 часа).
Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад-школа) — учебно-воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение.
Практические работы: экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков; выбор кружка с учетом своих интересов для организации свободного времени.
Резервное время (2 часа, в том числе 1 час – практическая работа)
Повторение пройденного.
Практическая работа. Контрольная работа.
7 класс (68 часов, в том числе практическая часть)
Личная гигиена (7 часов).
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Пользование шампунем в с соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Практические работы: мытье тела и волос под присмотром взрослых; подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния (жирные, сухие, нормальные).
Одежда и обувь (11 часов).
Значение продления срока служения одежды. Виды штопки, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей, стирка изделий из шелка вручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
Практические работы: ремонт одежды: штопка и наложение заплат; стирка мелких изделий из белой хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины, соблюдая правила безопасности в работе. Стирка изделий из шелка — в ручную. Экскурсия в прачечную, знакомство со стоимостью услуг; прейскурантом на определённые виды стирки.
Питание (20 часов)
Виды питания. Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
Практические работы: знакомство е инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами; чтение рецептов и подбор продуктов; приготовление щей из свежей капусты; приготовление киселя, компота; соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами.
Семья (2 часа).
Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми — умывание, одевание, обувание, причесывание; в соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате, дома.
Практические работы: оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку; разучивание с ними тихих и подвижных игр; проведение игр с младшими школьниками.
Культура поведения (4 часа).
Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.
Практические работы: изготовление несложных сувениров; сюжетная игра «В гостях».
Жилище (6 часов).
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом.
Практическая работа: сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним; мытье полов. Подготовка помещения к зиме, лету на севере. Написание домашнего адреса на конверте, открытке.
Транспорт (4 часа).
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и получения его.
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Практические работы: определить пункт назначения. Выбрать вид поезда (пассажирский, скорый) и типы вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий). Уточнить стоимость проезда с учетом вида поезда и типа вагона, выяснить свои возможности.
Торговля (2 часа).
Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их назначение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии.
Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.
Практические работы: экскурсия в универсам, самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию.
Средства связи (2 часа).
Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом.
Практические работы: заполнение бланков на отправку бандероли, посылки; упаковка бандероли, посылки; определение стоимости отправки простых и ценных посылок.
Медицинская помощь (6 часов).
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы укусы насекомыми и др.) Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны. Меры по предупреждению переломов.
Практические работы: экскурсия в травмопункт, наблюдения за накладыванием гипса при переломах.
Учреждения, предприятия, организации (2 часа).
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села.
Практические работы: экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.
8 класс (68 часов, в том числе практическая часть)
Личная гигиена (2 часа).
Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра и природные средства. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения его — воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других положительных качеств личности.
Практические работы: упражнения в протирании кожи лица; подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры, с учетом состояния кожи; использование масок из фруктов и овощей.
Одежда и обувь (6 часов).
Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков. Химчистка — знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид.
Практические работы: стирка изделий из шерстяных и синтетических/ тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка; экскурсия в химчистку, знакомство с правилами приема изделий и выдача их, с прейскурантом на чистку определенного вида изделий.
Питание (20 часов)
Виды теста: дрожжевое, пресное. Приготовление изделия из теста. Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей, зелени. Запись рецептов.
Практические работы: чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов; приготовление пресного теста, из него лапши и выпечка печенья; запись рецептов соления, варенья, консервирования, сушки овощей, фруктов, ягод; приготовление овощного салата; нарезка зелени и фруктов для сушки.
Семья (6 часов).
Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним — кормление из соски, с ложечки; купание, одевание, пеленание, уборка постели. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.
Практические работы: упражнение в купании, одевании, пеленании куклы; мытье детской посуды, игрушек.
Культура поведения (4 часа).
Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.
Практические работы: Сюжетная игра «Встреча молодых людей.
Жилище (2 часа).
Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла, ванны.
Практические работы: мытье кафельных стен, чистка раковин.
Транспорт (2 часа).
Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения. Значение водного транспорта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного пункта назначения.
Экскурсия на автобусную станцию.
Практические работы: выбрать пункт назначения. Определить время и место отправления. Рассчитать стоимость проезда на теплоходе в направлениях «туда и обратно» с учетом класса каюты.
Торговля (4 часа).
Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые.
Различия рынка от магазина: одно из них —право покупателя предлагать продавцу снизить цену (право торговаться); право выбора товара.
Практические работы: экскурсия на рынок. Выявление системы расположения продаваемой продукции, нахождение более низких цен на одноименную продукцию; сравнение рыночных цен и магазинных на одно и тоже название товара.
Средства связи (2 часа).
Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным.
Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону.
Вызов милиции — 02; пожарной команды — 01; утечка газа — 04; скорой помощи — 03; и другие аварийные службы (поломка водопровода, неисправности электроэнергии и др.). Получение справок по телефону —Служба точного времени «говорящие часы».
Междугородняя телефонная связь Порядок пользования автоматической связью. Виды заказа междугороднего телефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные разговоры.
Практические работы: Сюжетно-ролёвая игра «телефонная справочная служба». Экскурсия на переговорный пункт. Выбор названия города, знакомство с кодом и тарифом. Расчет стоимости разговора за 1 минуту, 3.5,10.
Медицинская помощь (8 часов).
Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар).
Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Практические работы: сюжетная игра — оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение повязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема.
Учреждения, предприятия, организации (4 часа).
Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.
Практические работы: экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи.
Экономика домашнего хозяйства (8 часов).
Бюджет семьи:
— виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.);
— условия и порядок их получения;
— основные статьи расходов:
а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;
б) виды государственных страхований;
в) питание;
г) оплата проезда;
д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость;
— оздоровление организма членов семьи, содержание домашней аптечки; предметы личной гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года;
— создание уюта и сбережение сил, времени, денег: это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье и т.п. Ремонт обуви, одежды.
— повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея, выставки, дискотеки:
- приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шерсти, ткань и т.д.
е) помощь родственникам.
2. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.
Практическая работа: Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии за членов семьи. Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью. Упражнения в снятии показателей электросчетчика (газового счетчика, счетчика воды, телефонных разговоров). Расчет стоимости израсходованной электроэнергии (газ, воды, телефонных разговоров); заполнение квитанция (на конкретных примерах);упражнение в планировании крупных, дорогостоящих покупок (на конкретных примерах); Экскурсия в ЖЭК (ДЭЗ) и т.п. и в Сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений.
9 класс (35 часов, в том числе практические работы)
Одежда и обувь (3 часа).
Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Практические работы: определение собственных размеров одежды и обуви; экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими
ученику; выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.
Питание (8 часов)
Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы: работа с литературой; подбор рецептов диетического питания; составление меню диетического питания на день, неделю; составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста; запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его; составление меню праздничного стола и сервировка его (по поводу окончания школы).
Семья (2 часа).
Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье. Семейные традиции.
Практические работы: упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
Культура поведения (1 часа).
Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
Жилище (2 час).
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.
Практические работы: упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
Транспорт (2 часа).
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
Практические работы: Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.
Торговля (1 час).
Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.
Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов. Время и место проведения ярмарок.
Практические работы: участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина — распродажи товаров по сниженным ценам.
Средства связи (1 часа).
Виды денежных перевода (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.
Практические работы: Экскурсия на почту. Заполнение бланков на отправление денежного перевода.
Медицинская помощь (3 часа).
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Практические работы: сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.
Трудоустройство (3 часа)
Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).
Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.
Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления.
Практическая работа: Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки выпускников 5 класса.
Обучающиеся должны знать:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, правила охраны зрения
- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью
- виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола, правила мытья посуды и уборки помещения.
- состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их
- правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом;
- свой почтовый адрес
- виды продуктовых магазинов
Обучающиеся должны уметь:
- совершать вечерний туалет в определенной последовательности
- корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, ухаживать за одеждой
- прочитать рецепт блюда, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.
- выполнять правила поведения в семье
- вежливо обращаться с просьбой
- писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения.
- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, совершить покупку
Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства связи, виды почтовых отправлений
- способы вызова врача на дом
- правила закаливания организма
- правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей
- способы хранения продуктов и готовой пищи, правила составления рецепта блюда
- свои права и обязанности в семье
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками
- правила и последовательность проведения сухой влажной уборки
- виды междугороднего транспорта
- правила поведения в магазине и общения с работниками магазина
- виды детских учреждении и назначение
Обучающиеся должны уметь:
- записаться на прием к врачу, вызвать врача на дом
- соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий
- пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки
- приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности
- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности
- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения пригородных поездов
- совершить покупку в магазине.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса.
Обучающиеся должны знать:
- правила личной гигиены девушки и юноши;
- особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами
- значение первых, вторых блюд
- правила ухода за младшими детьми
- правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приема подарков
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения
- назначение универмага и универсама
- виды почтовых отправлений
- виды доврачебной помощи, правила обработки раны и наложения повязки
Обучающиеся должны уметь:
- правильно ухаживать за лицом и волосами.
- ремонтировать стирать гладить одежду и белье
- пользоваться механическими и электробытовыми приборами
- культурно вести себя в гостях
- убирать жилые помещения, мыть зеркала и стекла, утеплять окна, ухаживать за полом
- ориентироваться в расписании; приобретать билеты ж/д кассе
- заполнить бланк на отправку бандероли, посылки
- обрабатывать раны, накладывать повязки.
Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса.
Обучающиеся должны знать:
- правила ухода за кожей лица;
- правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей, правила и последовательность глажения изделий
- способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени
- правила ухода за грудным ребенком
- правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома требования к внешнему виду молодых людей
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла
- основные автобусные маршруты
- виды телефонной связи, правила пользования ими, телефонным справочником
- правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях
- составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, правила экономии
Обучающиеся должны уметь:
- правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног
- стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей
- приготовить пресное тесто и изделия из него, заготовить ягоды без тепловой обработки
- культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах
- мыть кафельные стены, чистить раковины
- пользоваться расписанием, определять стоимость проезда, покупать билет, обращаться за справкой
- кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону
- оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему
- обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений
- подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, снимать показатели счетчика.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса.
Обучающиеся должны знать:
- правила личной гигиены;
- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;
- способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда;
- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;
- правила поведения в магазине, правила покупки товаров;
- основные средства связи, виды почтовых отправлений;
- меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи;
- виды учреждений, их местонахождение и назначение;
- составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений;
- учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;
- пользоваться приборами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить простые блюда, сервировать стол;
- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за маленькими детьми;
- производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;
- соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки;
- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за при обретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу;
- оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону;
- вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;
- обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений;
- подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показатели счетчика, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;
- обращаться в отделы кадров учреждений для устройстве на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.
5.Тематичекое планирование по социально-бытовой ориентировке.
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Корректировка | |
Кл. | Часы | |||
1 | Личная гигиена | 5 6 7 8 9 | 4 5 7 2 1 19 | |
2 | Одежда и обувь | 5 6 7 8 9 | 4 11 11 6 3 36 | |
3 | Культура поведения | 5 6 7 8 9 | 3 2 4 4 1 14 | |
4 | Жилище | 5 6 7 8 9 | 7 8 6 2 2 35 | |
5 | Торговля | 5 6 7 8 9 | 2 2 2 4 1 11 | |
6 | Транспорт | 5 6 7 8 9 | 3 4 4 2 2 15 | |
7 | Питание | 5 6 7 8 9 | 10 20 20 20 10 80 | |
8 | Трудоустройство | 9 | 3 | |
9 | Семья | 6 7 8 9 | 2 2 4 2 10 | |
10 | Средства связи | 6 7 8 9 | 6 2 2 1 11 | |
11 | Медицинская помощь | 6 7 8 9 | 6 6 8 3 23 | |
12 | Экономика домашнего хозяйства | 7 8 | 4 8 12 | |
13 | Учреждения и организации | 6 7 8 | 2 2 4 8 |
4.Учебно-методические средства обучения.
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. , Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя.М., Владос, 2005 г.
Иллюстрации, таблицы, плакаты в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе (в том числе, и в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь.
Видеопрезентации по содержанию тем уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....
Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы под редакцией доктора педагогичес...
Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ре...
Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по геометрии для 8 класса коррекционной школы V вида.
Рабочая программа по геометрии 8 класса коррекционной школы V вида к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка ...
рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, методическое сопровождение...