Сценарий "Час профилактики правонарушений"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)
Сценарий состоит из конкурсных заданий, выполнение которых направлено на повышение правовой культуры школьников. проведение мероприятия по данному сценарию возможно в Единый день профилактики правонарушений в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_profilaktiki_pravonarusheniy.rar | 437.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
Час профилактики правонарушений
для учащихся 8-11 классов
Цель:
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.
Задачи:
- Способствовать воспитанию законопослушного гражданина;
- Развивать правовую культуру учащихся;
- Уметь различать виды правонарушений, видеть разницу между преступлением и проступком;
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, м/м презентация.
I. Организационный момент.
Критерии оценивания: За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон.
II. Объявление темы и постановка цели
Сегодня в школе проходит Единый день профилактики правонарушений, и мы собрались на Час профилактики, чтобы поговорить в очередной раз об этой важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях.
Воспитатель напоминает школьникам, что Ребята, вы вступаете или вступили в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, – 14 лет.
Попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Члены жюри: судья и его помощники. Каждая команда выполняет задание за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.
III. Основная часть
В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем.
(2 слайд) ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
(3 слайд)
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Кроме Конституции существуют:
(4 слайд)
- «Конвенция о правах ребенка»,
- «Семейный кодекс»,
- «Гражданский кодекс»,
- «Трудовой кодекс»,
- «Уголовный кодекс».
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы.
Задание 1. РАЗМИНКА
Каждая команда по очереди отвечает на ряд вопросов, давая ответ «Да» или «Нет». После чего подсчитывается общее количество правильных ответов каждой команды ( за правильный ответ - 1 балл)
- Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет? (Нет).
- Правда ли, что допрос несовершеннолетних должен происходить в присутствии педагога? (Да).
- Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся родителей? (Да).
- Правда ли, что ребенок-инвалид не имеет права поступать в институт? (Нет).
- Правда ли, что за нанесение рисунков и надписей на фасады зданий, существует уголовная ответственность? (Нет, - административная ответственность, штраф).
- Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим обстоятельством при совершении преступления? (Нет - отягчающим).
Задание 2: «Ответственность несовершеннолетних».
Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ и с 16 лет. Определить за какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 14 лет, а за какие – с 16 лет.
(5-7 слайд)
1. Побои
2. Убийство
3. Кража
4. Грабеж
5. Клевета
6. Мошенничество
7. Терроризм
8. Неправомерное завладение автомобилем
9. Умышленное причинение вреда здоровью
10. Контрабанда
(Подчёркнутые с 16 лет, остальные – с 14 лет).
Задание 3: «Законы в русских пословицах».
(8-9 слайд)
Соберите пословицы
- Недолго той земле стоять,
- Нужда закона не знает,
- Законы святы
- Закон, что паутина
- Не бойся царского гонения
- Закон - дышло
- Кто законы пишет
- Строгий закон
куда захочешь, туда и воротишь.6
да судьи супостаты.3
шмель проскочит, а муха увязнет.4
тот их и ломает.7
бойся царского гонителя.5
где начнут уставы ломать.1
а через него шагает.2
виноватых творит.8
Задание 4:
В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности.
Выберите на карточки права и обязанности из предложенных и отметьте буквой О и П свои ответы. А что осталось.
Права (10 слайд)
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Охрана здоровья
Обязанности (11 слайд)
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность (12 слайд)
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.
(13 слайд)
Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Задание 5: «Знаете ли вы закон?»
Существует 4 вида ответственности. Назовите.
(уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая)
(14 - 15 слайды)
Перед вами ситуации. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.
- Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
- Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения (Административная)
- Ребята избили одноклассника (Уголовная)
- Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы (Уголовная)
- Ученик прогулял занятия в школе (Дисциплинарная)
- Девочка перешла дорогу в неположенном месте (Административная)
- Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
- Мальчики нецензурно выражались в автобусе (Административная)
Задание 6: «Шуточные четверостишия»
В этом задании описаны правонарушения и вы должны сказать последующие наказания.
(16 слайд)
Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана!
Штраф двести тысяч – вот шутки цена.
Ответ: заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей. Либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
(17 слайд)
В спасателя маленький Вася играл,
Он людям карманы от денег спасал.
Но за руку быстро мальчишку схватили,
В милицию сдали и дело «пришили».
Ответ: кража, т.е. тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6-ти месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(18 слайд)
Художником стать мальчик с детства мечтал,
На стенах домов «красоту» рисовал.
Таланта не понял сержант Иванов,
Родителям штраф он назначить готов.
Комментарий: осквернение зданий, порча жилых домов влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
(19 слайд)
Маленький мальчик в большом магазине
Матом ругался, катался в корзине,
Бабуси и деды вздыхали не зря!
Милиция вмиг усмирит дикаря.
Ответ: мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1500 рублей или административным арестом до 15 суток.
Задание 7: Вопросы
Каждой команде по очереди даётся вопрос о правах несовершеннолетнего. Ваша задача - назвать их. Если одна команда затрудняется ответить, другая, может заработать дополнительный жетон.
(20 слайд)
1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).
2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол).
3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних, в какое время (ночное).
4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).
Задание 8: музыкальное «Детские песни о правах »
Включается песня. В тексте песни звучат некоторые права человека. Ваша задача - назвать их. Баллы получает команда, первая написавшая правильный ответ
(21 слайд)
1. «Ничего на свете лучше нету…» (музыка - Г.Гладкова, слова - Ю.Энтина) - песня из мультфильма «Бременские музыканты» (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)
2. «А я все лежу и на солнышко гляжу…» (слова: C. Козлов, музыка: Г. Гладков) - песня из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню». (Право на жизнь, право на отдых и досуг.)
3. «Чему учат в школе» (музыка - В.Шаинского, слова - М.Пляцковского) (право на образование)
4. «На крутом бережку» (музыка - В.Шаинского, слова - А.Хайта) - песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
Задание 9: Блиц-вопрос
Отвечает каждая команда по очереди (быстро)
Вопросы 1 команде
- С какого возраста наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, повлекших расстройство здоровья? ( С 14 лет).
- Какой максимальный срок лишения свободы для лиц, не достигших 18 лет? (Не более 10 лет).
- Чем отличается кража от грабежа? (Кража – тайное хищение имущества, грабеж – открытое хищение имущества).
Вопросы 2 команде:
- С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет).
- Назовите виды административных взысканий? (Предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест).
- Какой вид административного взыскания не применяется к несовершеннолетним? (Административный арест).
Вопросы 3 команде:
- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (C 16 лет, за тяжкие преступления - с 14 лет ).:
- Освобождается ли от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление в нетрезвом виде? (Нет).
- При предъявлении уголовного обвинения какой орган выносит приговор обвиняемому? ( Суд).
Задание 10.
(22-23 слайд)
Читая каждую вторую букву, расшифруйте главную мысль нашего занятия: кто быстрее?
б з к а | за |
у п в о т с и т з у ю п я к б и | поступки |
д н т а и д т о | надо |
г о в т о в а е д ч и а г т р ь | отвечать |
Подсчёт жетонов. Награждение.
Вывод. (24 слайд)
Всегда надо помнить о том, что за совершённые поступки надо отвечать.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
педагог:
Для вас я приготовила памятку, с которой вы можете ознакомиться и ознакомить своих друзей.
Рефлексия.
Вам понравилась сегодняшняя игра? (Ответы детей).
Почему? (Ответы детей)
педагог:
(25 слайд)
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Использованные материалы и ресурсы:
https://multiurok.ru/files/intielliektual-naia-ighra-podrostok-i-zakon.html Интеллектуальная игра «Подросток и закон»
https://posloviz.ru/category/zakon/ Пословицы о законе
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vnieklassnoie-mieropriiatiie-zakon-i-podrostokВнеклассное мероприятие "Закон и подросток"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт социально-педагогической работы с подростками по профилактике правонарушений
Главная задача профилактической работы в системе правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадап...
презентация «Система работы администрации МОУ СОШ №168 по профилактике правонарушений ».
«Система работы администрации МБОУ СОШ №168по профилактике правонарушений »....
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...
Профилактика правонарушений среди учащихся
Общешкольная работаРабота с классомИндивидуальная работа...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...